Библиографическое рандеву «За далью Даль» по Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля.
занимательные факты по литературе (5 класс) на тему
Формирование у учащихся представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_za_dalyu_dal.doc | 91 КБ |
dal_itogovoe.pptx | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Библиографическое рандеву «За далью Даль» по Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля.
Тип урока: открытия нового знания
Цели урока:
- формирование у учащихся представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов;
- закрепление умения пользоваться толковым словарем, находить в нем необходимые сведения.
Задачи:
- Образовательные: познакомиться с биографией В.И. Даля, сформировать умения применять полученные знания на практике.
- Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
- Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, умение работать в группах, чувство сопереживания за коллектив и личной ответственности за общее дело.
Слово учителя: В.И.Даль прославился как собиратель слов и устойчивых выражений. Он составил «Толковый словарь живого великорусского языка». Впервые словарь был напечатан в 1863-1866г.г.
Просмотр видеоролика о творчестве В.И. Дале
Толковый словарь Даля состоит из 4-х томов и содержит более двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок. А полное собрание сочинений Даля составляет 10 томов. Только сказок он один собрал больше, чем всё Российское географическое общество. А сколько сочинил их сам…
Автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» носил замечательную и удивительную фамилию – Даль. Ведь понятие дали соотносится с нашей необозримой страной, нашей историей, нашей бессмертной литературой.
Сегодня в XXI веке мы с благодарностью вспоминаем автора «Толкового словаря живого великорусского языка» - Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова.
Сценка (вступление)
Алина: Макс, привет! Что это ты так нагрузился?
Максим: Да Л.В. задание дала – написать сочинение о словаре Даля.
Алина.: Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищается: «Кладезь мудрости! Кладезь мудрости!»
Максим: А я вот открыл книгу и увидел, что тут много интересного.
Яна: Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов. Носитесь с этим словарем, как кошка с котятами.
Максим: Говоришь как кошка с котятами… А ведь это выражение из словаря Даля. Что, по-вашему, оно означает?
Алина: Ну, ты даешь! Да кто же этого не знает!
Максим: А все-таки?
Алина: Кошка – это домашнее животное.
Максим: И только?
Яна: А что же еще?
Максим: Посмотрим в словарь Даля. Это и домашнее животное. И якорь о четырех лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелек, который носили на поясе. А еще плетка с несколькими хвостами, коса на взморье или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.
Алина: Да… А что там еще про эту кошку?
Максим: Пословицы: «Знай кошка свое лукошко», «Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть».
Яна: Тут и загадка про кошку есть: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка»
Алина: А теперь отгадайте: «Белая кошка лезет в окошко»? …Это свет!
Яна: Пожалуй, гулять мы сегодня не пойдем – давай лучше сочинение переписывать.
Алина: Максим, а что ты еще о Дале знаешь?
Масксим: Пусть лучше он сам о себе расскажет.
Выходит учащийся в роли В.И. Даля
Даль: Отец мой, Иоганн Даль, датчанин по национальности, был лекарем, знал много языков, а мать, Мария Фрайтах – немка по отцу и француженка по матери, была женщиной образованной. Несмотря на такое происхождение, родители сумели создать настоящую русскую семью. И отец всегда говорил: «Гордитесь, что вы русские».
Учиться меня отдали в Морской кадетский корпус, где я подружился с Павлом Нахимовым. Здесь у меня впервые появился интерес к языку – и я составил словарь кадетского жаргона из 34 слов.
3 марта 1818 года мы были выпущены в мичмана, и я был отправлен служить в Николаев.
Сценка Выходит ямщик в тулупе и с кнутом в руке
Ямщик: Ну, что, барин, будем ехать или еще чуть погреемся?
Даль: А доберемся в такую-то пургу?
Ямщик: Не сомневайся. Вишь, замолаживает…
Даль: Как это замолаживает?
Ямщик: Пасмурнеет. К теплу.
Даль: Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?
Ямщик: Точно как. Небо тучами заволакивается, к ненастью клонит.
Даль вытаскивает записную книжку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает что-то писать.
Даль: Этот морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово.
В 1825 году вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Во время русско-турецкой войны служил военным врачом.
Сценка с солдатами
1-й солдат: А что, В.И., тяжело лекарем-то быть?
