Статья "Технология музыкального мышления, как способ формирования познавательных УУД на уроках музыки"
статья по музыке
Из опыта работы учителя музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_muzykalnogo_myshleniya.docx | 33.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технология музыкального мышления, как способ формирования познавательных УУД на уроках музыки
Необходимость многогранного исследования сферы развития музыкального мышления у детей осознается как остроактуальная проблема современной музыкальной педагогики. Наиболее благоприятен для развития музыкального мышления средствами музыки младший школьный возраст, так как именно в этот период закладывается базовая культура человека, фундамент всех видов мышления. В настоящее время образовательная система переживает кризис, и взоры многих педагогов и родителей обращены в сторону искусства.
Проблема музыкального мышления как таковая существует в современной науке относительно недавно и является одной из самых притягательных в теоретическом музыкознании, музыкальной педагогике и психологии, но в то же время генетические истоки этой проблемы просматриваются с достаточно далеких времен - XVIII век - И. Ф. Гербарт, Э. Ганслик, Г. Риман.
Долгие годы внимание исследователей сосредотачивалось на отдельных компонентах процесса обучения и воспитания. И только в XX веке педагоги обратились к личности ребенка, стали развивать их мотивации в обучении, пути формирования потребностей. В Европе и в России были созданы концепции, напрямую выводящие к проблемам музыкального мышления. В работах В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. Н. Холоповой и др., раскрывается культурологический уровень музыкального мышления, в которых смысл музыкального произведения рассматривается через интонации, жанры и стили историко-культурных контекстов эпох.
Музыкальное мышление, – по мнению музыкальных психологов Л.Бочкарёва, В.Петрушина, Б.Теплова, и мы разделяем их точку зрения, – есть не что иное, как переосмысление и обобщение жизненных впечатлений, отражение в сознании человека музыкального образа, представляющего собой единство эмоционального и рационального.
В период перехода к новой информационной культуре, перед образованием стоит задача подготовить человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, быстро и успешно адаптироваться в нем, принимая общечеловеческие ценности, традиции своего государства, своего народа; человека, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии.
Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании четко определены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009 г.), в котором подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования»
Серьезной проблемой является современная звуковая среда. Еще с прошлого века утрачены азы исконной культуры, подвергся изменению интонационный строй русского бытия.
Порою можно услышать проблемы учеников, что они слушают «дореволюционную» музыку; поют «скучные», неинтересные песни; учат много о композиторах. Какую музыку любят дети? Некоторые статистические исследования дают цифры: 20% школьников за классическую музыку, 80% - за «попсу». И это не удивительно. Ведь «попса» на сегодняшний день стала бытовой музыкой, это среда, в которой дети повседневно пребывают. Необходимо перебросить мост между общеобразовательными школами и профессиональной музыкальной системой, посещать концерты классической музыки, как можно чаще слушать ее в живом исполнении. Музыканты-профессионалы должны поднимать престиж классической музыки. На школьных концертах, городских фестивалях дети поют эстрадным голосом в низком диапазоне 1 – 2 альта. Приветствуется использование фонограммы аккомпанемента с бек-вокалом даже для хора. Школьный хор все чаще становится эстрадным. Многие музыкальные руководители забывают о том, что только академическое пение способствует духовному росту подрастающего поколения.
Актуальной проблемой не только педагогики, но и всей нашей жизни является тот факт, что дети разучились трудиться. Ученики Павлыжской школы, в которой работал В.А.Сухомлинский, строили модели, работали на станке, управляли трактором и мотоциклом. Вокруг школы – прекрасный сад, мастерские, учебная электростанция, теплица, крольчатник, пассика. И всё выстроили и сделали сами ребята с помощью взрослых. По мнению В.А Сухомлинского интерес к учебной деятельности был в успехах детей, в их ощущении роста, достижения трудного.
Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел – сегодня научился. Вот в чём счастье! В. А Сухомлинский считал, что ленивыми ребята становятся в самой школе от того, что их с первых классов не научили любить школьный труд и не дали почувствовать радость успеха в учении.
Для преодоления проблем музыкального образования необходимо объединить все научные музыкальные силы России для обобщения и обмена опытом.
