Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_v_muzyke_russkih_kompozitorov.docx | 30.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки
в 5 классе
Тема: Фольклор в музыке русских композиторов
Подготовила:
учитель музыки
Семенюк В.Г.
Тема: Фольклор в музыке русских композиторов
Цель: Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений; познакомить детей с симфонической сюитой русского композитора Н. А. Римского-Корсакого «Шехерезада»; продолжить знакомство с понятием фольклор, познакомить с понятием программная музыка; развивать музыкальную память, внимание, творческие способности, познавательный интерес, умение слушать классическую музыку и анализировать её, образное мышление, воображение, вокально – хоровые навыки, речь; воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость на музыку, любовь к музыке русских композиторов и фольклору, любознательность к творчеству Н. А. Римского – Корсакова, расширить кругозор; доставить детям радость.
Ожидаемый результат: Знать понятие программная инструментальная музыка, сюита. Знать ФИО композитора, написавшего Симфоническую сюиту «Шехерезаду». Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад. Уметь исполнять вокально-хоровые произведения. Определять на слух музыкальные фрагменты, прозвучавшие на уроке.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
Формы организации учебной деятельности: коллективная.
Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, сигнальные карточки, смайлики.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Музыкальное приветствие «Сейчас музыкальный начнется урок»
2. Определение настроения (ребята подымают смайлики своего настроения)
II. Актуализация знаний
- Вступительная беседа:
Учитель: О взаимосвязи, каких искусств мы с вами говорили на прошлых уроках?
(предположительный ответ детей – музыка и литература)
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о литературе и музыке.
(В течение всего урока учащиеся применяют методический прием «Светофор» зеленая карточка – готов отвечать, желтая – готов отвечать, но не уверен в ответе, красная – не готов)
Ученик: О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Учитель: К какому жанру относится сказка?
(предполагаемый ответ детей – к фольклору)
Учитель: Что такое фольклор? Можно воспользоваться карточками - подсказками.
Ответ детей.
Учитель: А что относится к музыкальному фольклору? (карточки-подсказки)
Ответ детей.
Учитель: И тема нашего урока «Фольклор в музыке русских композиторов»
(тема записывается в тетрадь)
АМО «Фруктовый сад» (Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям)
Учитель: Сегодня мы познакомимся с симфонической сюитой известного русского композитора Н. А. Римского - Корсакова «Шехерезада».
III. Изучение нового материала.
Учитель: Вам знакомо понятие сюита?
Ответ детей.
Учитель: Сюита - циклическая форма, состоящая из нескольких больших частей, имеющая одну мысль, объединяющая общим смыслом (запись в тетрадь)
Учитель: В основе симфонической сюиты «Шехерезада» лежит восточный фольклор. Откроем дверь в сказочный мир востока, который не перестает удивлять нас.
- Каким вы представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова.
(предполагаемые ответы детей – змея, пустыня, верблюды, солнце, песок, море, экзотические фрукты и цветы, султаны, Египет, Индия, Урарту, Ассирия, посуда, узоры, орнамент, шумный рынок, ковры, индусы, султаны, дворцы, восточные сладости, сказки)
Учитель: Восточные сказки …не могут оставить равнодушным ни одного человека. Вот уже сотни лет увлекают взрослых и детей приключения Синдбада – морехода, Алладина, Али-бабы.… Это герои арабских сказок «Тысяча и одна ночь»
Ученица:
Влечёт Восток сияньем красок,
Зовёт базарной суетой,
С Али-Бабой – героем сказок,
С Синдбадом, брошенным волной,
Там Шехерезада начинает
Для падишаха свой рассказ,
Багдадский вор там убегает,
Торговцев обманув не раз,
На ослике качаясь, едет
Ходжа мудрейший – Насреддин,
И, вынув лампу, вызывает
Седого джинна Аладдин,
Там средь дворцов и минаретов
В саду Ширин, скучая, ждёт,
Когда Фархад любви навстречу
В скале родник воды пробьёт.
Там, поднимаясь на барханы,
Стремясь пустыни перейти,
Идут с востока караваны,
Сходясь на Шёлковом пути.
И на Востоке средь барханов
Живет красавица одна
Она зовется Шехерезадой
Она прекрасна и умна
Учитель: Восточные сказки не оставили равнодушным и русского композитора Н. А. Римского – Корсакова, который по мотивам арабских сказок написал симфоническую сюиту «Шехерезада», состоящую из 4-х частей. В сюите много самостоятельных эпизодов, но она объединена единым замыслом, который подчинен образу главного рассказчика – Шехерезаде. Это программное произведение. На карточках - подсказках найдите определение программному произведению.
- Домашним заданием вам было узнать содержание сказки «Тысяча и одна ночь»
- Кто главные герои сказки?
- В чем заключается программа сказки?
Ответы детей.
Учитель: Итак, произведение инструментальное, как без слов описать героев?
(предполагаемые ответы детей – мелодией, характером)
Учитель: Что бы мы проникли историей, композитор обратился к средствам музыкальной выразительности. Если бы вы были композитором, какую мелодию по характеру создали для каждого героя?
Ответы детей.
