Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки Новиковой Светланы Алексеевны
статья по музыке на тему

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt.docx27.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя  музыки

Новиковой Светланы Алексеевны

МБОУ «Темниковская СОШ №2»  г.Темников Республики Мордовия

 

Тема  инновационного опыта: «Инновационный подход в развитии творческих способностей на уроках музыки»

                                         1.Актуальность и перспективность опыта.

Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

Существует противоречие между технологической средой, окружающей ребенка в быту, наличием высокотехнологичных звуко- и видео воспроизводящих устройств (DVD, mp3-плееров, мобильных телефонов, коммуникаторов, КПК и т.д.) и техническим обеспечением образовательного пространства школы (в частности урока музыки). Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Анализ вышеизложенных идей привел меня к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями. На протяжении пяти лет я продуктивно работаю над темой моего самообразования «Информационно-коммуникативные технологии в области искусства». В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи:

развитие у детей чувства прекрасного, формирование высоких эстетических чувств через музыку;

- развитие творческой личности на уроках музыки.

Актуальность и перспективность опыта обусловлена тем, что для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Опыт работы в школе показывает, учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно коммуникационных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным.

Применение компьютера на уроках музыки может быть самым разнообразным, преследовать разные цели (ознакомление с наиболее интересными фактами биографии композиторов, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью русских и зарубежных композиторов, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, мультипликационных фильмов, спектаклей, балетов по произведениям того или иного композитора, прослушивание мастеров музыки , их исполнения отрывков из произведений и т. д. Мне как учителю музыки  возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) позволяют повысить информационную насыщенность урока, выйти за школьные рамки, дополнить и углубить их содержание.

Риски. При всех положительных качествах ИКТ я считаю, излишнее увлечение информационно-коммуникативными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлеченный в "нескучные" формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала предложенного в традиционной вербальной форме. Хотелось бы отметить, что методы и средства обучения ошибочно было бы возводить в ранг самоцели, это, прежде всего, инструмент для решения образовательных задач. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя —никогда не заменить машине, пусть даже самой умной.

Разработано поурочное тематическое планирование по музыки с выделением раздела по применению на уроке электронных учебников и пособий, что позволяет экономить время при подготовке к уроку, оптимально составлять траекторию урока с применением ИКТ на различных этапах урока.

2. Концептуальность

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших учеников.

Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными другими технологиями и методиками  обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации, индивидуализации обучения и воспитания

А это значит, что внедрение компьютерных технологий в школе на уроке просто необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной деятельности, повышения интереса учащихся к приобретению новых знаний, внесения элемента новизны. Использование информационных технологий создаёт принципиально новые возможности для усвоения учебного материала учениками. Это достигается за счёт увеличения доли информации, представляемой в визуальной и звуковой форме, скорости доставления информации. Легко реализуется принцип наглядности в обучении, увеличивается доступность объяснения, так как у учащихся работает образное воображение. Мне компьютер облегчает задачу подготовки к занятиям, помогает развивать интерес к своему предмету. Мне импонирует то, что компьютерные технологии можно использовать на любом этапе урока для вовлечения в активную деятельность. Недаром говорят: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня - и я пойму»

Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции.

     Итак, новые информационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи. Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит «живого» общения учителя с учеником.

               

3.Наличие теоретической базы опыта

Каждый из нас воспринимает и переживает музыку по-своему. Это зависит от уровня нашей образованности и воспитанности.

К сожалению, реальность нашей жизни такова, что в наше время понятие интеллигентного человека, увы, не всегда связывается с уровнем его культуры. И я вижу своё предназначение в том, чтобы средствами музыки формировать культурного человека.

 Для меня, по-прежнему, остаются актуальными вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на уроках музыки преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы? Как сделать урок музыки уроком искусства, где не будет места обыденности и схематизму?

Своей первостепенной задачей, как учителя музыки я вижу в обеспечении продуктивной деятельности учащихся. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Именно проблемной ситуацией и определяется на уроках музыки вовлечение учащихся в деятельность, способствующую развитию их творческих способностей. И для современного урока музыки внедрение новых методов проблемного и развивающего обучения стало реальностью.

Моя школа находится в маленьком городе. Многие из наших учеников  не были ни  разу в театре, ни в филармонии и даже не посещали детский сад и с музыкой первый раз встречаются в школе на моих уроках. И мне, как учителю музыки, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься музыкой, когда дети начинают «хотеть» слушать её и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Музыкальное образование и воспитание школьников находится в моих руках со 2 по 7 класс. За это время они должны постичь духовный опыт человечества, раскрыть механизм превращения жизненных явлений в музыкальные образы в единстве содержания, формы и средств выражения.

И для себя я выделила те методы, которые сегодня являются наиболее актуальными. Ведущее место в работе занимают:

Музыкально-педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского, которая является базовой основой программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, ведущим принципом которой является связь музыки (и искусства в целом) с жизнью.

психологическая концепция Л.С.Выготского о целостности и единстве художественной деятельности ребенка;

Теоретико-педагогическая концепция В.А.Сластенина;

Концепция полихудожественного воспитания, теория интегрированного преподавания искусства Б.П.Юсова;

психологическая концепция способностей, исследования в области восприятия и представления Б.М.Теплова.

учение об интегрирующих функциях ведущих идей учебных дисциплин Г.Ф.Федорца.

