Образовательная программа по игре на гитаре "Нирвана"
рабочая программа (8 класс) на тему
Данная программа подойдет для педагогов дополнительного образования, занимающихся с детьми игрой на гитаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nirvana_ispr.doc | 308.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом №___ «___»_________2014г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДОД «Дом детского творчества» _________.Н.В. Киселева «___»_____________2014г. |
Образовательная программа
по обучению игре на гитаре
«Нирвана»
Срок реализации: 3 года
Возраст детей: 12 – 17 лет
Лопатина Вероника Александровна
педагог дополнительного образования
с. Уинское 2014
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование системы воспитания, в том числе эстетического, всестороннее удовлетворение духовных потребностей молодежи на сегодня является важнейшей проблемой. Необходимо значительно больше внимания уделять социальным проблемам молодежи и прежде всего развитию и более полному удовлетворению общественно значимых интересов и потребностей юношей и девушек в сфере образования и культуры для наиболее разумного использования свободного времени.
Одним из способов реализации свободного времени молодежи является любительское музицирование в самых разных жанрах. Оно охватило довольно широкие круги молодежи, ведь каждый мальчик или девушка, дойдя до определенного возраста, мечтает научиться игре на гитаре.
Объективно возникла необходимость в педагогическом руководстве стихией этого массового увлечения, направление её в русло подлинного творчества.
Подросткам необходимы такие объединения, в которых каждый мог бы чувствовать себя комфортно, быть принятым таким, каков он есть, чувствовать заинтересованность других в его личностном росте. Эти идеи изложены в программе «Нирвана».
Краткая характеристика образовательной программы «Нирвана».
Данная программа по типу является авторизованной, по своей целевой установке - творческо-познавательной.
При разработке программы был использован опыт работы Б.А.Брылина и его пособие «Вокально-инструментальные ансамбли школьников».
Программа «Нирвана» была разработана в 2003 – 2004 учебном году.
Включает в себя изучение и овладение игрой на 6-струнной акустической гитаре, технику игры на электрогитаре, приемы игры в инструментальном ансамбле, способы аранжировки и композиции.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность
Художественно-эстетическая.
Актуальность
Гитара является популярным инструментом в любой среде и среди любых возрастов. Благодаря сравнительно недорогой цене, компактным размерам и мнимой легкости обучения игре на этом инструменте, гитара вытесняет другие популярные для домашнего музицирования инструменты. Возрастающая популярность инструмента рождает спрос на обучение как в профессиональных музыкальных учреждениях, так и в сфере дополнительного образования.
Новизна программы заключается в том, что создаются условия вхождения в мир искусства широкому кругу детей с разными музыкальными данными и способностями. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими воспитанниками объединения. Для детей с недостаточным развитием музыкальных и физиологических способностей, требования, предусмотренные программой, могут быть скорректированы в соответствии с индивидуальными данными.
Педагогическая целесообразность программы в учете особенностей детей подросткового возраста, в разнообразии видов деятельности, в условиях Дома детского творчества, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе и участие в слётах и концертной деятельности. Программа не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на шестиструнной гитаре.
Программа «Нирвана» предусматривает 7 видов деятельности:
- игра на акустической гитаре;
- игра на электромузыкальных инструментах;
- изучение основ теории музыки, импровизации и аранжировки;
- игра ансамблем;
- работа над репертуаром;
- сочинение песен, мелодий, текстов;
- концертная деятельность.
Цель программы: создание качественных условий для развития полноценной личности, через включение детей в музыкальную деятельность, посредством организации творческих форм сотрудничества детей и взрослых; создание необходимых условий для развития творческой одаренности у детей, посредством приобщения их к игре на гитаре.
Программа предназначена для работы с детьми, подростками и молодежью в системе дополнительного образования.
Отличие данной программы от других программ художественного направления: разноуровневое обучение, которое предполагает переход ребенка на любой уровень, по мере усвоения материала и подготовленности.
ПРОГРАММА СОДЕРЖИТ 3 УРОВНЯ.
1 уровень – обучающий.
1год базовый курс - «АКУСТИЧЕСКАЯ ГИТАРА». Курс рассчитан на 144 часа, по 2 часа 2 раза в неделю. Базовый курс предполагает знакомство с акустической шестиструнной гитарой, основными приемами игры, нотами, аккордами, а также первичный опыт участия в небольших концертах.
2 уровень - репродуктивный.
2 год - основной курс «ЭЛЕКТРОГИТАРА, ИГРА АНСАМБЛЕМ».
На данном этапе дети учатся игре на электрогитаре, игре в ансамбле, распределяются по инструментам: определяется солист, ударник, клавишник, соло-гитарист, ритм-гитарист, бас-гитарист. Дети более углубленно изучают музыкальную грамоту, технику игры. Воспитанники уже могут играть сложные произведения ансамблем, участвовать в больших массовых мероприятиях, конкурсах, фестивалях.
3уровень – творческий.
3год - специальный курс «ТВОРЕЦ».
Специальный курс рассчитан на воспитанников, которые прошли обучение на первых двух уровнях. Курс полностью посвящен развитию творческой одаренности детей - импровизации, аранжировке, композиции. На данном этапе воспитанники сочиняют собственные песни, тексты, музыку, записывают собственные альбомы песен, устраивают авторские концерты, гастрольные туры.
Задачи программы:
образовательные задачи:
- усвоение основных знаний, входящих в содержание программы;
- обучение основным приемам игры на акустической гитаре и на электромузыкальных инструментах;
- усвоение необходимых знаний по основам теории музыки, импровизации, аранжировке;
развивающие задачи:
- гармоничное развитие музыкального слуха и звуко-слуховой ориентации;
- развитие воображения, фантазии;
- развитие творческой самостоятельности, индивидуальности;
воспитательные задачи:
- формирование активной жизненной позиции;
- формирование слушательской культуры;
- формирование потребности творческого роста и самосовершенствования;
- воспитание доброжелательности в коллективе;
- воспитание трудолюбия и ответственности.
Данная программа компенсирует недостаток музыкального образования. Деятельность объединения развивается на принципах: постепенности, индивидуализации, и тесного взаимодействия педагога с детьми и их родителями.
