Урок литературы в 6 классе «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» в русском искусстве
план-конспект урока (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе
«Полна чудес могучая природа»
Весенняя сказка «Снегурочка» в русском искусстве
Подготовила:
Скрылёва Светлана Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
2013-2014 учебный год
Цели урока:
Образовательные:
- систематизировать, закрепить и проверить знаний учащихся по школьному курсу литературы;
- углубить и расширить знания по предмету и показать неразрывную связь с искусством;
- изучить литературные, музыкальные, живописные источники, в которых воплощен образ Снегурочки;
Развивающая:
- развивать коммуникативную компетенцию учащихся; речь, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность учащихся, умения сравнивать, обобщать;
Воспитательная:
- воспитывать самостоятельность, умение сопереживать, стремление совершенствовать речевое мастерство, повышать речевую культуру. Способствовать формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Задачи урока:
- привить бережное отношение к культурным традициям народа;
- развить исполнительско- творческие навыки и умения;
- раскрыть красоту русской природы и ее влияние на формирование чувств в опере и пьесе «Снегурочка»;
- воздействовать на чувства и эмоции детей, пробудить их воображения, побудить к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов.
Вид урока: урок формирования знаний, умений и навыков.
Тип урока: комбинированный урок
Межпредметные связи: ( интегрированный урок)литература, музыка, искусство
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Подготовка к уроку учащихся.
Индивидуальные задания:
приготовить инсценировку фрагмента из пьесы;
подготовить сообщение о замысле создания пьесы.
Подготовка к уроку учителя.
Дать индивидуальные задания и провести их предварительную проверку.
Подготовить к уроку медиапрезентацию
План урока
Орг. момент, формулирование целей и задач урока (2 мин.).
Проверка домашнего задания (10 мин.).
Изучение нового материала (30 мин.).
Подведение итогов урока (2 мин.).
Домашнее задание (1 мин.).
Он был поэт, и большой поэт,
с настоящей хрустальной поэзией…
только большой поэт мог создать перл
народной поэзии, как « Снегурочка»
П.Н. Островский.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Реализация домашнего задания
1.Задание:
- Дайте вашу читательскую оценку пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»
2.Что побудило писателя создать это замечательное произведение? Давайте послушаем сообщение об истории создания пьесы-сказки
(уч-ся выступает с сообщением)
3.Инсценировка отрывка из пьесы.
4.Вопрос:
-Какие рекомендации вы могли бы дать актерам, исполняющим роль Снегурочки (Мороза, Весны)?
- Работа по теме урока
1.Слово учителя:
Нашему уроку о «весенней сказке» А.Н.Островского предшествует эпиграф( учитель зачитывает эпиграф к уроку) ( слайд 3). Эти слова принадлежат П.Н.Островскому, брату писателя. Они наиболее точно определяют значимость и достоинства созданного драматургом произведения.
Персонажи, рожденные воображением писателя восходят к народной поэтической традиции. Драматург был хорошо знаком с произведениями устного народного творчества. Вспомните русскую народную сказку о Снегурочке.(слайд 4)
2.Задание классу:
Сопоставьте русскую народную сказку со сказкой-пьесой Островского.
- Что ,по-вашему, в сказке реальное, а что сказочное? Действительно ли это произведение можно считать сказкой?
3.Слово учителя:
Современники высоко оценили пьесу-сказку: И.С.Тургенев был очарован «красотой и легкостью языка»; М.М. Стасюлевич, редактор журнала, в котором она была напечатана, писал автору: «… Вы превосходно изучили наш сказочный мир и воспроизвели его так искусно, что видишь и слышишь какой-то реальный мир».
К.С. Станиславский, один из постановщиков пьесы: « « Снегурочка»- сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург… никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики».
4. Вопрос к классу:
- Какие достоинства произведения отмечены современниками?
5.Слово учителя:
Но поэтический мир пьесы-сказки очаровал не только мастеров слова. Он вдохновил и других деятелей искусства: художников, композиторов. Сегодня мы поговорим о том, как каждый из них прочитал « перл народной поэзии» и как пережитые ими чувства выразились в их шедеврах.
6.( Звучит музыка П.И.Чайковского « Снегурочка») ( слайд 6.Портрет композитора)
Музыка звучит тише. На музыкальном фоне – слова учителя:
П.И. Чайковский « Снегурочка». Талантливый композитор и драматург творили в согласии, вдохновенно. Пьесу Островский написал в течение марта 1873 года, он пересылал композитору ее по частям. Примерно за такой же промежуток времени появилась к ней и музыка Чайковского: «… я в три недели без всякого усилия написал к ней музыку». Писатель нашел музыку Чайковского « очаровательной».
7.Задание: сочинение – миниатюра « Какие чувства у меня возникают при прослушивании музыки Чайковского»( слайд 7).Уч-ся зачитывают свои сочинения.
8. ( слайд 8.Портрет Римского- Корсакова).
Учитель: Чудесная сказка пленила и другого композитора- Н.А.Римского- Корсакова, но не сразу… Он рассказывал: « В первый раз « Снегурочка» была прочитана мной около 1874 года, когда она только появилась в печати. В чтении она тогда мне мало понравилась; царство берендеев мне показалось странным… чудная, поэтическая сказка Островского не произвела на меня впечатления. В зиму 1879-80 года я снова прочитал « Снегурочку» и словно прозрел на ее удивительную красоту.( слайд 9.) Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского… Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем».
9.( слайд 9)Звучит фрагмент из оперы Римского-Корсакова.
1).Вопросы к классу:
-Что вы услышали в музыке?
- Какой древний обряд показан в опере?( слайд 10)
-Какие картины рисовались в вашем воображении?
