Открытый урок по музыке. "Снегурочка"-весенняя сказка.
план-конспект урока по музыке по теме
Конспект открытого урока по музыке в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по музыке в 3 классе по Критской. | 53.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 3 классе.
Тема урока: «Снегурочка» - весенняя сказка.
Н.А.Римского – Корсакова.
Цель урока: знакомить с оперой как формой искусства, которая объединяет в себе народные традиции, литературу, музыку, живопись.
Задачи:
Образовательная –
Знать музыкальные понятия. Опера. Ария , Сопрано.
Развивающая –
Развивать творческие способности слышать окружающий мир в звуках.
Совершенствовать навыки анализа музыкальных произведений.
Совершенствовать вокально-хоровые навыки и умения.
Воспитывающая-
Учащиеся должны осознать ценность полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа.
Воспитание любви и уважения к русской музыке, поэзии, живописи.
Тип урока: усвоение новых знаний ю
Музыкальный материал: Вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»
Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» »( видиофрагмент
Ария Снегурочки « С подружками по ягоды ходила»( видиофрагмент)
Сцена таяния Снегурочки (видиофрагмент)
Финал оперы «Бог Ярило» Солнечная песенка
Оборудование: Доска, телевизор или экран, компьютер.
Ход урока.
Слайд №1
Входят в класс дети. (Звучит музыка «Вступление» к опере «Снегурочка» Н.А.Римского - Корсакова) учитель загадывает ребятам загадку:
Она в сапожках белых
И в шубке голубой
Букет снежинок спелых
Приносит нам с тобой.
Белым-бела до пояса
Роскошная коса
И теплые-претеплые
Лучистые глаза.
В прозрачных льдинках шапочка
И варежки на ней.
Нам свет и радость даришь ты,
Любимица детей!
Учитель:
Ребята, кто же эта «любимица» детей?
Дети:Снегурочка.
Цели : Сегодня мы познакомимся с оперой Снегурочка, узнаем много нового о композиторе Римском – Корсакове. Послушаем музыкальные фрагменты из оперы которые помогут раскрыть образ Снегурочки. Будем учиться отличать музыку вокальную от инструментальной;
На примере музыки Н.А.Римского – Корсакова познакомимся с понятием Опера. Ария , Сопрано.
Откроем учебники на стр 78. Запише тему: «Снегурочка» - весенняя сказка.Н.А.Римского – Корсакова.
Учитель:
А что вы знаете о Снегурочке?
Дети:
Снегурочка в сказках внучка Деда Мороза;
Снегурочка из русской народной сказки;
Русский писатель Островский написал книгу (пьесу) «Снегурочка»;
Родиной Снегурочки принято считать город Кострому; Слайд №2
Учитель:
Что мы знаем об этом композиторе? Ответы детей. Итог: Слайд №3
Учитель:
Композитор – сказочник;
Морской офицер;
Собирал и записывал русские народные песни;
Сочинил 15 опер.
Учитель: Родился в городе Тихвине.
Слайд. 4.5.6
Город Тихвин расположен на востоке от Санкт-Петербурга. В этом доме жил знаменитый композитор - Римский- Корсаков... Вот он, кстати. На доме мемориальная доска. Слайд №7
Учитель:
9 опер из 15 создано Римский- Корсаков... написаны на сказочный сюжет.
Учитель:
Слово «Опера» нам знакомо? Что оно означает?
Дети: Опера – музыкальный спектакль с участием певцов, хора и симфонического оркестра.
Слайд №8
Учитель: Мы уже знакомились с одной сказочной оперой Римский – Корсакова. Как она называется?
Дети: «Садко».
Сегодня мы проникнем в сказочную страну берендеев, созданную в опере «Снегурочка», Римским-Корсаковым. А чтобы попасть в нее нужно выполнить следующее задание.
Учитель предлагает ребятам работу с карточками: Слайд 9 Внимательно прочитай слова и раздели их на две группы:
Опера, оркестр,
Снегурочка, хор,
Лель, Весна,
Увертюра, Мороз.
Выполняя работу, ребята приходят к выводу о том, что слова на карточке можно разделить: на группу слов, терминов, связанных с оперой, как с жанром музыки. (Опера, оркестр, хор, увертюра);
и имена героев оперы «Снегурочка» композитора Римского - Корсакова. (Снегурочка, Лель, Весна, Мороз). Слайд №10
Молодцы! А вот и жители Берендеева царства в которое попала Снегурочка. Слайд 11 Читает учитель .Опера Снегурочка написана Слайд 12
Учитель: А знаете ли вы, что о сочинении оперы «Снегурочка» никто не знал, потому, что Римский – Корсаков сочинял оперу тайно. Слайд 13. У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он записывал в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли, которые и стали основой оперы. Близкие Николая Андреевича были немало удивлены, узнав об этом.
Премьера оперы состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге. Слайд №14 Н. Ф. Тюменев, ученик Римского-Корсакова, вспоминал о премьере: «Поставлена «Снегурочка» была роскошно... Таких постановок уже давно не бывало на нашей сцене... Костюмы даже на хористах и статистах были великолепны... Вокальное исполнение, за немногими исключениями, было вполне удовлетворительно».
С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора.
Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка». Как вы думаете, почему?
Дети:
Потому что все любят сказки и чудеса, даже взрослые;
Сказочная Снегурочка – это любимый персонаж, который привлекает и детей, и взрослых.
Герои этой истории разные, интересно сочинять музыку, которая передает характер, настроение и даже голоса героев;
В сказке – русская природа, композитор любил природу России;
Чтобы получилось быстро и красиво нужно вдохновение. Когда у меня есть вдохновение, я рисую, и мои рисунки получаются красивыми. Наверное, у композитора было вдохновение. . Читают текст слайда. Слайд №15
Декарации эскизы костюмов выполнены русским художником Васнецовым. Слайд №16
Учитель:перед вами сказочные образы и жизненные. .
