Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Котиной Светланы Анатольевны
материал по теме
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Кроме того, изучение ИЯ должно обеспечить приобщение обучающихся к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представить её средствами ИЯ, включение школьников в диалог культур. В современных условиях востребован человек, хорошо владеющий иностранным языком. Актуальность данной темы подвела меня к вопросу как научить школьников иноязычному общению, как сделать так, чтобы на моих уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес моих учеников не пропадал ни на минуту, чтобы они понимали и принимали цели, поставленные учителем, чтобы они были активными участниками реализации этих целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnog1.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного
педагогического опыта учителя английского языка
МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск
Котиной Светланы Анатольевны
Тема инновационного педагогического опыта:
«Развитие коммуникативных умений учащихся на уроках английского языка»
Условия возникновения опыта.
Современная эпоха характеризуется убыстрением социальных ритмов, нарастанием объёмов требуемой для принятия решений информации, интенсификацией социальных и профессиональных контактов между отдельными людьми, социальными группами и профессиональными сообществами. В эпоху глобализации всякая социальная и профессиональная деятельность становится трансграничной. Это значит, что любой человек очень часто может встречаться с необычными для него коммуникативными, профессиональными и социальными ситуациями.
Интеграция в мировое сообщество, процесс построения открытого общества, а, следовательно, и открытого образования, ставят перед российскими педагогами цель – воспитание поколения, осознающего свою роль и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах. Всё это повышает требования к языковой культуре учащихся, коммуникативной компетенции, созданию условий для самоопределения и самореализации личности учащихся. Действие социально-экономических и политических факторов проявляется в первую очередь в отношении общества к иностранным языкам, а также в тех требованиях, которые общество предъявляет к уровню образования по иностранному языку своих граждан в конкретный исторический период. Эти факторы определяют приоритеты в выборе иностранного языка и потребности в его практическом использовании как средства повседневного общения.
Знание иностранного языка становится в современном обществе необходимо в личной и профессиональной жизни человека. Все это вызывает потребность в большом количестве граждан, практически владеющих одним или несколькими иностранными языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в материальном смысле положение. Отсюда ясно, что социальный заказ общества по отношению к иностранному языку, выражается не просто в практическом знании языка, а в умении использовать этот язык в реальной коммуникации.
Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии.
Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным дисциплинам направлена на решение указанных задач. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык. В современной методике преподавания этого предмета основной упор делается на развитие умения общаться, на формирование коммуникативных умений.
Развитие коммуникативных умений учащихся - это общедидактическая проблема. В мировой практике известны различные пути решения проблемы формирования коммуникативной компетентности учащихся. Коммуникативная компетенция является многокомпонентной и рассматривается как совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих, действующих в федеральных программах по иностранным языкам.
Коммуникативная компетенция может по праву рассматриваться как ведущая и стержневая, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций. Ее необходимо последовательно формировать в тесной связи с учебными и информационными умениями, готовностью к решению проблем на родном и на иностранном языке в единой логике.
Требования к развитию коммуникативных умений могут быть предъявлены в следующем виде:
- адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения;
- выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения;
- владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения;
- владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ;
- создавать письменные высказывания, адекватно передавая содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью конкретизации;
- составлять план, тезисы, конспект;
- владеть хотя бы одним иностранным языком на уровне функциональной грамотности.
Актуальность опыта
Актуальность темы «Развитие коммуникативных умений учащихся на уроках английского языка» обусловливается тем, что в соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта по иностранному языку для всех ступеней нацелен на комплексную реализацию личностно ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению иностранным языкам. Цели, содержание и планируемые результаты языкового образования представлены в единой системе, в деятельностных подходах с четко выраженной корреляцией. Задаваемое содержание ориентировано на образование, воспитание и развитие личности школьника средствами изучаемого языка.
Овладение коммуникативными умениями предполагает овладение иноязычным общением в единстве его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной, этикетной.
Коммуникативные умения могут быть определены как «средства, необходимые для контроля и формирования речевой ситуации в социальном контексте».
Коммуникативная направленность обучения иностранным языкам отражена в целях обучения и в структуре стандарта: акцент делается на развитие иноязычной коммуникативной компетенции ученика, на формулировке требований к уровню подготовки выпускников школы на каждой из ее ступеней.
Содержание обучения ориентировано на развитие мотивации учеников к изучению иностранных языков и на формирование умений во всех видах иноязычной речевой деятельности, развитие общих учебных умений и навыков, получение учащимися опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности. Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативных умений, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Наиболее полно решить данную проблему учитель может, используя коммуникативную компетентность учащихся.
Теоретическая база опыта
Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть системой знаний, умений и навыков, но и развивать свои способности и творческие силы. Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика. Предмет обучения иноязычному общению еще не исследован должным образом, хотя уже имеется достаточно богатый опыт методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи. Этой проблемой занимались следующие авторы: Беляев Б.В., Бим И.Л., Ведель Г.Е., Гурвич П.Б., Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., Царькова Б.В., Шубин Э.П.
Коммуникативная компетенция сегодня рассматривается как одна из важнейших составляющих готовности и способности специалистов любого профиля к успешной профессиональной деятельности. Эффективность обучения во многом определяется уровнем коммуникативных умений. Характерной особенностью современного этапа развития являются требования к интеграции различных составляющих целей образования для достижения шести базовых компетенций:
- лингвистическую компетенцию, подразумевающую знание словарных единиц и грамматических правил, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание;
- социолингвистическую компетенцию, т.е. способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, социальных ролей участников коммуникации;
- дискурсивную компетенцию, а именно способность понимать различные виды коммуникативных высказываний, строить целостные, связные и логичные высказывания различных функциональных стилей;
- стратегическую компетенцию, т.е. вербальные - невербальные средства (стратегии), к которым человек прибегает в случае, если коммуникация не состоялась;
- социокультурную компетенцию - знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета, умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры;
- социалъную компетенцию, а именно умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе и в своих силах для осуществления коммуникации.
Можно сделать вывод, что коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку должно учитывать особенности реального общения.
Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности.
Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку - это речевая направленность процесса обучения, ориентация не только на содержательную сторону общения, но и на форму высказывания. Существенную роль в реализации коммуникативно-ориентированного обучения играет ситуативность в отборе материала и организация его закрепления применительно к определенным ситуациям общения. Этому способствует использование аутентичных материалов и подлинно коммуникативных заданий.
На занятиях по английскому языку, формируя коммуникативные умения, учитель создаёт учебные ситуации, помогающие учащимся приобретать знания, умения и навыки в различных видах речевой деятельности. Умения и навыки формируются только в деятельности с использованием необходимых средств и в определенных условиях, иначе говоря, в определенной среде. Таким образом, деятельность - это целенаправленные мотивированные действия с единицами быта и культуры в определенных условиях, или среде, преследующие различные цели. В зависимости от условий, существующих в определенных средах, формируются различные отношения.
Новизна опыта.
- деятельность учителя ориентирована на индивидуальные особенности учащегося, где центральное место занимают способности и возможности учащегося для формирования языковой коммуникативной компетентности;
- эталоны и стандарты выступают как конечные ориентиры обучения, пути к которым индивидуальны;
- сравнение обучения происходит самого ученика с собой и оценивается как продвижение, исходя из его способностей и возможностей;
- основными формами обучения являются групповые, коллективные и индивидуальные;
- на уроке создается атмосфера иноязычного общения, объединение коллектива, установление новых эмоционально- коммуникативных отношений;
- формирование коммуникативных компетенций происходит на основе современных технологий;
- используются современные формы урока, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Технология опыта
Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя. Каждый из обучающихся достигает своих целей с помощью таких средств, как говорение, аудирование, чтение, письмо, паралингвистика, проксемика (телодвижения, позы и т.д.) и любая совместная деятельность.
Специфика функционирования языка в качестве иностранного состоит в том, что его коммуникативная функция обеспечивает межкультурное общение. Известно что, в межкультурном общении важное условие успеха - обеспечение взаимопонимания посредством создания общего коммуникативно-прагматического пространства. Это возможно при формировании у обучаемых социокультурной компетенции, учитывающей культурно-психологические особенности коммуникативного поведения носителя языка.
На мой взгляд, личностно-коммуникативное обучение включает в себя не только речевую направленность обучения, но индивидуализацию обучения, принципы функциональности, ситуативности,новизны.
В ходе планирования уроков я стараюсь придерживаться всех перечисленных принципов, а также соблюдать условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции учащихся:
- постоянная речевая практика учащихся;
- использование ценного коммуникативного материала;
- постоянная активизация речемыслительной активности учащихся;
- речевой характер урока.
В процессе обучения английскому языку также учитываю личностные качества учащихся: темперамент, способности, жизненный опыт учащихся, мировоззрение.
