Методическая разработка «Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий
методическая разработка

Шпигель Наталья Ростиславовна

Методическая разработка

«Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ikt_v_rabote_pedagoga.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

«Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий»

Разработала:

педагог дополнительного образования

Шпигель Наталья Ростиславовна

г.Ярцево

2020 год

        Современное понятие «педагогические технологии» – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. В учреждении дополнительного образования детей имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка. В своей работе я использую технологию личностно-ориентированного обучения. Она сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка. Следующая педагогическая технология, используемая мною - технология индивидуализации обучения. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.                                                                Эффективное использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня каждый педагог должен уметь подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Занятие с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.                                                                                         В своей практике я использую следующие формы информационно-компьютерных технологий:

  • использование медиа-ресурсов как источника информации;
  • компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия;
  • использование компьютера для выполнения технологических карт;
  • создание портфолио.

Одним из направлений использования ИКТ является оформление документации в электронном формате: программа, календарные планы, методические разработки, конспекты занятий, технологические карты, схемы, сведения о родителях, отчеты, анализы и др.                        Следующее направление это конечно работа с обучающимися. С помощью сканера, интернета, принтера я провожу подбор иллюстративного материала к занятиям, оформляю стенды кабинета, подбираю  дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомлюсь со сценариями праздников и мероприятий, которые провожу с детьми в каникулярное время.                                                                                                В моей копилке есть электронные диски с готовым материалом для проведения занятий: «Поделки с элементами тестопластики «Ваза с цветами», «Моделирование из гипсового материала. Панно «Птичка», «Музыкальные инструменты из подручных средств», «Сувениры из бросового материала» и др. Имея большую картотеку игр, мне очень легко осуществлять дифференцированный подход к детям, как на занятиях, так и при индивидуальной работе с ними.                                                                                                 Наиболее удачной формой использования ИКТ в образовательном процессе являются презентации, созданные мною при помощи программы Microsoft Power Point. Презентация – удобный и эффективный способ предоставить всем участникам образовательного процесса любую информацию. Такая презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.        Применение презентаций во время занятий помогает увеличить эффективность  усвоения материала обучающимися при помощи наглядности и легкой восприимчивости.                                                                 Эффективное использование средств ИКТ на занятиях позволяет мне сделать занятие более интересным, наглядным; вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность, стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.                                                                                                Кроме того неотъемлемой частью моей работы является самообразование. И здесь информационно – коммуникативные технологии тоже возможны: это создание электронного портфолио.                                                                                                         Таким образом, использование средств ИКТ позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся;
  • проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия;

Эффективное применение средств ИКТ позволяет мне сделать занятие увлекательным и современным, позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, объективно и своевременно проводить контроль и подводить итоги. Занятия с использованием компьютера вырабатывают у обучающихся  усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. Исчезают комплексы, зажатость, скованность.                                                                Являясь одной из основных педагогических технологий XXI века, метод проектов занял особое место в образовательной деятельности. Он включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, позволяет эффективно организовать учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении.                                                                                        Проектная деятельность основывается на деятельностном, развивающем, личностно ориентированном подходах в обучении. Основные составляющие и наиболее существенные характерные особенности творческого проекта:

  • наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы;
  • целенаправленная, самостоятельная деятельность обучающихся;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов.

Работу по развитию творческих способностей я провожу, ориентируясь на  запросы и интересы обучающихся,  создаю в творческом объединении благоприятные условия для развития творчества детей в продуктивной деятельности.                                                

        В качестве эффективного средства, стимулирующего детей к проявлению фантазии и творчества, я использую лепку из солёного теста. В процессе работы с солёным тестом развиваются сенсорные представления, воображение, пространственное мышление, ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. При  создании продуктов творчества  у детей формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел.  Лепка из солёного теста (тестопластика) является «одним из самых осязаемых  видов художественного творчества, в котором ребёнок видит не только продукт своего труда, но может его обследовать и видоизменить по мере необходимости. Тестопластика даёт ребёнку возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве пластических образов».                                                                                Осуществляя  комплексный подход к проблеме развития творческих способностей посредством тестопластики, мною разработана система мероприятий, которая охватывает учебную, самостоятельную и  совместную деятельность педагога и обучающихся.                При организации занятий по тестопластике я  учитываю уникальную черту детского мировоззрения  -  необычно, неординарно воспринимать и изображать всё, что не замечают взрослые, представлять несуществующее в действительности.  Работу проводила в определённой системе. С этой целью мною был разработан, согласно учебному плану,  творческий проект по тестопластике, в котором определены время проведения занятий задачи с акцентом на творческое развитие и тематика занятий в соответствие с возрастными особенностями.                                                                                                Я использовала различные формы проведения занятий: занятия-рассказы, занятия-диалоги, занятия-сюрпризы, эксперименты  и др. Принципиально важным в организации занятий считаю единство познания и сопереживания, активизацию всех мыслительных процессов, мелкой моторики пальцев рук, обеспечивающих  получение качественной продукции детской деятельности.                                                                        Изготавливая поделки из солёного теста, обучающиеся  выражали впечатления от увиденного  в собственном «творческом продукте», полноценно и содержательно общались между собой и со взрослыми, постигают собственные возможности. Ребята самостоятельно придумывали сюжеты, определяли его композиционные решения, выбирали и согласовывали наиболее выразительные для данного изображения цвет, форму,  движения персонажа  с педагогом и между собой.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по ведению журналов учета работы педагога дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)

Методические рекомендации по ведению журналов учета работы педагога дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)...

Методические рекомендации по ведению журнала учета работы педагога дополнительного образования

Инструкция по заполнению журнала учета работы педагога дополнительного образования  устанавливает правила ведения и заполнения журнала учёта работы педагога дополнительного образования....

Презентация " Использование в работе педагога дополнительного образования современных образовательных технологий"

Объектом любой образовательной технологии в дополнительном образовании является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные...

Статья на тему "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта работы педагога дополнительного образования)"

В статье рассматриваются вопросы использования современных педагогических технологий при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности...

АНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Олейникова Оксана Александровна Д/О «Технология обработки материалов. Обработка древесины» 1, 2 год обучения За 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

АНАЛИЗ  РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯОлейникова Оксана Александровна Д/О «Технология обработки материалов. Обработка древесины» 1, 2 год обученияЗа 2021-2022 УЧЕБНЫ...

Современные педагогические технологии в работе педагога дополнительного образования руководителя школьной театральной студии

Статья рассказывает о том, какие современные технологии эффективны при постановке спектакля в школьной театральной студии...

Методическая разработка «Форма самоанализа занятия в работе педагога дополнительного образования»

В методической разработке рассмотрены методики самоанализа занятия педагога дополнительного образования, вопросники и схемы самоанализа учебного занятия, приведен один из вариантов формы сам...