Что же происходит в начале оперы. Слайд 17
У Деда мороза и матери Весны просит Снегурочка отпустить ее клюдям.Одиного и тосливо ей в ледяном тереме, где ей служат жители лесные. Она является из леса, ее берут в дочери бобыли (старик и старуха, не имеющие детей)
Послушайте арию Снегурочки . И ответим на вопросы стр 79.
Звучит Ария «Снегурочки»
1 – О чем поет Снегурочка? (О человеческих радостях, которые ей недоступны)
2) Какое настроение передается в музыке.
3)Близки ли интонации к народным песням?
4)Какой инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки.( флейта)
5) Что манит ее к людям? (Людские песни)
6) Какой Снегурочка появляется из леса? (Холодная, бесчувственная)
Мы дали характеристику Снегурочке, прослушав ее арию.
А что же такое ария? Запишем. Новый термин – АРИЯ. (Выписываем на доску) . Слайд №18
АРИЯ – сольный номер в опере, дающий характеристику героям.
Сопрано — высокий женский голос. Рабочий диапазон: до первой октавы — до третьей октавы. Слайд №19
Рассказ содержания учитель Слайд 20
– А сейчас мы послушаем третью песню Леля, песню, которая так привлекала Снегурочку. Слайд 21
Слушание песни.
1)О чем поет Лель?
2) Что роднит ее с народными напевами?
3)Как Римский- Корсаков передает в песне звуки природы?
4)Какие здесь изобразительные моменты? (Раскаты грома и наигрыш на пастушьей свирели)
5) Имитация игры на свирели.
6) Как двигалась мелодия? ( плавно)
– Это является одним из признаков народной песни, ведь композитор применил в опере интонации русских народных песен.
Учитель: Что случится со Снегурочкой в конце сказки? Рассказ учителя.
1) – А какие чувства бывают у людей? (…)
– Познала эти чувства Снегурочка? (…)
Учитель: Благодаря песням Леля, жизни среди людей, Снегурочка познала чувства, которые овладевают людьми . И сама захотела испытать чувство любви . рассказ учителя
Слайд №22 ,23 24
– Как же это произошло? читают стр 79 учебника.
Слайд 26 Слушание сцены таяния Снегурочки.Прислушайтесь к голосу Снегурочки.
Отвечают на вопросы стр 79 учебника.
1)Каково ее душевное состояние?
2)Как звучит музыка в сцене таяния?.
3) Удалось ли композитору передать чувства любви, восторга, разочарования и др.?
4) Правдиво ли композитор изобразил перерождение Снегурочки? (Да, из ледяной красавицы она превратилась в любящую девушку)
5)На какую судьбу обрекла себя Снегурочка? (На гибель)
6)За что отдала она свою жизнь? (За любовь, за чувства, за песни) Слайд 27
7)На доске записаны слова – прилагательные. Слайд 28
Раскройте первоначальный образ Снегурочки и зачитайте – какой она стала в конце:
– Ледяная, доверчивая, холодная, бесчувственная, наивная, влюбленная, простодушная, нежная, обворожительная, восторженная, очарованная, бездушная, красивая, страстная. Молодцы.
– Ярилин день – 5 июня – уходит весна, приходит лето, берендеи встречают его песнями, плясками, играми, гаданиями
Учитель:
Гибель Снегурочки не может омрачить праздник Солнца. Мороз теряет власть над Весной - Красной. Ярило - Солнце вновь будет светить над страной берендеев, и на их земле воцарится мир и благоденствие. Солнце согревает, радует, разукрашивает землю. Так пусть же оно будет не только на небе, но и в каждом сердце - ведь только горячее сердце может любить и дарить радость другим! Звучит финал Бог Ярило. Слайд 29
-Какое настроение передает музыка?
Слайд №30
Итог: Вот мы и побывали в сказочной стране берендеев. Пора подвести итоги нашего урока.
1)Что нового вы узнали на уроке, о композиторе, о опере «Снегурочка».
2)Мы сегодня послушали три фрагмента из оперы «Снегурочка» и скажите, которые из них вам понравился?
Домашнее задание: Рисунок к опере «Снегурочка» . Слайд 31
В конце нашего урока мы исполним « Солнечную песенку». Ведь все люди на земле любят тепло, которое дарит нам солнце. Давайте ее исполним так, чтобы у всех стало тепло на душе! Слайд 32
Слайд 33
Выход из класса под музыку песни. Слайд 34
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интернет-урок «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» как духовное завещание, размышление художника о будущем России"
Цели урока: Образовательная: приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 ве...
Весенняя сказка. Олицетворение.
Последний урок из серии "Превращения слов" ("Изобразительно-выразительные средства языка"). Пятиклассники совершают путешествие в мир сказки, чтобы приобрести необходимую читательскую квалификацию. Уч...
Открытый урок "Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
На уроке используется презентация, тест на знание текста....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу» «Весенняя сказка»
Конспект логопедического занятия...
Методическая разработка открытого урока – представления «Следственный эксперимент» ( по сказке «Три поросёнка») в 6 – 8 классах общеобразовательной школы
Методическая разработкаоткрытого урока – представления«Следственный эксперимент»( по сказке «Три поросёнка»)в 6 – 8 классах общеобразовательной школы...
Урок литературы в 6 классе «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» в русском искусстве
Тип урока -комбинированный урок...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР По теме: «Пересказ сказки «Весенняя сказка» с опорой на мнемотаблицы»
Данный конспект занятия предназначен для старшей группы компенсирующей направленности....