Даль: Да уж нелегко. К тому же во время войны. Но и солдатом ведь быть не сладко, а братцы?
2-й: Да чего там. Солдатская доля – веселое горе.
Даль достает блокнот и записывает
3-й: Солдатская голова как под дождичком трава.
4-й: Солдат шилом бреется, дымом греется.
5-й: Солдату три деньги в день, куда хочешь, туда и день.
Даль: Ну спасибо, братцы. Недаром говорят: солдат близко – кланяйся ему низко.
1-й: А что это вы, В.И., всё записываете? Если не операции делаете, то все с карандашиком ходите?
Даль: Есть у меня увлечение – слова собирать. Еще поговорки разные, загадки.
2-й: Зачем это вам?
Даль: Понимаете, слово – это великая способность человека гласно мысли и чувства свои выражать…
Даль: Многое мне пришлось услышать за время войны. Каждый день тетрадки пополнялись новыми записями. А однажды я стал сочинять сказки. Первая книжка, в которую вошли пять сказок, увидела свет под названием «Первый пяток». Придумал псевдоним – Казак Луганский.
Инсценирование сказки «Курочка Ряба»
Даль: осенью 1832 года я собрался с духом, взял книгу своих «Русских сказок» и отправился в дом, где жил А.С.Пушкин.
Сценка с Пушкиным.
Пушкин: Здравствуйте, сударь! Рад, рад познакомиться с вами!
Даль: А уж как я рад! Вот принес на ваш суд.
Пушкин: Я уже видел вашу книгу и порадовался ей. Хороша! Что за прелесть! (листает). Какой толк! И язык-то все народный!
Даль: Не откажитесь принять в подарок сей труд…
Пушкин: Сказки – это хорошо! Но идите дальше. Займитесь составлением словаря.
Даль: А осилю?
Пушкин: Осилите. Вам позавидовать можно – жизненную цель имеете.
Даль: Прошло несколько лет. Зиму 1837 года я провел в Петербурге. Как всегда много работал. Однажды вечером ко мне заехал Пушкин.
Пушкин: Покажите, покажите, что нового появилось в вашей коллекции. (читает) Приметы. Подавая соль – смейся, не то поссоришься. Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видеть. А вот просто слова: медуница, калуга, выползина. Выползина… Это еще что такое?
Даль: Выползиной называют шкурку, которую сбрасывает с себя змея.
Пушкин: Ишь ты! А у меня сегодня сюртук новый. Посмотрите, какова выползина! Ну, из этой выползины я еще не скоро выползу! В этой выползине я еще этакое напишу!
Даль: Через несколько дней стряслась беда, и я оказался у постели смертельно раненого на дуэли Александра Пушкина. «Хочу вам подарок сделать,- произнес поэт.- Там, в кресле, лежит моя выползина… Простреленный сюртук. Возьмите на память. И еще вот этот перстень-талисман с изумрудом.
Даль: С легкой руки А.С. я занялся составлением словаря русского языка. Работа эта продолжалась 53 года. И вот сегодня я держу в руках последний, четвертый том моего словаря. Кажется, труд всей моей жизни оценен по достоинству. Утром посыльный принес почту (перебирает и читает). «Ваш словарь удостоен золотой медали. Русское географическое общество» «Присуждаем Вам Ломоносовскую премию и избираем почетным членом. Академия наук».
До последних дней я буду записывать новые слова и их значение. И перед смертью, уж не в силах встать с постели, позову дочь и попрошу: «Запиши словечко».
Итог
Алина: Идут годы, десятилетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей жизни исчезли, другие в ней появились.
Яна: Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу – «Толковый словарь живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора – В.И.Даля. Человека, который собирал слова.
Слово учителя:
Сейчас мы начнем игру по словарю В.И. Даля, где каждый тур уведет в свою даль: природную, историческую, сказочную, литературную, мистическую и прикольную. С каждой далью мы будем открывать для себя даль культуры родного языка, и за каждой далью будет В.И.Даль.
Тур 1. Даль природная.
