План-конспект урока литературы в 9 классе по теме «Печорин как «портрет поколения»
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Барсукова Ольга Анатольевна

План-конспект урока по литературе в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_9_kl_pechorin_i_ego_portret.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы в 9 классе по теме «Печорин как «портрет поколения»

Цель:  анализ части «Княжна Мери».

Задачи:  сопоставление поступков, характеров героев этой повести с характером Печорина, обучение монологической речи и элементам анализа стиля автора.

Ход урока:

I.  Оргмомент.

-  Повесть «Княжна Мери» воспринимается как главная повесть в романе. Как вы думаете почему?

                                ( для повести характерна сюжетная самодостаточность;

                                  это кульминация дневника Печорина;

                                  в ней больше всего рассуждений о душе и судьбе;

                                  в главе наиболее подробную разработку получает философское содержание романа).

-  Изначально толчок ко всем событиям дают взаимоотношения Печорина с Грушницким.

Проблема:  «Печорин – герой своего времени»?

II.  Актуализация знаний и фиксация затруднений. Решение уже известных задач. Подготовка к решению проблемы – проверка домашнего задания, проверка восприятия текста.

«Бэла» - Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максим Максимыча?

«Максим Максимыч» - Кто описывает портрет Печорина? Почему?

                                        Почему сцена встречи Печорина с Максим Максимычем заставляет

                                        сочувствовать и Печорину тоже?  

«Тамань» - Кто выступает в качестве рассказчика? Почему?

«Княжна Мери» - Докажите, что эгоизм и индивидуализм Печорина – это не врожденные качества, а

                               сознательно выработанная система убеждений.

«Фаталист» - Как Печорин испытывает судьбу? Чем объяснить, что Печорин на некоторое время

                       поверил в предопределение?

III.  Постановка учебной задачи.

Объявление темы, цели, задач урока.

IY.  Пути выхода из проблемной ситуации.

-  Чтобы решить проблему, разделимся на группы для совместной работы. Выберите задание по силам.

Задание  1 группы.  Проанализируйте историю дружбы и вражды Печорина и Грушницкого.

Задание  2 группы.  Проанализируйте историю отношений Печорина и княжны Мери (для сравнения в

                                  «Фаталисте» обратите внимание на эпизод с дочкой урядника Настей как пример

                                  обычного для Печорина равнодушия к женщине).

Задание  3 группы.  Как и почему складываются отношения Печорина и Веры? На что указывает

                                  трагическая сцена погони за Верой?  

Задание  4 группы.  Проанализируйте взаимоотношения Печорина и доктора Вернера. Как сложились

                                  отношения у Печорина с «водяным обществом»? Почему?

Y.  Проверка выполнения задания.

-  Почему же Печорин является как бы инородным элементом везде, где он появляется?

-  Как характеризуется век через главного героя романа Лермонтова?

YI.  Проверка восприятия проблемы.

-  На основании ваших ответов-рассуждений, что вы можете сказать по проблеме урока «Печорин – герой своего времени?

-  Почему Лермонтов выделил такую личность на фоне других героев?

-  Почему, несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше всех остальных  героев?

YII.  Рефлексия.

YIII.  Итог урока. Домашнее задание. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"

Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...

план-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Баскетбол"

конспект открытого урока в 6 классе по теме "Баскетбол", цель, задачи, ход урока....

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

План-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему: Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Сценарий литературно-музыкальной композиции предназначен для обучающихся 8 класса.  Может помочь при подготовке не только к урокам литературы, но и к урокам истории. Возможно проведение интегриро...

Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...

План-конспект открытого урока в 7 классе по теме "Монологические высказывания по теме "Meine Heimat."

Привлечение внимания к понятию «Родина» в широком смысле этого слова, а также к понятию «малая Родина».                    ...