Методическая разработка занятия с использованием ЭОР в системе дополнительного образования "Интонационное богатство музыкального мира"
методическая разработка по музыке на тему
Методическая разработка для педагогов музыкантов в системе дополнительного образования для работы с учащимися 10-12 лет.
Цель:Сформулировать и зафиксировать в сознании учащихся понятия: интонация» и создать условия для закрепления на доступном музыкальном материале понятия: музыкальная интонация
Задачи:Образовательные:
- Познакомить учащихся с видами интонации
- Рассмотреть сущность и отличия музыкальной интонации восклицания, вопроса и повествования.
- Дать понятие «выразительная» и «изобразительная» интонация в музыке.
Развивающие:
- Развивать умения и навыки в разрешении проблемно-поисковых задач в музыкальной деятельности.
- Развивать навыки интонирования
- Развивать способность эмоционально-активного вхождения в музыкальный образ.
- Совершенствовать приемы игры на инструментах шумового оркестра и инструментах ладотонального строя.
Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся внимание, образное восприятие музыки, наблюдательность.
- Воспитывать стремление к раскрытию творческого потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_muzyke_intonatsiya_dop_obr.docx | 112.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №89
Дидактическое обоснование занятия
Цель:
Сформулировать и зафиксировать в сознании учащихся понятия: интонация» и создать условия для закрепления на доступном музыкальном материале понятия: музыкальная интонация
Задачи.
Образовательные:
- Познакомить учащихся с видами интонации
- Рассмотреть сущность и отличия музыкальной интонации восклицания, вопроса и повествования.
- Дать понятие «выразительная» и «изобразительная» интонация в музыке.
Развивающие:
- Развивать умения и навыки в разрешении проблемно-поисковых задач в музыкальной деятельности.
- Развивать навыки интонирования
- Развивать способность эмоционально-активного вхождения в музыкальный образ.
- Совершенствовать приемы игры на инструментах шумового оркестра и инструментах ладотонального строя.
Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся внимание, образное восприятие музыки, наблюдательность.
- Воспитывать стремление к раскрытию творческого потенциала.
Тип: комбинированный.
Ключевые компетенции в ходе занятия:
- Учебно-познавательные
- Коммуникативные
- Информационные
УУД, которые формируются в ходе занятия:
Регулятивные:
- целеполагание,
- планирование
- Контроль и оценка учащимися своих действий.
Познавательные:
- уметь слушать и анализировать музыкальные произведения,
- уметь использовать знаково-символические средства, относящиеся к музыке,
Личностные:
- проявлять эмоциональную отзывчивость,
- уметь позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности
МЕТОДЫ:
- Объяснительно-иллюстративные.
- Практические с элементами творчества, наглядные.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
ОБОРУДОВАНИЕ для педагога:
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Проектор
- Экран
- Фортепиано
ОБОРУДОВАНИЕ для учащихся:
- Музыкальные инструменты шумового оркестра
- Инструменты ладотонального строя (свирели)
МАТЕРИАЛЫ
- Нотный материал
- CD–диски
- Презентация фильма в программе Windows Movie Maker
План занятия.
- Организационный этап
- Введение в тему
- Распевание
- Этап освоения нового учебного материала
- Понятие «интонация»
- Понятие «музыкальная интонация»
- Виды интонации на музыкальных примерах
- Разучивание песни «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Л.Николаевой
- Работа над песней «Ты откуда?»