1 команда
- Какое время суток называется авророй? (утренняя зоря Т.1)
- От каких пчел бывает каменный мёд? (от диких пчел, находили в скалах затверделым Т.2)
2 команда
- Почему пчела - Божья угодница? (доставляет воск на свечи Т.3)
- Какой месяц в старину называли травнем?(май Т.4)
Игра со зрителями:
Пословицы:
- Под лежачий камень…(вода не течёт).
- Труд человека кормит… (а лень портит).
- Дело мастера…(боится).
- У страха глаза, что плошки…(а не видят ни крошки).
- Молодец на овец…(а на молодца и сам овца).
- Хлеб-соль кушай…(а правду слушай).
- Когда ищешь лису впереди…(то она сзади).
- Кто хвалится…(тот с горы свалится).
Слово жюри.
Тур 2 Даль историческая.
1 команда
- В старину говорили: «Прошел слух по городам и весям». Городам понятно. Что же такое весь? (деревня Т.1)
- Что такое «ивень»? (иней Т.2)
2 команда
- Бурлаки – люди тянувшие по реке баржи с грузом, считали свой путь не километрами, не верстами, а плесами. Чему равнялась эта мера пути? (одно колено реки, меж двух изгибов Т.3)
- В старое время сельская молодежь собиралась для общения, танцев и пения в хороводе. Весенние хороводы были от Пасхи до Троицы, осенние – от Успения до Покрова. А когда были летние? (летом не до хороводов Т.4)
Игра со зрителями:
Загадки:
- Что выше леса? (Солнышко).
- Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц).
- Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе).
- Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится. (День и ночь).
- Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь).
- Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег).
- Один говорит: «Побежим, побежим», другой говорит: «Постоим, постоим», а третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся!». (Речка, берег и трава).
- Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб).
Слово жюри.
Тур 3 Даль сказочная.
1 команда
- В сказке Ш. Перро «Спящая красавица», принцесса заснула на 100 лет, уколовшись о веретено. Что такое веретено и почему об него можно уколоться?(ручное орудие для пряжи, для ручного прядения, точеная палочка, острая в верхнем конце Т.1)
- От какого слова произошло имя Кощея Бессмертного? (от кости, означая изможденного непомерно худого человека Т.2)
2 команда
- В ряде сказок главной героиней бывает падчерица. Кто она такая? (дочь от первого брака неродная отцу или матери Т.3)
- Бывают сказки богатырские, житейские, балагурские. Приведите пример докучной сказки (короткий рассказ, без смысла, у которого конец переходит в начало и повторяется одно и то же. «Ты скажи, я скажи – не сказать ли тебе сказку, про белого бычка? Да скажи! ты скажи…. Т.4)
Игра со зрителями:
1Сбитнем в старину называли...(медовый напиток)
2. Ухорез - это...(лихой человек, сорванец)
3. Женище - это...(невенчанная жена, сожительница)
4. Какого зверя в простонародье величали "ломыга, костоправ, космач, лесной архимандрит"? (медведя)
Слово жюри.
Тур 4 Даль литературная
1 команда
- Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» начинается так: «У Лукоморья дуб зеленый ….». У лукоморья – это где? (морской берег Т.2)
- «На нём шапка набекрень». Что такое «бекрень»?(на бок Т.1)
2 команда
- «Жили себе пан да панья». Кто такой пан? (барин, боярин. Т. 3)
- В одном стихотворении А.А. Фета о земле мы читаем:
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней-
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, глухой ватой
Все убрал кусты.
Тороватый – это какой? (великодушный, щедрый. Т. 4)
Игра со зрителями:
1. Когда можно гулюкаться? (играть в прятки)
а) утром,
б) зимой;
в ) в перерыве между работой.
2. Где находится распукалка? (цветочная почка)
а) на дереве;
б) на человеке;
в) на жуке.
3.Кто или что может раскурепаться? (расплакаться)
а) человек;
б) мебель;
в) яйцо.
4.Что такое рында? (все варианты верны)
а) сухопарая баба;
б) исхудалая кляча;
в) колокольный звон.
5.После чего образуется каможка? (лужа)
а) после дождя;
б) после производственного собрания;
в) после сна.
Слово жюри.
