«Методическая разработка занятия с использованием ИКТ» Народная кукла «Веснянка»
методическая разработка на тему

Рыжова Лидия Дмитриевна

Данное учебное занятие входит в учебно-тематический план 1 года обучения реализуемой общеобразовательной общеразвивающей программы «Мягкая игрушка».

Тема:«Народная кукла».

Тема занятия: «Технология изготовления куклы «Веснянка».

Возраст детей: 7-8 лет.

Цель для педагога: обучение учащихся технологии изготовления обрядовой куклы узловым способом; формирование интереса у детей к народной обрядовой кукле.

Цель для детей: изготовление куклы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВАХТАНСКИЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

        

        

 «Методическая разработка занятия

с использованием ИКТ»

Народная кукла «Веснянка»

Автор: Рыжова

Лидия Дмитриевна

педагог дополнительного

образования;   первая

квалификационная категория

п. Вахтан,  2015г.

Данное учебное занятие входит в учебно-тематический план 1 года обучения реализуемой общеобразовательной общеразвивающей программы «Мягкая игрушка».

Тема:«Народная кукла».

Тема занятия: «Технология изготовления куклы «Веснянка».

Возраст детей: 7-8 лет.

Цель для педагога: обучение учащихся технологии изготовления обрядовой куклы узловым способом; формирование интереса у детей к народной обрядовой кукле.

Цель для детей: изготовление куклы.

Задачи:

Воспитательные:

1. Способствовать воспитанию аккуратности и бережливости, чувства ответственности за выполняемую работу.

Обучающие:

1.  Способствовать формированию знаний и умений по изготовлению игрушки.

2. Закреплять новые знания.

Развивающие:

1. Развивать образное мышление и самостоятельность.

2.Развивать у детей навык соблюдения пропорций тела куклы.

3.Продалжать развивать навыки работы с ниткой и кройки ткани.

4.Развивать умение читать схематические изображения этапов изготовления куклы и выполнять алгоритм действий.

Здоровье сберегающие:

1.Сохранение здоровья детей посредством проведения физкультминутки, соблюдения  правил техники безопасности на занятии.

Материалы и оборудование:

Ткань:  белая, цветная, красная; нитки, ножницы.

Наглядные пособия:

Стенд по технике безопасности, схема изготовления куклы, образец игрушки. Презентация «Технология изготовления куклы «Веснянка», приложения.

Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения:

Словесные: – рассказ, объяснение.

Наглядные:- демонстрация наглядного материала, самостоятельное наблюдение учащихся.

Практические:- самостоятельная работа.

                                               План занятия:

  1. Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

3.Подведение итогов теоретической части занятия.

4.Физкульт минутка.

5.Правила работы с ножницами.

6.Выполнение практической работы.

7.Подведение итогов.

8.Рефлексия.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка посещаемости и готовности к занятию. Сообщение темы занятия, постановка цели, знакомство с ходом занятия

2.Изучение нового материала.

(просмотр презентации «Народная кукла»)

Видов народной куклы очень много: её шили из целого куска домотканины, с деревянной или тряпичной головой. Были куклы целиком деревянные, берестяные, соломенные или шерстяные. Для девочки кукла была порой единственной игрушкой, которую к тому же мастерила она сама. Вначале делала простую куклу « пленашку», в 9-10лет изготавливала куклу «девка простоволоса», она являлась как бы её «сверстницей».  А для того, чтобы в доме  сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу «зерновушку», или «крупеничку». Делали её после сбора урожая. В основе куклы- мешочек с зернами, собранными с поля. Для того чтобы оберегать дом от зла, неприятностей делали куклу «домовушка». Куклам лицо не рисовали. «Безликость» - следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку.

По народным поверьям кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной, а «безликая» считалась предметом «неодушевленным» и не могла навредить. Куклу рассматривали как эталон рукоделия, по ней судили о мастерстве и вкусе будущей хозяйки, её включали в приданое.

Куклы становились участниками календарных праздников, где были и игрушками, и оберегами. Перед Рождеством делали берестяных ангелов  или рождественских ангелочков из ткани.  В святки соломенных кукол и коников.На кануне Крещения мастерили из двух скрещенных лучин, перевязанных пёстрыми ленточками, куклу крестец. На Масленицу в каждой деревне всем миром изготавливали большую куклу-чучело, Масленицу, из старой ткани, шерсти, соломы, ненужного хлама. Затем масленичная кукла сжигалась. А весной мастерили куклу веснянку. Как вы думаете, почему она так называется? Название куклы происходит от слова весна. Когда приходила весна, девочки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц.

Сделать такую игрушку очень просто. (рассказываю и показываю)

Из белой ткани 10х12см. сложить подушечку и положить её в середину светлого лоскута ткани 24х12см.

Края светлой ткани завернуть вовнутрь и придерживая подушечку левой рукой, другой рукой сложить ткань по длине, подушечку завернуть в светлую ткань.

Перевязать линию шеи, для этого светлую ткань вместе с подушечкой сложить пополам, получится голова, выделить её нитками.  

Сформировать руки из цветного лоскута 6х10см, завернуть края  вовнутрь  и ещё раз сложить пополам,зафиксировать нитками с двух сторон.

Для платья взять цветной лоскут 12х12см, сложить ткань пополам, сделать надрез ножницами на 1,5см посередине.

Развернуть ткань, надеть на куклу, и зафиксировать платье крестообразным способом.

Повязать красный платок концами вперёд.

3.Подведение итогов теоретической части занятия.

Фронтальный опрос учащихся:

1.Какие материалы могут использоваться для изготовления народной куклы?

2.Какая игрушка была самой распространённой в русских деревнях?

3.Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?

4..Каких кукол делали на Рождество?

5.Каких кукол делали на Святки?

6.Каких кукол делали на Крещение?

7.Названия каких кукол вы запомнили? (ответы детей)

4.Физкульт минутка

Две сороконожки бежали по дорожке

Все бежали и бежали, все друг дружку догоняли. (Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, затем по плечу другой руки и сцепляются в крепкий замок на затылке).

Как друг дружечку догнали, так друг дружечку обняли,

Так друг дружечку обняли , что едва мы их разняли! (При последних словах игры, разнимают руки).

Хорошо. А сейчас вспомним правила техники безопасности и приступим к изготовлению куклы «веснянки».

5.Правила работы с ножницами.

1.Ножницы клади кольцами к себе.

2.Следи за движениями лезвий во время резания.

3.Не оставляй ножницы раскрытыми.

4.Передавай ножницы кольцами вперёд.

5.Не играй ножницами, не подноси их к лицу.

6.Используй ножницы по назначению.

6.Выполнение практической работы.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу, используя план схему изготовления куклы «Веснянка». (раздаю схемы изготовления куклы

Для снятия напряжения на опорно-двигательный аппарат после проведения практической работы проводится физкультминутка. (Игра «тряпичная кукла и солдат») В ходе игры обучающиеся в положении «стоя» напрягают все мышцы тела(солдат), а потом, резко наклоняясь, полностью расслабляются.

7.Подведение итогов.

Самоанализ:

 – Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

 Вот все куколки подружки,

 Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных эти куклы наши!

Какая кукла на ваш взгляд самая красивая и аккуратная? (Самоанализ)

Повторение нового материала:

А сейчас давайте повторим:  

– Что нового вы узнали сегодня на занятии? (Ответы детей) – Какую обрядовую куклу вы изготовили? (Веснянку) – Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении? – Чему научились? (Ответы детей)

Учащиеся вспоминают технологическую последовательность выполнения игрушки.

8.Рефлексия.

 - Ребята, как вы оцениваете наше занятие?

 - У меня есть поляна настроения, и вам нужно посадить на нее цветы. Если вам все понравилось – посадите оранжевые цветочки,

если не совсем все понравилось – зеленые,

если все не понравилось – синие.

Спасибо, урок окончен.

Уборка рабочего места:

Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок,

Мусор быстро уберем

И все вещи соберем!

-Сейчас я прошу вас убрать свое рабочее место(уборка рабочих мест)

Используемая литература и интернет ресурсы:

  1. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.-СПб.: «Паритет», 2006.
  3.  Куклы в народных костюмах: журнал № 5.-М.: «ДеАгостини», 2012
  4.  Цыгвинцева О.А. Мастерская народных кукол.- СПб.: «Детство-пресс, 2013.
  5. Шайдурова Н.В. Методические основы работы по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой.- Барнаул.: АлтГПА, 2010.

  1. http://tn-kukla.livejournal.com
  2. http://www.rukukla.ru/article/where/Do-yourself-Russian-rag-doll
  3. http://www.liveinternet.ru/tags/%ED%E0%F0%EE%E4%ED%FB%E5+%EA%F3%EA%EB%FB/
  4. http://podelki-doma.ru/1311-2/moya-kollektsiya-narodnyih-kukol
  5. http://www.krupenichka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия объединения «Театр мод» «Изготовление куклы примитива»

Методическая разработка серии занятий по теме «Домашние куклы – примитив».  Данная разработка предназначена для детей 9 - 16 лет посещающих творческие объединения, кружки, внеклассные занятия. Вы...

Методическая разработка занятия объединения «Театр мод» «Изготовление куклы примитива»

Методическая разработка серии занятий по теме «Домашние куклы – примитив».  Данная разработка предназначена для детей 9 - 16 лет посещающих творческие объединения, кружки, внеклассные занятия. Вы...

методическая разработка занятия по теме "Русская народная сказка "Лисичка сестричка и серый волк"

методическая разработка по русской народной сказке "Лисичка сестричка и серый волк" для дошкольников 4-5 лет...

«Методическая разработка занятия с использованием ИКТ» Панно «На лугу»

Данное занятие входит в учебно – тематический план 1 года обучения реализуемой образовательной программы «От скуки на все руки». Дополнительно – образовательная программа направлена на реализацию твор...

Методическая разработка занятия с использованием ЭОР в системе дополнительного образования "Интонационное богатство музыкального мира"

Методическая разработка для педагогов музыкантов в системе дополнительного образования для работы с учащимися 10-12 лет.Цель:Сформулировать и зафиксировать в сознании учащихся понятия: интонация» и со...

Методическая разработка занятия на тему "Моя любимая кукла"

Методическая разработка включает в себя этапы изготовления кукол...


 

Комментарии

Разумовская Ольга Владимировна

Занятие очень понравилось!