Урок по музыке в 5 классе «Прогулка с композитором»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Цель: ознакомить учащихся с музыкальным циклом М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» как ярким примером переосмысления художественного образа в музыкальном произведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по музыке в 5 классе «Прогулка с композитором» | 64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока по музыке в 5 классе «Прогулка с композитором»
Ибрагимова Н.В.
Цель: ознакомить учащихся с музыкальным циклом М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» как ярким примером переосмысления художественного образа в музыкальном произведении.
Задачи:
- направить учащихся на осмысление музыкального образа в изобразительном искусстве
- развивать образное восприятие, самостоятельность мышления, умения слышать, видеть музыку и выделять главное
- через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения
- воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства
- расширять кругозор обучающихся.
Тип урока: урок углубления и расширения темы «Музыкальная живопись и живописная музыка»
Вид урока: урок-путешествие.
Методы:
- организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный
- частично-поисковый
- репродуктивный
- стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- метод эмоциональной драматургии
- создание нравственных переживаний
- ситуация занимательности
- прием сопоставления
- сравнение, анализ, обобщение
- по источнику информации и характеру деятельности:
- словесные
- наглядные
- практические
- по назначению и дидактическим задачам
- приобретение знаний
- формирование умений и навыков
- применение знаний
- повторение
- методы педагогики искусства:
- побуждение к переживанию в обстановке внутреннего эмоционального приятия художественного произведения
Форма обучения: фронтальная, групповая.
Структура урока:
- организационный момент;
- подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний;
- сообщение темы и цели урока;
- ознакомление с новым материалом;
- осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
- подведение итогов урока;
- постановка задания на дом.
Оборудование: медиапроектор, слайд-презентация, ноутбук, синтезатор.
Музыкальный материал:
- «Рассвет на Москве-реке» (из оперы «Хованщина») М. П. Мусоргский - эмоциональный настрой
- «Балет невылупившихся птенцов» (из цикла «Картинки с выставки») М.П.Мусоргский - слушание
- «Баба яга» (из цикла «Картинки с выставки») М.П.Мусоргский - слушание
- «Богатырские ворота» (из цикла «Картинки с выставки») М.П.Мусоргский - слушание
- «Мир, в котором мы живём» , муз. Б. Савельева, сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта - исполнение
Иллюстративный материал:
- В. А. Гартман «Балет невылупившихся птенцов»
- Портрет композитора М.П. Мусоргского
- Портрет художника В. А. Гартмана
- В. А. Гартман «Балет невылупившихся птенцов»
- В. А. Гартман « Избушка на курьих ножках»
- В. А. Гартман. Эскиз «Городские ворота в Киеве»
Ход урока:
1. Организационный момент:
(слайд 1) Под весёлую музыку обучающиеся входят в класс.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Поприветствуем друг друга не обычно, а
музыкально. Я вам пропою приветствие, а вы повторите.
(слайд 2)
Музыкальное приветствие: «Добрым утром, в добрый день, нам здороваться не
лень!» (Слова на доске, проигрывается на синтезаторе) Ученики повторяют.
- Постановка цели урока. Вступительное слово учителя.
У: Молодцы! Вы такие музыкальные, поэтому я просто уверена, что наш урок
будет интересным и увлекательным. Мы сегодня совершим прогулку с великим
композитором,
(слайд 3- тема)
и сопровождать нас будет музыка.
У: Тихо-тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде, в разноцветном, расписном.
(слайд 4- музыка)
И раздвинутся вдруг стены, вся земля видна вокруг.
Плывут звуки речкой пенной, тихо дремлет лес и луг.
Вдаль бегут лесные тропки, тают в дымке голубой,
Это музыка торопит и зовёт нас за собой.
Звучит «Рассвет на Москве-реке»
(из оперы «Хованщина») М. П. Мусоргского, (3 мин.)
- Объяснение нового материала.
У: Ребята, что вы представили, слушая эту музыку, и если бы вам предложили,
нарисовать к ней иллюстрацию, что бы вы изобразили? (ответы)
У: Как вы думаете – это музыкальное произведение мог написать русский
композитор или зарубежный? (ответы)
У: Правильно. Это произведение называется «Рассвет на Москве-реке»,
(Слайд4- картинка)
и написал его великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский. (Слайд 5)
Слушание музыки помогает нашему воображению рисовать образы, сюжеты,
придумывать сказочных героев. Такая музыка называется живописной.
