Урок во 2 классе "Прогулка по выставке"
план-конспект урока по музыке на тему
Интегрированный урок во 2 классе по изобразительному искусству и музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_izo-muzyka.docx | 25.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ «Разуменская СОШ №2 Белгородского района Белгородской области»
Царегородцева светлана Юрьевна, учитель изобразительного искусства
Манохина Ирина Николаевна, учитель музыки
Тема урока «Прогулка по выставке», 2 класс
Живопись даёт образ и мысль и нужно создать в своём воображении настроение … а музыка дает настроение, и по нём надобно воссоздать мысль и образ.
Н. Римский-Корсаков
Слайд №1
Учитель музыки: Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые гости урока Сейчас в нашем классе зазвучит музыка, и пока она звучит я предлагаю вам совершить прогулку по классу, как только мелодия закончится, вы сядете на свое место. Итак, в путь!
Звучит пьеса «Прогулка» М. П. Мусоргского. Дети произвольно проходят по классу и рассматривают картины. Музыка заканчивается, и дети рассаживаются на места.
Учитель музыки: Я рада вас всех видеть. Расправьте плечи, руки опустите вниз. Встряхните кисти рук. И пусть все ваши обиды, разочарования, беспокойство уйдут от вас вместе со взмахом рук. А теперь вспомните о самом приятном для вас событии (для кого-то оно уже наступило, а у кого-то – ещё ждет впереди) и улыбнитесь этим своим добрым мыслям. Вот теперь мы спокойны и добры, спокойны и ласковы.
Здравствуйте! Присаживайтесь, пожалуйста.
Учитель ИЗО: Мы начали сегодня урок с вами необычно.
- Что необычного вы делали? (выставка)
Учитель музыки: А кто-нибудь вспомнит под какую музыку вы прогуливались? (Мусоргский «Прогулка»)
- Чем сейчас занимались под музыку? (рассматривали картины).
Учитель ИЗО:
- Где мы можем увидеть картины? Были ли вы в Белгородском художественном музее?
Игра «Картинки-ассоциации» (Прием «Ассоциативный ряд»)
Посмотрите на эти рисунки, все они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете - что? (Прием «Послушать-сговориться – обсудить» дети совещаются)
(Это рисунки одного художника и все находятся на одной выставке)
Учитель музыки:
-Как вы думаете, можно ли звуками нарисовать картину?
- Ребята сформулируйте тему урока. О чем мы сегодня с вами будем говорить?
/ответы детей: о картинах, выставке, музее, художнике, музыке/
Слайд №2
Сегодня мы на уроке обратимся к творчеству великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.
Июнь 1874 года. Именно в это время 35-летний композитор создал уникальное произведение в мировой музыкальной литературе - сюиту
«Картинки с выставки», которую по яркости и живости красок можно смело назвать музыкально-картинной галереей. Идея создания этой сюиты у композитора возникла после посещения им выставки произведений его друга В.А. Гартмана.
Слайд №3 Что такое сюита? Запись в тетрадь.
Учитель ИЗО: Если имя Мусоргского вам было уже знакомо, то имя Гартмана, скорее всего, вы слышите впервые. Давайте познакомимся с ним поближе.
Слайд №4
Небольшое сообщение ученика
Виктор Александрович Гартман русский художник 19 века. Учился в Москве в Академии Художеств.
Гартман был человеком жизнерадостным, легким в общении. В академии искусств, в 1874 году, было выставлено почти все, что создал Гартман в течение своей творческой деятельности: картины, акварели, архитектурные проекты.
Учитель ИЗО: С Мусоргским их связывала теплая дружба и взаимное уважение. Поэтому весть о скоропостижной смерти друга потрясла Модеста Петровича до глубины души. После смерти Гартмана, в Москве была организована выставка его работ. Мусоргский не раз обошел выставку. Всматриваясь в работы друга, он загорелся желанием запечатлеть его «картинки» в своей музыке, и работа закипела.
2 картины. Избушка. Балет невылупившихся птенцов.
Учитель музыки: о цикле Картинки с выставки. Смотрим мультфильм.
Каждая пьеса – это музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана.
Давайте поближе познакомимся с этим циклом и попытаемся доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, а предложил свое видение, создал свои «картинки», порой совершенно непохожие на рисунки Гартмана. Всего музыкальных картинок девять. Они контрастируют между собой и по содержанию и по выразительным средствам. Вместе с тем они связаны темой «Прогулки», которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.
Сегодня мы остановимся на двух из них. «Балет невылупившихся птенцов» и «Избушка»
Слайд №5
Учитель ИЗО: «Балет невылупившихся птенцов»
- Виктор Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. У художника эскизы костюмов «Деток канареек» - смешные, неуклюжие, маленькие птенчики.
Учитель музыки: Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку.
(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов»)
- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений)
Слайд №6
Учитель ИЗО: «Избушка на курьих ножках»
- Теперь посмотрите на эту картинку. Что вы видите? (Красивый, яркий, сказочный игрушечный, пряничный домик, аппетитная избушка.)
-Молодцы! Действительно, замечательная, аппетитная избушка.
- Как вам кажется, какой характер этой картины?
(Светлый, добрый, солнечный)
Учитель музыки: Но Мусоргский изобразил в своей музыке хозяйку этого домика. И у него получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок В.Гартмана.
- Как вы думаете, кто бы мог жить в этой избушке? (Баба Яга)
Предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Картинки с выставки» по произведениям М.П. Мусоргского.
(Видео «Избушка на курьих ножках»)
- Какая по характеру Баба Яга у М.П. Мусоргского? Какой характер музыки?
