Открытый урок в 8 классе. Тема урока: "Океания. Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н.Н. Миклухо-Маклая".
план-конспект урока географии (8 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_8.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 8 классе по теме: «Океания. Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н.Н.Миклухо-Маклая».
Тип урока: Комбинированный, с элементами личностно-ориентированной и практической направленности.
Цели и задачи урока:
1. Образовательные
- Познакомить учащихся с географическим положением Океании, населением и особенностями её природы.
- Расширить знания о природе и жизни коренных жителей о. Новая Гвинея, о русском путешественнике Н.Н. Миклухо-Маклае.
2. Коррекционно-развивающие
- Корригировать произвольное внимание, речь, логическое мышление путём беседы, ответов на вопросы, выполнения практических заданий, дидактических игр;
- Обогащать словарный запас через выполнение опережающих заданий.
3. Воспитывающие
- Воспитывать любовь к окружающей и необычной природе других материков;
- Расширять кругозор школьников.
- Воспитывать интерес к учёбе и предмету.
Оборудование:
- политическая карта мира;
- физическая карта Австралии и Океании;
- портрет Н.Н.Миклухо-Маклая;
- картина «Миклухо-Маклай на о. Новая Гвинея»;
- рисунки хижин и предметов быта папуасов;
- картинки с изображением растений и животных;
- натуральные плоды (орех кокосовой пальмы, киви, ананас, бананы и др.);
- карточки с заданиями.
Методы обучения:
- Словесные – рассказ, объяснение, диалог.
- Наглядные – показ на карте географических объектов, иллюстраций, картин и рисунков, демонстрация натуральных предметов.
- Практические - с программированными и опережающими заданиями.
ХОД УРОКА
I. Организационно – подготовительный этап
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.
Содержание этапа:
☺ по звонку найти своё место;
☺ взаимное приветствие;
☺ запись числа;
☺ настрой учащихся на работу;
☺ проверка готовности к уроку (рабочее место, поза, внешний вид);
☺ сообщение темы и цели урока.
II. Основной этап урока
1.● Проверка домашнего задания (фронтальная и по карточкам).
Цель – выявить уровень знаний учащихся по пройденной теме: «Государство
Австралийский Союз».
- На политической карте мира найдите материк Австралия. Скажите, как называется государство, расположенное на этом континенте?
- Назовите его столицу. Есть ли другие государства на этом материке?
- Кем в прошлом была Австралия? Кто руководит страной в настоящее время?
- Кто населяет эту страну, какой язык является государственным?
- Какие животные в Австралии пользуются особым почётом?
- На гербе, какого государства можно увидеть этих необычных животных?
- Какое растение является символом этой страны?
- Какие полезные ископаемые добывают в Австралии?
- Назовите основные отрасли промышленности?
- Что из сельскохозяйственной продукции экспортирует Австралия?
- Каких домашних животных недавно завезли на Сахалин из Австралии?
- Назовите крупные города Австралийского Союза и покажите их на политической карте мира.
Карточки: № 1, № 2, № 3.
2. ● Пропедевтика учащихся к усвоению нового материала.
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать эмоциональный интерес с опорой на наглядность к изучению новой темы.
☻- Отгадай ребус «Австралия» (на повторение).
☻- На доске: НИЯ – А – КЕ – О
Учитель: - Составив из данных слогов название группы островов в Тихом океане, вы узнаете тему нашего урока. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по Океании, побываем на её самых крупных островах, познакомимся с разнообразием природы, жизнью и бытом коренных жителей о. Новая Гвинея, русским путешественником Н.Н. Миклухо- Маклаем. И так, в путь! (запись темы урока в тетрадь).
3. ● Сообщение нового материала.
1) – Работа с физической картой Австралия и Океания в учебнике, (с.71).
а). Найдите на карте острова Тихого океана, расположенные к востоку, к северо-востоку и юго-востоку от материка Австралия. Прочитайте их названия, запишите в тетрадь, покажите на стенной карте.
- о. Новая Гвинея
- Соломоновы острова
- о. Новая Зеландия
- острова Новые Гибриды
- острова Фиджи
- о. Новая Каледония
- Гавайские острова и др.
б). Какие из этих островов самые крупные по величине?
в). Что же такое Океания? Как она образовалась? (понятия «Океания» и «атолл» записать в тетрадь).
Океания – это скопление крупных островов в Тихом океане.
Атолл – коралловый остров в океане.
2) – Рассказ-беседа о самом крупном острове в Тихом океане – Новая Гвинея: Новая Гвинея – второй по величине остров после Гренландии (найти и показать на карте).
Опишите остров по плану:
- Какое положение занимает остров по отношению к материку Австралия и линии экватора?
- Какой здесь климат?
- Какая поверхность?
- Какие встречаются растения и животные?
3) – Работа с учебником.
- Прочитать текст учебника (с.85 – 86) «Новая Гвинея».
- Найти в тексте ответы на поставленные вопросы.
- Продемонстрировать иллюстрации о диких животных и птицах книги «Тропики» из серии книг «Зачем и почему» (с.36 – 37).
- Найти названия некоторых животных и птиц в «Приложении к учебнику» (с.10 – 11) и записать в тетрадь.
4) – Рассказ о населении Новой Гвинеи и их основных занятиях.
● - Коренные жители острова папуасы – (слово «папуа» означает «курчавый»).
● - Демонстрация внешнего вида коренных жителей Новой Гвинеи из книги «Мир кораллов» (с.190 – 191).
●- Дать характеристику антропологических данных папуасов (тёмно-коричневый цвет кожи, курчавые волосы, широкие носы, толстые губы).
