Презентация-викторина "Слов даль открыл нам В.И. Даль (к 160-летию со дня издания Толкового словаря живого великорусского языка под редакцией В.И. Даля)"
презентация к уроку по русскому языку
В данной презенации представлен урок-викторина, посвящённый 160-летию со дня выхода первого издания "Толкового словаря живого великорусского языка" под редакцией В.И. Даля.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема Баллы I раунд «История создания» 5 10 15 20 25 II раунд «Растолкуй слово » 5 10 15 20 25 III раунд «Фольклор» 5 10 15 20 25
Сколько лет Владимир Иванович посвятил работе над составлением «Толкового словаря живого великорусского языка»?
Ответ : В.И. Даль начал собирать слова для своего словаря в 1819 году, а последние записи были внесены буквально перед смертью автора. Таким образом, В.И. Даль работал над созданием словаря 53 года. В «Автобиографической записке» он вспоминал: «3 марта 1819… мы выпущены в мичманы, и я по желанию написан в Черное море в Николаев. На этой первой поездке моей по Руси я положил бессознательное основание к моему словарю, записывая каждое слово, которое дотоле не слышал».
К огда был опубликован «Толковый словарь живого великорусского языка»?
Ответ: первое издание словаря датируется 1863-1866 г., второе – 188 0 г . (именно оно переизда ё тся и по сей день). Даже за неделю до смерти Даль велел своей дочери внести в рукопись словаря четыре новых слова, услышанных от прислуги.
С колько слов и фольклорных единиц включает в себя «Толковый словарь живого великорусского языка »?
Ответ: 200 тысяч слов и 30 тысяч поговорок, пословиц и загадок.
Почему свой словарь В.И. Даль назвал «толковым» и «живым»?
Ответ: Словарь назван «толковым», потому что он не только переводит одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий им подчинённых », – такое объяснение названию словаря даёт Даль в эпиграфе к нему. Позже это название закрепилось за всеми подобными словарями . А «живым», потому что «язык силён , свеж, богат, краток и ясен…». Живого – значит, того, на котором говорят в настоящее время (с активным привлечением диалектизмов).
В чём заключается заслуга Даля как лингвиста при составлении данного словаря ? Перечислите основные принципы словаря Владимира Ивановича, его концепцию (систему взглядов).
Ответ: Современные словари русского языка обычно составляет большая группа специалистов-филологов, В.И . Даль создавал свой словарь в одиночку, к тому же он не имел специального филологического образования. Основные принципы словаря Даля, его концепция заключается в следующем: 1. показать как можно шире лексическое богатство русского языка; 2. показать «дух» русского языка, т.е. словопроизводственные отношения; 3. отобразить духовные и нравственные взгляды русского народа, черты его характера, обычаи и нравы.
Что общего между б арабо́лей и бадаржа́ном ?
Ответ: это овощи. Барабо́ля (барабо́шка) – картофель . Б адаржа́н ( б адижи ́ н) – то же, что и баклажан.
У этих глаголов – с колоко ́ лить, стелеля ́ шить и стюхте ́ рить – одинаковое значение. Какое?
Ответ: украсть, стянуть.
Три из этих четырёх слов – названия ягод. Четвертое слово лишнее. Найдите его и дайте толкование: а) Бружи ́ ца б ) Вагло ́ дка в ) Жо́стыль г ) Кумани́ка
Ответ: Вагло ́ дка – это печенье из простого теста в виде козы, оленя, лошадки и проч. Бружи ́ ца (бружни ́ ца , княжени́ка ) – ежевика. Ж о́стыль – красная смородина . Кумани́ка – морошка.
Представьте, что в трактире вы купили шу́леп (большой пряник). Самое время выбрать напиток. Что вы закажете: а) чипучи́ну б) ло́чу в) бортого́н г) ко́лтень
Ответ: из предложенных напитков с пряником можно выпить только бортого ́ н – чай. Чипучи́на – лекарство . Ло́ча и ко́лтень – дурное питьё, отрава.
С какого слова начиналась работа Владимира Ивановича как лексикографа? Назовите его и дайте толкование.