(Слайд 6)
Запишите термин: «Живописная музыка» в тетрадь. (Пауза)
У: А иногда, глядя на картины, можно сочинить музыкальное произведение. Такая
живопись называется музыкальной.
(Слайд 7)
У: Запишите термин: «Музыкальная живопись» в тетрадь. (Пауза)
У: Однажды Модест Петрович Мусоргский прогуливался по выставке картин
своего друга – художника В.А.Гартмана.
( слайд 8)
У: И что из этого получилось, мы узнаем, совершив прогулку вместе с ним.
Именно так называется пьеса, в которой Мусоргский изобразил себя,
переходящего от картины к картине.
(Слайд 9)
Слушание пьесы «Прогулка» М.П.Мусоргского из цикла «Картинки с
выставки».
Гуляя по выставочному залу с композитором, мы останавливаемся у картины, (Слайд 10) которая представляет собой эскиз к балету для юных танцоров,
одетых в костюмы в виде разбитых яичных скорлупок.
Просмотр картины В. А. Гартмана «Балет невылупившихся птенцов»
У: Вам понравилась картина? Мусоргский был потрясён и взволнован, потому
после прогулки сочинил музыкальное произведение. Давайте послушаем, как
Мусоргский сумел изобразить эту сценку.
Слушание фрагмента пьесы «Балет невылупившихся птенцов»
(из цикла «Картинки с выставки») М. П. Мусоргского (1 мин.)
У: Удалось ли композитору передать созданные художником образы?
У: Какие средства выразительности использовал композитор? В случае
необходимости обратитесь к нашему краткому музыкальному словарю (на
доске несколько терминов)
(ответы: регистр - высокий, темп - быстрый, ритм – пунктирный)
У: После прогулки по выставке, Мусоргский не остановился на музыкальной
иллюстрации одной картины.
(Слайд 11)
У: Им был написан целый цикл, состоящий из 10 фортепианных пьес, «Картинки
с выставки». Такой многочастный цикл, называют сюита. Давайте подробнее
познакомимся с тремя картинами из выставки и попробуем доказать, что
Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку,
но создал свои «картинки», порой совершенно не похожие на зарисовки
Гартмана, предложил своё видение.
У: Пришла пора прогуляться к следующей картинке.
(Слайд 12)
На слайде появляется картина В. А. Гартмана «Избушка на курьих ножках»
У: Взгляните на эту картинку. Что вы здесь видите?
(ответы: красивый, яркий домик)
У: Молодцы. Действительно, праздничная избушка. Послушайте что увидел
Мусоргский.
(Слайд 13)
Слушание фрагмента пьесы «Избушка на курьих ножках»
(из цикла «Картинки с выставки») М. П. Мусоргского (1 мин.)
У: Какие образы вам представились, когда вы слушали? Мусоргский написал не
просто музыкальное оформление к данному рисунку, но предложил своё видение
хозяйки сказочного домика.
У: А кто живёт в этом домике «на курьих ножках»? Как зовут хозяйку?
(ответы: Баба-Яга)
У: Почему вы так решили? Что в музыке подсказало такой ответ?
(ответы: пьеса начинается тихо. А потом доходит до очень
громкого звучания с завываниями и скачками)
У: Правильно. Так и кажется, что из далека летит, стучит нечистая сила, быстро
приближается и уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе,
погоняя помелом. Скажите, в этой пьесе похожи рисунок и музыка? Музыка
стала продолжением истории художника?
У: Пришла пора прогуляться к следующей картинке.
(Слайд 14)
На слайде появляется эскиз «Городских ворот в Киеве» В. А. Гартмана.