●- Основные занятия: рыболовство, охота, земледелие. Выращивают: бананы, ананасы, сахарный тростник, кокосовые пальмы (показать иллюстрации перечисленных растений с демонстрацией натуральных объектов: кокосовый орех, бананы, ананас).
5) – Н.Н. Миклухо-Маклай – первый русский учёный и путешественник, изучивший жизнь и быт коренных народов Новой Гвинеи. ●- Показать портрет учёного и дать краткую характеристику его биографии.
●- Опережающее задание учащегося в виде реферата о русском путешественнике Миклухе-Маклае, который жил на острове, изучал жизнь папуасов и доказал несостоятельность теории о низших расах.
6) – Работа с картиной «Н.Н. Миклухо-Маклай на о. Новая Гвинея».
●- Прочитать, как называется картина?
●- Что вы видите на картине впереди, сзади, вдали?
●- Опишите папуасов, их жилище.
●- Как вы думаете, что объясняет папуасам Миклухо-Маклай?
Итог беседы:
В настоящее время о. Новая Гвинея принадлежит двум государствам. Это Папуа - Новая Гвинея. Она занимает восточную часть острова, Индонезия – западную (показать эти государства на политической карте мира).
7) – Работа с дополнительным материалом.
●- Прочитать в учебнике (с. 87) материал «Для любознательных» с 3-го абзаца о Новой Зеландии.
●- Показать птицу киви из книги «Птицы материков» и настоящий плод растения киви, названный так за сходство зеленоватых, покрытых коричневыми волосками ягод с телом нелетающей птицы киви и дать попробовать на вкус детям.
●- Показать на карте о. Новая Зеландия.
8) – Закрепление полученных знаний.
Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу.
1.Что такое Океания?
2. Покажите на карте Океанию.
3. Какой остров в Океании самый большой?
4. Опишите особенности природы Океании.
5. Кто первым из русских учёных изучил жизнь и быт народов Новой Гвинеи?
6. Почему имя этого путешественника и натуралиста осталось в истории?
7. Практические и самостоятельные работы:
☻ Буквенное задание.
- Впиши в рамочку числа в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.
7 | 5 | 3 | 4 | 1 | 6 | 2 |
Я | Н | Е | А | О | И | К |
- Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
О | К | Е | А | Н | И | Я |
- Какое слово получилось?
Покажи этот объект на карте.
☻ Впиши имя русского учёного, кто первым доказал несостоятельность теории низших рас.
М | И | К | Л | У | Х | О | - | М | А | К | Л | А | Й |
М И А А
Л К - М К О Л
У Х Й
☻ Перфокарта
Ответы Вопросы | Новая Гвинея | Берег Маклая | Новая Зеландия | Гавайские острова |
1.Самый большой остров в Тихом океане. | ||||
2. Побережье острова, где жил Миклухо-Маклай. | ||||
3. Символом, какого острова является птица киви? | ||||
4. Группа островов в центральной части Тихого океана. |
III. Заключительный этап
● Итог урока и выводы (как работал класс, отметить работу учащихся).
● Что нового узнали на уроке, понравилось ли путешествие?
● Оценка работы учащихся.
● Разбор и запись домашнего задания: С. 85 – 87, «Океания», отв.на вопросы
Опережающее задание:
«Николай Николаевич Миклухо- Маклай на острове Новая Гвинея».
Первым учёным, изучившим природу, жизнь и быт населения Новой Гвинеи был русский путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай. С молодых лет Миклухо-Маклай увлекался естествознанием. Он был биологом, географом, этнографом, врачом, художником. В сентябре 1871 года он отправляется на Новую Гвинею. На берег Миклухо-Маклай высадился один без оружия. Коренные жители острова – папуасы встретили его с недоверием. Маклая это не остановило, он вошёл в деревню, сел на циновку, снял башмаки, лёг… и уснул. Но в последствие, своим вниманием, правдивостью и дружеским отношением он завоевал любовь и доверие папуасов. Папуасы полюбили Маклая, стали называть его своим братом. Когда он уехал, они годами хранили его вещи, жилище и ждали его возвращения. Прошло много лет. В конце прошлого века группа российских учёных посетила деревню, где жил Миклухо-Маклай. Они отметили, что жители этой деревни сохранили о нём память. О Миклухе-Маклае рождались легенды. Своим детям папуасы нередко дают имя Маклай.
«Томо-русс» (так звали его местные жители) научили их пользоваться железными ножами и топорами, учил разводить новые полезные растения, лечил больных. Он много сделал, чтобы улучшить положение папуасов. Прожив много лет на острове, Миклухо-Маклай убедился в том, что папуасы такие же люди, как и европейцы. Северо-восточное побережье, где жил и работал Миклухо-Маклай и сейчас носит название «Берег Маклая».
Казуары – массивные наземные птицы весом до 80 кг, питаются плодами, (3 вида). Все виды встречаются на Новой Гвинее, по одному виду в северо-восточной части Австралии и на островах у берегов Новой Гвинеи.
Киви – бескрылая птица, величиной с курицу, оперение похоже на шерсть, у него длинный клюв. Насиживает кладку и водит птенцов самец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."
План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...
открытый урок 5 класс тема "баскетбол"
полное описание урока по баскетболу с описанием игр....
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”
Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...
Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»
Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....
Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".
Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....
Открытый урок 10 класс Тема урока Волейбол
Тема урока: Спортивные игры "Волейбол"Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным соревнованиям по волейболу.Задачи урока.* Совершенствовать техн...