Рабочая программа обучения игре в волейбол (8-11 классы)
методическая разработка по физкультуре (8,9,10,11 класс) по теме
Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий. В ходе изучения данной программы по волейболу учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obucheniya_igre_v_voleybol_8-11_klassy.doc | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 20
Рабочая программа
обучения игре в волейбол
(для учащихся 8 -11 классов, 13-17 лет)
Составитель: Добрышев С.А.
Учитель физкультуры МОУ СОШ № 20
г.Орехово-Зуево
2011 г.
Пояснительная записка
Волейбол - спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера. Каждая команда состоит из 6 игроков, которые действуют в своих зонах. Игроков, находящихся у сетки (зоны 2,3,4) называют игроками передней линии, остальных – игроками задней линии. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели, действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы, постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:
- доступностью игры для любого возраста;
- возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;
- простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.
Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся:
- чувства коллективизма;
- настойчивости, решительности, целеустремлённости;
- внимания и быстроты мышления;
- способности управлять своими эмоциями;
- совершенствованию основных физических качеств.
Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий. В ходе изучения данной программы по волейболу учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.
Практический раздел программы предусматривает:
- овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;
- формирование навыков деятельности игрока совместно с партнёрами на основе взаимопонимания и согласования;
- приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу;
- содействие общему физическому развитию и направленное на совершенствование физических качеств применительно к данному виду спорта.
Программа рассчитана на изучение, закреплениние, совершенствование полученных навыков и освоение более глубоких приёмов в течение года, избранного вида спорта, по следующим разделам:
1. Общие основы волейбола.
2. Изучение и обучение основам техники волейбола.
3 Изучение и обучение основам тактики игры.
4. Основы физической подготовки в волейболе.
5. Воспитание физических качеств занимающихся волейболом.
Цели и задачи программы:
Для всестороннего развития личности необходимо школьником:
- овладеть основами физической культуры;
- приобретение крепкого здоровья;
- развить двигательные качества (силу, выносливость, гибкость, координированные движения, быстроту реакции);
- развить чувство ритма и такта, привить любовь к спорту.
Для решения этой цели обеспечиваются следующие задачи:
1. Оздоровительные:
- выработка устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды;
- способствовать укреплению здоровья;
- содействие гармоничному физическому развитию;
- развитие двигательных способностей;
- всестороннее воспитание двигательных качеств;
- создание надежной базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.д.
- укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
2. Образовательные:
- обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развить необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);
- обучить правильному выполнению упражнений.
3. Воспитательные:
- выполнение сознательных двигательных действий;
- любовь к спорту;
- чувство ответственности за себя, а также волю, смелость, активность;
- воспитанию нравственных и волевых качеств;
- привлечение учащихся к спорту;
- устранение вредных привычек.
Тематический план учебно-тренировочной группы
4 часа в неделю (68 часов)
№ | ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ | Количество занятий | Количество часов |
1 | История развития волейбола Общие основы волейбола | 1 | 2 |
2 | Правила игры и методика судейства | 1 | 2 |
3 | Техническая подготовка волейболистов | 2 | 4 |
4 | Физическая подготовка | 2 | 4 |
5 | Методика тренировки волейболистов | 1 | 2 |
Изучение технике игры в волейбол | |||
Техника нападения: | |||
6 | перемещения | 1 | 2 |
7 | стойки | 1 | 2 |
8 | подачи | 10 | 20 |
9 | передачи | 5 | 10 |
10 | нападающие удары | 5 | 10 |
Техника защиты: | |||
11 | перемещения | 2 | 4 |
12 | прием мяча | 3 | 6 |
13 | блок | 3 | 6 |
Изучение тактики игры в волейбол: | |||
Тактика нападения: | |||
14 | индивидуальные действия | 2 | 4 |
15 | групповые действия | 2 | 4 |
16 | командные действия | 2 | 4 |
Тактику защиты: | |||
17 | индивидуальные действия | 7 | 14 |
18 | групповые действия | 7 | 14 |
19 | командные действия | 7 | 14 |
20 | Игра по правилам с заданием | 4 | 8 |
И т о г о: | 68 | 136 |
Содержание программы
Тематическое планирование материала
(4 часа в неделю)
№ занятия | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА |
№ 1 | История развития волейбола |
|
№ 2 № 3 | Правила игры и методика судейства |
|
№ 4 № 5 | Техническая подготовка волейболиста |
|
№ 6 № 7 | Техника игры в волейбол |
|
№ 8 № 9 | Физическая подготовка |
|
№ 10 | Методика тренировки волейболистов |
|
Изучение техники игры в волейбол техника нападения: | ||
№11 | Стартовые стойки |
|
№12 | Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в нападении |
|
№13 | Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в защите |
|
Обучение техники подачи мяча: | ||
№14 №15 | Обучение технике нижней прямой подачи |
|
№16 №17 | Обучение технике нижней боковой подачи |
|
№18 №19 №20 | Обучение технике верхней прямой подачи |
|
№21 №22 | Обучение техники верхней боковой подаче |
|
№23 | Обучение укороченной подачи |
|
№24 №25 | Обучения технике верхних передач |
|
№26 №27 №28 | Обучения технике передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки). |
|
№29 №30 | Обучение технике передач снизу |
|
№31 №32 №33 №34 №35 | Обучение технике нападающих ударов |
|
Техника защиты: | ||
№36 №38 №37 | Обучение технике приема подач |
|
№39 №40 | Обучение технике приема мяча с падением |
|
№41 №42 №43 | Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное) |
|
Изучение тактики игры в волейбол Тактика нападения: | ||
№44 №45 №46 | Обучение и совершенствование индивидуальных действий |
|
№47 | Обучения индивидуальным тактическим действиям |
|
Тактика защиты: | ||
№48 | Обучение и совершенствование индивидуальных действий |
|
№49 №50 | Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар |
|
№51 | Обучения тактике нападающих ударов |
|
№52 | обучения индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока |
|
№53 №54 №55 | Обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе |
|
№56 | Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями |
|
№57 | Применение элементов гимнастики и акробатики в тренировке волейболистов |
|
№58 | Применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов |
|
№59 №60 | Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме подач |
|
№61 | Обучения взаимодействиям нападающего и пасующего |
|
№62 №63 №64 | Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии |
|
№65 №66 | Обучение командным действиям в нападении |
|
№67 №68 | Обучение командным действиям в защите |
|
Поурочный учебный план состоит из 68 занятий продолжительностью 2 часа каждое.
Примечание:
В зависимости от индивидуальных возможностей учебной группы или при невозможности провести 68 занятий по объективным причинам (болезни, каникулы или др. уважительные причины) преподаватель может по своему усмотрению изменять порядок различных тем внутри учебного плана, или добавлять занятия в другие дни взамен пропущенных.
Можно также исключать некоторые занятия или заменять на другие, которые хуже усваиваются.
Задачи изучения дисциплины:
В результате изучения дисциплины учащиеся должны
знать:
1. Теоретические и методические основы системы физического воспитания.
2. Анатомо-физиологические особенности развития организма детей и влияние различных упражнений на развитие организма.
3. Технику и тактику игры, методы обучения.
4. Правила соревнований, методику организации и проведения соревнований различного уровня.
5. Методику записи игр, обработки и анализа собранного материала.
6. Методические приемы обучения групповым и командным действиям.
7. Методы врачебного контроля в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.
8. Систему управления физкультурным движением в стране.
уметь:
1. Проводить воспитательную работу с учащимися, помогать адаптироваться вновь прибывшими.
2. Работать с литературными источниками.
3. Проводить с группой, классами подготовительную часть занятия, занятие в целом, подбирать упражнения и составлять комплексы по физической подготовке.
4. Овладеть навыками судейства.
5. Обучить техническим приемам, подбирать упражнения для исправления ошибок в технике.
6. Уметь провести занятия с командами младших и старших школьников.
7. Уметь определять и исправлять ошибки у игроков и у самих себя.
8. Записывать игры, анализировать материал.
9. Провести учебно-тренировочные занятия по обучению и совершенствованию приемов тактики игры.
