Результаты деятельности по реализации образовательной области "Музыка"
материал по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Результаты деятельности
по реализации образовательной области «Музыка»
2013 – 2014 учебного года
музыкального руководителя О.Г.Сусековой
первая квалификационная категория
В настоящее время, когда федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и к условиям её реализации утверждены, а примерные программы все чаще находятся в стадии разработки и апробации, работники дошкольных учреждений испытывают определенные трудности. Внедрение всего нового – дело трудное, требует творчества, инициативы, оптимизма в работе, неиссякаемой энергии.
Новые требования обязывают нас строить свою образовательную деятельность в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации музыкально – художественной деятельности, должна быть направлена на решение следующих задач:
- Приобщение к музыкальному искусству;
- Развитие музыкальности детей;
- Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Необходимо предусматривать различные формы решения программных задач музыкально – художественного воспитания по основным разделам образовательной деятельности:
- В совместной деятельности педагогов и детей;
- В совместной деятельности с семьей;
- В самостоятельной деятельности детей;
- При организации режимных моментов.
Для этого мы разрабатываем новые формы планирования образовательной деятельности.
Нам, музыкальным руководителям, позиции принципа интеграции понятны и знакомы. Так как музыка может использоваться во всех образовательных областях. Итак, как же интегрирует образовательная область «Музыка» с другими областями.
- «Социализация» - «Музыка». Понимание эмоций и чувств для полноценного восприятия музыки.
- «Коммуникация» - «Музыка». Возможность общения по поводу прослушанной музыки, в процессе распределения ролей в музыкальных играх и обсуждения особенностей выразительного исполнения песен и танцев.
- «Познание» - «Музыка». Освоение музыкально-сенсорных эталонов звука, обогащение элементарных музыковедческих представлений.
- «Чтение художественной литературы» - «Музыка». Использование литературных произведений как иллюстраций к музыкальным образам.
- «Художественное творчество» - «Музыка». Использование умений, характерных для художественного творчества, с целью наглядного выражения результатов восприятия музыки.
Для решения поставленных задач и интеграции образовательных областей я использую в своей работе по музыкальному воспитанию «Программу воспитания и обучения в детском саду М.А.Васильевой.
Программа предусматривает создание соответствующей развивающей среды по музыкальному воспитанию МКДОУ, детский сад «Родничок» реализует основную образовательную программу дошкольного образования в ДОУ.
Я реализую парциальную программу «Ритмическая пластика» А.И. Бурениной и программу «Ладушки» авторов И.Каплуновой, И.Новоскольцевой. Работаю над темой самообразовательной работы «Создание условия для развития музыкально-творческих способностей для детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности», которая позволяет сочетать в себе разные виды художественной деятельности, различные виды искусства: литературные произведения, изобразительное искусство, театр.
Особое внимание уделяется пластической выразительности и художественному образу в движениях танца. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают соответствующий характер. Такая особенность в развитии оказывает свое влияние на интеллектуальную среду ребенка и на его общение со сверстниками. На основе авторов этой методики я реализую инновационные формы работы по программе «Ладушки»
И Каплуновой, И. Новоскольцевой, где вся работа поставлена на ритмическом рисунке. Музыкально – театрализованные игры являются одним из методов воспитания и обучения дошкольников. Одной из форм организации детей, рассматривается как деятельность «внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». Театрализация эмоциональна в силу особенностей содержания музыкального искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных творческих способностей, а также при условии применения высокохудожественного репертуара – развития эстетических эмоций, основ художественного вкуса, представлений о красоте в искусстве и в жизни.
Для формирования у детей устойчивого интереса к музыкальной деятельности, восприятию музыки, накопления музыкальных впечатлений я использую методические пособия и демонстрационный материал, изготовленный своими руками.
В работе используются принципы последовательности и системы. В детском саду в каждой возрастной группе проводится два музыкальных занятия в неделю в утреннее время и одно развлечение в неделю вечером. График утверждается администрацией ДОУ взаимодействия с другими специалистами. Сценарии праздников и время их проведения дискуссируются на педагогических советах. Консультации для родителей проводятся в вечернее время.
