Конспект урока по музыке 2 класс "Картинки с выставки. Музыкальное впечатление".
план-конспект урока по музыке по теме

Романец Оксана Петровна

Конспект урока музыка 2 класс "Картинки с выставки. Музыкальное впечатление".  Адресован учителям музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razrabotka_uroka.zip187.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке.   2 класс

ТЕМА УРОКА: «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ».

Цели урока:

Обучающие:

        Познакомить обучающихся с произведениями М. П. Мусоргского «Картинки с выставки».

Развивающие:

        Развить певческие способности, мышление.

        Развить эмоциональное восприятие музыки.

Воспитательные:

        Воспитать чувство любви к прекрасному, к музыке.

Оборудование:

        Портреты М. Мусоргского, В. Гартмана, рисунок «Избушка на курьих ножках»,

        Иллюстрации картин русских художников с пейзажами природы,

        Компьютер, экран, проектор, музыкальный центр, микрофон, флешкарта,

        Мультфильм «Избушка на курьих ножках»,

        Музыкальные произведение «Прогулка» М. Мусоргского,

ХОД УРОКА

1.     Организация детей на урок.

Учитель: Здравствуйте, дорогие дети. Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам встать у своих парт. Сейчас в нашем классе зазвучит музыка, как только мелодия закончится, вы сядете на то место, около которого оказались. Итак, в путь!

Звучит пьеса «Прогулка» М. П. Мусоргского. Дети произвольно проходят по классу и рассматривают картины.  Музыка заканчивается, и дети рассаживаются на места.

Учитель: Ребята, вы узнали музыку, под которую вы погуляли по классу?

Дети: Да. Это «Прогулка» М. П. Мусоргского.

2.     Мотивация учебного процесса.

Учитель: «Прогулка» - пьеса русского народного склада с характерными песенными интонациями. На протяжении цикла под влиянием смены настроений меняется и характер «Прогулки» - она звучит то непринужденно и задорно, то задумчиво и грустно, то таинственно. А как вы думаете, почему именно это произведение я взяла для прогулки по нашему классу?

Дети: Потому что эта мелодия сопровождает переход от одной картины в цикле «Картинки с выставки» к другой, так же как мы будем переходить от одного жанра к другому.

Учитель:  Читая книги, слушая музыку, мы не раз убеждались в том, что музыка и литература помогают нам увидеть мысленно, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами. С помощью внутреннего зрения мы можем представить себе разнообразные картины жизни, слушая не только музыку со словами или названиями, помогающими понять о ком или о чем идет речь, но и без них. У человека есть не только внутреннее зрение, но и внутренний слух – возможность услышать в мыслях то, что на самом деле в этот момент не звучит. Мне кажется, что существует музыка красок, что картины, хорошие картины, звучат всевозможными красками.

Тема нашего сегодняшнего урока «Картинки с выставки. Музыкальные впечатление». Давайте определим цель нашего урока.

Презентация. Слайд 1, 2.

   Учитель:   «Картинки с выставки» — широко известная сюита  Модеста  Петровича Мусоргского. Она состоит из 10 пьес с интермедиями, (как называл их сам Мусоргский – прогулками) созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе Викторе Александровиче Гартмане.

Презентация. Слайд 3.

Учитель:    Сюжеты пьес разнообразны и характерны: «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга» - сказочные картинки; «Ссора детей во время игры», «Быдло», «Два еврея», «Рынок в Лиможе» - бытовые; «Старый замок», «Катакомбы» - романтические. Финальная пьеса «Богатырские ворота в Киеве» - музыкальная картина древнерусской жизни.

Презентация. Слайд 4.

Учитель:   В феврале 1874 года в Петербурге открылась посмертная выставка работ русского художника-архитектора Виктора Александровича Гартмана. Тут были самые разнообразные работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные проекты, макеты, даже мастерски выполненные игрушки. Во всем чувствовался большой талант художника.

В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся мужчина богатырского роста с пышной бородой, энергичным лицом и смелым взглядом. Это был известный русский художественный критик, выдающийся знаток живописи, архитектуры и музыки Владимир Васильевич Стасов. Выставка была организована по его инициативе. Вместе с ним выставку осматривал композитор Модест Петрович Мусоргский. Не спеша переходили они от одного экспоната к другому.

— А почему бы вам. Модест Петрович, — сказал вдруг Стасов, — не написать музыку по этим замечательным работам Гартмана? И сами вы, я вижу, чувствуете, что многие из них просятся на музыку.