Тур 5 Даль мистическая
1 команда
- Для чего служит амулет? (охрана от порчи, оберег Т.1)
- Что такое «издивок»? (дивная, невиданная вещь. Т. 2)
2 команда
- Что это значит, когда о девушке говорят: ходит как русалка? (несчастная Т.4)
- Что такое «павечерье»? (самый конец светлого вечера, вечерняя заря Т. 3)
Игра со зрителями:
- Кто может войти в чох? (чихать подряд)
а) муха;
б) человек;
в) таракан.
- На что надевают журабки? (шерстяные носки)
а) на ноги;
б) на руки;
в) на глаза.
- Где можно увидеть туманы? (женские шаровары)
а) утром в поле;
б) на женщине;
в) на бельевой верёвке на балконе.
- Для чего нужны пычки? ( глаза)
а) чтобы видеть;
б) чтобы слышать;
в) чтобы нюхать.
- Кому можно показать стусан? (кулак)
а) мужу;
б) жене;
в) депутату.
- Что можно изготовить из полутабёнка? ( шёлковая материя).
а) шашлык;
б) платье;
в) баню.
Слово жюри.
Тур 6 Даль прикольная
1 команда
- Чай бывает черный, зеленый, травяной. Но раньше в лавке можно было купить и чай кирпичный. Ваши предположения на этот счет? (сбитый в бруски, кирпичи, он крошится, варится с молоком и хлебается ложками Т.4)
- Что такое «падуб»? (дерево ясень. Т.3).
2 команда
- Кто такой ёж (ёжъ) и как он выглядит, знают даже городские жители. Но кто такой ежачина? (дикобраз Т.1)
- Что такое «извахлять»? (измять, изломать. Т. 2)
Вывод: Сегодня мы познакомились более конкретно с толковым словарем Даля. Запомните, что, прежде чем употреблять в своей речи то или иное слово или словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники – словари.
Слово жюри.
Инсценировка 1 команды
-- Однажды В.И. Даль и сын Мельникова – Печерского в знойный летний день прогуливались. После прогулки Владимир Иванович угостил его чудным домашним квасом и спросил: «Что хорош квас?».
- Хорош, - сказал тот.
- А чем хорош?
- Вкусный, холодный, с эрфиксом.
- С чем? – насторожился Даль.
- С эрфиксом, - повторил тот, уж несколько смущенный строгим выражением лица собирателя «живого великого языка»?
- Да ты что, иностранец, что ли или русский? Как по-русски надо сказать. Тот молчал, не зная, как перевести «эрфикс» на русский язык.
- Ах ты, француз, француз! Ступай к отцу да спроси.
- Игристый! – выпалил юноша, после того как пошел и спросил у отца.
- Ан, врешь! – поправил Даль. Ядреный квас (свежий, бодрящий, крепкий).
Слово учителя: Заимствованные, иноязычные слова, «чужесловы», Владимир Иванович не жаловал и заменял русскими, большинство из которых не прижилось, но слова эти вызывают любопытство и сейчас.
Сравните записанные на доске предложения.
а) Франт в галошах идет по бульвару в театр.
(Все слова - иностранного происхождения).
б)Хорошилище в мокроступах грядет по гульбищу на позорище. (Все слова - исконно русские)
Назовите заимствованные слова, которые Даль заменил такими русскими соответствиями:
1.многоязычник - ? (полиглот);
2.самотник, себятник - ? ( эгоист);
3.всячинник - ? (энциклопедия);
4.плетеница - ? (гирлянда);
5.снадобница - ? (аптека);
6.ловкосилие - ? (гимнастика)
Пятый конкурс«Отгадай загадку»
Отгадайте загадки, собранные В. И. Далем:
3.Пойду в баню черным, из бани выйду красным. (Рак)
4.Ни зверь, ни птица, а нос как спица, кто его убьёт, свою кровь прольёт(Комар)
5.Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колеса)
7.Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед)
10.Новая посудина вся в дырах. (Решето)
11.Что выше лесу? (Солнышко.)
12.Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь)
Десятый конкурс «Знаете ли вы приметы?»
- Как вы относитесь к суевериям и приметам?
Сбываются ли они? Закончите суеверия и приметы, собранные В. И. Далем:
1.Зеркало разбить - (к худу).
2. Нельзя двоим одним рукотерником утираться -
(на том свете разодраться).
3. Если сядешь есть, не закрыв книгу, (заешь память).
4. Коли ступишь на чужой след, (будут болеть ноги).