Ответ: замолаживать – п а́смурнеть , заволакиваться тучками (о небе), клониться к ненастью. Эта первая запись положила начало знаменитому словарю. Когда В.И . Даль служил мичманом и пребывал в Новгородской губернии, его заинтересовало в речи ямщика необычное слово «замолаживает». Оно показалось будущему составителю словаря настолько красивым и точно описывающим явление природы, что Даль посчитал нужным его записать. Именно этот случай и подтолкнул Владимира Ивановича к идее собирать народные слова .
Отгадай загадки: Вся дорожка обсыпана горошком. У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? Не князь по породе, а ходит в короне. В воде родилась, а воды боится.
Ответ: Вся дорожка обсыпана горошком (Звёзды на небе). У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна). Не князь по породе, а ходит в короне . (Петух). В воде родилась, а воды боится . (Соль).
Собери “ рассыпавшиеся ” пословицы: 1. Насмешишь , людей, поспешишь. 2. Не , рубить, чай, дрова, пить. 3. Потеряешь , за, погонишься, своё, чужим. 4. День , коли, до, нечего, скучен, вечера, делать.
Ответ: 1. Поспешишь – людей насмешишь. 2. Чай пить – не дрова рубить. 3. За чужим погонишься, своё потеряешь. 4. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Какие поговорки зашифрованы в данных картинках? 2 3 4 1
Ответ: Век живи – век учись. Молчание - золото. Что посеешь, то и пожнёшь. 4. Правда дороже золота.
Громко, чётко и быстро прочитай скороговорки: 1. Сыворотка из-под простокваши. 2. Говори , говори, да не заговаривай. 3. Сшит колпак, вязан колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски . 4. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Соотнесите смысл пословицы с чертой характера человека. Пример: кланяется, как весы: в обе стороны (лицемерие, двуличность, неискренность ). 1. Как оса лезет в глаза. 2. Лиса своего хвоста не замарает. 3. Скользкий угорь или груздь. 4. Как сытый поросёнок от корыта бежит. 5. Сорока, где посидит, там и напакостит. 6. В речах – соловьи, а в деле – глухари. 7. Ненадёжный, как тонкий лёд. 8. Заботиться о других, как волк об овцах.
Ответ: 1. Как оса лезет в глаза (назойливость). 2. Лиса своего хвоста не замарает (хитрость, нечестность). 3. Скользкий угорь или груздь (неискренность, лживость). 4. Как сытый поросёнок от корыта бежит (неблагодарность). 5. Сорока , где посидит, там и напакостит (непорядочность). 6. В речах – соловьи, а в деле – глухари (болтливость, пустословие). 7. Ненадёжный , как тонкий лёд (непостоянность, легкомысленность, ветреность). 8. Заботиться о других, как волк об овцах ( расчётливость, корысть ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля"
Данная презентация может использоваться как на уроке русского языка , так и на внеклассных мероприятиях"...
Исследование по теме "Многолетний труд В.И.Даля над созданием "Толкового словаря живого великорусского языка"
В исследовательской работе дана биографическая справка автора толкового словаря. Приведены примеры толкований различных слов; показано, что берёт автор во внимание, рассуждая над смыслом того или иног...
Сценарий лингвистического вечера, посвященного В. И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка» Собирал человек слова…
Школьный лингвистический вечер, посвященный В. И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка», «Собирал человек слова…»...
В.И.ДАЛЬ – РУССКИЙ УЧЕНЫЙ ,ЛЕКСИКОГРАФ, ПИСАТЕЛЬ И СОСТАВИТЕЛЬ "ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА ". МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Внеаудиторное мероприятие,посвященное жизни и творчеству В.И.Даля.Состоит из устного журнала и лингвистического конкурса....
Библиографическое рандеву «За далью Даль» по Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля.
Формирование у учащихся представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов...
В.И. Даль и его "Толковый словарь живого великорусского языка"
Данная презентация актуальна при изучении раздела Лекикологии в 5 классе. Может использоваться на открытом уроке в рамках недели русского языка....
Лингвистический утренник, посвящённый В.И. Далю- автору «Толкового словаря живого великорусского языка»
Данный сценарий предполагает проведение открытого мероприятия с целью приобритения учащимися новых знаний о жизни и творчестве В.И.Даля и развития навыков работы со словарями....