музыка обладает огромным воспитательным потенциалом и, прежде всего, эффектом переживания, способностью заставлять нас переживать то, что в ней содержится. Ведь переживать что-либо – значит приобщить данное явление (событие) действительности к своей личной жизни, сделать его, как говорят психологи, фактом своей биографии… То есть, если же то или иное событие, явление, действие пережито человеком, оно внедряется в глубины его сознания, формируя его эмоциональные, сокровенно личностное отношение к жизни и долговременные стимулы его деятельности. Вот в этом и заключается главная воспитательная мощь музыки, подтверждением этой мысли является известное выражение Платона: «Кто в этой области воспитан как должно, тот очень остро воспримет разные упущения и недостатки в природе и искусстве… Он будет хвалить то, что прекрасно, и, приняв его в свою душу, будет питаться им и сам станет безупречным; а безобразное он правильно осудит и возненавидит с юных лет…».
Музыкальное мышление – переосмысление и обобщение жизненных впечатлений, отражение в сознании человека музыкального образа, представляющего собой единство эмоционального и рационального.
Среди создателей концепций, связанных с музыкальным мышлением, одно из первых мест принадлежит Б.А. Асафьеву. Суть его учения заключается в следующем: музыкальная мысль проявляется и выражает себя через интонирование. Интонация как базовый элемент музыкальной речи и есть концентрат, смысловая первооснова музыки. Эмоциональная реакция на интонацию, проникновение в ее выразительную сущность – исходный пункт процессов музыкального мышления.
В разработке психологических основ современной теории музыкального восприятия особую роль сыграла монография Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» (1947). В ней музыкальное восприятие рассматривается как интонационно-образное, направленное прежде всего на содержательную, смысловую сторону музыки. Подходя, таким образом, к музыкальному восприятию, Б.М. Теплов следовал лучшим традициям отечественного музыкознания, которые создавали и отстаивали Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский. Эти идеи получили блестящее подтверждение и развитие в музыковедческих работах Е.В. Назайкинского, Д.Б. Кабалевского, В.В.Медушевского, в психологических и педагогических исследованиях.
В историю русской советской музыкальной культуры Болеслав Леопольдович Яворский (1877-1942) вошел как чрезвычайно разносторонний деятель: блестящий пианист, композитор, автор обработок народных песен, великолепный организатор, музыкант-просветитель, ученый - исследователь в области теории и истории музыки, педагог - новатор. Яворский - один из самых значительных деятелей русской и советской музыкальной науки, оказавший воздействие на всю русскую музыкальную культуру первой половины 20 века.
Он первым из русских ученых создал обобщающую музыкально-теоретическую систему - теорию музыкального мышления.В ее основу легло понимание Яворским музыки как своеобразного вида речи, общения между людьми. По его мнению, основной педагогической задачей является «не учить, а научить мыслить».
Следуя теории Б.Л.Яворского, особое внимание на уроках музыки уделяю подбору музыкального материала, служащего основой обучения и воспитания. Три вида работы на уроке : слушание музыки, хоровое пение, движение под музыку неразрывно связаны и составляют единый метод, развивающий процесс сознательного освоения музыкального языка, законов и диалектики развития музыкальной мысли, критического освоения музыкального наследия, воспитания творческого начала, заложенного в психике ребенка. Одновременно это служит развитию эмоциональной отзывчивости детей.
«Предмет «Музыка» развивая умение учиться, как и другие предметы, призван формировать у ребенка художественную картину мира» - читаем у авторов программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. «…он способствует формированию духовно – нравственного, эмоционально – ценностного отношения учащихся к разнообразным явлениям музыкальной культуры…». А Сухомлинский В. А. утверждал - «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».
В процессе деятельностного освоения курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие образовательные результаты:
личностные (хочу)
предметные (знаю)
метапредметные (могу, хочу)
Эти результаты достигаются посредством универсальных учебных действий (УУД)
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. В более узком понимании термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, т. е. умение учиться.
Разработчиками ФГОС выделены следующие виды УУД:
личностные регулятивные познавательные коммуникативные.
Авторы программы «Музыка» Е.Д. Критская, Е.Д. Сергеева, Т.С. Шмагина выделяют дополнительно в начальной школе – логические УУД, в среднем звене – коммуникативные УУД.