Контрольные нормативы по основам технической подготовки
в волейболе в группе дополнительного обучения
№ норматива | Контрольные нормативы | 1год обучения | 2 год обучения | |||||
Оценка | н | с | в | н | с | в | ||
1 | Верхняя передача мяча в стену, на расстоя нии не менее одного метра (кол-во раз) | Юн. | 12 | 14 | 16 | 12 | 14 | 16 |
Дев. | 9 | 11 | 14 | 9 | 11 | 14 | ||
2 | Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз) | Юн. | 10 | 12 | 14 | 10 | 12 | 14 |
Дев. | 8 | 10 | 12 | 8 | 10 | 12 | ||
3 | Передача мяча в парах, | Юн. | 17 | 20 | 25 | 17 | 20 | 25 |
Дев. | 12 | 15 | 20 | 12 | 15 | 20 | ||
4 | Подача (нижняя/верхняя), количество попа даний в площадку | Юн. | 5 | 10 | 15 | – | – | – |
Дев. | 3 | 6 | 10 | – | – | – | ||
5 | Подача (нижняя/верхняя), количество попа даний в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя | Юн. | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 |
Дев. | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | ||
6 | Передача на точность через сетку, из зоны 4 в зону 6,из 5 попыток | Юн. | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 |
Дев. | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | ||
7 | Нижние передачи над собой | Юн. | 15 | 20 | 25 | 20 | 25 | 30 |
Дев. | 10 | 15 | 20 | 15 | 20 | 25 | ||
8 | Верхние передачи над собой | Юн. | 15 | 20 | 25 | 20 | 25 | 30 |
Дев. | 10 | 15 | 20 | 15 | 20 | 25 |
Н - низкий показатель; С - средний показатель; В - высокий показатель;
Заключение
Занимаясь волейболом в школе, учащиеся получают сведения по истории развития волейбола, знакомятся с правилами игры, основами методики обучения и тренировки, методами и средствами физической, технической, тактической, психологической и другими видами подготовки. Они получают также знания по гигиене, режиму питания, профилактике травматизма. На занятиях по волейболу учащиеся укрепляют свое здоровье, развивают специальные физические качества, овладевают элементами техники и тактики игры, повышают спортивное мастерство.
Поскольку выполнение отдельных игровых приемов волейбола не связано с проявлением больших усилий, с резкими движениями и статической работой, то эти приемы можно использовать для занятий в специальных учебных подгруппах.
По мнению медиков, выполнение передач мяча, подач и блокирований является хорошим корригирующим средством. При условии правильной методики занятий волейболом у занимающихся становится реже сердечный ритм, снижаются артериальное давление и частота дыхания в состоянии покоя. В связи с этим занятия волейболом должны широко использоваться в работе со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Литература
1.Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. – М.: Терра-Спорт, 2001 (Правила соревнований).
2. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – .М: Просвещение, 2002.
3. Амалин М.Е. Тактика волейбола. – М.: Физкультура и спорт, 1962
4. Ахмеров Э.К. Волейбол в школе – М.: Физкультура и спорт, 1974
5. Ахмеров Э.К., Волейбол в школе. – М: Физкультура и спорт,1981
6. Голомазов В.А., Ковалев В.Д.; Мельников А.Г. Волейбол в школе. – М.: Просвещение, 1989.
7. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1967
8. Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11-14 лет. – М.- 1961.
9. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. – М.: Физкультура и спорт, 1978
10. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу: Учеб. пособие для начинающих. – М.: Физкультура и спорт, 1965.
11. Железняк Ю.Д., Шулятьев В.М., Вайнбаум Я.С. Волейбол: Учеб. программа для ДЮСШ и ДЮСШОР.– М, 1994.
12. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
13. Ивойлов А.В. Волейбол: Техника, тактика, тренировка. – М: Высшая школа, 1972.
14. Клещев Ю.Н. Учебно-тренировочная работа с юными волейболистами (15-16 лет): Методич. материалы. – М., 1962.
15. Клещев Ю.Н., Тюрин В.А., Фураев Ю.П. Тактическая подготовка волейболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1968.
16. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
17. Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-метод. пособие – М, 2001.
18. Марморов В.К. Специальные упражнения волейболиста. – М: 1975
19. Мерзляков В.В., Гордышев В.В. Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста. – М, 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения игре в волейбол
Волейбол - спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера.Каждая команда состоит из 6 игроков, которые действуют в своих зонах. Игроков, находящихся у се...
Программа обучения игре в волейбол 5-7 классы
Кружковая спортивная работа в общеобразовательной школе, программа обучения игре в волейбол (для учащихся 5-7 классов)....
Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу 5-9 класс.
Внеурочная деят. Волейбол. (5-9 класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по спортивной секции «Волейбол» 5-9 класс (спортивно – оздоровительное направление)
Данна программа имеет физкультурно - спортивную направленность и рассчитана на 1 год. Она ориентирована на учащихся 5-9 класов. Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специа...
Рабочая программа спорт.игры баскетбол, волейбол
Рабочая программа спорт.игры баскетбол, волейбол...
Рабочая программа внеурочной деятельности по "Волейболу 4-5 класс 2019г.
Рабочая программа внеурочной деятельности по "Волейболу 4-5 класс 2019г....
Рабочая программа внеурочной деятельности по "Волейболу 8-11 класс 2019г.
Рабочая программа внеурочной деятельности по "Волейболу 8-11 класс 2019г....