Формы проведений занятий групповые, традиционные, нетрадиционные, доминантные, тематические. Репертуар распределяется по степени сложности, от простого к сложному в соответствии с перспективным планом.
Ориентируясь, на зону ближайшего и актуального развития детей строится сравнительный анализ диагностики музыкально ритмических движений. Диагностика музыкально-ритмических движений проводится 2 раза в год на начало и конец учебного года, где учитывается:
-техника (координация движений, ритмичность выполнения)
-выразительность и эмоциональность (умение выдерживать темп, выражение образа)
-танцевальное творчество.
Результаты педагогической деятельности подтверждает диагностика уровня развития детей по музыкально ритмическим движениям.
2012-2013 учебный год.
Мл.гр. | Ср.гр. | Ст.гр. | Пол.гр. | Общий итог | |
Техника | 48% | 36% | 40% | 40% | 41% |
Выразительность | 28% | 30% | 42% | 32% | 33% |
Танцевальное творчество | 24% | 34% | 18% | 28% | 26% |
итог | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
2013-2014 учебный год.
Мл.гр. | Ср.гр. | Ст.гр. | Пол.гр. | Общий итог | |
Техника | 52% | 34% | 42% | 44% | 43% |
Выразительность | 32% | 36% | 48% | 34% | 37.5% |
Танцевальное творчество | 16% | 30% | 10% | 22% | 19.5% |
итог | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
2012-2013 учебный год. Высокий уровень %
Мл.гр. | Ср.гр. | Ст.гр. | Под.гр. | % | |||||||||
Параметры | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | |
Развитие музыкальности | 50 | 40 | 10 | 48 | 44 | 8 | 58 | 36 | 6 | 62 | 36 | 2 | 93 |
2013-2014 учебный год. Высокий уровень в %
Мл.гр. | Ср.гр. | Ст.гр. | Под.гр. | % | |||||||||
Параметры | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | |
Развитие музыкальности | 58 | 36 | 6 | 48 | 46 | 6 | 62 | 34 | 4 | 78 | 22 | - | 96 |
В процессе музыкально-ритмического воспитания употребляется программа «Ритмическая мозайка» А.И.Бурениной, поскольку она ориентирована на развитие художественно- творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению.
Программа «Ладушки» И.Каплунова , И.новоскольцева является уникальной разработкой системы музыкальных занятий с дошкольниками. В данной программе меня раздел развития чувства ритма, который в упражнениях выделен особо. Чувство ритма есть у каждого дитя, но его нужно выявить и развивать. К концу учебного года дети способны ощущать и понимать ритм. Развитие чувства ритма происходит посредствам движения.
Программа «Ладушки» предугадывает обязательную роль взрослых совместно с детьми на праздниках в музыкальном и театрализованном исполнительстве, в разработанных играх и затеях.
Взаимодействие ДОУ и семьи на всех этапах сотворения детских праздниках сформировывает у родителей понимание значимости такого действия для своего ребенка.
Для реализации этих программ в ДОУ сделаны нужные условия:
Организована развивающая среда в музыкальном зале, в группах имеются «музыкальные уголки».
Употребляется пианино, магнитофоны, имеются детские музыкальные инструменты- металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, погремушки, дудочки.
Кассеты по программе «Ладушки», «Ритмическая мозайка»,театральные шумы, музыка из кинофильмов и др.
Методическая литература журналы:
«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Ритмическая мозайка» А.И. Бурениной, «Топ-хлоп малыши! Т.Саухо, «Колокольчик « Смирновой, «Музыкальная палитра» А.И. Бурениной.
Состояние учебно- дидактического комплекса имеется в достаточном количестве. Воспитанники детского сада справились с программой по музыкальному воспитанию.
Целенаправленно проводилась работа по взаимодействию с родителями дошкольников через совместные праздники и развлечения.
Разрабатываю планирование образовательной деятельности «Музыка» с учетом новых федеральных государственных требований.
Разрабатываю критерии оценки уровня сформированности музыкальной культуры, выбрала следующие компоненты: эмоциональная отзывчивость на музыку, мышление, воображение, целостное и дифференцированное восприятие музыки, музыкальную память.
