Конспект урока по музыке 2 класс "Картинки с выставки. Музыкальное впечатление".
план-конспект урока по музыке по теме
Конспект урока музыка 2 класс "Картинки с выставки. Музыкальное впечатление". Адресован учителям музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.zip | 187.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока по музыке. 2 класс
ТЕМА УРОКА: «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ».
Цели урока:
Обучающие:
Познакомить обучающихся с произведениями М. П. Мусоргского «Картинки с выставки».
Развивающие:
Развить певческие способности, мышление.
Развить эмоциональное восприятие музыки.
Воспитательные:
Воспитать чувство любви к прекрасному, к музыке.
Оборудование:
Портреты М. Мусоргского, В. Гартмана, рисунок «Избушка на курьих ножках»,
Иллюстрации картин русских художников с пейзажами природы,
Компьютер, экран, проектор, музыкальный центр, микрофон, флешкарта,
Мультфильм «Избушка на курьих ножках»,
Музыкальные произведение «Прогулка» М. Мусоргского,
ХОД УРОКА
1. Организация детей на урок.
Учитель: Здравствуйте, дорогие дети. Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам встать у своих парт. Сейчас в нашем классе зазвучит музыка, как только мелодия закончится, вы сядете на то место, около которого оказались. Итак, в путь!
Звучит пьеса «Прогулка» М. П. Мусоргского. Дети произвольно проходят по классу и рассматривают картины. Музыка заканчивается, и дети рассаживаются на места.
Учитель: Ребята, вы узнали музыку, под которую вы погуляли по классу?
Дети: Да. Это «Прогулка» М. П. Мусоргского.
2. Мотивация учебного процесса.
Учитель: «Прогулка» - пьеса русского народного склада с характерными песенными интонациями. На протяжении цикла под влиянием смены настроений меняется и характер «Прогулки» - она звучит то непринужденно и задорно, то задумчиво и грустно, то таинственно. А как вы думаете, почему именно это произведение я взяла для прогулки по нашему классу?
Дети: Потому что эта мелодия сопровождает переход от одной картины в цикле «Картинки с выставки» к другой, так же как мы будем переходить от одного жанра к другому.
Учитель: Читая книги, слушая музыку, мы не раз убеждались в том, что музыка и литература помогают нам увидеть мысленно, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами. С помощью внутреннего зрения мы можем представить себе разнообразные картины жизни, слушая не только музыку со словами или названиями, помогающими понять о ком или о чем идет речь, но и без них. У человека есть не только внутреннее зрение, но и внутренний слух – возможность услышать в мыслях то, что на самом деле в этот момент не звучит. Мне кажется, что существует музыка красок, что картины, хорошие картины, звучат всевозможными красками.
Тема нашего сегодняшнего урока «Картинки с выставки. Музыкальные впечатление». Давайте определим цель нашего урока.
Презентация. Слайд 1, 2.
Учитель: «Картинки с выставки» — широко известная сюита Модеста Петровича Мусоргского. Она состоит из 10 пьес с интермедиями, (как называл их сам Мусоргский – прогулками) созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе Викторе Александровиче Гартмане.
Презентация. Слайд 3.
Учитель: Сюжеты пьес разнообразны и характерны: «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга» - сказочные картинки; «Ссора детей во время игры», «Быдло», «Два еврея», «Рынок в Лиможе» - бытовые; «Старый замок», «Катакомбы» - романтические. Финальная пьеса «Богатырские ворота в Киеве» - музыкальная картина древнерусской жизни.
Презентация. Слайд 4.
Учитель: В феврале 1874 года в Петербурге открылась посмертная выставка работ русского художника-архитектора Виктора Александровича Гартмана. Тут были самые разнообразные работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные проекты, макеты, даже мастерски выполненные игрушки. Во всем чувствовался большой талант художника.
В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся мужчина богатырского роста с пышной бородой, энергичным лицом и смелым взглядом. Это был известный русский художественный критик, выдающийся знаток живописи, архитектуры и музыки Владимир Васильевич Стасов. Выставка была организована по его инициативе. Вместе с ним выставку осматривал композитор Модест Петрович Мусоргский. Не спеша переходили они от одного экспоната к другому.
— А почему бы вам. Модест Петрович, — сказал вдруг Стасов, — не написать музыку по этим замечательным работам Гартмана? И сами вы, я вижу, чувствуете, что многие из них просятся на музыку.