Прошло совсем немного времени, и Модест Петрович Мусоргский написал десять фортепианных пьес, объединенных в прекрасную сюиту «Картинки с выставки».

Неподвижные картины и макеты ожили в звуках. Музыка всех этих пьес настолько образна, что, слушая ее, мы почти зримо представляем работы художника, хотя и не видели их.

Начинается сюита небольшой вступительной частью, названной «Прогулка». Музыка «Прогулки» звучит также и между отдельными пьесами сюиты, связывая их, словно композитор (а с ним и слушатели) прохаживается по залам выставки и останавливается возле каждой работы художника. Широко, вольно звучит музыка «Прогулки»; мелодия нетороплива и размеренна, как шаги человека, который медленно идет по залам выставки:

Презентация. Слайд 5

Но вот «Прогулка» закончилась. И пред вами «картинка». Образ полон жизни и движения — «Избушка на курьих ножках», или «Баба-Яга». В музыке Мусоргского оживает каждая картина, иногда даже приобретая новое содержание. У Гартмана — макет часов в виде сказочной избушки, у Мусоргского — стремительный полет Бабы-Яги, хозяйки этой избушки: 

Презентация. Слайд 6.

И вот новая картинка — «Балет невылупившихся птенцов». Слушая эту пьесу, мы невольно улыбаемся: сколько тут непосредственной детской шаловливости, легкости, грациозности. Это действительно птенчики выбираются из скорлупок и, впервые пробуя свои слабенькие ножки, радуются жизни. Еще один пример воплощения рисунка в музыке: у художника только схематичные эскизы балетных костюмов «деток-канареек», у композитора — танец-шутка.

Учитель:  Изначально пьесы были  написаны для фортепиано, но неоднократно аранжировались различными композиторами для оркестра и обрабатывались в самых разных музыкальных стилях.

Сегодня вашему вниманию предлагается рассмотреть и прослушать музыкальное произведение «Избушка на курьих ножках» Мусоргского, созданного по рисунку Гартмана.

Показать рисунок на доске.

Учитель:  Если рассматривать «Картинки с выставки» не только как отдельное произведение, но в контексте всего творчества Мусоргского, то можно заметить, что разрушительные и созидательные силы в его музыке существуют в неразрывности, хотя в каждый момент превалирует одна из них. Так в данной пьесе мы найдем сочетание зловещих мистически-черных красок, с одной стороны, и светлых — с другой. И интонации здесь двух типов: злобно-залихватские, пугающие, пронзительно-резкие и бодрые, весело призывные. Одна группа интонаций как бы угнетает, вторая, наоборот, воодушевляет, активизирует.

Образ бабы-яги, согласно народным поверьям, есть объединение всего жестокого, разрушающего добрые побуждения, мешающего осуществлению хороших, благих дел. Однако композитор, показав бабу-ягу с этой стороны свирепо, повел повествование и в иную плоскость, противопоставив идее разрушения идею роста и победы добрых начал. К концу пьесы музыка становится все импульсивнее, радостный звон нарастает, и в конце концов из недр темных регистров фортепиано рождается огромная звуковая волна, окончательно растворяющая всякие мрачные импульсы и самозабвенно готовящая пришествие самого победного, самого ликующего образа цикла — гимна «Богатырские ворота». (Коротко рассказать о пьесе). Презентация. Слайд 7.

Показать рисунок из учебника.

Учитель: Итак, ребята, ответьте, что такое цикл?

Дети. Ряд коротких пьес, объединенных в одно произведение.

Учитель: Правильно.

Презентация. Слайд 8.  (Коротко рассказать о пьесе «Лиможский рынок»).

Учитель: Для какого инструмента написаны эти пьесы.

Дети. Для фортепиано.

Учитель: Покажите его в составе симфонического оркестра.

Дети. (Показывает в составе симфонического оркестра на стенде этот инструмент).

Учитель: А сейчас я предлагаю просмотреть фрагмент мультфильма кинорежиссера Ковалевской и художника Шакитской, по мотивам пьес Мусоргского «Избушка на курьих ножках» и «Балет невылупившихся птенцов». Во время просмотра обратите внимание на образ природы, изображенный в музыке и на картинках.

Просмотр мультфильма Картинки с выставки «Баба Яга».

Учитель: Итак, что мы увидели на картинках.

Дети: Мы видим, что когда на картинке изображена была Баба Яга, то природа нам показалась страшной, зловещей, но как только появилась добрая девочка природа вокруг ожила и расцвела новыми красками.

