Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Н. А. Римский-Корсаков – чародей музыкальной живописи».
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Шевцова Татьяна Петровна

 На уроке применяются современные образовательные технологии:  

           Технология развивающего обучения (ТРО).                                           В конспекте

·         Технология педагогики сотрудничества,                                                 обозначено

          Технология диалогического обучения (ТПС).                                        применение

·         Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).                   технологий              

·         Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).                                            аббревиатурами.

·    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.a._rimskiy-_korsakov_-_charodey_muzykalnoy_zhivopisi.docx39.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шевцова Т.П. «Н. А. Римский-Корсаков – чародей музыкальной живописи».                    

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин

Конспект урока по музыке
в 5 классе (не по ФГОС)

«Н. А. Римский-Корсаков – чародей музыкальной живописи»

 

подготовила

учитель музыки

Шевцова Татьяна Петровна.

г. Кропоткин
2014

5 класс. Урок № 6 из раздела «Музыка и изобразительное искусство».

Тема: «Н. А. Римский-Корсаков – чародей музыкальной живописи».

Тип урока:  открытие новых знаний

Жанр урока: тематический.

Вид урока:   урок-размышление

Цель урока: дать представление об особенностях творчества русского композитора Н.А.Римского-Корсакова.

Задачи:  пробудить интерес к творчеству композитора; устанавливать интонационно-образные связи музыки с литературой и изобразительным искусством;

- формирование знаний о музыке с помощью изучения произведений различных жанров;

- развивать интонационный слух в процессе постижения музыки, обогащать музыкально-слуховой опыт, способность слышать музыку и размышлять о ней, развивать музыкальные и творческие способности, формировать вокально-хоровые навыки;  формировать родственное внимание к родной культуре; тренировать чувственную сферу; развивать способность диалогического общения с автором; развивать образное и интонационное мышление.

Формы работы учащихся: коллективные, групповые (пение, слушание, анализ, рассуждение).

Технологии:

  • Технология развивающего обучения (ТРО).                                В конспекте
  • Технология педагогики сотрудничества,                                         обозначено

технология диалогического обучения (ТПС).                                применение

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).                технологий                
  • Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).                                аббревиатурами
  • Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).

Оборудование урока:

  • ноутбук, экран, слайдовая презентация, авторский ролик для динамической паузы

с морскими пейзажами и музыкой Римского-Корсакова;

  • раздаточный материал (тексты «Пейзажные образы в музыке»);
  • портрет Н.А.Римского-Корсакова;
  • музыкальные фонограммы;
  • ноты и тексты песни.

Музыкальный материал:

  • песня Ю.Чичкова «Эх, зима!».
  • «Океан – море синее», «Полёт шмеля», сюита «Шехеразада».

Ход урока:

I.Организация урока.                                                                                                                                                      

Задачи: ввести в атмосферу урока, закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.

  • Попевка-приветствие.
  • Физиологическое воздействие  музыкального звука. Пропевание звука «ля».         ЗДСТ
  • Дыхательная  гимнастика  по методике А.Н.Стрельниковой.                        (ИОТ).
  • Доучивание песни Ю.Чичкова «Эх, зима!». Формирование осмысленности и эмоциональной наполненности.

II. Основная часть урока.

Задачи: подготовить к восприятию нового материала, дать представление об особенностях творчества Н.А.Римского-Корсакова, сконцентрировать   внимание на изучаемом вопросе.

1.Активизация ранее полученных знаний.                                                        (ТРО).

У.: Мы уже знаем, какими могут быть пейзажные образы в музыке. Сейчас попробуйте определить пейзажный образ в незнакомом вам произведении (воспользуйтесь текстами «Пейзажные образы в музыке»). Помимо этого задания, попробуйте понять, может ли автором быть К.Дебюсси?

2. Слушание музыки.              Звучит «Океан – море синее».

Ответы учащихся. Они слышат морской пейзаж и убеждены, что это музыка не Дебюсси.

У.: Знакома ли вам эта музыка? А знаете ли вы автора этой музыки?

Музыка знакома, а композитора не помнят.

У.: Давайте вспомним, что существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет. Сейчас прозвучит музыка этого же композитора,  которого называют «настоящим чародеем музыкальной живописи».

3.Просмотр презентации. «Настоящий чародей музыкальной живописи». Слайд 1.

 У.: Послушайте и определите  образ.  Звучит «Полёт шмеля».

Ответы учащихся.

У.:  Да, это «Полёт шмеля». Из какой сказки?

У.: Волшебная музыка открывает сегодня нашу встречу! Волшебная она потому, что придумана композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым.

Слайд 2.  Великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков – настоящий чародей музыкальной живописи.                                                                        (ИКТ).  

Слайд 3.  Почти в каждом сочинении Римского-Корсакова: будь то опера или симфония, романс иди обработка народной песни, – всюду мы найдем картины, нарисованные звуками – музыкальную живопись.

У.: Музыка Римского-Корсакова настолько изобразительна, что не «увидеть» её просто невозможно. Сейчас прозвучит ещё один фрагмент из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». А вы попробуйте определить, какая картина нарисована музыкой.

4. Слушание музыки. Звучит вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане».

Ответы учащихся.

Слайд 4.  (картинка и стихи)   В синем море звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

У.:  Эти строчки целиком воспроизведены в музыке. И последовательность музыкальных картин та же. Слушая «Море и звезды», будто видишь каждую деталь» нарисованную поэтом

в стихах.

Слайд 5  (картинки и текст). В музыкальных картинках Римский-Корсаков воспроизводил трепет и пробуждение весны, роскошь красок осени, картины южного лета и таинственные пейзажи русской зимы.