Продолжительность обучения по данной программе для детей
12-17 лет – 3 года.
Творческое объединение могут посещать учащиеся Краевого политехнического колледжа, имеющие склонность к музыкальному творчеству.
При записи детей в кружок используются следующие принципы:
1. доступность – обучение бесплатное;
2. демократичность – любой ребенок в возрасте от 12 до 17 лет может записаться в коллектив, независимо от социального статуса и половой принадлежности (мальчики-девочки);
3. информативность – каждый ребенок, желающий записаться
в коллектив, получает необходимую информацию о нем, о направлении деятельности, о требованиях, которые предъявляются ребенку.
Методы обучения.
1. Наглядный – практический показ способов деятельности (технические упражнения);
2. Словесный – объяснение, передача информации словами;
3. Объяснительно-иллюстративный – объединяет два предыдущих, педагог передает информацию различными средствами, дети воспринимают, осознают, фиксируют данную информацию;
4. Практический – практическая деятельность детей по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способах деятельности;
5. «Игровой» – использование игровых моментов, упражнений, ситуаций, «включение» художественного и образного мышления детей;
6. Самостоятельный – дети самостоятельно проводят занятия, или его часть, самостоятельно выполняют задания педагога;
7. Метод создания проблемной ситуации – перед детьми ставиться проблема, они должны благоприятно её решить и предложить пути выхода.
Основные приемы, используемые педагогом в организации образовательного процесса.
1. Убеждение – одна из форм педагогического воздействия на ребенка. Формы убеждения: слово, дело, пример, одна из форм убеждения – опора на мотивацию, например: для того, чтобы научиться хорошо играть на гитаре, необходимо долго тренироваться. За убеждением обязательно следует призыв к конкретной деятельности.
2. Упражнения – специальные упражнения тренировочного характера. Цель упражнений – выработка, закрепление умений и навыков.
3. Стимулирование – т.е. побуждение к чувствам, действиям. Это поощрение (похвала, поддержка, одобрение, награждение).
4. Контроль и самоконтроль. Контроль выполнения поставленных задач, результативности работы педагога, детей: тесты, анкеты, зачеты.
5. Сотрудничество – как совместная деятельность, общение педагога и детей; активная позиция ребенка в образовательном воспитательном процессе.
6. Создание ситуации успеха, т.е. формирование у каждого ребенка опыта индивидуальных достижений, успеха в реализации своих знаний, умений, навыков; своих способностей.
Основные формы занятий:
1. Практические;
2. Теоретические;
3. Комплексные.
Основные формы занятий по содержанию (схематично)
Занятие - Концерт,
композитор конкурс, фестиваль Занятие-
аранжировщик
Практические Технические
упражнения
Зачет, итог Открытое занятие Занятие-репетитор
Беседа Лекция
Обсуждение Теоретические Дискуссия
темы
Тест, зачет, Информация
фронтальный опрос
Порядок прохождения программы может быть изменен в процессе обучения, в зависимости от условий, степени усвоения материала, особенностей ребенка.
Основная учебная нагрузка на занятиях
Группа Продолжительность занятий Нагрузка в неделю Нагрузка в учебный год
1 год обучения 2 х 45 = 90 мин. 4 ч. 144ч.
2 год обучения 2 х 45 = 90 мин. 4 ч. 144ч.
3 год обучения 3 х 45 = 90 мин. 6 ч. 216ч.
Прогнозируемый результат развития ребенка, подростка
Дети, занимающиеся в объединении, имеют возможность самореализоваться на 3х уровнях.
1 уровень - в творческом объединении (лидерство в учебе, хорошее владение инструментом).
2 уровень - внутри учреждения (авторские концерты).
3 уровень – вне учрежденческий (участие в районных, краевых мероприятиях).
Система отслеживания практических навыков учащихся
Формы отслеживания результатов:
1. Сдача партий.
2. Контрольное занятие.
3. Зачет.
4. Тестирование.
5. Концерт (участие в концерте, авторский концерт, отчетный концерт).
Критерии оценки:
1. Умение настраивать (ремонтировать) инструмент.
2. Постановка рук (правильная, неправильная).
3. Техника исполнения (использование разных приемов и способов).
4. Индивидуальность исполнения, артистичность.
5. Знание аккордов и разных способов их исполнения.
6. Использование средств музыкальной выразительности.
7. Самостоятельный подбор по слуху аккомпанемента знакомых песен.
8. Свободная транспортировка мелодии в разные тональности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ пп | Т Е М А | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Формирование исполнительского аппарата. | 7 | 2 | 5 |
3. | Техника игры на гитаре. | 22 | 8 | 14 |
4. | Работа над произведением. | 60 | 15 | 45 |
5. | Музыкально-творческие задания. | 5 | - | 5 |
6. | Основы теории музыки. | 18 | 8 | 10 |
7. | Строение гитары. | 1 | 1 | - |
8. | Настройка гитары. | 5 | 2 | 3 |
9. | Средства музыкальной выразительности и их применение. | 10 | 5 | 5 |
10 | История инструмента | 4 | 4 | - |
11 | Воспитательно-методическая работа. | 10 | 4 | 6 |
12 | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 |
В С Е Г О : | 144 | 50 | 94 |
На первом году обучения учащиеся должны
познакомиться:
- с новой областью деятельности;
- со строением гитары;
- с правилами постановки рук при игре на акустической гитаре;
- с нотной грамотой;
- с историей инструмента;
научиться:
- основным приемам игры на акустической гитаре;
- бережному отношению к инструменту;
- настраивать инструмент;
- выступать перед небольшой аудиторией;
развить:
- исполнительский самоконтроль;
- развить музыкальный слух, память, внимание;
- развить координацию рук и пальцев.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Вводное занятие.
Познакомить детей с новой образовательной программой «Нирвана», режимом работы, составить с детьми расписание занятий, решить необходимые орг. вопросы.
