Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Смирновой Светланы Георгиевны
учебно-методический материал
Педагоги-психологи определяют познавательную активность как «активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний». Вопросы формирования познавательной активности учащихся средней и старшей школы относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. К одному из качественных решений сложившейся проблемы можно отнести применение в своей работе системно-деятельностного подхода, который приобрел в педагогической практике особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. К одному из таких видов деятельности относится проектно-исследовательская работа школьников на различных этапах урока и в рамках внеурочной, внеклассной формы работы.
Предмет «физика» является одним из ведущих среди других предметов, где можно успешно использовать элементы исследования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного
педагогического опыта учителя физики
МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск
Смирновой Светланы Георгиевны
ТЕМА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:
«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках физики как эффективный способ повышения познавательной активности»
- Актуальность и перспективность опыта
Педагоги-психологи определяют познавательную активность как «активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний». Вопросы формирования познавательной активности учащихся средней и старшей школы относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. К одному из качественных решений сложившейся проблемы можно отнести применение в своей работе системно-деятельностного подхода, который приобрел в педагогической практике особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. К одному из таких видов деятельности относится проектно-исследовательская работа школьников на различных этапах урока и в рамках внеурочной, внеклассной формы работы.
Предмет «физика» является одним из ведущих среди других предметов, где можно успешно использовать элементы исследования.
- Гипотеза
Использование на современном уроке физики элементов проектно-исследовательской деятельности способствует повышению познавательной активности школьников.
- Теоретическая база опыта
В фундаментальных исследованиях психологов и методистов показано, что учебно-познавательная деятельность, одной из форм которой являются исследования, играет важную роль в развитии учащегося.
А.Н. Леонтьев называет деятельностью «процессы, которые характеризуются психологически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т. е. «мотивом»». По мнению Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами». Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
С точки зрения теории и практики образования наибольший интерес представляют научные исследования. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний.
Виды исследовательской деятельности
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
По мнению В. И. Андреева, специфика учебной исследовательской деятельности, в отличие от деятельности ученого, заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы.
И.Я. Лернер выделяет эти элементы в виде этапов учебного исследования:
определение или осознание цели исследования;
- установление объекта изучения;
- изучение известного об объекте, его элементах и связях между ними;
- постановка проблемы, принимаемой к решению, или осознание ее;
- определение предмета исследования;
- выдвижение гипотезы;
- построение плана исследования;
- осуществление намеченного плана, корректируемого по ходу исследования;
- проверка гипотезы, в том числе экспериментальная, если это необходимо;
- определение значения найденного решения избранной проблемы для понимания объекта в целом; определение сфер и границ применения найденного решения.
Я разделяю позицию В. Я. Синенко, который рассматривает учебную исследовательскую деятельность как интеграцию двух важнейших подходов к обучению физике – принципа цикличности и концепции формирования физических понятий. Принцип цикличности в учебном поиске позволяет отразить в нем научное творчество исследователя, ориентирует учителя и учащихся на объективные этапы исследования. Концепция формирования научных понятий в сочетании с использованием различных видов самостоятельных работ наполняет принцип цикличности дидактическим содержанием, а деятельность учителей по организации учебного исследования делает более целенаправленной.
- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Как оживить процесс обучения, как создать атмосферу радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной? Как пробудить у учащихся тягу к знаниям? Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.
Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.
Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.
Важно научить учащихся: ставить цель; составлять план исследований; подбирать необходимые приборы и материалы; собирать необходимые установки; проводить исследования и формулировать выводы. А также: познакомить учащихся с методами научных исследований по физике, который можно представить в виде следующей цепочки: теоретическое предвидение – разработка рабочей гипотезы – наблюдения – эксперимент – анализ экспериментальных фактов и выводы из них – проверка выводов на практике.
Оглянувших вокруг, можно найти много вопросов, требующих исследований. Например:
- Почему жужжит пчела?
- Что поднимает в воздух самолёт?
- В чём причина полярных сияний?
- Через какое время после того, как в цепи пошёл ток, лампочка начинает светиться?
Нередко подобные вопросы нужно не просто объяснить, а оценить величины того или иного эффекта и подкрепить объяснение расчётом или экспериментом. Поиск ответов на такие вопросы заставит учащихся обратиться к дополнительной литературе, учебнику. Что ж, этого нам и надо, ведь и физики – профессионалы пользуются чужими результатами и редко начинают работу на пустом месте. Исследовательская деятельность учащихся многогранна и организую её на любом этапе обучения физике:
- при изучении физической теории;
- при решении задач;
- при проведении демонстрационного эксперимента;
- при выполнении лабораторных работ.