Большую работу веду по самообразованию, овладеваю современным содержанием воспитательно-образовательного процесса в обучении и воспитании дошкольников.
Свою работу планирую с целью обеспечения максимально благоприятных условий для развития творческой, активной личности, способной к самопознанию и самореализации в изменяющейся среде. Знания, умения и навыки, которые получают мои дошкольники, я рассматриваю не как самоцель, а как средство полноценного развития личности. С этой целью на моих занятиях создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Стремлюсь обогатить не только свой практический опыт, но и развивать себя как личность. Свою деятельность строю на основе сотрудничества, опираясь на современные технологии развивающего обучения и воспитания детей.
За данный период проведены следующие мероприятия:
- Тематические календарные праздники во всех возрастных группах;
- Оформление папок передвижек для родителей «Музыкальное воспитание детей с задержкой психического развития».
- Консультации с воспитателями « Использование музыкально – игровых методов для развития художественно – творческих способностей детей».
- Разработана рабочая программа по музыкальному воспитанию с учетом ФГОС.
Годовой план проведения праздников и развлечений на 2014-2015 уч. год
Тема:
«Создание условий для развития музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности».
Формы работы
- занятия
- музыкально-тематические занятия
- комплексные занятия
- драматизация сказки
- развлечения
- праздничные концерты
- тематические беседы
- праздники
- православные праздники
- театрализованные представления
- занятия познавательного типа
Циклограмма музыкально - тематических занятий
месяц | Возрастные группы | ||||
младшая | средняя | старшая | подготовительная | ||
сентябрь | Развлечение «Вот как мы умеем» | Развлечение «В гостях у сказки» | Развлечение к дню знаний «Незнайка собирается в школу» | ||
Октябрь | Развлечение «Кукла Таня к нам пришла» | Развлечение «Осенние посиделки» | Концерт, посвященный дню пожилого человека «Родной мой человек» | ||
Ноябрь | Праздник «Листочек золотой» | Тематическое занятие «Мама лучший друг» | Концертно – развлекательная программа посвященная Дню матери «Мамины руки» | ||
Развлечение «Осень в гости к нам пришла» | Развлечение «Осенний бал у королевы Осени» | ||||
Декабрь | Праздник «Елочка –красавица» | Развлечение «Приключение у новогодней елки» | Новогоднее представление «Бал в сказочном королевстве» | Новогоднее представление | |
Январь | Игры –забавы «Кто прячется за елкой» | Тематическое занятие «Здравствуй Зимушка –зима» | Православный праздник «Рождественское чудо» | Православный праздник Святки «День рожденья Бабы яги» | |
Обще садовское развлечение на открытом воздухе «Конкурс зимней скульптуры» | |||||
Февраль | Конкурс певцов « Мы любим петь и танцевать» | ||||
«В гостях у игрушек» | Игры соревнования «Будем солдатами» | Спортивно-музыкальный праздник, посвященный 23 февраля «Наши папы самые ,самые…» | |||
Март | Развлечение «Солнышко, посвети!» | Праздник «Вот какие наши мамы!» | Праздник « Мама слово дорогое» | Чаепитие за круглым столом «Как дети искали для мамы синюю птицу счастья» | |
Апрель | Театрализованное представление «На птичьем дворе» | Развлечение «В весеннем лесу» | Посиделки «Весна пришла» | Тематический праздник» «Весенние сюрпризы» | |
Май | Игры-забавы «Музыкальные загадки» | Семейный час «Нам вместе весело» | Выпускной бал «Путешествие в страну знаний!» | ||
Июнь | Развлечение, «Вот какие, мы большие» | Праздник на воздухе «Детство – это я и ты» | |||
План работы
Музыкального руководителя на 2014-2015 учебный год
I.Организационная работа
№ | Содержание | Сроки проведения |
1. | Оформлять музыкальный зал в соответствии с тематикой запланированных занятий. | в течение года |
2. | Оформить необходимую рабочую документацию. | Сентябрь |
3. | Составить циклограмму рабочего времени на летний период. | Август |
4. | Оформить индивидуальные диагностические карты детей по результатам диагностики. | Сентябрь-октябрь |
5. | Разработать перспективный план работы, с детьми исходя из результатов диагностики. | Сентябрь-октябрь |
