"Память меня вновь уносит в бой"
классный час (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
"Память меня вновь уносит в бой" -к лассный час проводится ко дню памяти воинов - земляков , погибших при исполнении интернационального воинского долга в Афганистане, Чечне и других горячих точках в форме литературно - музыкальной композиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классный час, посвящён воинам- землякам, принимавшим участие в "горячих точках"... | 963.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс «Растим патриотов России»
Номинация: Методическая разработка
урока мужества ,
посвящённого военным действиям в Афганистане и Чечне
«Память меня в бой уносит вновь…»
Автор : Бердник Галина Ивановна,
учитель английского языка
МОУ «СОШ № 7 г. Ртищево Саратовской области»
Адрес : ул. Железнодорожная д.21
г. Ртищево Саратовской области
моб/телефон – 8 927 135-47-74
Пояснительная записка.
Методическая разработка урока мужества на тему «Память меня в бой уносит вновь…» , разработана Бердник Г.И., учителем английского языка МОУ СОШ №7 г. Ртищево Саратовской области , посвящена военным действиям в «горячих точках». Данное мероприятие проводится ко дню памяти воинов - земляков, погибших при исполнении интернационального воинского долга в Афганистане и Чечне .
Цель методической разработки - развитие уважительного отношения к участникам войн, гордости за их подвиги, осознание необходимости увековечения памяти павших героев, воспитание патриотических чувств учащихся и способствование формированию у молодёжи готовности к защите Родины, понимание того, что без патриотизма невозможно привес- Россию к возрождению.
Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и государ-ства. Он является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее самореализации на благо Отечества.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Урок мужества способствует решению воспитательных задач: формированию представлений о воинском долге и верности Отечеству, формированию опыта нравственного поведения личности; эмоциональному стимулированию патриотических чувств воспитанников через приобщение к воинским традициям , а также сохранению исторической памяти, традиций и преемственности поколений через художественное слово, музыку, информационные технологии. Помочь учащимся эмоционально воспринять значение и содержание военных событий в горячих точках.
Урок мужества проводится в форме литературно - музыкальной композиции для учащихся 5 – 11 классов.
Ожидаемый результаты:
В процессе проведения мероприятий по патриотическому воспитанию у к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность.
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- активная гражданская позиция;
Методика организации и проведения мероприятий, посвящённых памятным событиям истории России, нацелена на решение конкретных и перспективных задач в патриотическом воспитании.
Проводимые мероприятия предполагают приобщение школьников к культурно-историческим процессам через специально созданные образовательно-воспитательные ситуации, задача которых – включение юных граждан в жизнь и культуру своего народа, проживание событий ,связанных с военными конфликтами а не просто изучение памятных событий истории России.
Участие обучающихся в уроках Мужества связаны с традициями сохранения исторической памяти, и преемственности поколений через художественное слово, музыку, информационные технологии и побуждают учащихся к активной разносторонней деятельности, приводит их к личному культурно-образовательному результату и непосредственно приобщает к культурно-историческому прошлому нашей страны.
Проводимые мероприятия достаточно информированы, насыщены, содержательны. Они помогают упорядочиванию жизненных впечатлений учащихся, осознанию каждым себя, своего места в жизни: они заполнены коллективной и индивидуальной работой, во время которой, актуализируется жизненный опыт каждого ученика.
Оборудование : компьютер, мультипроектор, презентация , видео- ролики: 1.А.Климнюк – «Нам не забыть»; 2.Голубые береты – «Вот и кончилась война» ; 3.А.Климнюк – «Перевалы»- rutube.ru ; 4. видео- «Русский солдат» ; 5.видео «Помяните меня», посвящённое воинам-землякам, погибших в Афгане и Чечне.
Список литературы
- Дереклеева Н.И., Савченко Н.Ю., Артюхова И.С.: Справочник классного руководителя: Новое издание. – М.: ВАКО, 2009.
- Сборник методических материалов по проведению классных часов в ССУЗах /Подг к изданию Г.П.Смирновой, Г.Н.Шеварухиной. – Учебно-методический центр СПО Минсельхоза РФ, 2010.