- Музыкальный анализ фрагментов из м/ф «По следам бременских музыкантов» (дуэт Короля и Принцессы)
- Изобразительность и выразительность интонации (слушание: р.н.п. «Калинка», «Три подружки» Д. Кабалевского)
- Интонации времен года
- Этап закрепления пройденного материала. Исполнение песни «Не дразните собак» муз. Ю.Чичкова, сл. П.Пляцковского. Работа с карточками (выявление логических интонационных оборотов по фразам и выразительным акцентам на ключевых словах)
- Обобщение
- Рефлексия
Ход занятия
№ | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Дидактические средства | |
1. | Организационный этап. Звучит песня из к/ф «Дети капитана Гранта» «Веселый ветер» муз. И.Дунаевского, сл. В.Лебедева-Кумача. Педагог приветствует учащихся и создает эмоциональный настрой. | Под музыку входят в класс и занимают места. | CD –диск песня из к/ф «Дети капитана Гранта» «Веселый ветер» муз. И.Дунаевского, сл. В.Лебедева-Кумача. | |
2. | Этап постановки и цели - Сегодня нам с вами предстоит большая и интересная работа. Мы будем говорить, наверное, о самом важном в музыке – об интонации; чем она является в музыке. Разберем понятие «музыкальная интонация», и как она связана с интонацией разговорной речи. Мы будем петь по нотам, слушать музыку, исполнять песни, а для этого надо хорошо распеться. | Принимают певческую установку | ||
3. | Распевание. Музыкальное приветствие: педагог здоровается с классом музыкально по типу «вопрос-ответ». - Здравствуйте - Здравствуйте, девочки - Здравствуйте, мальчики Далее педагог здоровается индивидуально - Здравствуй, Паша и т.д. Педагог следит за интонацией и унисоном, добивается чистоты интонирования. Следующий элемент распевания – игра «Эхо». Формы работы те же. Игра проходит в виде музыкального диалога. - Эхо - Отзовись - Чисто петь - Научись - Слушай - Не зевай - Все за мной - Повторяй В индивидуальной работе педагог подстраивает пропевание мелодии к примарной зоне поющего ребенка. Распевание на развитие гармонического слуха: мелодия из к/ф «Звуки музыки» Дж. Роджерса. Педагог исполняет попеременно вместе с детьми партию 1го и 2го голоса. | - Здравствуйте (отвечает весь класс) - Здравствуйте (отвечают девочки) - Здравствуйте (отвечают мальчики) - Здравствуйте (отвечает ученик) - Эхо - Отзовись - Чисто петь - Научись - Слушай - Не зевай - Все за мной - Повторяй Поют по партитуре на плакате партию 1го, затем партию 2го голоса |
| |
Этап освоения нового учебного материала Педагог говорит без интонации различные предложения, фразы. Спрашивает о впечатлении. Вместе с детьми выводит понятие «интонации», как осмысленной речи с чередованием высоких и низких звуков в произношении фраз, предложений и т.д. Педагог произносит слова украинской народной песни «Василёк», русской народной песни «Во поле береза стояла», текст прибаутки «Два весёлых гуся». Обращает внимание детей на графическое движение мелодий. Отмечает, что интонация музыкальная всегда имеет точную высоту и фиксируется нотами и этим отличается от интонации разговорной речи. | Ожидаемые ответы:
Поют нотами мелодии Убеждаются, что интонации музыкальные совпадают с интонацией разговорной речи. | На доске нотные примеры этих произведений | ||
Педагог ведет диалог с детьми о различных интонациях в разговорной речи. Пример повествовательной интонации в мелодии. Педагог наигрывает мелодию словацкой народной песни «Ночь сизокрылая» Звучит попевка «Иван Торопыжкин». - Что может придать наибольшую яркость музыкальной интонации и какая интонация звучит в песне?
Педагог играет начало 1го куплета песни «Ты откуда, музыка?» муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова.
Просит петь выразительно, на хорошем дыхании, нежно, певучим звуком. | Ожидаемые ответы:
Делают вывод:
Слушают, узнают мелодию, сами исполняют фрагменты песни и делают вывод. Исполняют попевку. Ожидаемые ответы:
Ожидаемые ответы:
Исполняют песню с солистами. | |||
Этап первичного закрепления материала. Поет песню «Моя Россия» и просит определить в ней виды музыкальной интонации. Работает над чистотой интонирования, дыханием, кантиленой, фразировкой, припев исполняет двухголосно (вокализ в верхнем регистре). - Какие слова акцентируются в припеве и почему? Предлагает посмотреть фрагмент из м/ф «По следам бременских музыкантов» и определить, какие еще могут быть интонации в музыке. Отмечает, что музыкальные интонации печали, жалобы, разочарования чаще всего имеют нисходящее движение (тема Короля), а интонация отрицания звучит отрывисто, часто с динамическим усилением и выразительными паузами. Подводит к выводу, что музыкальная интонация может выражать чувства и настроения. | Слушают. Ожидаемые ответы: - В куплете – повествовательная интонация, в припеве – интонация восклицания. Мелодия звучит громче, более торжественно и выражает восхищение перед красотой природы России. Разучивают 1-й куплет с припевом. Ожидаемые ответы: - Солнце (светит), ветры (дуют), ливни (льются над Россией)… - Слова несут основную смысловую и интонационную нагрузку. Смотрят сцену дуэта Короля и Принцессы после похищения и определяют музыкальные интонации. Предполагаемые ответы: - на словах: «Ах, ты, бедная моя трубадурочка, посмотри, как исхудала фигурочка…» мелодия следует за жалобной интонацией Короля. - Мелодия Принцессы звучит громко; она возмущена, протестует. | фрагмент из м/ф «По следам бременских музыкантов» | ||