Учитель: Сейчас мы послушаем I часть симфонической сюиты «Шехерезада», которая называется «Море. Синдбадов корабль». Музыка изображает главных героев султана Шахриара и красавицу Шехерезаду. Определите характеры этих героев.
Слушание I части симфонической сюиты «Шехерезада»
Учитель: Как звучит тема Шахриара?
(предполагаемый ответ детей – грозно, величественно, сурово)
Учитель: Какая тема Шехерезады?
(предполагаемый ответ детей – грациозная, нежная, изящная)
Учитель: Как вы считаете, какое оружие Шахриара?
(предполагаемый ответ детей – грубая сила)
Учитель: А оружие Шехерезады?
(предполагаемый ответ детей - поэтический дар, фантазия)
Учитель: Похожи ли их характеры?
(предполагаемый ответ детей – нет, контрастны)
Учитель: А какие инструменты исполняют темы главных героев?
(предполагаемый ответ детей – Шехерезада – скрипка, Шахриар – струнные и духовые)
Учитель: Ребята, посмотрите на фото известных людей, на ваш взгляд кого бы вы выбрали на роль Шахриара и Шехерезады, и почему?
( На доске расположены фото известных людей)
Повторное слушание I части сюиты «Шехерезада»
Учитель: Ваш выбор.
Ответы детей.
Учитель: Какие особенности музыке придают Шехерезаде восточный колорит?
(предполагаемый ответ детей – мелодия Шехерезады, напоминает затейливый восточный узор, как бы «вьется»)
(Просмотр видеоролика)
Учитель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент художественного фильма «Кавказская пленница» режиссёра Л. Гайдая.
(Просмотр фрагмента фильма «Кавказская пленница»)
Учитель: Понравился вам фрагмент? Знаком вам этот фильм? Какую мелодию вы услышали?
Ответ детей.
Обобщение.
IV. Физ. минутка
V. Хоровое пение
1. Распевание
2. Повторение песни «А я по лугу»
Учитель: Как вы думаете, эта песня является музыкальным фольклором?
(предполагаемый ответ детей - да, русского народа)
Учитель: Сейчас мы исполним эту песню с элементарными детскими инструментами, которые придадут нам русский колорит.
- Выразительное исполнение в сопровождении детских музыкальных инструментов – бубны, сопилки, погремушки.
VI. Музыкальная викторина
Учитель: Сейчас мы проведем с вами музыкальную викторину, вы должны, определить к какому народу принадлежат фрагменты народных танцев.
Звучат фрагменты русской пляски, кавказской лезгинки, украинского гопака, цыганочки, латиноамериканской ламбады и восточного танца.
VII. Итог урока.
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок, и мне хотелось узнать, какие знания вы унесете с этого урока. Проведем игру «Да», «Нет»
(Игра «Да», «Нет» - учитель задает вопрос, если «Да» дети поднимают сигнальную карточку зеленого цвета, если «Нет» поднимают сигнальную карточку красного цвета)
1. Игра «Да», «Нет»
- Мы рассматриваем связь музыки и литературы на примере симфонической сюиты Н. А. Римского – Корсакова «Шехерезада» (да)
- В основе сюиты лежит белорусская сказка (нет)
- В симфонической сюите «Шехерезада» 6 частей (нет)
- На уроке мы слушали тему Шахриара и Шехерезады (да)
- Программная музыка – это инструментальная музыка, имеющая словесную программу. Программой может служить название или литературный сюжет, раскрывающие содержание произведения (да)
- Фольклор – это авторское творчество (нет)
- К музыкальному фольклору относятся – народные игры, танцы, песни, мелодии (да)
- Н. Римский – Корсаков написал сюиту «Шехерезаду» на основе восточного фольклора (да)
Подведение итогов викторины.
2. АМО «Рефлексивный экран»
- На уроке мне понравилось……
- На уроке мне было не интересно, потому, что…..
- Мне было трудно….
- На уроке у меня получилось…
- Теперь я знаю, что…..
3. Обобщение АМО «Фруктовый сад»
4. Домашнее задание будет творческим на выбор:
- Придумать сказку от имени Шехерезады
- Нарисовать свои впечатления от прослушанной музыки
- Нарисовать афишу к симфонической сюите Н. А. Римского – Корсакова «Шехерезада»
5. Оценивание активных ребят
Учитель: Спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока музыки "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора" для учащихся 5 класса
Открытый урок музыки по программе Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская (5 класс)...
Конспект и анализ урока музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»
Данный урок разработан по новым стандартам с учетом требования ФГОС в 5 классе по программе Е.Критской....
Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"
Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...
Урок музыки в 3-4 классах малокомплектной начальной школы по теме «В детской (Детские и сказочные образы в музыке русских композиторов)»
Материал содержит технологическую карту урока, конспект и кроссворд для урока....
Методическая разработка урока ФГОС по Музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»
Осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы)....
Разработка урока музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов"
Знакомство с жанром симфонической миниатюры, со сказочной картиной А.К.Лядова "Кикимора"....
разработка урока музыки для 5 класса по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов"
Данная разработка предназначена для использования учителями музыки на уроках в 5 классах...