Кроме того, труды известных отечественных ученых в области педагогики, психологии, теории и практики музыкального и театрального образования и воспитания (Абдуллина Э.Б., Алиева Ю.Б., Станиславского К.С., Немова Р.С., Асафьева Б.В., Петрушина В.И., Эльконина Б.Д.).

4.Ведущая педагогическая идея

Как учитель я считаю и думаю, что со мной согласятся и другие учителя, работающие по данной проблеме, что информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным равноправным его членом. Именно применение ИКТ на уроках музыки позволили мне реализовать идею развивающего обучения. 
С внедрением ИКТ повысился темп урока, да и сам урок стал более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по формированию эстетического вкуса учащихся. Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой. Практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников. Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать творческие задания и тесты для учащихся. Информационно коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей. 

                                                               5. Сущность опыта
Необходимо понимать, что компьютеры не должны и не могут полностью заменить учителя, автоматизировать и компьютеризировать целиком ни его труд, ни учебную деятельность школьников. 
Глубоко уверена в том, что внедрение новых компьютерных технологий не заменяют традиционную методику предмета. Их применяют не вместо прежних методов обучения, а наряду с ними.
Мне как учителю компьютер дает широкие возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир.
При использовании средств мультимедиа на уроке, стирается грань между учёбой и игрой, изучение самых трудных тем превращается в увлекательное путешествие по стране знаний. Изучение нового материала с применением ПК позволяет учащимся лучше понять и быстрее запомнить материал. Содержание, средства представления материала, формы организации работы, используемые методические приёмы при применении ПК имеют ряд особенностей. Нужно учитывать, что применять ПК можно только с учётом физиологических особенностей школьников, то есть не более 25 минут на уроке. Поэтому учитель должен чётко определить, на каком этапе каждого конкретного урока использование ПК будет наиболее эффективным
Использую компьютер на уроке для реализации следующих важных задач:
Во-первых: повышение наглядности учебного процесса;
Во-вторых: доступность и индивидуальный подход;
В-третьих: возможность обеспечения обратной связи
В-четвертых: неограниченная возможность использовать все системы восприятия информации;
В-пятых: организация коллективной и групповой работы.

С помощью компьютера можно поставить перед учащимися реальную, понятную, вполне достижимую цель.. Таким образом у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
К психологическим особенностям учащихся относится их высокая степень эмоциональности, что значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса на традиционных уроках. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат и на других уроках. 
C моей точки зрения, появление компьютера облегчило работу учителя. Он предоставил возможность сделать урок более интересным и необычным. Урок, проведённый с помощью компьютера бесспорно воспринимаются лучше, заставляет ребёнка самопроизвольно запомнить учебный материал.
Какой бы сложной и скучной не была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами
В этих случаях незаменимым помощником мне как учителю может оказаться программа Power Point. Это приложение позволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийные пособия к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. Однако, средства наглядного представления использую не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций, для организации поисковой и исследовательской работы.

                                     6. Оптимальность и эффективность средств мультимедиа.
Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения;
3. При проверке. Обеспечивает, наряду с устным, визуальный контроль результатов;
Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Мультимедийные презентации могут использоваться для:
1. Объяснения новой темы
2. Как средство подачи информации
3. Создание проблемной ситуации

                                                               7. Результативность.
1) Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
2) Установлено, что педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальных – на 25%, совместно использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом до 65%. 
3) Применение техники ломает стереотипы уроков. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным процессом.
4) Совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала.

                                                                       8. Вывод. 
Итак, преимущества компьютера, как средства поддержки учебного процесса не вызываютсомнений. Его применение:
• делает уроки интересными;
• увлекательными;
• яркими;
• эмоционально насыщенными;
• позволяют уйти от рутинной работы;
• дают возможность индивидуализации образования;
• повышают мотивацию обучения;
• позволяет показать в динамике сложные для понимания процессы;
• выполнять небольшие исследования и проекты.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях:
• он повышает качество знаний; 
• продвигает ребенка в общем развитии;
• помогает преодолевать трудности;
• вносит радость в жизнь ребёнка;
• позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
• создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Заключение.

В условиях изменения содержания образования, когда происходит переход от знания центрического подхода к компетентностному, приоритетную роль в учебно-воспитательном процессе играют информационно-коммуникативные технологии. Использование информационно-коммуникативных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения..

Современность предъявляет также все более высокие требования к обучению Объемы информации растут, и часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

Следует отметить, что использование мультимедийных технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без учителя, поскольку эти технологии только способы обучения. Компьютер в учебном процессе не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.

Обобщение собственного педагогического опыта

Чего же я, как педагог, достигла в своей работе?

- устойчивый интерес к предмету;

- работа без неуспевающих;

- призовые места на олимпиадах и конкурсах;

- призовые места на конкурсах;

- авторитет среди учеников, их родителей, коллег по работе.

И пусть мои ученики будут лучше меня!

http://remesenki.edusite.ru/images/clip_image003.gif

Представление собственного инновационного педагогического опыта представлено на сайте школы http://www.schoolrm.ru/schools tem/sc2tem/

 

                       Директор школы                                  З.И.Хозина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Интеграция на уроках истории и обществознания....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Смирновой Светланы Георгиевны

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как «активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний». Вопросы формирования познавательной активности уча...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Котиной Светланы Анатольевны

  Основное назначение иностранного языка состоит в  формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное об...