Презентация. Слайд 9, 10, 11. Отвечают на вопросы.

Учитель: Ребята, а к какому жанру в музыке относится произведение «Картинки с выставки?»

Дети. К жанру инструментальной музыки.

Учитель: Какие еще вы знаете жанры в музыке.

Дети. Жанры вокальный и театрально-сценический.

Учитель: Ребята, а к какому жанру относится песня?

Дети. Вокальному. 

3.     Работа над песней.

Учитель: Песня – это вершина и одновременно исток музыки. Она – соединение слова, звука, ритма, интонации. Песня – это мост между поэзией и музыкой. А о чем бывают песни?

Дети. Обо всем, что окружает человека и о нем самом.

Учитель: Какие вы знаете песни?

Дети. Лирические, плясовые, обрядовые.

Учитель: Скажите, а какие песни есть в нашем песенном репертуаре?

Дети. О родине, о маме, о природе.

Учитель: Какая песня может передать нам образ природы.

Дети. Дождливый денек.

Учитель: Давайте ее прослушаем в исполнении вашей одноклассницы Софии Тюминой.

Звучит песня «Дождливый денек».

Учитель: Скажите, а как выражена природа в этой песне.

Дети. Она грустная, идет дождик, на улице мокро и сыро. Но в песне все же предлагается пойти погулять под дождем, так как и в дождливом дне есть свои прелести. От дождя в лесу листья превратились в волшебные.

Учитель: Хорошо. А есть ли еще в нашем репертуаре песня о природе, о ее красоте.

Дети. «Солнечный зайчик».

Учитель: Ее мы споем все вместе.

Песня «Солнечный зайчик».

Учитель: Скажите, а какое впечатление у вас осталось  от этой песни?

Дети. В первом куплете и во втором куплете говориться о том, что солнечный зайчик весело прыгает и играет с кошкой и с веселым щенком. И мы испытываем радостное настроение, хочется гулять и прыгать вслед за солнечным зайчиком. Музыка звучит весело и радостно. А в третьем куплете, говориться о том, что мальчик Сережа прячет в карман зеркальце и прячется солнечный зайчик, и кошка и собачка загустили, им не с кем стало поиграть. Музыка в припеве звучит тише и чуть-чуть печальнее.

4.     Рефлексия. Итог урока.

Учитель: Урок наш подходит к концу, вы все замечательно справились с заданием. Я оцениваю вашу работу на отлично, всем за урок ставлю оценку «5», а вы на память о нашем уроке возьмете красный цветок, если урок вам понравился, желтый, если вам понравилось больше петь, а если урок не понравился совсем, у вас испортилось настроение, тогда синий цветок. Своим настроением поделитесь с нашими гостями, подарив им один из ваших цветков. Но прежде, чем подарить, каждый должен сказать, чем вам урок понравился или не понравился. Пока думаем. А чтобы наши гости не скучали,  я тоже приготовила им задание. Вам надо написать свое мнение об уроке. Урок понравился, потому что… (в солнышке), урок не понравился, потому что… (в тучку), я остался равнодушен к этому уроку, потому что… (в цветочек). И отдаем выполненное задание ребенку, который подарил вам цветок. А наши дети уже готовы отвечать. Начнем с мальчиков.

Каждый ребенок рассказывает, чем понравился или не понравился урок, что запомнил и дарит цветок гостям. Забирая у них выполненные задания и ставят на доску.

Учитель:  Урок наш окончен. До свидания.

Выходят под музыку «Прогулка» Мусоргского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...

Конспект урока по музыка в 4 классе. Тема: "Музыкальные инструменты России".

Цель урока: пробудить интерес к игре на простейших музыкальных инструментах. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки, через историю своего народа. На уроке и...

конспект урока по музыке на тему" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)

конспект урока по музыке" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)...

Конспект урока по музыке по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."

Конспект урока по музыке для 5 класса по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."...

Конспект урока по музыке для 1 - 2 классов с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологии. Тема урока: «Музыкальные инструменты. Свирель и рожок».

Конспект урока по музыке для 1-2 классов. "Музыкальные инструменты. Свирель и рожок". Адресован учителям музыки....

Конспект урока по музыке "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."

Интегрированный урок (взаимосвязь урока литературы и музыки).Учащиеся не только получают новые знания, но и учатся самостоятельно находить новое для себя, работать в группе со сверстниками, раскрывать...