Открытый урок по музыке "Любовь-вечная тема"
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему
Конспект урока по музыке в 8 классе "Любовь-вечная тема" ( "Ромео и Джульетта")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 197 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОУ Республики Марий Эл «Звениговская санаторная школа-интернат»
Открытый урок
в 8 классе
по теме «Любовь – вечная тема
в искусстве»
Учитель Городничева Н.Е.
Музыкальное приветствие
(Слайд1)
Тема: «Любовь – вечная тема в искусстве».
(Слайд2)
Цель: знакомство с драматургией произведений, содержание который повествует о трагической любви Ромео и Джульетты.
Задачи:
1) познакомиться с произведениями музыкального искусства, созданными на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта» В.Шекспира;
2) выделить особенности интерпретации трагедии в музыкально-театральных жанрах: опере, балете, увертюре-фантазии;
3) почувствовать и осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
(Слайд 3 )
Вечные вопросы жизни и смерти, любви и ненависти будут волновать композиторов и художников пока будет жить человек. ( Слайд 4. Вот почему уже несколько веков пьеса «Ромео и Джульетта» великого английского драматурга В.Шекспира не сходит с театральных подмостков. Начиная с 1595 года ее постановки были необыкновенно популярны в Англии. В 19 веке пьесу «Ромео и Джульетта» играли во многих городах России.
(Слайд 5.)
Замечательный английский драматург Вильям Шекспир (1564-1616) был одним из величайших художественных гениев.
Сейчас мы послушаем доклад (доклад ученика).
(Слайд 6.)
Две равноуважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас события,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.
Их жизнь, любовь и смерть, и, сверх того,
Мир их родителей на их могиле
На два часа составят существо
Разыгрываемой пред вами были.
(Слайд 7)
Много прекрасных городов в средневековой Италии, но, пожалуй, не сыскать второго, столь же живописного, как Верона. Окруженная со всех сторон зеленеющими холмами и солнечными долинами, раскинулась Верона на берегах полноводной реки, разделяющей город надвое.
Радуют глаз изящные мосты, переброшенные через реку, и пышные дворцы веронской аристократии, и стройные шпили храма Петра и вековые стены монастыря Сан Франческо.
(Слайд 8)
Красива Верона, но вот уже долгие годы жители е не знают покоя. Два самых знатных и богатых в городе семейства – Монтекки и Капулетти ведут жестокую и кровавую вражду. Она началась так давно, что уже никто не помнит ее причины.
Сейчас сюжет трагедии мы услышим (доклад ученика).
(Слайд 9)
Люди любят по-разному. Шекспир изобразил высшую степень этого чувства – любовь безграничную и беззаветную. Он создал образец идеальной любви.
(Слайд 10)
Тема трагической любви Ромео и Джульеты издавна привлекала внимание композиторов. На этот сюжет написаны опера Ш.Гуно, увертюра-фантазия П.Чайковского, симфония Г.Берлиоза, балет С.Прокофьева и другие.
(Слайд 11)
Балет «Ромео и Джульетта» был закончен С.Прокофьевым в 1936 году. Музыка Прокофьева буквально пронизана шекспировским духом. (Слайд 12)
Музыка балета ярко раскрывает основной конфликт трагедии Шекспира – столкновение светлой любви юных героев с родовой враждой двух кланов: Монтекки и Капулетти.
(Слайд 13)
Давайте вспомним что такое балет?
Балет – музыкально-театральное представление серьезного жанра, включающее в себя музыку и хореографию, пантомиму и художественное оформление.
А теперь давайте посмотрим фрагменты балета «Ромео и Джульетта».(Слайд 14)
(Слайд 15)
Шарль Гуно – французский композитор 19 века. Первое представление состоялось 27 апреля 1867 г. в Париже. Образы Ромео и Джульетты развиваются сложно и многогранно. И только образ мрачной, тупой вражды, которая стала причиной гибели героев, остается неизменным на протяжении всей оперы.
(Слайд16)
А давайте вспомним что такое опера?
Опера – музыкально-театральное представление серьезного жанра, объединяющего в себе музыку, драматургию, хореографию, изобразительное искусство (декорации, костюмы).
А теперь давайте посмотрим фрагменты оперы. (Просмотр).(Слайд17)
(Слайд18)
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»-одно из самых знаменитых проведений П.Чайковского
Он задумал сочинить оперу на сюжет трагедии Шекспира, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры-фантазии. После смерти Чайковского композитор С.Танеев закончил сцену и издал ее как дуэт Ромео и Джульетты. Увертюра фантазия написана Чайковским в сонатной форме.
Давайте вспомним схему. (Работа на доске).
(Слайд 19)
(слайд20)
Ну а теперь разберемся в этом подробно, прослушав
1) вступление (звучит музыка). (Слайд 21)
что вы увидели: священника, монаха, древний город Верону, Италию в древности;
что услышали: историю о двух влюбленных, католическую музыку;
почувствовали: грусть, скорбь.