6. | Разработать перспективный план работы по возрастам. | Сентябрь |
7. | Создать дополнительные персонажи для проведения праздников. | В течение года |
8. | Продолжить пополнять уголок народного промысла. | В течение года |
9. | Систематизировать дидактический материал по музыкально ритмическим движениям. | В течение года |
10. | Составить отчет о проделанной работе за год. | май |
II.Работа с детьми
№ | Содержание | Сроки проведения |
1. | Провести диагностику музыкального развития детей. | Сентябрь, май |
2. | Проводить музыкальные занятия с детьми согласно реализуемым воспитательно-образовательным программам и сетке занятий. | Ежедневно |
3. | Провести диагностику с целью выявления музыкально-одаренных детей по развитию певческих навыков. | В течение года |
4. | Проводить индивидуальную работу по разучиванию музыкальных номеров к праздникам и развлечениям. | В течение года |
5. | Проводить праздники и развлечения согласно плану. | В течение года |
III.Работа с педагогами
№ | Содержание | Сроки проведения |
1. | Провести индивидуальные беседы о внешнем виде воспитателя на музыкальных занятиях. | Сентябрь |
2. | Роль воспитателя на музыкальных занятиях. | Октябрь |
3. | Провести групповые беседы с воспитателями по оснащению музыкальных и театральных уголков. | В течение года |
4. | Проводить репетиции с ведущими и исполнителями ролей праздничных утренников. | В течение года |
5. | Привлечь воспитателей к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций. | В течение года |
6. | Проводить работу по разучиванию детского музыкального репертуара. | В течение года |
7. | Проводить обсуждение сценариев детских утренников согласно плану. | В течение года |
IV.Работа с родителями
№ | Содержание | Сроки проведения |
1. | Провести открытые просмотры музыкальных занятий | Октябрь, май |
2. | Провести индивидуальные консультации по запросам родителей. | В течение года |
3. | Обновлять материалы в папку по музыкальному воспитанию: «Внешний вид ребенка на музыкальном занятии» «Мастерим музыкальные инструменты всей семьей» «Ваш ребенок любит петь» «Песни к Новогоднему утреннику» «Песни к 8 марта» «Песни к23 февраля» «День рождение в семье» «Песни к Выпускному празднику» «Зачем ребенку нужны танцы» «Ребенок поступает в музыкальную школу» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь |
4. | Провести конкурс исполнителей. «Я лучше всех пою» Провести концерт посвященный « 70летию Победы» | Январь Май |
5. | Привлекать родителей к проведению мероприятий детского сада. | В течение года |
Музыкальный руководитель О.Г.Сусекова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность педагогической деятельности по реализации образовательного процесса
Мною составлена и успешно реализуется рабочая программа на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» и «Изобразительное искусство и художеств...
Эффективность педагогической деятельности по реализации образовательного процесса
Проект "Культура здорового образа жизни"...
Эффективность педагогической деятельности по реализации образовательного процесса
Мною составлена и успешно реализуется рабочая программа на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» и «Изобразительное искусство и художеств...
Эффективность педагогической деятельности по реализации образовательного процесса
Данный материал поможет аттестующимся оформить и подвести итоги своей педагогической деятельности по реализации образовательного процесса....
Исследовательская деятельность в реализации образовательных стандартов второго поколения
Приоритетной задачей школьного образования является развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Высш...
Эффективность педагогической деятельности по реализации образовательного процесса
Использование организационных форм обучения и педагогических технологий позволяет мне организовать учебную и внеучебную деятельность для достижения максимально высоких индивидуальных результатов обуча...
Эффективность педагогической деятельности по реализации образовательного процесса при использовании комплексного электронного образовательного продукта МЭШ
Педагоги – эта когорта людей, которая мобильно реагирует на все вызовы, которые нам готовит система!...