Кроме того, в своей работе я стараюсь использовать:
- исследования в рассказах;
- исследования практических вопросов;
- исследования с помощью самодельных приборов;
- исследования дома и на улице;
- проектную исследовательскую деятельность учащихся.
Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектная исследовательская деятельность, так как призвана не только решать познавательные задачи, но и ориентировать учащихся в ключевых проблемах современной жизни, формировать у них коммуникативные качества, обеспечивающие успешную деятельность в будущей жизни. Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются государства, технологии, уклад жизни, появляются новые продукты и потребности, меняются формы работы. Наиболее успешными становятся люди, которые могут за ограниченное время создать уникальный продукт или услугу, перестроится и овладеть новыми методами работы, предложить неординарный выход из проблемной ситуации, то есть реализовать определенные компетенции. Необходимость быстрого поиска решения возникающих производственных и научных задач привела к распространению проектно-исследовательской деятельности как технологии решения проблем. В соответствии с этой тенденцией в стандарте второго поколения сформулированы новые типы планируемых результатов обучения, такие как проведение исследований и проверка гипотез. Понятно, что успешных и компетентных специалистов можно получить, только если формировать их со школьной скамьи. В результате исследовательская и проектная деятельность учащихся необратимо станет одной из важнейших форм современного образования.
В качестве примера организации проектно-исследовательской деятельности рассмотрим урок в 8 классе по теме: "Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами”. Эта тема изучается после темы "Работа и мощность тока”, то есть учащиеся уже знакомы с этими величинами. При традиционной технологии расчет электроэнергии бытовыми приборами осуществляется на примере решения стандартных задач из сборника задач по физике. При получении результата проводится небольшой сравнительный анализ и делается вывод о том, какие приборы потребляют большее количество электроэнергии и дороже обходятся. Исследовать нечего, весь творческий поиск сводится к нахождению расчетной формулы и выполнению математических действий. Развивающий потенциал такого подхода практически стремится к нулю. Факторы для поиска проблем и целей исследования необходимо искать в анализе явлений, процессов, ситуаций. Для создания таких факторов на данном уроке я рекомендую в календарно-тематическом плане несколько изменить последовательность изложения материала. Разделить урок "Работа тока” и "Мощность тока”. На предыдущем уроке необходимо ввести формулу нахождения стоимости электроэнергии и понятие тарифа. Данный урок станет основанием для введения величины "Мощность тока”. Следующим уроком будет урок отработки навыков решения задач, при этом будут серьезные основания и аналитические данные для оценки полученных результатов задач. Необходимо обеспечить потребность в знаниях или умениях, которым посвящается урок, сформировать мотив к обучению, то есть желание изучать данный материал. Познавательный мотив – один из главных, он связан с интересом заранее, в котором акцентируется внимание зрителей на том, как мы привыкли использовать электроэнергию: одновременно работают несколько электроприборов, многие из них переходят в режим ожидания, в помещениях горит свет, не смотря на светлое время суток. После просмотра видео – ролика ученикам предлагается выделить проблему не рационального использования электроэнергии, которую предстоит решить на уроке. Учитель наводящими вопросами уточняет, а в чем же проблема лично для нас, для общества и государства? Формулируется проблема: Нерациональное использование электроэнергии приводит к высокой ее стоимости, загрязнению окружающей среды и обеднению природных ресурсов. Ставится цель урока: рассчитать стоимость электроэнергии бытовых электроприборов. Выяснить, почему нерациональное использование электроэнергии влияет на окружающую среду и запасы природных ресурсов. Разработать рекомендации по экономии использования электроэнергии. После постановки целей, важно повторить изученные величины, такие как работа тока, стоимость электроэнергии, тариф. Для перехода к этапу формулирования гипотезы важно показать практическое применение физических характеристик, связанных с работой тока. Например, каждой паре учащихся предложить в технических паспортах электрических приборов определить параметры эксплуатации, такие как рабочая мощность, напряжение, частота тока. Записать на доске. Сравнить полученные результаты и попробовать выдвинуть гипотезу о том, как будет зависеть работа тока и стоимость представленных устройств от приведенных характеристик. Учащиеся обнаруживают, что расхождения в характеристиках устройств, сводятся к различной мощности. Значит, делается вывод, что работа тока будет зависеть от мощности, а как? При просмотре видео-ролика, вы, наверное, обратили внимание на то, что некоторые устройства переходили в режим ожидания, т.