Прошло совсем немного времени, и Модест Петрович Мусоргский написал десять фортепианных пьес, объединенных в прекрасную сюиту «Картинки с выставки».
Неподвижные картины и макеты ожили в звуках. Музыка всех этих пьес настолько образна, что, слушая ее, мы почти зримо представляем работы художника, хотя и не видели их.
Начинается сюита небольшой вступительной частью, названной «Прогулка». Музыка «Прогулки» звучит также и между отдельными пьесами сюиты, связывая их, словно композитор (а с ним и слушатели) прохаживается по залам выставки и останавливается возле каждой работы художника. Широко, вольно звучит музыка «Прогулки»; мелодия нетороплива и размеренна, как шаги человека, который медленно идет по залам выставки:
Презентация. Слайд 5
Но вот «Прогулка» закончилась. И пред вами «картинка». Образ полон жизни и движения — «Избушка на курьих ножках», или «Баба-Яга». В музыке Мусоргского оживает каждая картина, иногда даже приобретая новое содержание. У Гартмана — макет часов в виде сказочной избушки, у Мусоргского — стремительный полет Бабы-Яги, хозяйки этой избушки:
Презентация. Слайд 6.
И вот новая картинка — «Балет невылупившихся птенцов». Слушая эту пьесу, мы невольно улыбаемся: сколько тут непосредственной детской шаловливости, легкости, грациозности. Это действительно птенчики выбираются из скорлупок и, впервые пробуя свои слабенькие ножки, радуются жизни. Еще один пример воплощения рисунка в музыке: у художника только схематичные эскизы балетных костюмов «деток-канареек», у композитора — танец-шутка.
Учитель: Изначально пьесы были написаны для фортепиано, но неоднократно аранжировались различными композиторами для оркестра и обрабатывались в самых разных музыкальных стилях.
Сегодня вашему вниманию предлагается рассмотреть и прослушать музыкальное произведение «Избушка на курьих ножках» Мусоргского, созданного по рисунку Гартмана.
Показать рисунок на доске.
Учитель: Если рассматривать «Картинки с выставки» не только как отдельное произведение, но в контексте всего творчества Мусоргского, то можно заметить, что разрушительные и созидательные силы в его музыке существуют в неразрывности, хотя в каждый момент превалирует одна из них. Так в данной пьесе мы найдем сочетание зловещих мистически-черных красок, с одной стороны, и светлых — с другой. И интонации здесь двух типов: злобно-залихватские, пугающие, пронзительно-резкие и бодрые, весело призывные. Одна группа интонаций как бы угнетает, вторая, наоборот, воодушевляет, активизирует.
Образ бабы-яги, согласно народным поверьям, есть объединение всего жестокого, разрушающего добрые побуждения, мешающего осуществлению хороших, благих дел. Однако композитор, показав бабу-ягу с этой стороны свирепо, повел повествование и в иную плоскость, противопоставив идее разрушения идею роста и победы добрых начал. К концу пьесы музыка становится все импульсивнее, радостный звон нарастает, и в конце концов из недр темных регистров фортепиано рождается огромная звуковая волна, окончательно растворяющая всякие мрачные импульсы и самозабвенно готовящая пришествие самого победного, самого ликующего образа цикла — гимна «Богатырские ворота». (Коротко рассказать о пьесе). Презентация. Слайд 7.
Показать рисунок из учебника.
Учитель: Итак, ребята, ответьте, что такое цикл?
Дети. Ряд коротких пьес, объединенных в одно произведение.
Учитель: Правильно.
Презентация. Слайд 8. (Коротко рассказать о пьесе «Лиможский рынок»).
Учитель: Для какого инструмента написаны эти пьесы.
Дети. Для фортепиано.
Учитель: Покажите его в составе симфонического оркестра.
Дети. (Показывает в составе симфонического оркестра на стенде этот инструмент).
Учитель: А сейчас я предлагаю просмотреть фрагмент мультфильма кинорежиссера Ковалевской и художника Шакитской, по мотивам пьес Мусоргского «Избушка на курьих ножках» и «Балет невылупившихся птенцов». Во время просмотра обратите внимание на образ природы, изображенный в музыке и на картинках.
Просмотр мультфильма Картинки с выставки «Баба Яга».
Учитель: Итак, что мы увидели на картинках.
Дети: Мы видим, что когда на картинке изображена была Баба Яга, то природа нам показалась страшной, зловещей, но как только появилась добрая девочка природа вокруг ожила и расцвела новыми красками.