Прежде чем говорить о педагогических приемах формирования УУД, уточним, в чем они выражаются в контексте предмета «Музыка».
Личностные УУД – в стремлении реализации своего творческого потенциала; готовности выражать и отстаивать свою творческую позицию; в формировании представлении о нравственности и развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости на основе восприятия мировой музыкальной классики, в формировании мотивации к музыкальному творчеству…
Регулятивные УУД – в умении ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей; в планировании собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» музыки (импровизации); в сравнении изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в разных источниках…
Познавательные УУД – в сравнении, анализе, рассуждении; в формировании интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей, к особенностям музыкальной культуры своего края; в усвоении терминов и понятий музыкального языка; в адекватном восприятии музыкальных произведений, в осознании многозначности содержания их образов….
Коммуникативные УУД – в решении учебных задач совместно с одноклассниками и учителем в процессе музыкальной, художественно – творческой, исследовательской деятельности; в формировании адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования; в самооценке; в поиске разрешения конфликтных ситуаций…
Логические УУД – во владении умениями и навыками образно – смыслового анализа; в умении проводить сравнение; в постановке и формулировании проблемы……
Информационные УУД – во владении навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, словарями, CD - ROM, Интернетом; в самостоятельном поиске и отборе информации, необходимой для решения учебных задач; в развитии критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации; в применении для решения учебных задач проектно - исследовательской деятельности……
Обратимся к уроку музыки.
Мы все понимаем, что в процессе обучения важную роль играет не только содержание, но и форма подачи музыкального материала. Что каждый акт художественно – педагогического взаимодействия на уроке музыки будет одновременно нацелен на достижение личностных, и предметных, и метапредметных результатов. Что каждый из нас способен проектировать и проектирует задания, развивающие уровень владения УУД.
Например, при знакомстве с жанром марша и его разновидностями можно просто рассмотреть марш как определенный устоявшийся в музыке жанр. Различать военные, спортивные, траурные марши. Найти общие для них черты. Но можно построить «наоборот». Поставим ребенка в воображаемую жизненную ситуацию: - Пришла беда, надо защищаться, ты должен объединить людей, ЧТО ты сделаешь? – Крикну, созову всех…- Ну и кричи, созывай. Все услышат твой призыв? – Тогда возьму трубу, сыграю «зов»…. Ребята «выращивают» интонацию зова, как необходимость собрать всех вместе….-Итак – все собрались. Очень много людей. Идем в поход. Ты возглавляешь людей – все идут за тобой. Ты ушел вперед, другие позади и тебя не видят, некоторые отстали или вообще пошли в другую сторону. Все идут бесформенной толпой, мешая друг другу…-Что делать?...- Надо сочинить марш!
Творческий «эксперимент» заключается в том, чтобы самим из «россыпи» звуков создать обобщенную ритмо - интонацию.
Какие УУД формируются в данном случае? Личностные- понимание значения музыки в жизни общества; опыт сотворчества в процессе «сочинения», восприятия, музицирования. Познавательные – владение навыками осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания; поиск и использование в практической деятельности нужной ритмо – интонации. Логические- умение проводить сравнение; выявление логики возникновения и развития музыкального образа. Регулятивные- планирование собственных действий в процессе «сочинения» (импровизации); прогнозирование результатов музыкальной деятельности; понимание и оценка воздействия музыки разных жанров; проявление способности к саморегуляции. Коммуникативные- формирование умения планировать учебное сотрудничество; поиск способов разрешения конфликтных ситуаций.
Ведущая педагогическая идея.
Музыка, как и другие виды искусства, может рассказать обо всем, чем живут люди. Она способна с большой силой чувства и мысли, отображать характеры и поступки, учить детей прекрасному.
Творческий поиск в оснащении уроков музыкального искусства наглядными дидактическими материалами. Целесообразно подобранный музыкальный материал.