е. само устройство не работало, но полностью отключено от сети не было, об этом сигнализировала маленькая красная лампочка (плойка). Как вы думаете, расходуется ли электроэнергия на работу устройства в режиме ожидания? Много ли расходуется энергии? Выдвигаются гипотезы учащимися и фиксируются на доске. Следующий важный вопрос: а откуда берется электроэнергия? Предложить подумать, а не наносит ли вред окружающей среде выработка электроэнергии для работы указанных устройств? Почему в последнее время так актуален вопрос о переходе на люминесцентные лампы? Может быть существуют устройства, которые дают тот же результат, но не наносят такого вреда окружающей среде и позволяют сэкономить бюджет. Все выдвинутые гипотезы необходимо зафиксировать на доске или на слайде презентации. Ставятся задачи урока: 1) исследовать, от чего зависит стоимость электроприборов 2) исследовать, как влияет работа приборов в режиме ожидания на стоимость электроэнергии, 3) изучить экологические проблемы, связанные с производством электроэнергии, 4) выяснить, какие источники электроэнергии существуют, каковы их преимущества и недостатки 5) рассмотреть способы экономии электроэнергии.
Для решения поставленных задач используем коммуникативный мотив. Коммуникативный мотив – связан с необходимостью общения, делового сотрудничества, взаимодействия. Для этого класс делится на группы. Классу предлагается совместное выполнение поставленных задач при условии, что каждая группа будет делать свою часть исследования. В этом случае каждый член команды оказывается участником созидательного процесса, проходит под руководством учителя все этапы творческой деятельности. Такая работа способствует развитию исследовательских навыков у всех членов команды. Даже слабые школьники "заражаются” творчеством и делают свои небольшие открытия. Под дифференцированном подходом принято понимать обеспечение различных условий, учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся при усвоении предметного содержания. Интегративно-дифференцированный подход представляет собой соединение этих, казалось бы, исключающих друг друга подходов и может обеспечить как достижение целостности восприятия мира, так и личностную ориентацию обучения. При этом создаются условия для формирования ключевых компетентностей личности, имеющих надпредметное содержание, а также личностной компетентности для самоопределения, саморазвития и самораскрытия потенций” к узнаванию нового. Вызвать познавательный мотив на данном уроке, можно показав видеоролик отснятый.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и формирует познавательную активность, обеспечивает современное качество образования, повышает качество преподавания предмета.
- Анализ результативности опыта
Опытно-экспериментальная работа по направлению «Организация проектно-исследо-вательской деятельности учащихся на уроках физики как эффективный способ повышения познавательной активности» на данном этапе моей педагогической деятельности не завершена, находится в процессе, но уже сейчас имеет стабильные позитивные промежуточные результаты, позволяющие предположить правильность выдвинутой на подготовительном этапе гипотезы. Судить о том, что использование на современном уроке физики элементов проектно-исследовательской деятельности способствует повышению познавательной активности школьников, позволяют стабильные результаты освоения учащимися образовательных стандартов, положительная динамика качества знаний от четверти к четверти и рост количества учащихся, проявляющих желание принимать участие во Всероссийской предметной олимпиаде по физике и показывающих достойные результаты:
Учебный год | Предмет | Участники | Победители и призеры |
Муниципальный уровень | |||
2012-2013 | физика | Дворников Н. Митрошин А. Иванова К. | Дворников Н. |
2013-2014 | физика | Цыпкайкина Н. Дворников Н. | Цыпкайкина Н. |
2014-2015 | физика | Мадякина К. Самсонов К. Халиков К. Кулыгин М. Дворников Н. | Бубнов М. |
2014-2015 | астрономия | Халиков К. | Халиков К. |
Республиканский уровень | |||
2014-2015 | физика | Бубнов М. Мадякина К. | Бубнов М. Мадякина К. |
Не менее результативным компонентом выступает участие школьников в конкурсах учебно-исследовательских и проектных работ в заочных и очных этапах муниципального, республиканского и всероссийского уровня:
Учебный год | Уровень | Конкурс | Участники | Результат |
2011-2012 | Российский | «Юность. Наука. Культура» | Кривошеев Н. | Лауреат II степени |
2014-2015 | Муниципальный | Конкурс учебно-исследовательских и проектных работ «Школьник города-науке 21 века» | Халиков К. | Призер |
2014-2015 | Муниципальный | Конкурс учебно-исследовательских и проектных работ «Школьник города-науке 21 века» | Дворников Н. | Призер |