- Журнал Воспитание школьников; О патриотизме и воспитании патриота: №1,2 2011г
- Никитенко Е. Классный час: «Человек. Личность. Гражданин», Воспитание школьников, №8 2010.
- Ресурсы Интернет.
- CD – RW с материалами мероприятия
Ход мероприятия
А мальчики совсем не виноваты:
Ни в том, что родились в шестидесятом,
Ни в том, что на планете нет покоя,
Ни в том, что не сдавались в плен без боя.
О. Казаковцева
Слайд № 3
Ведущий 1: Сегодня мы поведем разговор о событиях, которые объединяются одним коротким словом война . В этом году мы встречали уже семидесятую мирную весну. Много это или мало? Много, если вспомнить, каким коротким был срок между первой мировой войной и началом второй. Мало, до боли мало, если задуматься над историей и судьбой человечества.
Ведущий 2. В сущности, только два поколения выросло за 70 лет: дети тех, кто родился в 45-м, только-только становились школьниками. Война – явление жестокое, страшное. Но пока существует на нашей земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей.
Слайд № 4
Ведущий 1: Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Поэтому защита родной земли — обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Людям даются почетные звания, но самое почетное из них — защитник Родины.
Слайд № 5
Ведущий 2: Что такое армия? В чём смысл, дух и назначение этой древнейшей опоры российской государственности? Служба в армии – испытание на мужество, патриотизм и гражданственность. На протяжении всей истории армия, флот были оплотом российской государственности. Военные конфликты, кризисы и катаклизмы, сменяя друг друга, становятся испытанием на прочность нашего общества.
Ведущий 1:Выжить и победить россиянам и России в данных ситуациях всегда помогали высшие патриотические чувства, сплоченность, жертвенность. Все мы знаем о Великой Отечественной Войне, которая унесла миллионы жизней, принесла слёзы и горе в каждую семью. Сегодня наш разговор о локальных войнах недавних десятилетий.
Ведущий 2: В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам - чувство великое и необходимое, чувство долга. Участие российских солдат в войнах и вооруженных конфликтах – это священный, воинский долг помочь людям обрести мир и покой.
Слайд 6
Чтец 1. Время выбрало вас,
Закружило в афганской метели,
вас позвали друзья в грозный час,
вы особую форму надели.
И в огне горных трудных дорог
Своей кровью кропили походы,
Не заметили в вихре тревог,
Как минуты прессуются в годы.
Верность, доблесть, отвага и честь —
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало вас!
Слайд 7 1979 г. Ввод советских войск в Афганистан.
Ведущий 1:Тогда, до декабря 1979 года, всё было так же, как всегда. Наши юноши учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись. И вдруг… Эта страшная, чудовищная, чужая война… Афганская война.
Ведущий 2: После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было очень тесным. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах.
Слайд 8
Ведущий 1: В 1973 г. в Афганистане была свернута монархия. В результате переворота к власти пришел брат последнего монарха - Закир Шах Мухаммед Дауд. На отношениях с СССР смена режима никак не отразилась. 27-28 апреля 1978 г. воинские части верные прокоммунистической НДПА свергли и убили Дауда. На весь мир было объявлено, что это революция, причем социалистическая. Этот военный переворот стал ответом на убийство 17 апреля одного из лидеров НДПА Мир Акбара Хайбора и одновременно стал прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане целых десять лет.
Ведущий 2: 1979 год. Правительство Афганистана обратилось к нашей стране с просьбой ввести в страну наши войска, так как в 1978 там разгорелась гражданская война. 26 декабря 1979 года наши войска вступили на территорию Афганистана. Наши воины честно исполняли свой воинский долг, проявляли героизм. Они штурмовали горные высоты и перевалы, несмотря на то, что несли большие потери.
Слайд 9
Чтец 2
«Над солдатом склонилась сестра»
Над солдатом склонилась в тревоге сестра,
Он молчит, даже стона нет сутки.
В медсанбат поступил он из боя вчера
Весь изранен, оторваны руки.
