Методическая разработка «Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий
методическая разработка
Методическая разработка
«Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_ikt_v_rabote_pedagoga.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г. Ярцево Смоленской области
Методическая разработка
«Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий»
Разработала:
педагог дополнительного образования
Шпигель Наталья Ростиславовна
г.Ярцево
2020 год
Современное понятие «педагогические технологии» – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. В учреждении дополнительного образования детей имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка. В своей работе я использую технологию личностно-ориентированного обучения. Она сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка. Следующая педагогическая технология, используемая мною - технология индивидуализации обучения. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией. Эффективное использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня каждый педагог должен уметь подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Занятие с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. В своей практике я использую следующие формы информационно-компьютерных технологий:
- использование медиа-ресурсов как источника информации;
- компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия;
- использование компьютера для выполнения технологических карт;
- создание портфолио.
Одним из направлений использования ИКТ является оформление документации в электронном формате: программа, календарные планы, методические разработки, конспекты занятий, технологические карты, схемы, сведения о родителях, отчеты, анализы и др. Следующее направление это конечно работа с обучающимися. С помощью сканера, интернета, принтера я провожу подбор иллюстративного материала к занятиям, оформляю стенды кабинета, подбираю дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомлюсь со сценариями праздников и мероприятий, которые провожу с детьми в каникулярное время. В моей копилке есть электронные диски с готовым материалом для проведения занятий: «Поделки с элементами тестопластики «Ваза с цветами», «Моделирование из гипсового материала. Панно «Птичка», «Музыкальные инструменты из подручных средств», «Сувениры из бросового материала» и др. Имея большую картотеку игр, мне очень легко осуществлять дифференцированный подход к детям, как на занятиях, так и при индивидуальной работе с ними. Наиболее удачной формой использования ИКТ в образовательном процессе являются презентации, созданные мною при помощи программы Microsoft Power Point. Презентация – удобный и эффективный способ предоставить всем участникам образовательного процесса любую информацию. Такая презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Применение презентаций во время занятий помогает увеличить эффективность усвоения материала обучающимися при помощи наглядности и легкой восприимчивости. Эффективное использование средств ИКТ на занятиях позволяет мне сделать занятие более интересным, наглядным; вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность, стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности. Кроме того неотъемлемой частью моей работы является самообразование. И здесь информационно – коммуникативные технологии тоже возможны: это создание электронного портфолио. Таким образом, использование средств ИКТ позволяет:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия;
Эффективное применение средств ИКТ позволяет мне сделать занятие увлекательным и современным, позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, объективно и своевременно проводить контроль и подводить итоги. Занятия с использованием компьютера вырабатывают у обучающихся усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. Исчезают комплексы, зажатость, скованность. Являясь одной из основных педагогических технологий XXI века, метод проектов занял особое место в образовательной деятельности. Он включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, позволяет эффективно организовать учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении. Проектная деятельность основывается на деятельностном, развивающем, личностно ориентированном подходах в обучении. Основные составляющие и наиболее существенные характерные особенности творческого проекта:
- наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы;
- целенаправленная, самостоятельная деятельность обучающихся;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов.
Работу по развитию творческих способностей я провожу, ориентируясь на запросы и интересы обучающихся, создаю в творческом объединении благоприятные условия для развития творчества детей в продуктивной деятельности.
В качестве эффективного средства, стимулирующего детей к проявлению фантазии и творчества, я использую лепку из солёного теста. В процессе работы с солёным тестом развиваются сенсорные представления, воображение, пространственное мышление, ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. При создании продуктов творчества у детей формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел. Лепка из солёного теста (тестопластика) является «одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором ребёнок видит не только продукт своего труда, но может его обследовать и видоизменить по мере необходимости. Тестопластика даёт ребёнку возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве пластических образов». Осуществляя комплексный подход к проблеме развития творческих способностей посредством тестопластики, мною разработана система мероприятий, которая охватывает учебную, самостоятельную и совместную деятельность педагога и обучающихся. При организации занятий по тестопластике я учитываю уникальную черту детского мировоззрения - необычно, неординарно воспринимать и изображать всё, что не замечают взрослые, представлять несуществующее в действительности. Работу проводила в определённой системе. С этой целью мною был разработан, согласно учебному плану, творческий проект по тестопластике, в котором определены время проведения занятий задачи с акцентом на творческое развитие и тематика занятий в соответствие с возрастными особенностями. Я использовала различные формы проведения занятий: занятия-рассказы, занятия-диалоги, занятия-сюрпризы, эксперименты и др. Принципиально важным в организации занятий считаю единство познания и сопереживания, активизацию всех мыслительных процессов, мелкой моторики пальцев рук, обеспечивающих получение качественной продукции детской деятельности. Изготавливая поделки из солёного теста, обучающиеся выражали впечатления от увиденного в собственном «творческом продукте», полноценно и содержательно общались между собой и со взрослыми, постигают собственные возможности. Ребята самостоятельно придумывали сюжеты, определяли его композиционные решения, выбирали и согласовывали наиболее выразительные для данного изображения цвет, форму, движения персонажа с педагогом и между собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по ведению журналов учета работы педагога дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)
Методические рекомендации по ведению журналов учета работы педагога дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)...
Методические рекомендации по ведению журнала учета работы педагога дополнительного образования
Инструкция по заполнению журнала учета работы педагога дополнительного образования устанавливает правила ведения и заполнения журнала учёта работы педагога дополнительного образования....
Презентация " Использование в работе педагога дополнительного образования современных образовательных технологий"
Объектом любой образовательной технологии в дополнительном образовании является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные...
Статья на тему "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта работы педагога дополнительного образования)"
В статье рассматриваются вопросы использования современных педагогических технологий при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности...
АНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Олейникова Оксана Александровна Д/О «Технология обработки материалов. Обработка древесины» 1, 2 год обучения За 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
АНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯОлейникова Оксана Александровна Д/О «Технология обработки материалов. Обработка древесины» 1, 2 год обученияЗа 2021-2022 УЧЕБНЫ...
Современные педагогические технологии в работе педагога дополнительного образования руководителя школьной театральной студии
Статья рассказывает о том, какие современные технологии эффективны при постановке спектакля в школьной театральной студии...
Методическая разработка «Форма самоанализа занятия в работе педагога дополнительного образования»
В методической разработке рассмотрены методики самоанализа занятия педагога дополнительного образования, вопросники и схемы самоанализа учебного занятия, приведен один из вариантов формы сам...