Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
статья по музыке по теме
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
В Российской Федерации в последнее время большинство учебных заведений ставят одной из первоочередных задач формирование у детей и подростков толерантного сознания, в частности терпимости к культуре и жизни других народностей. К сожалению, постоянным спутником развития российского общества сегодня стало воспроизводство межнациональных противоречий. С тяжелейшими последствиями межэтнических конфликтов столкнулись сотни тысяч наших соотечественников. Погибшие люди, разрушенные семьи, беспризорные дети – увы, такова цена межнациональной нетерпимости и противостояний. Хуже всего то, что это связано с тем, что межнациональные конфликты: во-первых, сказываются на положении и жизни детей; во-вторых, учитывая опыт и результат сегодняшнего дня в новом поколении, мы должны воспитывать терпимость. И не в последнюю очередь к обострению этих противоречий ведет сохранение негативных этнических установок у значительной части населения, в том числе в детской и подростковой среде. Актуальность этой проблемы вызвана важностью формирования в детях осознания жизни в многонациональном обществе; где каждый народ имеет свой язык, веру, быт, обычаи, культуру, музыку, традиции, менталитет, и это возможно, если толерантное отношение прививать с малых лет.
Я считаю, что через занятия музыкой можно придти к прекрасному в человеческих отношениях и убеждена в том, что
- «Через привитие прекрасного человек будет стремиться к прекрасному».
- «Когда человек находится в окружении прекрасного с ним легче говорить».
Поэтому, целесообразно и доступно - прививать интерес к музыкальной культуре своего народа и к других народов, так как между музыкой народов мира нет непереходимых границ. Это алфавит может быть разным у народов, а музыка – эти семь нот – они едины для всех. С помощью таких занятий можно легко проследить связь музыки с народом. У каждого народа есть музыкальная культура, песни: веселые, грустные, обрядовые; есть балеты и оперы; симфонические произведения и для того, чтобы слушать и понимать музыку другого народа не нужно знать язык этого народа. Музыку не надо переводить на языки. Она способна дойти до сердца каждого ребенка и без перевода. «Музыка формирует душу человека».
В общем музыкальном образовании этнокультурный компонент всегда входил в содержание уроков музыки в виде фрагментарного обращения к народным песням. А в программе, созданной Д. Б. Кабалевским, В.В. Алеевым, Т.Н. Кичак содержание уроков музыки в 4-м классе целостно выстроено на этнокультурном принципе. Дети постигают музыку народов разных стран, расширяя границы изучения от родной культуры к охвату всех континентов земного шара. Данный подход соответствует развитию дружбы народов, взаимосвязи национального и интернационального, и он достаточно эффективно воспитывает чувство этнотолерантности.
Первый этап – изучение музыкальной культуры своего народа. Второй этап – знакомство и освоение музыкальной культуры разных этнических традиций через выявление в каждой из них «общего» и «особенного»; осознание единства общечеловеческих ценностей, межкультурных различий и сходства культур на духовно-нравственных основах.
Так, например, на уроках с учениками 4-х классов, мы отправляемся в заочные путешествия в страны, такие как Украина, Белоруссия, Грузия, Франция, Италия, Норвегия, Польша, Германия и другие. Во время этих путешествий мы слушаем музыку разных народов, а также узнаем много нового и интересного о музыкальных инструментах, популярных в этих странах; своеобразии национальных костюмов и традиций; особенностях национальной кухни. Большую помощь в подготовке таких уроков оказывают и сами ребята: они находят увлекательный дополнительный материал и выступают со своими сообщениями. Песни, которые мы разучиваем и поем с большим удовольствием, тоже способствуют воспитанию толерантности.
Этой проблеме была посвящена моя статья «Формирование этнотолерантной культуры на уроках музыки», напечатанная в сборнике материалов III Всероссийской научно-практической конференции, проходившей 26.11.10 в г. Саранске; участие в проведении республиканского научно-практического семинара «Проблемы национально-культурного и поликультурного образования РМ», состоявшемся 30.11.10 в пед. институте им. М.Е Евсевьева, а также выступления моих воспитанников в муниципальном и республиканском конкурсе «Живи, народная душа», в репертуаре которых были представлены русские и мордовские народные песни.
Я очень надеюсь, что мои уроки и мероприятия, в которых участвуют мои воспитанники, вносят лепту в воспитание и формирование этнотолерантной культуры в подрастающем поколении!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Педагогическая проблема-повышение качества знаний и уровня познавательной и творческой активности учащихся на уроках технологии и изобразительного искусства.Стараюсь строить учебный процесс на л...