2.Формирование исполнительного аппарата:
а) постановка правой руки:
- пальцы должны быть перпендикулярны струнам, а кисть расслаблена, рука опирается на самую широкую часть корпуса гитары;
- выработка естественного положения пальцев и кисти руки;
б) постановка левой руки – левая рука подготавливает процесс игры:
правила-
1) пальцы должны прижимать струны около порожка, слева от него;
2) пальцы должны находиться в положении, перпендикулярном по отношению к грифу;
3) большой палец должен находиться за грифом, перпендикулярно ему, кончик пальца на уровне середины грифа; большой палец создает контрсилу и давление на гриф остальных пальцев, давление этих пальцев должно быть достаточно сильным, но не чрезмерным, т.е. не сковывающим;
в) работа над аппликатурой (помогает беззвучно подменять пальцы, развивать пальцевое легато, приемы скольжения, вырабатывает навыки легкости и изящества исполнения), включает практические упражнения по технике игры.
Теория. Устройство гитары, условия хранения, эксплуатации, транспортировки, техника безопасности. История гитары. Андрес Сеговия – творческий путь известного исполнителя Посадка гитариста. Постановка правой и левой руки. Отщипывание струн в переборах. Бой, виды боя. Условные обозначения: пальцы левой, правой руки, нумерация струн, ладов. Аккорды. Особенности исполнения музыкальных произведений: мажор, минор. Табулатура, чтение табулатуры. Настройка гитары, перетяжка струн. Контрольное тестирование.
Практика. Прослушивание музыкальных произведений. Отработка классической, свободной посадки гитариста. Аккорды. Работа с переборами, игра боем. Игра в ансамбле. Работа с песенниками, самоучителями, программой для ПК «Gitar pro». Практические работы по самостоятельному освоению музыкальных произведений. Репертуар российских групп и исполнителей: «Кино» В. Цой, «Ария» Кипелов, «ДДТ» Ю. Шевчук, «Сплин», туристская песня О. Митяева, А. Розенбаум и др.
3.Техника игры на гитаре.
Способы звукоизвлечения:
- бой – иначе ритм, который выбивается на струнах (2х звучные, 3хзвучные, 6ти звучные, 5ти звучные, 7ми звучные, без первого элемента).
- игра на гитаре аккордами (удар одновременно по всем струнам и бас-аккорд – способ, в котором звучит вначале бас, а затем аккорд).
Приемы исполнения:
тирандо, апояндо, стретч, глиссандо, пиццикато, баррэ.
Главная задача – научиться четко извлекать аккорды и быстро менять их при игре на инструменте.
Теория. Техника безопасности. История струнно-щипковых музыкальных инструментов. Известные исполнители и композиторы, произведения для гитары. Изучение произведений Ф. Тарреги, переложений произведений Л.В.Бетховена для гитары. Усложненные переборы, бой. Таблица аккордов. Особенности построения аккордов. Особенности звукоизвлечения гитариста-виртуоза: слайд, пулл, хаммер, глушение, стакатто, тремоло, вибрато, трель, флажолет. Настройка гитары, перетяжка струн. Контрольное тестирование. Ноты. Соотношение нотной и табулатурной записи. Понятие длительности. Изучение расположения нот на грифе на I-V ладу. Знаки альтерации.
Практика. Работа с самоучителями. Работа с нотной записью. Прослушивание музыкальных произведений. Аккорды. Работа с переборами, игра боем. Игра в ансамбле, отработка виртуозных приемов игры. Игра «с листа», работа с песенниками, самоучителями, программой для ПК «Gitar pro», нотным текстом. Практические работы по самостоятельному освоению музыкальных произведений.
4. Работа над произведением.
- Слушание произведения.
- Выделение технически трудных мест.
- Обсуждение характера, идеи произведения.
- Разбор нотного текста.
- Проигрывание произведения в медленном темпе.
- Отработка технически трудных мест.
Главная цель – добиться единства темпоритма, динамической и штриховой гибкости.
5.Музыкально-творческие задания.
- Подбор песен, музыки на слух.
- Самостоятельное составление гармонических последовательностей.
- Сочинение мелодий, песен, текстов на заданную тему.
- Цветовое восприятие музыки (игра музыкальных отрывков в разном цвете).
- Метод фотографирования (за несколько секунд запомнить и сыграть музыкальный отрывок , который исполнил педагог).
Музыкально-творческие задания помогают решить ряд исполнительских задач:
- формирование навыков импровизации;
- ориентация в ладотональной системе;
- восприятие нотной графики;
- исполнительское музыкальное мышление;
- ритмоинтонационные комплексы;
- высвобождение скрытой творческой энергии.
Для разнообразия форм (по желанию детей и педагога) можно провести занятия в форме праздников, конкурсов, игр, тестирования.
6.Основы теории музыки:
- нотная грамота (ноты, скрипичный ключ, нотоносец);
- ноты (2,1 струн, 4, 3 струн, 6,5 струн – расположение нот на гитаре);
- сокращенная запись аккордов на латинском языке, принятая в музыке, для удобства записи;
- паузы (восьмые, четвертные, половинные, целые), моменты молчания в музыке имеют такие же длительности, как и ноты;
- реприза – знак повторения (II : I : II)
- ритм (простой, пунктирный);
- длительности (восьмые, четвертные, половинные, целые);
- знаки альтерации # (повышение тона), b (понижение тона ),бекар (отмена значения b или #).
На занятиях используется гитарная сетка, где вертикальные линии обозначают струны, горизонтальные – лады. На тех ладах, которые нужно зажать, ставится точка или крестик, а рядом с ней цифры, указывающие аппликатуру: 0 – открытая струна в аккорде, римская цифра – лад.
При помощи гитарной сетки и нотируемого аккорда, можно выбрать наиболее подходящую аппликатуру.
7.Строение гитары
- корпус – акустика
- кузов (подставка для закрепления струны, розетка)
- гриф – закрепление струн
- колки – регуляция высоты звука
- лады – перемещение пол тональностям
- струны – звукоизвлечение
- порожек – для закрепления и установки струн
- головка – закрепление натянутых струн.
На занятии детям даются наглядные пособия с изображением гитары, показывается инструмент, необходимость каждого звена в строении гитары.