Слайд 6  (картинки и текст). Но особенно по душе ему было море. Он любовался им не только с берега. Еще юношей, учась в Морском корпусе, он бывал в походах на Балтике. А молодым морским офицером три года провел в плавании по Атлантике и Средиземноморью. Испытал все повадки океана и впитал в себя его красоту.

Слайд 6  (картинки и текст). И потому, когда стал музыкантом, очень часто и каждый раз по иному, в разных произведениях  «рисовал» море. За это его называют «композитором- маринистом».

 Слайд 7  (картинки и текст). "МАРИНИСТ" – это: 1). Художник, композитор,  рисующий морские пейзажи. 2). Писатель, поэт, описывающий море, жизнь моряков.

Слайд 8  (картинки и текст). А ещё Римского-Корсакова называют величайшим среди музыкантов- сказочников.

Слайд 9  (картинки и текст). Потому что самая большая  область его деятельности – это опера, притом сказочная, легендарная, фантастическая. «Мой род – это сказка, былина и непременно русские» – так говорил о своём творчестве Римский-Корсаков.

Слайд 10  (картинки и текст). Но есть в его творчестве не только русские сказки.

У.: Продолжим сразу после отдыха.

5. Динамическая пауза. Цветорелаксация.                                        ЗДСТ            и    (ИКТ).  

Задача: снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.                                                                                

 Демонстрирую ролик с морскими пейзажами и музыкой Римского-Корсакова.  

К просмотру  добавляются несложные движения: покачивания руками и др.                

6.Продолжение  просмотра  презентации.

Слайд 11  (картинки и текст). Н.А.Римский-Корсаков   по долгу службы  совершил кругосветное плавание на клипере «Алмаз». Во время путешествия композитор побывал в некоторых восточных странах и очень заинтересовался культурой и бытом этих государств. Особенно ему понравились арабские сказки под общим названием «Тысяча и одна ночь».

У.: Вы слышали это название? Может кто знаком с некоторыми из этих сказок?

Уч-ся вспоминают мультфильмы по мотивам арабских сказок: «Синдбад –мореход», «Али-Баба и сорок разбойников», «Волшебная  лампа Алладина».

У.: Римский-Корсаков решил написать сюиту для симфонического оркестра по мотивам этих сказок. Слово «сюита» нам уже встречалось на предыдущих уроках.  Напомните, что это за жанр и какое знакомое вам произведение написано в жанре сюиты?

Уч-ся вспоминают определение сюиты и называют сюиту «Пер Гюнт».

 У.:  У Римского-Корсакова сюита напоминает симфонию. Как симфония она состоит из четырёх частей. Сюита и части сюиты имеют названия, т.е. имеют программу. Можно сказать, что композитор настраивает слушателей на определённые сюжеты и образы. Такие музыкальные произведения называют программной музыкой.

Я не спешу вам сообщить программу, потому что эту музыку тоже несложно «увидеть».

- Попробуйте определить самостоятельно: будет ли в том фрагменте, который сейчас         (ТПС).    прозвучит, морской пейзаж, какой-нибудь мужской или женский образ, что-либо,           (ИКТ).  напоминающее восточное пение или танец.

7. Слушание музыки.        Звучит начало I части «Шехеразады».

Ответы учащихся.

6. Окончание  просмотра  презентации.

Слайд 12  (картинки и текст). Н.А.Римский-Корсаков   назвал сюиту «Шехеразада» и  приложил к партитуре следующую программу: «Султан  Шахриар, убеждённый в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи, но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая ему их в продолжении тысячи и одной ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

У.: Поистине музыкальным кудесником был Николай Андреевич Римский-Корсаков! Я видела в ваших глазах неподдельный интерес. Думаю, что вы будете ждать следующий урок с таким же нетерпением, как Шахриар ждал продолжения сказок Шехеразады. Творчеству этого композитора мы посвятим несколько уроков. Причин тому – две: хочется насладиться этой музыкой  и 18 марта этого (2014) года исполняется 170 лет со дня  рождения Римского-Корсакова.

III. Итог урока.

Задачи: обсудить  домашнее задание, оценить собственную деятельность на уроке.     (ИКТ).

У.: Задание на дом для особо любознательных: вместе с родителями найдите в интернете биографию Римского-Корсакова и отразите в презентации либо интересный факт из жизни, либо понравившийся морской пейзаж  (раздаю заготовленные записки с адресом сайтов).        

- Тому, у кого дома нет компьютера (интернета), описать своё впечатление от музыки, прозвучавшей сегодня.                                                                                (ИОТ).

Оценки за работу на уроке.            

Интернет-ресурсы:

http://traditio.wiki/wiki/Николай_Андреевич_Римский-Корсаков

http://yandex.ru/video/search?text – видео сюита «Шехеразада»

http://muzofon.com/ - аудио сюита «Шехеразада»

http://ppt4web.ru/mkhk/nikolajj-andreevich-rimskijjkorsakov-.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.

Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей.  Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

конспект урока по музыке 5 класс: Может ли музыка выразить характер человека

5 клас: Может ли музыка выразить характер человека...

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....

Конспект урока по музыке 2 класс "Картинки с выставки. Музыкальное впечатление".

Конспект урока музыка 2 класс "Картинки с выставки. Музыкальное впечатление".  Адресован учителям музыки....

Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов"

Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов"...

Конспект урока по музыке 7 класс "Музыкальная драматургия увертюры"

Конспект урока по музыке 7 класс "Музыкальная драматургия увертюры"...