- Возможность тиражирования опыта и наглядные приложения
Накопленным опытом работы я делюсь со своими коллегами: на заседаниях кафедры естественно-научного цикла и педагогических советов при МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск; на проблемно-ориентированных семинарах учителей-предметников, студентов физико-математического факультета при ФГБОУ ВПО «МордГПИ им. М.Е. Евсевьева», НИ МГУ им. Н.П. Огарёва; научно-практических конференциях различного уровня. Мои методические разработки уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий, в основу которых положен метод исследовательского проекта («Строение атома. Опыт Резерфорда», «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов», «Электрический ток. Источники электрического тока», «Действие жидкости на погруженное в неё тело», «Тепловые двигатели», «Что? Где? Когда?») получили положительную оценку у сотрудников редакции и членов редколлегии и были запланированы для публикации в одном из ближайших номеров журнала «Народное образование Республики Мордовии». Кроме того материалы этих работ были опубликованы мною в Социальной сети работников образования http://nsportal.ru на персональном сайте: http://nsportal.ru/svetlana-georgievna-smirnova. В конце февраля 2014-2015 учебного года была создана видеозапись открытого урока-исследования «Сила трения», которая позволила наглядно продемонстрировать технологию организации индивидуальной и групповой опытно-экспериментальной, исследовательской работы школьников на разных этапах урока.
- Адресные рекомендации по использованию опыта
Передовой педагогический опыт может быть представлен на заседании творческих групп, проблемных семинаров, школ передового опыта, методическом объединении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лучший способ изучить что - либо - это открыть самому. Д. Пойа
В соответствии с профессиональным стандартом педагог должен обладать следующими характеристиками : Мобильность Готовность к переменам Самостоятельность в принятии решений Способность к нестандартным трудовым действиям
Профессиональная компетентность включает в себя Ценностно-смысловые компетенции Учебно-познавательные компетенции Общепедагогические компетенции Предметные компетенции
Интерес к профессиональной компетенции своего профиля, т.е. определяется как органическое единство частных компетенций в области каждой из наук . Профессиональная компетентность учителя физики включает: Систему научно-теоретических знаний, в том числе и специальных в области физики и математики; Профессиональные умения и навыки Опыт Наличие устойчивой потребности в совершенствовании
Методическая проблема : Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики как эффективный способ повышения познавательной активности
Проектно - исследовательская деятельность Проектный метод обучения Исследовательский метод обучения Оба метода выступают в совокупности, что повышает эффективность их использования
Основу метода проектов и метода исследований составляют:
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают :
Методы исследования
Постановка проблемы, выдвижение гипотезы; Составление плана работы; Анализ литературы и теоретическое решение проблемы; Опытная проверка решений проблем (опыты, имитационные игры, дискуссия, выполнение практических работ); Формулировка выводов. Алгоритм выполнения исследовательского задания:
«Влияние неионизирующего электромагнитного излучения на организм подростка» Всероссийский конкурс «Мое научное открытие» в номинации «Физика» г. Саранск, 2018 г.
«Математическая модель и действующий макет электростатического двигателя» Победитель конкурса «Мое научное открытие» в номинации «Физика» г. Саранск, 2018 г.
«Исследование колебаний диэлектрика в постоянном электрическом поле»
«Электростатический двигатель и его математическая модель» X VI конкурс учебно-исследовательских и проектных работ учащихся «Школьники города-науке XXI века» г. Саранск, 2016 г.
« Исследование мобильного робота на платформе ScratchDuino » XX конкурс учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся «Школьники города-науке XXI века » г. Киров, 2018 г.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Публичное представление опыта в рамках городского конкурса «Учитель года – 2019!» Форум педагогического мастерства.
В настоящее время обществу нужны люди оригинально мыслящие, самостоятельные, умеющие принять инициативные решения. Мы понимаем, вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией. Чтобы воспитать такую личность нам (учителям-предметникам) необходимо искать нестандартные пути. Сегодня школа находится в непростых условиях, когда в одном классном коллективе обучаются дети одаренные, дети слабомотивированные и дети с ограниченными возможностями здоровья. И все они должны быть вовлечены в учебно - познавательную деятельность, позволяющую им испытать ситуацию успеха.