Этап продолжения освоения нового учебного материала Педагог просит послушать популярную русскую народную песню «Калинка» Просит сыграть на свирелях тему припева, проанализировать её, выразить свое отношение к мелодии. Подводит учащихся к выводу, что музыкальная интонация выражает радостное настроение. - А может ли музыкальная интонация изображать что-либо или кого-либо? - Какие средства музыкальной выразительности передали интонациям героинь наибольшую яркость и изобразительность? - И у природы, у времен года тоже есть своя интонация. - Какие интонации-звуки у весны, лета, осени и зимы? Предлагает посмотреть и обсудить фильм. Предлагает сделать вывод: - Что такое интонация - Какая бывает интонация - Чем музыкальная интонация отличается от интонации разговорной речи? | Слушают, делятся впечатлениями о музыке, о её настроении. Слушают. Безошибочно узнают трёх подружек: Злюку, Резвушку и Плаксу. Описывают их. Предполагаемые ответы: - образу Злюки – тембры инструментов - образу Резвушки – регистр, легкая и изящная мелодия - Образу Плаксы – нисходящие короткие интонации, медленный темп. - У весны – интонации веселой капели, пения птиц, журчания ручейков… - У лета – шум прибоя, разговор зверей и птиц… - У осени – шум дождя и шорохи опадающих листьев… - У зимы – хруст снега, завывание вьюги… Совместный просмотр и обсуждение фильма. Высказывают свои суждения. | CD –диск Русская народная песня «Калинка» в исполнении оркестра народных инструментов. CD –диск «Три подружки» Д.Б.Кабалевский Авторский медиафильм «Времена года» на музыку А.Вивальди. | ||
Этап закрепления пройденного материала на уроке. - Для закрепления материала исполните песню и выполните контрольное задание на карточках. - После исполнения песни поднимите карточки с ключевыми словами, т.е. с теми словами, которые на ваш взгляд несут смысловую нагрузку и точно соответствуют музыкальной интонации. | Исполняют песню «Не дразните собак» муз. Ю.Чичкова, сл. П.Пляцковского. Работают с карточками (выявляют логические интонационные обороты по фразам и выразительным акцентам на ключевых словах) | Карточки со словами. | ||
Заключительная часть. Обобщает ответы учащихся и формулирует вывод. - Интонация – это осмысленная, выразительная частица мелодии, она следует за интонацией человеческой речи и выражает все оттенки настроений, а также может давать характеристики различным персонажам и изображать картины природы. | Убирают инструменты. | |||
Оценивание учащихся Выставляет оценки в журнал и в дневники. | ||||
- На этом наш урок закончен. До свидания. | Прощаются с педагогом, под музыку выходят. | CD –диск песня из к/ф «Дети капитана Гранта» «Веселый ветер» муз. И.ДунаевскогоЮ, сл. В.Лебедева-Кумача. |
Литература.
- Тарасов Б.С. «Музыка в семье муз» Изд. «Детская литература» М. 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока с использованием рейтинго-накопительной системы оценивания знаний
Данный материал содержит методическую разработку урока и презентацию к уроку французского языка в 4 классе по теме :" Магазин"...
Методическая разработка «Специфика развития инструментального жанра в системе дополнительного образования»
Представлен опыт работы педагога Мироной Е.А....
«Методическая разработка занятия с использованием ИКТ» Панно «На лугу»
Данное занятие входит в учебно – тематический план 1 года обучения реализуемой образовательной программы «От скуки на все руки». Дополнительно – образовательная программа направлена на реализацию твор...
«Методическая разработка занятия с использованием ИКТ» Народная кукла «Веснянка»
Данное учебное занятие входит в учебно-тематический план 1 года обучения реализуемой общеобразовательной общеразвивающей программы «Мягкая игрушка».Тема:«Народная кукла».Тема занятия: «Технология изго...
Методическая разработка занятия, с использованием проектной технологии. Раздел «Вязание спицами» (для групп 1-го года обучения)
Конспект занятия в объединении "Художественное вязание"...
Методическая разработка на тему: "Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ОВЗ"
Исследования показывают, что речь и альтернативные способы коммуникации могут поддерживать друг друга. Для детей, которые находятся в группе риска, что речь у них не разовьётся, помощь должна осуществ...
Методическая разработка «Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий
Методическая разработка«Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий...