6 класс - Урок № 4 - Уноси мое сердце в звенящую даль….. Творчество С. Рахманинова
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Насонова Людмила Александровна

Цель урока:

 Подвести ребят к пониманию того, как произведения разных видов искусств каждое своими художественными средствами передает красоту обновления мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon unosi_moe_serdtse_v_zvenyashchuyu_dal.doc597.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок № 4

Тема урока: «Уноси мое сердце в звенящую даль….. Творчество С. Рахманинова»

Цель урока:

 Подвести ребят к пониманию того, как произведения разных видов искусств каждое своими художественными средствами передает красоту обновления мира.

Задачи:

Обучающая: Помочь ребятам в умении ярче выразить особенности каждого из сочинений в единстве образного содержания и всех элементов речи;

Развивающая: развивать умение мыслить, размышлять о музыке, умение найти сходства и различия в произведениях музыки и изобразительного искусства;

Воспитывающая: Воспитывать любовь к природе, Родине, музыке С.В. Рахманинова, музыке П.И. Чайковского, живописи И.И. Левитана;

Тип урока:  Комбинированный моно-урок

Оформление: Портрет С.В.Рахманинова

            Портрет П.И. Чайковского

            Рылов «В голубом просторе»

            Левитан «Март»

Ход урока:

  1. Музыкальное приветствие.
  2. Проверка по журналу.
  3. Распевание.
  4. Песня.
  5. Повторение пройденного материала:
  • Что такое романс?
  • Назовите знакомых вам композиторов, которые работали в этом жанре? (Глинка, Варламов, Булахов)
  • Что такое вокальная музыка?
  • Какие жанры мы к ней отнесем?
  • Что такое инструментальная музыка?
  • Какие жанры мы к ней отнесем?
  • Чьи это портреты? (Глинка, Варламов)
  • Глинка композитор, какого века? (19в)
  • Какой из этих композиторов, посвятил  два своих  музыкальных произведения одному человеку? Глинка
  • Кому он их посвятил? (Екатерине Керн)
  • Что звучит? Романс Я помню чудное мгновенье
  • Романс написан, в какой форме? Трехчастной
  • Какие чувства пробуждает эта музыка? (Это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга.
  • Кто автор слов этого романса? Пушкин
  • Кому он посвятил это стихотворение? Анне Керн
  • Что звучит? Вальс-фантазия
  • Кому он посвящен? Екатерине Керн
  • В какой обстановке наиболее приемлемо звучание «Вальса-фантазии»? На балу. Так как «Вальс-фантазия» - это необычная для того времени в танцевальной музыке драматическая поэма.
  • Что же объединяет эти два музыкальных произведения? Оба произведения раскрывают чувства к его любимой.

Удивительное произведение русской симфонической музыки «Вальс-фантазия», как и романс «Я помню чудное мгновенье», были сочинены Глинкой под влиянием глубокого

чувства к Екатерине Ермолаевне Керн.

  1. Новая тема урока:

У.Сегодня наш разговор пойдет о жизни и творчестве уже знакомого нам композитора. Большую часть жизни он провел за границей. «Уехав из России, я потерял желание сочинять » - признавал композитор.

Творческий путь одаренного человека далеко не прост, после воодушевляющих успехов он столкнулся с непониманием своего искусства. Его 1-ая симфония провалилась, наступил творческий кризис. А ведь для композитора музыка – своеобразное окно в мир, язык на котором он разговаривает со слушателем, чем композитор жаждет поделиться со всеми.

Звучит 1-ая часть 2-го концерта для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова.

  • Кто же этот композитор?

С.В. Рахманинов 2-й концерт для фортепиано с оркестром (портрет С.В. Рахманинова)

Правильно, это 1-я часть 2-го концерта для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова.

  • Что волновало композитора, чем он хочет поделиться с нами?

 Здесь рассказ о Родине, которую он сильно любил или о судьбе его самого.

Сергей Васильевич Рахманинов был одновременно и композитором, и дирижером, и пианистом.

Он окончил консерваторию сразу по двум специальностям – как пианист и как композитор, а на выпускном экзамене получил 5 +. Учителем Рахманинова в консерватории был П. И. Чайковский.

Опера «Алеко», которую он сочинил как выпускное задание, была сразу же поставлена в Большом театре.

Произведения, написанные им для фортепиано, – концерты, прелюдия -  лучше самого Рахманинова не исполнял никто. Недаром он признан лучшим пианистом – виртуозом XX века.

У Рахманинова были совершенно уникальные руки – с большой и сильной ладонью и длинными пальцами. Его руки включены в мировую Книгу рекордов, а когда во время выступления в Америке Рахманинова так атаковали журналисты, что он закрыл свое лицо руками, на следующий день все газеты вышли с этой фотографией, под которой была подпись: «Руки, которые стоят миллион долларов».

Судьба композитора сложилась трудно, он был вынужден уехать из России в Америку и жил там до самой смерти.

Обратите внимание на годы его жизни, ему не было еще и тридцати лет, а наступил XX век, время переломное для России. Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве. Время, связанное с первой мировой войной и революциями, охватившими всю Россию.

  • Как вы думаете, как должны были повести себя композиторы, художники, поэты, почувствовав влияние нового времени?

 Идти в ногу со временем, искать новые пути воплощения своего творчества, искать новые средства выразительности.