В современных условиях изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество. В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии. Сегодня необходимо выстроить учебный процесс так, чтобы вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, способствующую профессиональному и творческому росту самого учителя.
Ведущее место для построения современного образовательного пространства, я считаю, принадлежит сегодня проектно - исследовательской деятельности. В ее основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы, обеспеченности совместного планирования деятельности учителя и обучающегося. Итогом исследовательской и проектной учебной деятельности, на мой взгляд, следует считать не столько предметные результаты сколько интеллектуальное, личностное развитие учеников, рост их компетентности в выбранной ими для проекта сферы, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к ребенку.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Она открывает новые возможности для создания интереса подростка как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения — непременной основы творчества.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Получается, что исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.
Главный вопрос, который возникает при подготовке к уроку, как сделать его продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одаренные дети не скучали, а слабо мотивированные дети стали активными участниками учебного процесса. Для этого обычно использую различные формы организации урочных занятий:
- урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок - защита исследовательских мини-проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей;
- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
При изучении раздела "Электричество", я предлагаю детям мини-исследование по теме: "Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами”. На уроках в 7-ых классах при изучении темы «Сила трения», ставлю перед обучающимися проблемную ситуацию:" Зависит ли сила трения от качества поверхности?", где дети самостоятельно ищут ответ на вопрос, сравнивают силы трения; покоя, скольжения, качения и делают выводы в конце урока; в старших классах практикую проведение уроков-семинаров, например: в 10 классе по теме «Основные положения молекулярно - кинетической теории» обучающиеся изучают положение о строении вещества и их опытное обоснование, а в 11 классе обучающиеся сравнивают различные способы производства электрической энергии, их преимущества и недостатки.
При проведении практических и лабораторных работ, я предлагаю в 7 классе проблемную ситуацию "Как измерить толщину нитки?", где ребята выбирают измерительные инструменты для решения этого вопроса, в 9 классе, исследуют зависимость периода и частоты колебания математического маятника от его длины.
Одним из главных принципов исследовательской деятельности обучающихся является принцип самодеятельности. Обучающийся может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. В моей практике я предлагаю детям смоделировать физические приборы, например в 7 классе "Сообщающиеся сосуды", в 11 классе "Дифракционная решетка" и другие.
Специфика проектно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. Об урочной деятельности я уже говорила, теперь – о внеурочной.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
- исследовательская практика обучающихся;
- участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах
Своими находками дети делятся на различных конкурсах и конференциях. Наши ученики неоднократно представляли свои работы и занимали призовые места.
Именно проектно - исследовательская деятельность предоставляет ученику более широкую свободу мыслительной деятельности, например, при создании и программировании роботов.
Учитель и ученик, мы оба находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что нам придется столкнуться со многими сложностями (у ребенка – свои, а у учителя – свои), но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до победного финиша. Первое, в чем надо убедить ребенка: ставь задачу и иди, не бойся. Потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться. Даже неудачно выполненный проект или исследование также имеет большое положительное педагогическое значение. Даже учащиеся с низкой мотивацией к изучению физики испытают радость от самых простых исследований, таких как с помощью лимона и двух проводов получить электрический ток, и возможно это станет отправной точкой их дальнейшего увлекательного путешествия по необозримым просторам физики.
Безусловно, вся эта деятельность – достаточно большая дополнительная нагрузка для учителя. Однако и отдача огромная. Я получаю, поверьте, удовольствие от результатов работы с учениками, искренне радуюсь открытиям и достижениям своих учеников.
Верьте в свои силы, дерзайте, зажигайте интерес у ваших учеников! Вас ждет успех, признание и любовь. И к вам, и, конечно, к вашему предмету!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Котиной Светланы Анатольевны
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное об...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны
Тема инновационного педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении физики».1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденци...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Смирновой Светланы Георгиевны
Основную мысль современного образования отражает известная китайская мудрость:...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики Бойтуновой А.В.
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Проектно-исследовательская деятельность по физике"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Технический лицей Н.А. Алексеевой» ГО «город Якутск» Тарасовой Надежды Михайловны
Тема инновационного педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении физики».Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития обр...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны.
На современном этапе развития промышленности и технологии страна испытывает необходимость в квалифицированных кадрах. Не только в инженерах, но и подготовленного к современным реалиям рабочего класса....
Комментарии
спасибо
спасибо