8.Настройка гитары:
- необходимость настройки инструмента;
- принципы настраивания инструмента (подкручивание колков, настройка тонов ми-си-соль-ре-ля-ми с фортепиано, подстройка по 5 ладу);
- настройка инструмента (самостоятельная работа).
9.Средства музыкальной выразительности и их применение.
- Осмысление музыкальной речи с мелодией, гармонией, ритмом, динамикой, темпом и т.д.
- Четкая передача ритмических построений произведения.
На занятии может быть использован метод музыкальных ассоциаций – предложить детям представить себе уже известные музыкальные произведения с подобным ритмическим проявлением, вспомнить те чувства и настроения, которые они вызывали.
Главная задача – научить детей правильно и со смыслом использовать динамические оттенки.
10.История инструмента:
- первая гитара;
- виды гитар и их использование .
11. Воспитательно-методическая работа.
1). Региональный компонент. Уинский край — моя малая родина
1.1. Здесь мы живём.
Понятия «край», «малая родина». Месторасположение села Уинское. Происхождение названия. Страницы истории. Достопримечательности села. Памятники природы. Наши земляки - знаменитые люди. Беседа. Просмотр видеофильма.
Практика. Работа с картой Пермского края. Экскурсия по населённому пункту.
1.2 Мы помним твой подвиг солдат
Наше село в годы Великой отечественной войны. Участники ВОВ, их подвиги. Участники Афганской и Чеченской войн. Беседа. Просмотр альбомов, видеофильма. Посещение зала боевой славы в краеведческом музее.
1.3 Наши традиции
Традиционные праздники Уинского района - «Медовый спас», «Сабантуй» Беседа о народных мастерах Уинского края. Знакомство с их работами. Просмотр видеофильма.
Практика. Встречи с мастерами народного творчества. Мастер - классы.
1.4 Экскурсия в районный краеведческий музей.
2). Работа с родителями (индивидуальные беседы, родительские собрания), открытые занятия, массовые мероприятия в свободное время, экскурсии, выездные концерты, совместный подбор репертуара.
12.Итоговое занятие.
Подведение итогов за год, анкетирование, составление плана на перспективу.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН 1ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1 полугодие.
1. « Я готов тебе сердце отдать» автор неизвестен.
2. «Дождь» автор неизвестен.
Песни из репертуара группы «Кино»:
3. «Звезда по имени Солнце».
4. «Кукушка».
5. «В наших глазах».
6. «Уже поздно».
Песни из репертуара группы «ДДТ»:
7. «Ветер».
8. «Просвистела».
9. «Это все».
10. «Дождь»
2 полугодие.
Песни из репертуара группы «Ленинград»:
1. «Мне бы в небо».
2. «Никого не жалко».
3. «WWW».
Песни из репертуара группы «Любе»:
4. «Березы».
5. «Давай за».
6. «Комбат».
7. «Там за туманами».
Песни из репертуара группы «Машина времени»:
8. «Костер».
9. «Марионетки».
10. «Пока горит свеча»
Дополнительный репертуар.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ пп | Т Е М А | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Техника игры на электрогитаре | 20 | 5 | 15 |
4. | Работа над репертуаром | 30 | 30 | |
5. | Игра ансамблем | 37 | 7 | 30 |
7. | Навыки импровизации | 10 | 2 | 8 |
8. | История музыки | 8 | 8 | |
9. | Основы теории музыки | 10 | 10 | |
10 | Настройка гитары | 5 | 2 | 3 |
11 | Концертная деятельность | 8 | 1 | 7 |
12 | Воспитательная работа | 9 | 2 | 7 |
13 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
В С Е Г О : | 144 | 32 | 112 |
На втором году обучения учащиеся должны
познакомиться:
- с электромузыкальными инструментами;
- с понятиями ансамбль, аккорд;
- с параллельными тональностями;
- с септаккордами и их применением;
- с понятием вокально-инструментальный ансамбль;
- со стилями, жанрами современной массовой музыкальной культуры;
освоить:
- технику игры на электрогитаре (бас, соло, ритм);
- навыки импровизации;
научиться:
- играть в ансамбле;
- правильно настраивать гитару;
- выступать перед зрительской аудиторией;
- подбирать музыку на слух;
развить:
- желание писать стихи, музыку, песни;
- желание участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях;
- чувство вкуса, исполнительский самоконтроль;
- чувство ответственности за свой коллектив.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие
- Утверждение плана работы с детьми на год - предложения по улучшению работы, анкетирование, режим работы, орг. вопросы.
2. Техника игры на электрогитаре
- формирование исполнительского аппарата при игре на электрогитаре;
- работа над аппликатурой (упражнения);
- способы звукоизвлечения: арпеджио, тремоло, флажолет, легато , стоккато, портато;
- приемы исполнения: аккордами с разным ритмом , игра с басами, в октаву;
3. Работа над репертуаром:
- отработка технически трудных мест в музыкальных произведениях- пассажи, скачки, сложные интонации;
- выявление стиля, особенностей фактуры, аккомпанемента;
- подбор и разучивание концертного репертуара;
Данная тема включает в себя индивидуальные занятия, для полного усвоения материала детьми.
Теория. Особенность звукоизвлечения, пения при исполнении музыкальных произведений разного характера, для разной аудитории: туристской песни в кругу друзей, классического произведения на концерте и др. Ведение песенника. Запись мелодии, подбор «на слух» мелодии и аккомпанемента. Игра в ансамбле. Классическая музыка для гитары. Подбор индивидуальной музыкальной программы. Мир музыкальных инструментов. Изучение расположения нот на грифе на VI-X ладу.
Практика. Отработка навыков игры на инструменте. Отработка умения петь для зрителей. Игра в ансамбле. Подбор музыкальных произведений «на слух». Самостоятельный поиск репертуара с использованием песенников, самоучителей, средств Интернета. Организация мини-концертов в объединении. Организация концертов перед зрителями. Работа с классическими произведениями для гитары, работа с табулатурой, нотным текстом Практические работы по самостоятельному освоению музыкальных произведений.