- Почему вы так решили? Что в музыке подсказало вам ответ? (Ответы детей: Вот она свистнула, выскочила из избушки и понеслась в своей ступе, погоняя помелом; и т.п. Нам кажется, что это Баба-Яга страшная, коварная, поэтому вначале музыка была громкая, устрашающая. Потом, Баба-Яга представилась нам таинственной, загадочной. Затем, музыка стала громкой. Баба-Яга прыгает скачками и колдует, поэтому ритм упругий. Смена ритма и громкости создает впечатление таинственности. Мне показалось, она свистнула, выскочила из избушки, понеслась в ступе, погоняя помелом. )
(Физкультминутка).
А сейчас представьте, как стоит Баба-Яга.
А как она ходит.
Как летает днём.
А ночью.
А как Баба-Яга совершает посадку.
Ну вот, мы и прилетели.
Займите, пожалуйста, свои места.
Учитель ИЗО:
- Скажите, а эта пьеса и рисунок похожи? (Нет. Потому что показаны два разных образа (добро и зло).
Ребята, мы знаем, что краски и звуки дружат друг с другом, помогая в работе. Они, как волшебники, могут создать любое настроение, любую картинку. Нужно только раскрыть секрет этого волшебства. Давайте вспомним, какие бывают звуки? какие цвета вы знаете? А есть ли между ними какая-нибудь связь?
Игра-ассоциация (цвет и черты характера, цвет и настроение, звук и движение, звук и черты характера)
Обратите внимание – какие разные у вас ответы на один и тот же вопрос, и это вполне закономерно, ведь каждый человек индивидуален, и у каждого – своё мнение.
Учитель ИЗО: Давайте попробуем нарисовать свою картинку. На дом на прошлом уроке, вам было дано задание, сделать иллюстрации к сказкам, где встречается Баба-Яга. Вам были поставлены две основные цели, которые вы должны были соблюсти при рисовании наброска.
- 1 определиться с переднем планом (Баба-Яга)
- 2 с задним планом (основным фоном), (дремучий сказочный лес, небо, болото и т.д)
Наша основная задача передать цветовую гамму, определенный колорит.
Ребята, мы знаем, что краски и звуки дружат друг с другом, помогая в работе. Давайте вспомним, какие бывают звуки? какие цвета вы знаете? А есть ли между ними какая-нибудь связь?
Игра-ассоциация (цвет и черты характера, цвет и настроение, звук и движение, звук и черты характера) Давайте определим основную цветовую гамму, чтобы не нарушать колорит работы (темно-зеленые, коричневые, синие)
Обратите внимание – какие разные у вас ответы на один и тот же вопрос, и это вполне закономерно, ведь каждый человек индивидуален, и у каждого – своё мнение.
Слайд №7
А вот какая Баба-Яга получилась у известного русского художника иллюстратора русских народных сказок И.Я. Билибина. Мусоргский был любимым композитором художника. Наверное, и «Картинки с выставки» он слушал не раз.
[?] Правда, что эта Баба-Яга больше созвучна музыке Мусоргского, чем работа Гартмана?
Слайд №8
Что бы вам было легче, я подобрала вам несколько рисунков Бабы-Яги, посмотрите, как разные художники представили себе и нарисовали свой образ Бабы-Яги.
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель музыки:
- Ребята, давайте подведем итоги.
[?] Какие «картинки с выставки» вы запомнили?
(«Прогулка», «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов»)
Учитель Музыки: Музыка Мусоргского действительно необыкновенно красочна, живописна! С ее помощью можно погрузиться в мир своих фантазий, грез и, конечно же, сказок!
Учитель ИЗО:
Хорошая музыка - это маленькое чудо, и мы к нему прикоснулись. Хорошая картина - это тоже маленькое чудо, и мы сегодня его сотворили.
Предлагаю закончить урок Экспресс-выставкой ваших работ.
Рефлексия.
Учитель Музыки: Ребята поделитесь своими впечатлениями от урока
- На уроке я узнал…
- Меня удивило…
- Я хочу сказать спасибо…
- Я хочу узнать больше о …
- Я думаю что…
Слайд №9
Домашнее задание. Придумать и разыграть дразнилки про Бабу Ягу. (Изобретательские задачи)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интегрированного обучения. Открытый урок по музыке. М.П. Мусоргский.Картинки с выставки
Интегрированный урок "Картинки с выставки" помогает учащимся понять связь между музыкой и изобразительным искусством, выделять изобразительность и выразительность в музыке, обогащает детей новыми знан...
Урок выставка - белые медведи
Урок выставка - белые медведи...
Исторический жанр в живописи. Урок - выставка творческих работ.
Материал данного урока может быть использована для обобщающего урока по жанру исторической живописи, а так же для проверки теоретических знаний учащихся....
Урок музыки по теме: "Музыкальная живопись М.П.Мусоргского "Картинки с выставки"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616259","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...
Урок музыки во 2 классе, программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Раздел «В концертном зале». Тема урока «Картинки с выставки» "
Целью урока является ознакомление учащихся с пьесами «Старый замок» и «Избушка на курьих ножках» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского....
Урок-выставка "Физика у нас дома"
Урок предназначен для учащихся 7-11 классов и направлен на духовно-нравственное воспитание школьников....
Урок информатики и ИКТ в 8 классе. Тема урока: Космическая генетика в Paint.net или межгалактическая выставка питомцев
Цель урока: Систематизировать знания о программе Paint.net. Закрепить приобретенные навыки работы с инструментами выделения, слоями и техникой создания композитного изображения. Цель урока:...