Мой опыт раскрывает пути развития творческой личности через активизацию методов обучения музыкального искусства. Развивает чувство прекрасного, учит видеть прекрасное, размышлять, сравнивать образы различных видов искусства, раскрывает актерское мастерство, раскрывает вокальные данные, знакомит с различными жанрами народных песен, композиторами, через которые учащиеся знакомятся с историей и бытом, обычаями и обрядами, мыслями и чувствами народа. Помогает реализации собственных замыслов и проявлению способностей. Познание осуществляется, прежде всего, через проведения традиционного мероприятия и инновационных технологий на уроке музыкального искусства.
Деятельностный аспект
Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и учеников, где ведущая роль принадлежит педагогу. Разнообразие методов определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. (слайд)
В развитии музыкального мышления младших школьников я выделяю три аспекта: объём, связь и творчество.
1. Объём музыкального мышления рассматриваю с точки зрения развитости музыкально-интонационного словаря учащихся, развитие которого создаёт основу для формирования способности к связыванию отдельных разрозненных музыкальных впечатлений в целостную картину .
2. Связь. Второй блок методов направлен на формирование связей и отношений между отдельными музыкальными впечатлениями учащихся.
3. Сочинение поэтического текста к мелодиям песен, романсов композиторов-классиков.
Большое значение в свое работе я уделяю изучению психолого-возрастных особенностей младших школьников. Им необходима частая смена деятельности: физкультминутки, движения под музыку. Наглядность и яркие, положительные эмоции позволяют младшим школьникам легко запоминать и усваивать материал. (применение ИКТ)
В своей работе я применяю:
1.Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
2.Главная задача уроков музыки – это создать условия для сохранения здоровья учащихся, снятие нервно-психических перегрузок и восстановление положительного эмоционально – энергетического тонуса учащихся. Этому должен способствовать процесс внедрения здоровьесберегающей технологии в образовательный процесс. (произведения для релаксации, музыкальное сопровождение произведений изобразительного искусства, музыкально-ритмические упражнения.
3.Игровые технологии. Взаимосвязь музыки и ритмики помогает правильно понять художественное произведение. Например, после прослушивания программной пьесы у детей возникает интересный замысел игры. Они распределяют роли, предлагают свой план развития сюжета, инсценируя народную песню, стараются по - своему изобразить действие.
4.Применение ИК технологий отличается высокой результативностью, способствует личностному развитию учащихся, повышению интереса школьников к учебным занятиям; росту познавательной активности учащихся в процессе обучения, развитию музыкального восприятия.
Для наилучшего достижения целей и задач освоения музыкального образования, я использую традиционные методы преподавания: словесный метод, метод «забегания» вперед, метод обобщения, стимулирования. Современные методы: исследовательский метод, проектный, проблемно – поисковый, импровизации, интеграция, музицирования.
Результативность
Использование разнообразных форм организации урока помогает сформировать познавательные УУД и, как следствие, у учащихся повышается мотивация к учёбе, наблюдается положительная динамика качества учебных достижений. Результат моей работы с детьми отражается в участии в общешкольных и районных мероприятиях, фестивалях, конкурсах. В виртуальном творческом конкурсе, созданном интернет-порталом «Мой университет» я принимаю участие с ребёнком с ОВЗ. Под музыку, услышанную ребёнком, происходит восприятие музыкального образа, который он потом выражает в своём рисунке.
Транслируемость.
Данную систему работы можно использовать как начинающим педагогам, так и педагогам с высокой планкой мастерства.
Делюсь опытом своей работы на педагогических совещаниях, школьных методических объединениях, размещаю методические материалы, компьютерные презентации к урокам на персональном сайте в сети интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных УУД на уроках музыки в основной школе
Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках музыки в основной школе...
Формирование познавательных УУД на уроках географии через использование элементов технологии критического мышления
Обобщение собственного опыта по применению технологии критического мышления на уроках географии 6-11 классов, которое бы позволило создать основу для перехода на стандарты второго поколения. Материал ...
Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации регионального образования
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом осно...
Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации регионального образования
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом осно...
формирование познавательных интересов на уроках музыки
формирование познавательных интересов средствами музыкального искусства на уроках и во внеурочной деятельности...
Карты прослушивания, как средство анализа музыкальных произведений и способ формирования осознанного восприятия музыки
О целенаправленном воспитывающем воздействии музыки можно говорить только в том случае, когда учащийся понимает идею, заложенную в произведении искусства, то есть речь автора через музыкальную речь....