4. Игра ансамблем
- коллективное музицирование ;
- художественная отработка концертного репертуара;
Главная цель – содержательное, яркое, технически совершенное исполнение.
Теория. Ансамблевая игра. Понятие сольной партии, аккомпанемента. Разбивка по партиям. Заменяемость музыкальных инструментов. Работа со средствами программы «Gitar pro». Финский струнный квартет «Apocaliptica». Изучение расположения нот на грифе на XI-IX ладу
Практика. Игра в ансамбле. Сыгрывание по партиям, замена партий. Шумовые музыкальные инструменты. Прослушивание музыкальных произведений исполняемых различными музыкальными группами и ансамблями. Выпуск информационного листка о жизни объединения. Организация концертов для родителей, одноклассников.
5. Навыки импровизации.
- Мелодические, гармонические и ритмические варьирования.
- Музыкальный конструктор(собрать из разных кусочков целостное произведение).
Главная цель – высвобождение скрытой творческой энергии исполнителя.
6. Основы теории музыки.
- Ансамбль – понятие, виды, типы;
- Аккорд – понятие аккорда как самостоятельного звукового комплекса;
- Параллельные тональности - тональности мажора и минора, которые имеют одинаковое количество знаков (C-am, G-Em, F-Dm, D-Hm, E-C#m, A-F#m);
- септаккорды их применение и обозначение
7. Настройка гитары:
- закрепление теоретических знаний по настройке инструмента;
- особенности настройки электрогитары;
- практическая работа – настройка электрогитары, настройка 4х струнной бас-гитары - настраивается по последним четырем звукам (соль-ре-ля-ми).
8. Концертная деятельность.
Данная тема включает в себя публичные выступления. Участия в концертах районного, краевого уровня, фестивалях, конкурсах, отчетных концертах Дома детского творчества, выездных концертах, молодежных акциях и т.д.
9. История музыки
- вокально-инструментальные ансамбли.
- Значительные явления, стили, жанры современной массовой музыкальной культуры.
- Музыка народов мира.
- Теория. Испанская музыка. Фламенко. Шотландская, ирландская народная музыка. Музыка народов России. Работа с табулатурой. История возникновения музыкальных стилей, инструментов. Репертуар группы «Blackmore's night».
- Практика. Подбор и исполнение индивидуально и ансамблем произведений народной музыки. Прослушивание музыкальных произведений. Подготовка устных докладов об изучаемой стране. Задания на лето.
10. Воспитательно-методическая работа
- работа с родителями (индивидуальные беседы, встречи);
- мероприятия внутри объединения (по плану);
- мероприятия, проводимые Домом детского творчества;
- концерты;
- подготовка наглядных пособий;
- подготовка методических пособий.
11. Итоговое занятие.
Повторение пройденного материала, подведение итогов за год, анкетирование.
Примерный репертуарный план 2-го года обучения
1 полугодие.
Песни из репертуара группы «Наутилус помпилиус»:
1. «Дыхание»;
2. «На берегу»;
3. «Прогулки по воде»;
4. «Я хочу быть с тобой»;
Песни из репертуара группы «Воскресение»
5. «Снилось мне…»
6. «Ночная птица».
Песни из репертуара группы «Сектор газа»
7. «Демобилизация».
8. «Лирика».
9. «Выхода нет» - из репертуара группы «Сплин»
10. «Зачем топтать мою любовь» - из репертуара группы «Смысловые галлюцинации».
2 полугодие
1. «Вчера» - гр. «Биттлз».
2. «Зеленоглазое такси» - Ляпис Трубецкой.
3. «Песня идущего домой» - В. Бутусов.
4. «Прасковья» - гр. «Ума Турман».
5. «Я куплю тебе дом» - М. Круг.
6. «Юность в сапогах» - из кинофильма «Солдаты».
7. «Девушка по городу …» - В. Бутусов.
8. «Отель калифорния» - гр. «Иглс».
9. «Мой рок-н-ролл» - гр. «Би-2».
10. «Вот пуля просвистела» - «Чиж и ко.»
Дополнительный репертуар
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№пп | Т Е М А | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Техника игры на гитаре | 35 | 10 | 25 |
3. | Работа над репертуаром | 60 | 20 | 40 |
4. | Игра ансамблем | 43 | 13 | 30 |
5. | Концертная деятельность | 20 | - | 20 |
6. | Основы аранжировки | 5 | 2 | 3 |
7. | Основы теории музыки | 10 | 5 | 5 |
8. | Музыкально-творческие задания | 25 | - | 25 |
9. | Воспитательная работа | 10 | - | 10 |
10 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
ВСЕГО: | 216 | 54 | 162 |
На третьем году обучения учащиеся должны
познакомиться:
- с основами аранжировки;
- с основами композиции;
- с понятием лад;
- с трезвучиями и их обращениями;
- усвоить:
- основные приемы игры на гитаре и способы звукоизвлечения;
- основные правила и способы выполнения технических упражнений;
- основные правила игры в ансамбле;
научиться:
- комфортно чувствовать себя на сцене;
- правильно пользоваться электромузыкальными инструментами;
развить:
- желание самостоятельно заниматься творчеством;
- желание быть перспективным и успешным;
- желание в дальнейшем заниматься музыкой.
Результатом деятельности творческого объединения «Нирвана»
будет часовой концерт, который пройдет в Доме детского творчества и гастрольные поездки по школам и Домам культуры района.
Концерт – это демонстрация творческих способностей детей, показ своих знаний, умений, навыков на практике, приобретенных во время обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Вводное занятие.
Составление плана на год, анкетирование, режим работы, орг. вопросы.
2. Техника игры на гитаре:
- систематические технические упражнения на аппликатуру, для развития координации рук;
- самостоятельный подбор аппликатуры;
- проигрывание технически трудных фрагментов исполняемых произведений;
- совершенствование приемов звукоизвлечения и приемов исполнения;
- работа над ритмическим развитием;
- применение спецэффектов и специальных приставок для электрогитар.
- Теория. Техника безопасности. История музыки. Настройка гитары, перетяжка струн. Приемы игры: пиццикато, тамбурин, фламенко. Изучение различных подходов в обучении игре на гитаре. Школа Кирьянова, Новикова, Сеговии, Каркасси и др. Виктор Зинчук. Пако де Лючия.