У неё на ресницах слезинки дрожат,
Вот сорвутся горячим каскадом.
Шевельнул вдруг губами молчавший солдат,
Прошептал ей: «Сестрёнка, не надо.
Я все выдержу, только не надо мне слёз,
Плачь не плачь, а не вырастут руки.
Я тебе подарю миллион алых роз
За твои сострадания и муки.
Я тебе подарю миллион алых роз,
Но не так, как художник принцессе.
Соберу их в букет, пусть достанет до звёзд,
Пусть рождаются новые звуки.»
Медсестра свои слёзы смахнула тайком
И к бинтам приложилась губами:
«Поправляйся, родной, ну а розы потом
Вечной песней останутся с нами...»
(Виктор Куценко )
(Видеофрагмент военных действий в Афганистане). – НАМ не забыть!( Андрей Климнюк)
Ведущий 1: Эта длинная, жестокая война, погубившая и покалечившая тысячи судеб, закончилась 15 февраля 1989 года, после достижения соглашения о мирном урегулировании. Наши войска были выведены из Афганистана. Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее солдаты и офицеры.
Ведущий 2: Но в памяти людской ей ещё жить долго, потому что её история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов. Будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. Поколение, опаленное её огнём, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны.
Чтец 3
Солнце южной далёкой страны.
Солнце южной далёкой страны сверху их беспощадно палило.
Небо, горы, земля и трава – всё чужим и безжалостным было.
За спиною остались у них нашей милой земли панорамы
И с немыслимой болью в сердцах поседевшие добрые мамы.
Закрывали собою друзей, были верными долгу и чести,
Возвращались в «тюльпанах» домой
Страшным грузом под номером «двести».
(Виктор Верстаков)
Ведущий 1 : Много горя бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далёком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.
Слайд 10
Чтец 4 «В горах Афганистана»
Не сон, а явь. В горах Афганистана,
Охваченные мстительным огнём,
Душманами гульбеддиновского клана
Его казнили августовским днём.
- Весёлый парень из деревни вятской.
Десятидневный новичок войны
С кровавою налобною повязкой
Стоял он возле каменной сосны.
Глядел в чужие дымчатые дали,
Короткой жизни подводя итог,
А маджахеты яростно рыдали,
Протягивая руки на восток.
И тени зла сменяли тени страха
На пыльной коже смуглого лица.
Они просили гневного Аллаха
Простить им распятие пришельца.
Из- за рядов неторопливо вышел
И приказал хозяин – феодал:
Отрезать ему уши – чтоб не слышал
Глаза повыжечь – чтобы не видал.
И распластали грудь ему ножами,
И вырезали сердце из груди.
И, как шакалы палачи визжали:
Вовек гяур сюда не приходи!
- Одну из веток дерева пригнули,
Подвесили солдата на сосне.
А сердце в пропасть ближнюю швырнули
И сгинули в вечерней тишине.
- Сосна его растерянно качала.
Немела ночь. Ни звуков. Ни огней.
А сердце все настойчивей стучало.
Из- под не остывающих камней.
- И все ему, бессмертному внимало –
И тот орел, что вымерял простор,
И тот овраг с прожилкой речки малой,
И тот аул, что прятался меж гор.
- И травы, омертвевшие когда-то,
Очнулись вновь и дружно в рост пошли.
Как будто сердце русского солдата
Вдруг стало сердцем выжженной земли.
(В.Кочетков)
Видео « Ну вот и кончилась война!»
Ведущий 2. Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 года началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. 1991 год. Власть в Чечне насильственно захватывает генерал Дудаев со своими сообщниками. Они пытаются отделить Чечню от России и установить там власть исламских экстремистов. В Чечне была установлена военная диктатура. Там стали процветать преступность, контрабанда, захват заложников.
Видео «Перевалы» ( А.Климнюк) 4м.23 сек.