5.В правом ухе звенит - (добрый помин), в левом -(худой).
6.Ноги под лавкой качать - (черта тешить).
7.В одной избе разными вениками не мети: (разойдется богатство по углам).
8.Ложка, забытая на столе, - (к гостю).
9.Если язык прикусишь, (кто-то бранит).
10.К счастью, если в семье похожи сын (на мать), дочь-(на отца).
11.Не плюй (направо - там ангел-хранитель), плюй (налево - там диавол).
12.Дурная встреча - (поп, да девка, да порожние ведра).
Встречи да приметы до добра не доведут.
Когда ты, бабушка, ворожить стала?
Да когда хлеба не стало.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В.И. Даль - кадет Морского корпуса
В 1829 году начинается русско-турецкая война, и всех студентов медиков призывают в армию. Даль досрочно защищает диссертацию, и отправляется к месту службы. Он лечит раненых, борется с холерой и чумой и … собирает слова.
Встреча В.И. Даля с ямщиком
Вместе с Пушкиным путешествовал Даль по Оренбуржью. Пушкин в ту пору собирался писать историю Пугачевского бунта и собирал материалы для своей будущей книги. Говорят, что во время этой поездки они подарили друг другу сюжеты сказок. Пушкин - Далю о Георгии Храбром и волке, а Даль Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке .
Последняя встреча Пушкина и Даля происходит при трагических обстоятельствах. 27 января 1837 года Пушкин смертельно ранен на дуэли с Дантесом. Даль, бывший проездом в Петербурге, узнает о дуэли только на следующий день и сразу же поспешит на Мойку, где жил поэт. И как врач, как друг будет с Пушкиным до последней минуты.
I Тур. Даль природная
II Тур. Даль историческая
III Тур. Даль сказочная
IV Тур. Даль литературная
V Тур. Даль мистическая
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ Кто может войти в чох? а). Муха б). Человек в). Таракан 2. На что надевают журабки ? а). На ноги б). На руки в).на глаза 3. Где можно увидеть туманы? А). Утром в поле Б).на женщине В).на бельевой верёвке на балконе
4. Для чего нужны пычки ? А). Чтобы видеть Б).Чтобы слышать В).Чтобы нюхать 5. Кому можно показать стусан ? А)мужу Б). Жене В). Депутату 6. Что можно изготовить из полутабёнка ? А). Шашлык Б). Платье В). Баню
VI Тур. Даль прикольная
Франт в галошах идёт по бульвару в театр.
Хорошилище в мокроступах грядет по гульбищу на позорище.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля"
Данная презентация может использоваться как на уроке русского языка , так и на внеклассных мероприятиях"...
Исследование по теме "Многолетний труд В.И.Даля над созданием "Толкового словаря живого великорусского языка"
В исследовательской работе дана биографическая справка автора толкового словаря. Приведены примеры толкований различных слов; показано, что берёт автор во внимание, рассуждая над смыслом того или иног...
Сценарий лингвистического вечера, посвященного В. И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка» Собирал человек слова…
Школьный лингвистический вечер, посвященный В. И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка», «Собирал человек слова…»...
В.И.ДАЛЬ – РУССКИЙ УЧЕНЫЙ ,ЛЕКСИКОГРАФ, ПИСАТЕЛЬ И СОСТАВИТЕЛЬ "ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА ". МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Внеаудиторное мероприятие,посвященное жизни и творчеству В.И.Даля.Состоит из устного журнала и лингвистического конкурса....
Урок русского языка "Великий дар В.И.Даля. "Толковый словарь "Живого великорусского языка"
Урок русского языка "Великий дар В.И.Даля. "Толковый словарь "Живого великорусского языка"...
В.И. Даль и его "Толковый словарь живого великорусского языка"
Данная презентация актуальна при изучении раздела Лекикологии в 5 классе. Может использоваться на открытом уроке в рамках недели русского языка....
Презентация-викторина "Слов даль открыл нам В.И. Даль (к 160-летию со дня издания Толкового словаря живого великорусского языка под редакцией В.И. Даля)"
В данной презенации представлен урок-викторина, посвящённый 160-летию со дня выхода первого издания "Толкового словаря живого великорусского языка" под редакцией В.И. Даля....