2) экспозиция (главная тема – тема вражды). (Слайд22)
что увидели: с мечом в руках воюют уже долгие годы две семьи Монтекки и Капулетти. Поле кровавой схватки, бой, кровопролитие.
что услышали: лязганье оружия, стоны, звуки падающих людей;
что почувствовали: страх, смятение, скорбь, ярость.
3) побочная партия:
Тема любви: (Слайд23)
что увидели: влюбленных Ромео и Джульетту; бал, где Ромео увидел Джульетту; как их взгляды пересекаются; красоту Джульетты; на балконе Джульетту, она любуется на луну;
что услышали: как она поверяет небесам свою сокровенную тайну; как ей Ромео шепчет слова признания в любви и верности;
что почувствовали: нежность, доброту, торжество, робость.
4) разработка. (Слайд 24,25)
что увидели: Тибальд клянется отомстить Ромео за то, что он пробрался на бал; Ромео грозит смертельная опасность; венчание;
что услышали: злой голос Тибальда, как бьется сердце во время венчания;
что почувствовали: ненависть, угрозу, радость за обвенчанных.
5) реприза. (Слайд 26)
что увидели: поединок сначала Тибальда с Меркуцио, потом Тибальда с Ромео; ожесточенная схватка;
что услышали: как движется погребальное шествие; рыданье; плач;
что почувствовали: переживания Джульетты; горесть, грусть, чувство одиночества.
6) когда. (Слайд 27)
что увидели: смерть героев; Патера Лоренцо;
что услышали: молитву; как Патер Лоренцо завершает свой рассказ;
что почувствовали: скорбь, отчаяние, светлое чувство любви.
Мы знаем, что это программное произведение. Давайте вспомним, что такое программное произведение.
Программное произведение – это произведение, в основе которого лежит определенный сюжет, основанный на тех или иных жизненных событиях, взятых из истории или современной жизни, или из других видов искусств: литературы, живописи, или рожденный творческой фантазией самого композитора.
(Слайд 28)
В чем программность увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта».
- Взята из произведений Уильямса Шекспира – великого драматурга и поэта, жившего свыше 400 лет тому назад.
- Поэт в основу своего произведения положил древнюю итальянскую легенду о любви и верности двух юных героев и их трагической смерти из-за родовой вражды и ненависти семей.
(Слайд 29)
А теперь давайте посмотрим фрагмент художественного фильма, снятого в 1964 году. И вы увидите светлые чувства юных Ромео и Джульетты.
(Фрагмент фильма. Просмотр)(Слайд30)
Вечная тема жизни и смерти, любви и ненависти волнует и наших современных композиторов. Давайте послушаем песню И.Николаева в исполнении Д.Гурской «Ромео и Джульетта».
Красота чувств Ромео и Джульетты, огонь их сердец вселяет надежду в нас и убеждает в том, что истинная любовь есть, она все же существует.
Вывод.
В чем идея произведений «Ромео и Джульетта»:
- Любовь двух юных созданий Ромео и Джульетта;
- Любовь продолжает озарять людей светом даже после смерти.
- Она творит чудеса, примиряя враждующих;
(Слайд31)
Домашнее задание. Нарисовать обложку к книге В.Шекспира «Ромео и Джульетта».
Поставить оценки.
Поблагодарить учащихся и гостей.
Музыкальное прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.
Конспект открытого урока. 6 класс. Тема урока: голосеменные. ...
Открытый урок в 8 классе. Тема урока: "Океания. Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н.Н. Миклухо-Маклая".
Познакомить учащихся с географическим положением Океании; расширить знания о природе, жизни коренных жителей о. Новая Гвинея о о русском путешественнике Н.Н. Миклухо-Маклае...
Открытый урок Раздел "Вязание крючком" Тема урока Вязание воздушной петли"
На уроке учащиеся учатся подбирать крючок и нитки, делать начальную петлю, вязать воздушную петлю, цепочку из воздушных петель. Учатся правильно посчитать количество воздушных петель....
Открытый урок по математике на тему "Упрощение выражений" (урок-объяснение нового материала, 5 класс)
Конспект открытого урока, проводимого в рамках Недели педагогического мастерства....
открытый урок ОБЖ , 7 класс, тема "Оползни, обвалы, снежные лавины.", проект урока.
проект урока ОБЖ в 7 классе ,тема "Оползни, обвалы, снежные лавины." проведение урока на областных курсах (архангельская обл.) ,тема: "Применение ИКТ на уроках общеобразовательной школы".Использовала ...
Открытый урок в 11 классе тема урока: "Resume Writing".
Данный урок предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательной школы изучающих английский язык по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English" Цель урока: Формирование практических навыков владения пись...
План-конспект открытого урока по английскому языку Тема: "Говорим о родственниках. Активизация лексики по теме «Семья»" по УМК «Enjoy English»: М. З. Биболетова, 6 класс
Данный план-конспект урока может помочь учителю при подготовке к уроку по теме "Семья" по УМК "Enjoy English": М. З. Биболетова, 6 класс...