Слайд 11
Ведущий 1: В декабре 1994 года российские войска вошли в Чечню для оказания помощи законному правительству Чечни, против которого Дудаев и поднял вооруженный мятеж. В Чечне идет война против вооруженного народа. Чеченские вооруженные формирования состоят из трех частей: это собственно вооруженные формирования Дудаева. Это армия, хорошо обученная, профессиональная и хорошо вооруженная...
Ведущий 2. Вторая часть - подразделения народного ополчения. Они также хорошо вооружены и имеют профессиональных и хорошо подготовленных командиров. Но солдаты в этих подразделениях в основном крестьяне. Третья часть разрозненные, но многочисленные народные мстители. Это так называемые вольные стрелки. Это люди, которые выходят на войну в свободное от работы время, как на охоту, как правило, это те, у кого в этой войне погибли родственники или были разрушены дома, или те, кто имеет какие-либо обиды на русских.
Ведущий 1: С территории Чечни совершались набеги на российские регионы, захватывались заложники. В республике содержались тысячи рабов. Боевики захватили заложников в Москве в театральном центре на улице Дубровка. Здание было взято штурмом российскими силовыми структурами. Чеченские террористы организовывали взрывы в Российских городах : Будённовск,Кизляр, Первомайск, Москва, …
Ведущий 2: Это страшно! Страдает мирное население..А сколько в плену находилось наших ребят..О том , что в Чечне идёт самая настоящая жестокая война, становилось ясно всем. Затянувшаяся и бесперспективная война поглощала огромные средства. Она затянулась на долгие годы .Эту войну можно разделить на 2 периода: Первая Чеченская война-1994-1996 годы и Вторая Чеченская война 1999-2001 годы.
Чтец 5
Не плачь, солдат. Слезу утри.
Войну ты видел изнутри.
При свете матовом ракеты
Домов разрушенных скелеты,
Боевиков чеченских группы,
Полураздавленные трупы.
Жил на сухих харчах казённых,
Видал своих друзей казнённых...
... На меня глядят сердито.
Видно, кто-то не поймёт,
Что Дудай клеймо бандита
Наложил на свой народ. ...
То Будённовск, то Кизляр...
Вновь бандит больницу взял.
Снова слёзы, снова пули.
Сколько горя мы хлебнули!
Слайд 12
Чтец 6
«Чечню мы знаем не по слухам»
Чечню мы знаем не по слухам,
Высоты все исколесив,
Мы трассерами "брили" духов,
Береты набекрень скосив!
Ревёт мотор, колёса вязнут,
Здесь автомат отца родней.
Обдаст со скал свинцовым градом,
Мы хоронили здесь друзей...
Сверкнёт закат кровавым солнцем,
Спиной солдат закроет друга!
Накроет ночь нас чёрным блюдцем,
Не выйдет рота из-под круга!
Мы в окружение попали,
И с трёх сторон под горло режут!
И кровь с землёй слилась под нами,
В ушах стоит затворов скрежет...
Напрасно ждали мы подмогу,
Вертушек ждали грозный рёв,
Напрасно мы молились богу,
И зря радист орал взахлёб...
Упал комбат... И друг не дышит...
И в этом пекле мы одни!
И в штабе нас никто не слышит,
Мы видим лишь стволов огни.
Рассвет настанет через час,
Но знаем точно - не дотянем...
дождём свинцовым кроет нас,
Но перевал мы не оставим!!!
Настал рассвет... Утихли взрывы...
не слышно свиста трассеров...
А перевал устлали трупы
Двадцатилетних пацанов.
Слайд 13
Ведущий 1::Все это мы не должны забывать. Забыть все это — значит предать память о людях, погибших за свободу и счастье нашей Родины.
Показ видео сюжета «Помяните меня » , посвящённый землякам – ртищевцам ,
погибших при исполнении воинского долга в Афгане и Чечне ( 3 м. 23 сек.)
Чтец 7
Давай за тех, кто не вернулся…
Кто стал частицей тишины,
Кто лёг в горах – и не проснулся
От необъявленной войны.
Давай, не чокаясь, ребята,
Давайте молча и до дна.
За офицера, за солдата,
Кого взяла себе война.