- Практика. Самостоятельный выбор и отработка произведений. Отработка сложных технических приемов.
3. Работа над репертуаром:
разбор новых произведений;
- совместный подбор музыкальных произведений и работа над концертным репертуаром;
- работа над качеством звукоизвлечения;
- развитие и закрепление навыков полученных ранее;
- работа над характером произведения;
- подбор произведений на слух;
- оценка своего исполнения.
- Теория. Подбор индивидуальной музыкальной программы.
- Практика. Отработка навыков игры на гитаре. Отработка умения петь для зрителей. Игра в ансамбле. Участие в концертах, отчетных концертах, мастер-классах и др. мероприятиях. Шефская помощь воспитанникам 1 и 2 года обучения.
- 4. Игра ансамблем.
- работа над качеством звука и его динамикой при сведении всех партий;
- бас-гитара – использование основного и дополнительного баса ;
- ритм-гитара – использование сложных аккордов в подборе аккомпанемента: септаккордов, уменьшенных аккордов (6ти звучных, 4х звучных), использование большого баррэ;
- гитара-соло – отработка сложных пассажей с правильной аппликатурой, использование всех приемов звукоизвлечения и ведения мелодии, применение блока-приставки спецэффект;
- ударные - удержание темпа и ритма, поддержка музыкальных фраз;
- клавишные - использование более сложных технических оборотов, аккордов и их обращений, игра 2-мя руками, сложные сольные партии, импровизация;
- вокал – участники группы должны освоить навык сольного и ансамблевого пения (совместная деятельность с творческими объединениями «Импульс», «Солист»).
- Теория. Ансамблевая игра. Понятие сольной партии, аккомпанемента. Разбивка по партиям. Заменяемость музыкальных инструментов. Работа со средствами программы «Gitar pro». Знаменитые ансамбли России, мира.
- Практика. Игра в ансамбле. Сыгрывание по партиям, замена партий.. Прослушивание музыкальных произведений исполняемых различными музыкальными группами и ансамблями. Группа «ДДТ» – песни для души. Тренинговые занятия по сплочению коллектива, преодолению проблем в общении. Организация концертов для родителей, одноклассников.
5. Концертная деятельность.
- выступления на сцене;
- репетиции на сцене;
- гастрольная деятельность;
- работа над технической отточенностью, свободным и эмоциональным исполнением репертуара;
- согласованная игра в гибком ритме и изменчивом темпе;
- выбор сценического образа и костюмов;
- подготовка концертных номеров;
6. Основы теории музыки.
- Лад – определение лада как системы высотной организации звуков на основе их взаимосвязи и взаимоподчинения. Понятие об устойчивых и неустойчивых ступенях, разрешения. Главные ступени лада.
- Трезвучие и его обращения (секстаккорды, квартсекстаккорды). Главные трезвучия лада – T, G, D, их обращение и разрешение.
- Уменьшенные аккорды – понятие, применение, обозначение (4х звучное, 6ти звучное).
7. Основы аранжировки
- понятие;
- задачи (сопровождение, композиционная структура);
- 4 основных вида деятельности аранжировщика (анализ музыкального текста, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств, проверка и корректировка продукта);
- практические упражнения.
8. Музыкально - творческие задания:
- сочинить мелодию на данный текст;
- сочинить текст на данную мелодию;
- сочинить свою песню;
- сочинение в дуэте (ребенок – педагог, деление группы на творческие дуэты).
9. Воспитательная работа.
- совместное творчество (педагог и ребенок);
- подбор репертуара;
- экскурсии;
- участие в мероприятиях, концертах, фестивалях;
- родительские собрания.
10. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за год и за весь период посещения коллектива. Отчетный концерт, награждение выпускников.
РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН
3ГОД ОБУЧЕНИЯ
1полугодие
1. «Останусь…»- из репертуара гр. «город312»
2. «Магнитофон» - из репертуара гр. «Мультфильмы»
3. «31-я весна» - из репертуара гр. «Ночные снайперы»
Песни из репертуара гр. «Танцы минус»:
4. «Город»
5. «Иду»
6. «Диктофоны»
7. «Цветут цветы»
8. Дополнительный репертуар. Песни собственного сочинения.
2полугодие
Песни из репертуара рок - групп Пермского края:
1. «Город»- гр. «Яды»
2. «Крылья демона»- гр. «Крик тишины»
3. «Нет»- гр. «Враг врага»
4. «Капризы бессонного кактуса»- гр. «Зеркало»
5. «Просила»- гр. «Берега»
6. «Скрипка»- гр. «Бен Ганн»
7. «Один» - гр. «Тихий Джа »
8. Дополнительный репертуар. Песни собственного сочинения.
Дополнительный репертуар
Методическое обеспечение.
При работе по данной программе используются:
- свой собственный опыт;
- опыт работы других специалистов в данном направлении: Б.А.Брылин
г. Москва; Николаев А. Г. Москва; Н.Корнакова г. Сургут; Е.Ф. Кабиловой г. Москва; О.В. Ермоленко;
- учебно-методическую литературу;
- рекомендаций педагогов Дома детского творчества;
- методические и дидактические материалы: таблицы аккордов, аудио и видеозаписи. В помощь учащимся предлагаются ряд сборников популярной песни, которые могут использоваться для самостоятельной работы дома и на занятиях.
Психолого-педагогическое обеспечение:
- учет возрастных и психологических возможностей детей;
- мотивация желания и интересов детей (их родителей);
- особенности подростковой психологии (стремление к взрослению, к новым знаниям, признанию среди сверстников и др.);
- создание на занятиях благоприятного психологического климата, комфорта, условий для творческой деятельности детей (педагога).
Материально- техническое обеспечение:
- просторный учебный класс;
- музыкальный центр;
- компьютер
- телевизор
- фортепиано;
- гитары (акустические гитары 8шт., гитара-бас, гитара-соло, гитара-ритм);
- синтезатор;
- малая барабанная установка;
- микрофоны 3шт.;
- акустические системы 2шт.;
- микшерский пульт;
Возможность пополнения материально-технической базы:
- помощь спонсоров;
- добровольная спонсорская помощь родителей.