Презентация. Слайд 9, 10, 11. Отвечают на вопросы.
Учитель: Ребята, а к какому жанру в музыке относится произведение «Картинки с выставки?»
Дети. К жанру инструментальной музыки.
Учитель: Какие еще вы знаете жанры в музыке.
Дети. Жанры вокальный и театрально-сценический.
Учитель: Ребята, а к какому жанру относится песня?
Дети. Вокальному.
3. Работа над песней.
Учитель: Песня – это вершина и одновременно исток музыки. Она – соединение слова, звука, ритма, интонации. Песня – это мост между поэзией и музыкой. А о чем бывают песни?
Дети. Обо всем, что окружает человека и о нем самом.
Учитель: Какие вы знаете песни?
Дети. Лирические, плясовые, обрядовые.
Учитель: Скажите, а какие песни есть в нашем песенном репертуаре?
Дети. О родине, о маме, о природе.
Учитель: Какая песня может передать нам образ природы.
Дети. Дождливый денек.
Учитель: Давайте ее прослушаем в исполнении вашей одноклассницы Софии Тюминой.
Звучит песня «Дождливый денек».
Учитель: Скажите, а как выражена природа в этой песне.
Дети. Она грустная, идет дождик, на улице мокро и сыро. Но в песне все же предлагается пойти погулять под дождем, так как и в дождливом дне есть свои прелести. От дождя в лесу листья превратились в волшебные.
Учитель: Хорошо. А есть ли еще в нашем репертуаре песня о природе, о ее красоте.
Дети. «Солнечный зайчик».
Учитель: Ее мы споем все вместе.
Песня «Солнечный зайчик».
Учитель: Скажите, а какое впечатление у вас осталось от этой песни?
Дети. В первом куплете и во втором куплете говориться о том, что солнечный зайчик весело прыгает и играет с кошкой и с веселым щенком. И мы испытываем радостное настроение, хочется гулять и прыгать вслед за солнечным зайчиком. Музыка звучит весело и радостно. А в третьем куплете, говориться о том, что мальчик Сережа прячет в карман зеркальце и прячется солнечный зайчик, и кошка и собачка загустили, им не с кем стало поиграть. Музыка в припеве звучит тише и чуть-чуть печальнее.
4. Рефлексия. Итог урока.
Учитель: Урок наш подходит к концу, вы все замечательно справились с заданием. Я оцениваю вашу работу на отлично, всем за урок ставлю оценку «5», а вы на память о нашем уроке возьмете красный цветок, если урок вам понравился, желтый, если вам понравилось больше петь, а если урок не понравился совсем, у вас испортилось настроение, тогда синий цветок. Своим настроением поделитесь с нашими гостями, подарив им один из ваших цветков. Но прежде, чем подарить, каждый должен сказать, чем вам урок понравился или не понравился. Пока думаем. А чтобы наши гости не скучали, я тоже приготовила им задание. Вам надо написать свое мнение об уроке. Урок понравился, потому что… (в солнышке), урок не понравился, потому что… (в тучку), я остался равнодушен к этому уроку, потому что… (в цветочек). И отдаем выполненное задание ребенку, который подарил вам цветок. А наши дети уже готовы отвечать. Начнем с мальчиков.
Каждый ребенок рассказывает, чем понравился или не понравился урок, что запомнил и дарит цветок гостям. Забирая у них выполненные задания и ставят на доску.
Учитель: Урок наш окончен. До свидания.
Выходят под музыку «Прогулка» Мусоргского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс
План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...
Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)
Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...
Конспект урока по музыка в 4 классе. Тема: "Музыкальные инструменты России".
Цель урока: пробудить интерес к игре на простейших музыкальных инструментах. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки, через историю своего народа. На уроке и...
конспект урока по музыке на тему" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)
конспект урока по музыке" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)...
Конспект урока по музыке по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."
Конспект урока по музыке для 5 класса по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."...
Конспект урока по музыке для 1 - 2 классов с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологии. Тема урока: «Музыкальные инструменты. Свирель и рожок».
Конспект урока по музыке для 1-2 классов. "Музыкальные инструменты. Свирель и рожок". Адресован учителям музыки....
Конспект урока по музыке "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."
Интегрированный урок (взаимосвязь урока литературы и музыки).Учащиеся не только получают новые знания, но и учатся самостоятельно находить новое для себя, работать в группе со сверстниками, раскрывать...