У: На следующей картине художник Гартман изобразил эскиз городских ворот в
Киеве. Внимательно рассмотрите изображение ворот, их форму. Кто
невольно представляется? (ответы: богатырь)
Почему? (ворота изображены в виде богатырского шлема)
У: Именно такой шлем был на богатыре из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и
Людмила»
(Слайд 15)
У: Что вы знаете о богатырях? Кого называют богатырями? Черты
характера? Каких богатырей вы знаете? (ответы)
У: Теперь сравним ваши представления с картинами русских художников:
(Слайд 16)
Виктора Васнецова «Богатыри»,
(Слайд 17)
Павла Корина «Александр Невский» (ответы)
У: Послушайте, пожалуйста, пьесу «Богатырские ворота» и подумайте, удалось ли
композитору их музыкальное изображение?
(Слайд 18)
Слушание фрагмента пьесы «Богатырские ворота» (из цикла «Картинки с выставки») М. П. Мусоргского (1 мин.).
У: Что объединяет музыку композитора с этими картинами?
(ответы: чувствуется сила – могучая, но добрая, характер величавый,
торжественный)
У: Образ русских богатырей ещё с древних времён воспевали в своих былинах
певцы-сказители. И до сих пор богатырская тема пронизывает всё русское
искусство, потому что художники, писатели, музыканты видят в богатырях
истоки национального характера, русского патриотизма, видят защиту и надежду
русской земли.
4 Вокально-хоровая работа.
У: Предлагаю вам разучить куплет из песни «Большой хоровод», слова для которой
написала поэт Елена Жигалкина, когда была вашей ровесницей, а музыку –
Борис Савельев.
5.Подведение итогов.
У: Ну вот, ребята, наша прогулка по выставке подошла к концу.
У: Чтобы проверить, что нового вы сегодня узнали во время прогулки, я предлагаю
заполнить кроссворд:
(Слайд 9)
1. Автор прослушанного музыкального цикла. (Мусоргский)
2. Название цикла: «… с выставки» (Картинки)
3. Для какого инструмента был написан цикл? (фортепиано)
4. Название последней пьесы цикла «Богатырские…» (ворота)
У: Дописываем букву Ю, по вертикали: тоже получилось слово, обозначающее
название многочастного цикла, состоящего из контрастных пьес. (сюита)
6. Домашнее задание.
У: Нарисовать сказочный персонаж к любому понравившемуся произведению,
которое вы услышали и увидели на уроке.
7.Рефлексия.
У: На заготовках, которые лежат на ваших столах, изобразите смайлик,
выражающий ваше настроение после нашего урока.
8.Заключительное слово учителя.
У: На этом наш урок закончен. Спасибо вам за работу. Я вам очень благодарна и в
знак моей благодарности дарю вам сладкий приз к чаепитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе "Прогулка по Латинскому кварталу"
Урок французсого языка в 9 классе "Прогулка по Латинскому кварталу" является уроком №6 по теме "Я гуляю по Парижу", разработан по УМК "Синяя птица", авт. Н.А.Селивановой и А.Ю.Шашуриной.Это урок...
Сюжетно – ролевой урок для 3 класса «Прогулка в лес». Обучение технике прыжка в высоту с прямого разбега.
Обучение технике прыжка в высоту с прямого разбега....
Технологическая карта урока в 9-м классе «Прогулка по Парижу»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА с ЭОР в 9-м классе «Прогулка по Парижу»...
Урок во 2 классе "Прогулка по выставке"
Интегрированный урок во 2 классе по изобразительному искусству и музыке....
открытый урок по музыке и ритмике «Прогулка по зимнему лесу» для особых детей ( глубокая умственная отсталость)
Тип урока – закрепление полученных знанийФорма проведения: фронтальнаяЦели:Обучающая: закрепление знаний о «музыкальном настроении»;Коррекционная: формирование эмоциональной отзывчиво...
Конспект урока по немецкому языку для 5 класса «Прогулка по немецкому городу»
В ходе урока учащиеся активизируют лексику по подтемам «Старый немецкий город. Что в нём?», «Жители города», «Улицы города», закрепляют знания грамматич. материала (указательные местоимения), развиваю...
Внеклассное занятие по биологии для 5, 6 класса. Прогулка по лесу. (Сезонные изменения в жизни растений. Определение деревьев.) Игра-соревнование.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии для учащихся 5, 6 классов "Прогулка по лесу". Первая часть компьютерной презентации содержит фотоматериалы с изображением растений в разное...