Вы правы, многие так и поступили, сливаясь с новыми идеями преобразования общества. И многие упрекали С.В. Рахманинова в старомодности за то, что он не отказался от традиций классического искусства. А он говорил: “Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий мир”.

  • Как вы понимаете его слова?

Он стремился сохранить свой внутренний мир, сумел отстоять свое мнение, ему не хотелось изменять своему тону, который звучал вместе с ним.

  • Вы абсолютно правы, ведь у каждого человека на душе бывает и радостно и печально, и об этом можно рассказать музыкой.

С.В. Рахманинова называли величайшим композитором и пианистом всех времен, и как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины.

  • Как вы думаете почему?

 Воспоминания детства, много сирени где он родился, любимый цветок. (изображение сирени)

 Вы правы, родина Рахманинова – Новгородский край. Здесь он наполнился старинными напевами, колокольными звонами, здесь в нем пробудилась “бескрайняя любовь к России и ко всему русскому, народному. И даже в своей музыке он использовал образ сирени.

  • Еще раз  вспомним,  что мы называем «романсом»?

 Так называют сольную песню с инструментальным сопровождением.

  • Да, вы правы, в романсе  тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его духовный мир, отношение к жизни, к природе.

  • Послушайте романс «Сирень» и скажите, какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку?
  • Как композитор выражает контраст между взволнованным чувством человека и образом безмятежной природы?

Слушаем романс «Сирень» Рахманинова.

Учащиеся: (ответы). Романс рассказывает о любви, нежности. Музыка выразительная, присутствует элемент изобразительности. В музыке чувствуется прозрачность  воздуха, лёгкое дыхание ветвей сирени. Созданы ясные, спокойные образы, полные душевного покоя. Возможно, композитор испытывал счастливые моменты своей жизни, что нашло отражение в его музыке. 

Вы правы, это была лучшая пора жизни композитора.

Каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. Впоследствии Рахманинов писал: « Именно здесь мне хорошо работалось».

Эти воспоминания композитора легли в основу рассказа Ю.Нагибина «Сирень».

Я хочу зачитать отрывок из этого рассказа.

«Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке…

И когда Верочка Скалон выбежала в сад…он ахнула…поражённая дивным великолепием сиреневого убранства.

Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Серёжу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щёки и подбородок  были влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но всё-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени -  у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдаёт чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…»

  • Как вы думаете, почему Серёжа Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус?

Учащиеся: Он пытался сравнить разные оттенки сирени.

  • Заметили ли вы изменения интонации в мелодии романса? В какой части романса звучат более напряжённые интонации? Что они выражают – радость или душевную боль, мечты о счастье или горечь утраты?

Учащиеся: В мелодии было развитие. Во второй части романса звучат более напряжённые интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.

Учитель:  Послушайте транскрипцию этого романса в исполнении самого композитора и  ответьте на следующие вопросы: 

  • В чём отличие двух исполнителей романса «Сирень»?
  • Какой образ создаёт каждый из исполнителей?

Слушаем инструментальную версию романса.

Учащиеся: Сам автор исполняет романс. Он передаёт свои чувства, переживания, волнение. Поэтому музыка рисует образ человека. А в первом, вокальном исполнении передаётся безмятежность природы, образ прозрачности, покоя подчёркивается высоким женским голосом – сопрано.

Итог урока:

Учитель:  Подводя итог нашего урока, мы можем сделать следующие выводы:

Композитор, художник, писатель, а так же исполнитель создают каждый свой образ, выражая своё внутреннее состояние.

Зрительные образы усиливают восприятие слушателей, делают музыкальный образ более разнообразным.

У. Часть жизни Рахманинова прошло за границей, но ни на минуту он не забывал о Родине. В трудные дни и годы гонорары от концертов передавал для помощи русскому народу. До конца жизни своей он оставался истинно русским человеком. «Я – русский композитор, и моя музыка наложила отпечаток на мой характер, мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка» - писал Рахманинов.

В сердцах многих людей живет благодарная и нежная память о нем, как о необычно добром и деликатном человеке. Скромный и замкнутый в жизни, - в музыке, в игре он раскрывал людям прекрасную правду о самом себе.

СИРЕНЬ 
Музыка Сергея Рахманинова
Слова Екатерины Бекетовой

По утру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать…

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живет;
На зеленых ветвях,
На душистых кистях
Мое бедное счастье цветет.

1878


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

изучение творчества С. Рахманинова в классе инструменталиста-духовика дмш

Шульц Н.А. «Изучение музыки С.В. Рахманинова в классе инструменталиста -духовика детской музыкальной школы».В статье на основании анализа репертуарных сборников, образовательных программ и метод...

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Он сердцем пел...": жизнь и творчество В.С.Высоцкого"

Урок проведён в 11 классе. На уроке использованы элементы проектной деятельности с применением ИКТ (презентации, посвящённой В.С.Высоцкому, аудио- и видеофайлов), дополнительных печатных материалов. И...

"Уноси мое сердце в звенящую даль"

Раскрыть форму и содержание произведения, несущего лирический образ и осознать степень влияния личности творца на создание им произведения искусства....

Жизнь и творчество Сергея Рахманинова

Презентация о русском композиторе С.В,Рахманинове...

Тема урока «Мотив материнского сердца в жизни и творчестве В.М.Шукшина» (по рассказу «Материнское сердце») для учащихся 10 - 11 классов

На данном уроке не только анализируется рассказ "Материнское сердце" В.М.Шукшина, но и идёт подготовка к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку....