Доброе утро. (Сыграть мелодию первой части романса «Я помню чудное мгновенье») Откуда взят этот отрывок? Д.: Из романса М.И Глинки «Я помню чудное мгновенье» Предыдущий урок закончился тем, что мы определили форму произведения, какая она? Д.: Трёхчастная репризная форма. Почему форма репризная? Д.: 3-ая часть- повтор первой. Почему же тогда она не двухчастная репризная форма? Д.: Реприза, играет роль - утверждения, что хоть прошли года, любовь осталась. Удалось Глинке передать музыкой то, что вложил в строки стихотворения Пушкин? Почему? Д.: Да. Он тоже любил. Чувства Михаила Ивановича были глубоки к Екатерине Ермолаевне Керн. Под влиянием любви, композитор создал ещё одно произведение для фортепиано под названием – «Вальс-фантазия». Во время слушания обратитесь к портретам женщин на страницах 22-23. (Слушание произведения по отрывкам М.И Глинки – «Вальс-фантазия») Это произведение подходит к образу хоть одной девушки? Д.: да (каждый показывает портрет разных дам) Все показали разные портреты милых дам, ответьте, на что, основываясь, вы выбирали тот или иной портрет? Д.: Ответы детей. Антон, посмотри на женщину, изображённую на портрете, ты можешь сказать какая она? Д.: Ответы детей.(нет) Художники 19 века изображали людей неопределёнными, загадочными, такими, каких их видели посторонние люди. Слушая произведение, вы не могли определиться с картиной, которая больше подходит к музыкальному образу, потому что композитор, сочиняя произведение, был в окружение разных женщин, противоположных по внешности, но постоянно ли звучали разные образы? Д.: Один образ повторялся периодически. Чей это образ? Д.: …. (играю нотные строки на странице 20) На что-то похожа эта мелодия? Д.: Да, на мелодию романса «Я помню чудное мгновенье» Верно, значит эта мелодия присвоена….? Д.: Екатерине Ермолаевне Керн. Почему она повторяется, ведь Катеньки рядом не было, Глинка находился за границей. Д.: Он о не вспоминает, потому что любит. Как вы считаете, почему такое название присвоено произведению? Д.: Вальс – потому что в ритме вальса… Фантазия, так как все чувства, испытываемые возлюбленными, были глубоки, но они оба были не свободны и очень не решительны, поэтому о практическом воплощении не могло быть и речи.
Предлагаю познакомиться с жизнью и творчеством именно такого человека, который жил и творил на рубеже XIX-XX веков. Это русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Обратите внимание на годы его жизни, ему не было еще и тридцати лет, а наступил XX век, время переломное для России. Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве. Как вы думаете, как должны были повести себя композиторы, художники, поэты, почувствовав влияние нового времени? Д.: Идти в ногу со временем, искать новые пути воплощения своего творчества, искать новые средства выразительности. Вы правы, многие так и поступили, сливаясь с новыми идеями преобразования общества. И многие упрекали С.В. Рахманинова в старомодности за то, что он не отказался от традиций классического искусства. А он говорил: “Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий мир”. Как вы понимаете его слова? Д.: Он стремился сохранить свой внутренний мир, сумел отстоять свое мнение, ему не хотелось изменять своему тону, который звучал вместе с ним. Вы абсолютно правы, ведь у каждого человека на душе бывает и радостно и печально, и об этом можно рассказать музыкой. С.В. Рахманинова называли величайшим композитором и пианистом всех времен, и как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины. Как вы думаете почему? Д: Воспоминания детства, много сирени где он родился, любимый цветок. Вы правы, родина Рахманинова – Новгородский край. Здесь он наполнился старинными напевами, колокольными звонами, здесь в нем пробудилась “бескрайняя любовь к России и ко всему русскому, народному. И даже в своей музыке он использовал образ сирени. Послушайте романс С.В. Рахманинова “Сирень” и скажите, какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку? (слушание романса С.В. Рахманинова «Сирень»№1 в исполнении Сергея Рахманинова.) Д: Романс рассказывает о любви, нежности, в музыке чувствуется прозрачность, хрустальность воздуха, легкое дыхание душистых ветвей. И вы правы, мечтательные, задумчивые интонации вырастают в распевную мелодию. Свежестью раннего весеннего утра веет от музыки романса “Сирень”. Это не случайно. Как вы считаете, что могло стать вдохновением для написания этого романса? Д.: Возможно, композитор был счастлив, от того, что почувствовал аромат сирени, увидел красоту природы, ему было просто хорошо, а, возможно, к композитору пришла любовь… Главная фраза в романсе : «я пойду своё счастье искать». Какой образ у романса? (откройте солнышко) Д.: Лирико-философский ( поиск счастья - это главная философская тема) (записать в солнышко) Послушайте задание:
(Исполнение первой нотной строки романса «Сирень» С.В. Рахманинова) План работы: Приём | Метод | 1.«Эхо». | Руководитель произносит первую строчку, дети повторяют и т.д. | 2. Показ звуковысотности. | Руководитель с помощью руки показывает детям движение мелодии. | 3. Работа над «скачками». | Руководитель, при показе рукой, говорит, как нужно петь, если высоко, то тянемся к солнышку, если вниз, то наклоняемся. И то, и другое перешагиваем через препятствие. | 4.Работа над характером пения. | Спросить о чём произведение, как нужно петь и почему так нужно петь. |
В поисках счастья, композитор, каждую весну и начало лета проводил в Ивановке. В одном из своих писем впоследствии Рахманинов писал: “Именно здесь давно, когда я был еще совсем молод, мне хорошо работалось”. Эти воспоминания композитора легли в основу фрагмента рассказа Ю. Нагибина “Сирень”. «»Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени – у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдает чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…” Как вы думаете, почему Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус? Разве не достаточно было аромата, которым был пропитан воздух в саду? Д.: Разный цвет сирени вызвал у него желание сравнить не только аромат, но вкусовые качества. Заметили ли вы в мелодии романса различные интонации или он был насыщен одним цветом? Д.: В мелодии было развитие, которое наполнило его целой цветовой палитрой. Например, во второй части романса звучат более напряженные интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье. Тогда какими красками вы бы изобразили этот романс и почему? Д.: розовые, сиреневые, голубые, зеленые, потому что музыка воздушная, нежная, прозрачная, утонченная, наполненная ароматом запаха сирени. Послушайте второй вариант романса Рахманинова “Сирень” (слушание романса С.В. Рахманинова «Сирень»№2 в исполнении женского голоса.) В чем отличие двух исполнений этого романса? Какой образ создает каждый из исполнителей? Д.: Оба варианта одинаковы по мелодии, ритму, темпу, но разные по образному ряду. Ведь один из вариантов прозвучал в исполнении сопрано, второй – в исполнении пианиста. Верно, вы услышали вокальный и инструментальный варианты романса “Сирень”, при этом обратите внимание, что партию фортепиано во втором варианте исполнял сам автор, Сергей Рахманинов! Значит, каждый исполнитель, особенно автор, вкладывал в музыку, что? Д.: свои образы, чувства, ощущения, эмоции. (Вывод урока) Послушайте произведение Рахманинова, подумайте, какое название ему можно дать. (Слушание С.В. Рахманинов «Здесь хорошо») Д.: Приводят различные варианты и объясняют почему. Как вы считаете, какая главная фраза? Д.: «Здесь только я и Бог» Почему тогда название романса: «Здесь хорошо»? Д.: Хорошо с Богом. Где находится Бог? Д.: В душе. Верно, данный образ называется Лирико-психологический. (Запишите в солнышко.) (Исполнение первой нотной строки романса «Здесь хорошо» С.В. Рахманинова) Вы познакомились с двумя образами, первый:… Д.: лирико-философский и лирико-психологический. Домашнее задание: нарисовать цветовую гамму впечатлений от романсов «Сирень» и «Здесь хорошо». До свидания. |
Комментарии
Анастасия Евгеньевна, спасибо
Анастасия Евгеньевна, спасибо Вам за конспект. Построен логически, согласно возрасту детей. Очень пригодился!