Я считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:
1)доброжелательная обстановка на уроке;
2)положительный эмоциональный климат;
3)доверительные отношения между учителем и учащимися.
Важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации является ролевая игра. Игра-это эффективный способ стимулировать детей к активности, творчеству и любопытству. Как показывает мой опыт и опыт моих коллег, она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание, давая школьникам, возможность выходить за рамки своего контекста деятельности, позволяет предвосхитить будущий личный опыт учащихся путем проигрывания ролей людей разных профессий, характеров.
Наряду с коммуникативной мотивацией успешному формированию коммуникативных умений способствует интенсификация учебного процесса.
Игры могут использоваться в начале урока или в конце для стимуляции, уменьшения напряжения, для смены деятельности на уроке. Одним из преимуществ игр является то, что все ученики могут работать одновременно. Такая форма работы развивает способность сотрудничать, соревноваться, брать на себя ответственность, уметь проигрывать.
Понятно, что в процессе аудирования, чтения, письма могут одновременно участвовать все обучаемые. Сложнее, на мой взгляд, организовать одновременное говорение учащихся на уроке. Тренировка хором, как правило, предполагает проговаривание, а не говорение.
Хотелось бы выделить одновременную парную работу. Самый простой способ ее организации, на мой взгляд, выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе использую опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога.
Убеждена, что формированию коммуникативных умений способствуют такие задания, как:
- составить план текста;
- высказать основные мысли по плану;
- определить соответствие сказанного тому, что содержится в тексте;
- выделить основную мысль текста; выразить свое отношение к тексту;
- дать характеристику героям текста, оценку их поступков и мыслей,
- согласиться или не согласиться с мнением одноклассников;
- составить собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного.
Немаловажную роль при формировании коммуникативных умений играет использование современных компьютерных технологий. Многие современные дети, воспитанные телевидением или компьютером, привыкшие к ярким, занимательным играм, уже попросту не воспринимают учителя, если в его арсенале кроме мела, доски и учебника не имеется ничего. Поэтому, нравится это или нет, всем учителям приходится создавать и применять ЦОР, ведь с их использованием процесс обучения можно преобразить в увлекательное, захватывающее занятие. Помимо этого, использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе позволяет значительно стимулировать познавательный интерес учащихся, развивать навыки работы с самыми разнообразными источниками информации.
При изучении иностранного языка очень важно уметь воспринимать иноязычную речь на слух, поэтому на уроках необходимо развивать способность к аудированию. Во всех классах, практически на каждом уроке использую аудиозаписи упражнений. Преимущество этой деятельности в том, что дети слышат не только голос учителя, к которому привыкают, но и различные голоса, произносящие отдельные слова, диалоги, тексты с разной интонацией. Некоторые упражнения содержат песенки, что несомненно помогает разнообразить урок.
На уроках я стараюсь использовать нетрадиционные методы общения учащихся. Примером нетрадиционных методов общения учащихся в этом случае будут задания следующих видов:
- коммуникативные игры;
- коммуникативные стимуляции;
- свободное общение.
Не маловажную роль при реализации нетрадиционных методов играет информативная компетенция учащихся, которая включает:
- информационные «фреймы»;
- сложившиеся знания;
- языковую картину мира в ее иноязычной форме;
- фоновые знания;
- общий кругозор.
Это является важным условием вовлечения учащихся в общение. Молчание ученика на уроке нередко объясняется тем, что он не владеет предметом разговора, не имеет личного отношения к обсуждаемой проблеме, не знаком с возможными способами поведения, хотя и выучил лексику с грамматикой.
Нетрадиционной формой можно считать ролевое общение, которое реализуется в ролевой игре. Однако ролевое общение организуется в соответствии с разработанным сюжетом и требует развитых социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках английского языка нередко включают элементы социального тренинга (упражнений в общении). Приведу примеры подобных заданий:
line-up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком);
strip-story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»);
smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);
merry-go-round (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами);
contact (участники подходят друг к другу и начинают беседу);
king words (учащиеся говорят любые приятные слова в адрес собеседника);
reflection (участники пытаются представить, что думают о них другие школьники);
listening (учащиеся внимательно слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним) и т.д.
В качестве примеров нетрадиционных методов можно привести «скетч», «ролевую игру», «круглый стол», «дискуссию».