Список литературы
1. Борисенко Н.В. «Гитарная песня» изд. Айрис.Дидактика М-2010г.
2. Буйлова Л.Н. «Проектирование образовательных программ»
3. Добрынина Ф.Н. «Понятие морали» – М.-2005г.
4. Дополнительное образование №6-2012.
5. Дополнительное образование №7-2012.
6. Борисенко Н.В. «Гитарная песня» изд. Айрис.Дидактика М-2013г.
7. История музыкальных инструментов. Под ред. Соловьевой. М.-2007г.
8. Музыкальная энциклопедия. М-2013г
9. Музыка в школе №3-2001 ст. Карнакова, Кабилова, Ермоленко.
10. Л.Шумеев «Возьми гитару» Молодежная эстрада №6-7, 2000г.
11. Яковлев Е.Т. «Эстетика» – М – 2009г.
Приложения
Упражнения для игры на гитаре.
-Акустическая гитара и ритм-гитара:
1. Проигрывание гармонических последовательностей (Т- D-Т; Т- D-S-Т; Т- S- D –Т) в разных тональностях с разным ритмом (разным боем), используя различные приемы игры.
2. Проигрывание гармонических последовательностей перебором (арпеджио), используя разные приемы игры и разные аппликатурные комбинации.
-Соло гитара:
Проигрывание гамм, мелодий, хроматизмов в разных тональностях с правильной аппликатурой, используя разные приемы игры (легато, стоккато, тремоло, пиццикато) в быстром и медленном темпе.
Мелодия, применяемая для упражнений на соло гитаре(нумерация струн снизу вверх).
I II III IV V VI VII
2 3 4 2 3 2 4 2 3 2 4
Арабские цифры обозначают аппликатуру (номер пальца, зажимающего ту или иную струну), а римские цифры – лад.
-Бас-гитара
1. Проигрывание гамм, мелодий, хроматизмов в разных тональностях с правильной аппликатурой, используя приемы игры легато, стоккато и тремоло.
2. Проигрывание хроматизма от фа на первом ладу (4струна) и от си( 3 струна) в октаву.
Мелодия, применяемая для упражнений на бас гитаре:
I II III IV V VI VII V IV
2 3 2
3 3 4 2 4 2 4 3 4
На занятиях применяются буквенно-цифровые обозначения аккордов:
А – ля; С – до; Е – ми; В – си; Д – ре; F – фа; G – соль.
Каждый буквенный символ соответствует определенному аккорду.
Мажор, минор – это музыкальные термины, определяющие характер звучания аккорда. Мажорный аккорд вызывает у слушателя светлые ощущения, минорный – ассоциируется с грустью. Такая характеристика мажорных и минорных аккордов достаточно условна. Для того, чтобы уловить разницу в их звучании, рекомендуется поочередно несколько раз подряд прослушать мажорный, а затем минорный аккорды. Если рядом с буквой не стоит никаких обозначений, то аккорд читается как мажорный. Например А – ля мажор, С – до мажор. Латинская буква «m» после буквы указывает на то, что аккорд является минорным.
Например: Аm – ля – минор; Сm – до – минор.
Цифра «семь» – в буквенных обозначениях означает септаккорды. Например: А7 – ля септаккорд; С7 – до септаккорд.
Цифра «шесть» означает секстаккорд. Например: А6 – ля секстаккорд; С6 – до секстаккорд.
Цифра «ноль» вверху буквы – обозначает уменьшенный аккорд. Например: А0 – уменьшенный, С0 и т.д.
Таблица взаимодействия аккордов
в наиболее употребительных тональностях
Ля-минор – До мажор E7-Am A7-Dm D7-E7 F D7-G7 G7-C
Ми-минор – Соль мажор B7-E m E7-Am F#7-B7 C A7-D7 D7-G
Ре-минор – Фа-мажор A7-Dm D7-Gm E7-A7 B6 G7-C7 C7-F
Си-минор – Ре-мажор F#7-B m B7-Em C#7- F#7 G E7-F7 A7-D
Фа минор – Ля-мажор C#7-F#m F#7-Bm G#7- C#7 D B7-E7 E7-A
Аккордовые сетки:
I лад IIлад I лад II лад III лад
Аm-ля минор Dm- ре минор
Iлад IIлад I лад II лад III лад
Е- ми мажор С - до мажор
I II III II
А- ля мажор D- ре мажор Еm-ми минор
I лад II лад IIIлад II лад IIIлад IVлад
F-фа мажор H m-cи минор
Остальные аккорды ставятся по принципу фа мажора и си минора с продвижением на пол тона вверх. Так же при игре используются аккорды, которые играются по принципу ля мажора и ми минора, только с баррэ ( прием игры на гитаре, при котором указательный палец левой руки прижимает к грифу несколько струн одновременно).
Для лучшего усвоения материала и овладения техникой игры мною разработаныупражнения для игры на гитаре.
-Акустическая гитара и ритм-гитара:
3. Проигрывание гармонических последовательностей (Т- D-Т; Т- D-S-Т; Т- S- D –Т) в разных тональностях с разным ритмом (разным боем), используя различные приемы игры.
4. Проигрывание гармонических последовательностей перебором (арпеджио), используя разные приемы игры и разные аппликатурные комбинации.
-Соло гитара:
Проигрывание гамм, мелодий, хроматизмов в разных тональностях с правильной аппликатурой, используя разные приемы игры (легато, стоккато, тремоло, пиццикато) в быстром и медленном темпе.
Мелодия, применяемая для упражнений на соло гитаре(нумерация струн снизу вверх).
I II III IV V VI VII
2 3 4 2 3 2 4 2 3 2 4
Арабские цифры обозначают аппликатуру (номер пальца, зажимающего ту или иную струну).
-Бас-гитара
3. Проигрывание гамм, мелодий, хроматизмов в разных тональностях с правильной аппликатурой, используя приемы игры легато, стоккато и тремоло.