Давайте вспомним поименно
Тех, с кем навеки сроднены,
Кто был частицей батальона,
А стал частицей тишины.
Объявляется Минута молчания
Ведущий 2 : Война окончена, но итог ее печален. Около 400 человек попали в плен.
Более 15 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…»
Слайд 14
Чтец 8
В декабре погиб в Ичкерии солдат…
В декабре погиб в Ичкерии солдат
от свинца ли, от чеченского ножа.
Он не знал, что не воротится назад...
Удивленный на спине в грязи лежал.
Мать узнала, онемела. И без сна
потекло житье, как черная река.
Но ни разу не заплакала она -
очи высушила смертная тоска.
И приехал к ней однажды генерал,
и медальку ей красивую привез.
О войне ей о чеченской рассказал,
выпил горькой и расстроился до слез.
Отомстили мы за сына твоего!
Сто чеченцев в свою землю полегли!
Мать солдата не сказала ничего,
только слезы её тихо потекли.
Налила ему печалицы в стакан.
«Видно, ты не поумнеешь, генерал!
Сотня женщин - и у каждой был пацан,
значит, двести ты, не сто, поубивал.
Эту весть ты понапрасну мне принес...
А теперь езжай обратно поскорей!»
Ей на сына не достало горьких слез,
но хватило на чеченских матерей.
В декабре погиб в Ичкерии солдат…
Слайд 15
Ведущий 1: Несмотря на переоценку военных событий, подвиг советских, российских солдат остается достойным. Ведь подвиг воина - это подвиг веры, долга, присяги. Жизнь, как спираль, уходящая вверх. Крепче ступай по земле, солдат, путь еще неблизкий.
Ведущий 2 : Крепче ступай, потому что врагам твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их еще немало будет на твоем пути тех испытаний, и надо учиться преодолевать их. Шаг за шагом, и бегут назад километры. Сколько пройдено этих километров, солдат не считает. Сколько надо, столько и пройдет.
Видео «Русский солдат!»
Чтец 8
Словно в гранате, шеренга солдат,
Пальцы до боли сжимают приклад,
Воин, ты клятву Родине дал —
Эти слова раскаленный металл!
Ты на посту охраняешь покой
Нашего детства, отчизны родной.
Чтобы навеки забыла страна
Грохот разрядов и слово "война".
Счастьем светились бы лица детей.
Высохли слезы в глазах матерей.
Смело дерзая, жила молодежь.
Силу незримую выучкой множь.
Помни об этом и свято храни
Радость и славу родимой земли.
Слайд 16
Чтец 9
Помни, солдат, и в труде, и в бою
Эту священную клятву свою.
Сурова воинская служба.
Но крепче скал народов дружба.
Опасны выстрелы во мгле
Во имя мира на земле.
Свободу гор от банд спасая,
В гранит их крепкий на века
Строку бессмертную вписали
Российские войска.
Служили по чести и были достойны,
Овеянных славой армейских знамен!
Оплоту Отчизны,
Вам воины-интернационалисты
От чистого сердца
Все: Наш низкий поклон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эта память верьте, люди, всей земле нужна. Если мы войну забудем, вновь придёт война.
Сталинградская битва...
Классный час "Меняй себя - меняй мир" .
Помочь школьнику выпускного класса в формировании собственного мировоззрения....
Урок литературы в 8 «А» классе по теме: Память сердца. Проблемы рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Урок прошёл в рамках проведения областного семинара....
"Уноси мое сердце в звенящую даль"
Раскрыть форму и содержание произведения, несущего лирический образ и осознать степень влияния личности творца на создание им произведения искусства....
Родительское собрание по профилактике суицидального поведения на тему: «Обратите на меня внимание! Поймите меня!»
Сценарий родительского собрания в рамках профилактики суицидального поведения учащихся....
6 класс - Урок № 4 - Уноси мое сердце в звенящую даль….. Творчество С. Рахманинова
Цель урока: Подвести ребят к пониманию того, как произведения разных видов искусств каждое своими художественными средствами передает красоту обновления мира....
Уноси мое сердце в звенящую даль…»
4 урок по музыке...