10. (слайд 11.Портрет В.Васнецова)
Учитель: Художников В.М. Васнецов- еще один поклонник пьесы. Он готовил художественную часть любительского спектакля и принял участие в оформлении оперной постановки. Современники вспоминали: « Он не только сам проникся поэзией этой дивной сказки, прочувствовал ее русский дух, оценивал несравненный, чистый подлинно русский язык ее, но заразил своим увлечением и всех участников этого спектакля». Художник создал целый поэтический мир сказочной страны берендеев. В спектакле он сам и исполнил роль Деда Мороза.
Великолепные васнецовские декорации, костюмы вызывали у зрителей восторг(слайд 13-15). В Третьяковской галерее хранятся акварели художника к « Снегурочке», написанные им в 1885году: (слайд 16) «Заречная слободка берендеевки», « Палаты царя Берендея», « Ярилина долина», « Гусляры», « Дед Мороз», «Лель», « Купава».
Помимо театральных декораций, художник, очарованный поэзией «весенней сказки», написал не менее восхитительную картину «Снегурочка- дитя Мороза и Весны»(1899).(слайд 17)
11.Вопрос: Как удалось художнику создать образ Снегурочки, каким ему представляется сказочный мир?
12.( слайд 17) Устное словесное рисование по картине:
-Какова композиция картины, краски?
-Кто и как на ней изображен?
-Какой рисует нам художник Снегурочку?
-Какие постоянные эпитеты можно использовать при описании картины? На фоне какого пейзажа изображены герои? В чем особенность васнецовского пейзажа?
-Какие чувства вызывает у вас эта картина?
13. Слово учителя:
Интересно, что спектакль ставится и на сценах современного театра; по-прежнему волнуют сердца зрителей и картины художника, и актерское воплощение авторского замысла на сцене.( слайд 18)
14.Вопрос: Что же привлекает современного зрителя в этой «весенней сказке»?
IV Выводы
- Домашнее задание. Создать компьютерную версию афиши к спектаклю «Снегурочка».
Методический анализ
Свободному развитию личности, общечеловеческим ценностям в национальном образовании сегодня отдан приоритет. Образовательный процесс – это процесс субъективного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене мыслями, сотрудничестве с учителем, с учащимися. Коммуникативная деятельность способствует развитию познавательных и эмоциональных способностей.
Данный урок способствует воспитанию бережного отношения к культуре своего народа, развивает творческие способности, помогает пробудить воображение детей и воздействовать на их чувства и эмоции. Приобщение к искусству и сегодня очень актуально. Поэтому я решила побудить обучающихся к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов. Поддержать положительный эмоциональный климат на уроке при изучении этой темы позволило соблюдение принципов наглядности материала, доступности, учёта уровня подготовленности, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся, а также рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы, обеспечивающих развитие коммуникативной, личностной компетенции учащихся.
Использование ИКТ позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить её восприятие. Применение графических иллюстраций и записей к уроку способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление, даёт возможность экономить рабочее время на уроке, т.к. необходимые материалы заранее оформлены в виде слайдов.
При подготовке урока я также учитывала особенности класса: умение анализировать, иллюстрировать, проявлять актёрские способности.
По типу это комбинированный урок. Он позволяет показать совместную работу учителя и учащихся, использование различных методов и приемов при изучении художественного произведения.
Хороший эмоциональный настрой помогает учащимся быть активными на протяжении всего урока, а значит, способствует лучшему усвоению материала. На протяжении всего урока учащиеся сами находят ответы, отстаивают свою точку зрения, учатся признавать свои ошибки. А выработка этих умений важна в дальнейшей самостоятельной жизни.
Формы организации учебной деятельности на уроке:
фронтальная работа;
инсценирование;
сопоставительная характеристика;
творческие задания;
Методы обучения
По источникам знаний:
словесные;
практические;
наглядные.
По степени взаимодействия:
беседа;
самостоятельная работа;
По характеру познавательной деятельности и участия учителя и учащихся в учебном процессе:
частично-поисковый;
объяснительно-иллюстративный;
сравнительный;
аналитический.
Основные принципы данного урока:
интерес к уроку;
урок должен стать уроком сотрудничества, уроком-диалогом;
данный урок - это сочетание четырех факторов: обучения, развития, воспитания, творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» 8 класс
Исследорвательский проект "Полна чудес могучая природа". Весенняя сказака "Снегурочка"- разработка урока для 8 класса по предмету "Искусство". Даны рекомендации для создания проектной работы....
Презентация " Полна чудес могучая природа"
Исследовательский проект "Полна чудес могучая природа". Весенняя сказка "Снегурочка" Реализация проекта через разработки содержательных линий:- истоки образа Снегурочки; - варианты народных ...
«Полна чудес могучая природа»Весенняя сказка «Снегурочка» в русском искусстве
Презентация к уроку по сказке А.Островского "Снегурочка"...
Презентация по теме «Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве»
Образ Снегурочки является уникальным для русской культуры. Он глубоко раскрыт в русском изобразительном искусстве и сценографии, в творчестве художников-иллюстраторов, в русской лаковой миниатюре....
«Красота родной природы. Весенний пейзаж » Занятие по изобразительному искусству, 6 класс. Учитель ИЗО Лукианова Эльвира Михайловна
За В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимост...
Интегрированный урок литературы и географии в 6 классе "Природа в сказке-были М. Пришвина "Кладовая Солнца"
Интегрированный урок литературы и географии помогает детям понять, что природа в сказке-были является одним из героев повествования, развивает навык определения роли художественных средств изображения...
Проект по предмету изобразительное искусство «Полна чудес могучая природа» «Весенняя сказка « Снегурочка»
В проекте, использовано исследование народных сказок о Снегурке А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867)....