Скетч - это короткая сцена, разыгрываемая по заданной проблемной ситуации с указанием действующих лиц, их социального статуса, ролевого поведения. Скетч, в отличии от ролевой игры, характеризуется меньшей сложностью и свободой речевого поведения персонажей. В виде скетчей могут быть разыграны небольшие сцены, относящиеся к социально-бытовым сферам по темам «Питание», «Покупки», «Город и его достопримечательности», «Путешествия».
Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Ролевая игра предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта.
Круглый стол - представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Участвуя в круглом столе, обучаемый высказывается от своего лица. Проблемы, обсуждаемые за «круглым столом», могут быть весьма разнообразными: социальными, страноведческими, морально-этическими и др. Участие в круглом столе требует от учащихся достаточно высокого уровня владения языком и наличия определенных знаний по проблеме. Поэтому как прием контроля «круглый стол» можно применять на продвинутом этапе обучения и по окончании работы над определенной темой или несколькими смежными темами.
Дискуссия представляет собой одну из форм спора как словесного состязания. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет. Обязательным условием дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса. Окончательное решение этого вопроса и вырабатывается в ходе дискуссии. Для успешного ее ведения участники должны обладать знаниями о предмете обсуждения, иметь собственное мнение по данному вопросу, владеть приемами воздействия на партнеров и управление беседой.
Хочется заметить только одно, что нетрадиционные методы как раз стимулируют учащихся к проявлению речевой активности и в этом их привлекательность и приоритетная значимость.
Результативность опыта.
Развитие коммуникативных умений учащихся помогает развитию познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, создавать на ее основе новую и делают учебный процесс творческим, сжатым и целенаправленным, а учеников раскованными и активными. Уроки и внеурочная деятельность свидетельствуют о том, что учащиеся способны к активной познавательной деятельности на иностранном языке. Но любой творчески работающий учитель должен контролировать качество знаний и коэффициент усвоения учебного материала.
Результаты успеваемости учащихся:
2012-2013 уч.год | 2013-2014 уч.год | 2014-2015 уч.год | |||||||||
Класс | % обученности | % качества | средний балл | Класс | % обученности | % качества | средний балл | Класс | % обученности | % качества | средний балл |
2Б | 100% | 71% | 3,4 | ||||||||
2А | 100% | 71% | 4,1 | 3А | 100% | 73% | 3,6 | ||||
2Б | 100% | 58% | 3,8 | 3Б | 100% | 59% | 3,8 | ||||
2А | 100% | 76% | 4,3 | 3А | 100% | 80% | 4,3 | 4А | 100% | 67% | 4,0 |
2Б | 100% | 42% | 3,7 | 3Б | 100% | 53% | 3,6 | 4Б | 100% | 53% | 3,6 |
4А | 100% | 55% | 4,0 | 5А | 100% | 50% | 3,9 | 6А | 100% | 64% | 4,0 |
4Б | 100% | 65% | 3,3 | 5Б | 100% | 50% | 3,6 | 6Б | 100% | 50% | 3,7 |
5А | 100% | 87% | 4,5 | 6А | 100% | 87% | 4,3 | 7А | 100% | 80% | 4,3 |
5Б | 100% | 45% | 3,7 | 6Б | 100% | 46% | 3,6 | 7Б | 100% | 48% | 3,7 |
6 | 100% | 53% | 3,1 | 8Б | 100% | 45% | 3,4 | ||||
7А | 100% | 71% | 4,0 | 8А | 100% | 73% | 4,0 | 9А | 100% | 67% | 4,2 |
9Б | 100% | 83% | 4,0 | ||||||||
11 | 100% | 85% | 4,3 |
Учащиеся с удовольствием участвуют в различных конкурсах и олимпиадах по английскому языку.
Можно говорить об эффективности использования коммуникативных упражнений и заданий на уроке английского языка, поскольку развитие коммуникативных умений на уроке является одной из важнейших задач любого учителя. В результате у учащихся отмечается эмоциональный подъём, положительный настрой, желание изучать английский язык.
Материалы из опыта работы размещены на сайте: http://nsportal.ru/kotina-svetlana-anatolevna.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» г.о. Саранск Республики Мордовия Афониной Натальи Валентиновны
Публичное представление...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя немецкого языка МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Русяевой Ирины Михайловны
Тема инновационного педагогического опыта:«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании школьников на уроках немецкого языка»...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Ухановой Раисы Михайловны
Тема инновационного педагогического опыта:«Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся к урокам русского языка и литературы»....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка
Тема: Формирование положительной мотивации младших школьников к изучению иностранного языка...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка Самойловой Натальи Викторовны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка Самойловой Натальи Викторовны...