4. Проигрывание хроматизма от фа на первом ладу (4струна) и от си( 3 струна) в октаву.
Мелодия, применяемая для упражнений на бас гитаре:
I II III IV V VI VII V IV
2 3 2
3 3 4 2 4 2 4 3 4
На занятиях применяются буквенно-цифровые обозначения аккордов:
А – ля; С – до; Е – ми; В – си; Д – ре; F – фа; G – соль.
Каждый буквенный символ соответствует определенному аккорду.
Мажор, минор – это музыкальные термины, определяющие характер звучания аккорда. Мажорный аккорд вызывает у слушателя светлые ощущения, минорный – ассоциируется с грустью. Такая характеристика мажорных и минорных аккордов достаточно условна. Для того, чтобы уловить разницу в их звучании, рекомендуется поочередно несколько раз подряд прослушать мажорный, а затем минорный аккорды. Если рядом с буквой не стоит никаких обозначений, то аккорд читается как мажорный. Например А – ля мажор, С – до мажор. Латинская буква «m» после буквы указывает на то, что аккорд является минорным.
Например: Аm – ля – минор; Сm – до – минор.
Цифра «семь» – в буквенных обозначениях означает септаккорды. Например: А7 – ля септаккорд; С7 – до септаккорд.
Цифра «шесть» означает секстаккорд. Например: А6 – ля секстаккорд; С6 – до секстаккорд.
Цифра «ноль» вверху буквы – обозначает уменьшенный аккорд. Например: А0 – уменьшенный, С0 и т.д.
Таблица взаимодействия аккордов
в наиболее употребительных тональностях
Ля-минор – До мажор E7-Am A7-Dm D7-E7 F D7-G7 G7-C
Ми-минор – Соль мажор B7-E m E7-Am F#7-B7 C A7-D7 D7-G
Ре-минор – Фа-мажор A7-Dm D7-Gm E7-A7 B6 G7-C7 C7-F
Си-минор – Ре-мажор F#7-B m B7-Em C#7- F#7 G E7-F7 A7-D
Фа минор – Ля-мажор C#7-F#m F#7-Bm G#7- C#7 D B7-E7 E7-A
Аккордовые сетки:
I лад IIлад I лад II лад III лад
Аm-ля минор Dm- ре минор
Iлад IIлад I лад II лад III лад
Е- ми мажор С - до мажор
I II III II
А- ля мажор D- ре мажор Еm-ми минор
I лад II лад IIIлад II лад IIIлад IVлад
F-фа мажор H m-cи минор
Остальные аккорды ставятся по принципу фа мажора и си минора с продвижением на пол тона вверх. Так же при игре используются аккорды, которые играются по принципу ля мажора и ми минора, только с баррэ ( прием игры на гитаре, при котором указательный палец левой руки прижимает к грифу несколько струн одновременно).
Бой Техника игры на гитаре.
– 2х звучный, 3хзвучный, 6ти звучный, 5ти звучный, 7ми звучный, без первого элемента.
Тирандо – звукоизвлечение производится путем защипывания струны, применяется в аккордах, быстрых арпеджио, в случаях, когда струны должны звучать одновременно.
Апояндо - палец, извлекающий звук, падает на надлежащую струну. Этот прием позволяет извлечь красивый, мощный звук. Используется для пассажей и проведения мелодии.
Стретч ( продольное вибрато) – специфический прием на гитаре..
Техника исполнения заключается в следующем: один из пальцев, прижимающих струну, скользит вместе с ней перпендикулярно грифу, благодаря чему взятый звук повышается в пределах от одной четверти тона до целого. Обозначается bend.
- Глиссандо – скольжение одного или нескольких пальцев левой руки по струнам и ладам грифа. Выполняется этот прием следующим образом: первая нота извлекается ударом медиатора, вторая – скольжением пальца.
Глиссандо имеет ряд разновидностей: длинные глиссандо – скольжение вниз или вверх к заданной ноте в пределах до пяти полутонов, короткое – в пределах от одного до трех полутонов.
Обозначение: gliss.
Пиццикато – способ игры щипком.
Для исполнения этого способа ученик кладет правую руку на струны и одновременно извлекает звук медиатором или играет у самой подставки.
Указывается в нотах – pizz.
Баррэ – прием игры на гитаре, при котором указательный палец левой руки прижимает к грифу несколько струн одновременно. В зависимости от числа прижатых струн баррэ называют малым или большим. Данный прием обозначается скобкой, указывающий на количество прижатых струн и римской цифрой, определяющий лад для указательного пальца.
Игра с басами – исполнение мелодии с басом – 2х голосие – усложнившаяся
музыкальная фактура требует повышенного внимания к аппликатуре обеих рук. Извлекается на 12, 9, 7 и 5 ладах. Обозначаются harm, arm, или ft, способ аккомпанемента.
Арпеджио (переборы) - способ аккомпанемента, поочередное повторение звуков один за другим (3х звуч., 4х звуч., 6ти звуч., 8ми звуч.) вверх, а затем вниз, как правило, исполняется восьмыми нотами.
Тремоло - быстрое повторение одного или нескольких звуков звукоизвлечения происходит от удара медиатором по струне вверх-вниз обозначается в нотах . Качество звука зависит от частоты пульсаций.
Флажолет - особый вид звучания, когда палец не прижимает струну к грифу, а лишь слегка касается ее при одновременном ударе по этой струне медиатором. Звучит высокий обертон наподобие звука флейты. Существует 2 вида флажолетов – натуральные и искусственные.
Натуральные – звук извлекается на открытой струне. Используется в основном на Y, YII, XII ладах.
Искусственные – на закрытой струне.
Легато - имеет свои технические особенности.
1- й способ - при исполнении какой-либо фразы на одной и той же струне первый звук из связанной мной группы нот звучит от удара медиатором, в то время как остальные ноты извлекаются пальцами левой руки.
2- й способ – состоит в том, что первый звук извлекается ударом медиатора, второй – ударом пальца левой руки по соответствующей струне.
Стаккато - выполняется с помощью глушения звука. Чем быстрее происходит глушение звука, тем острее стаккато.
Портато - мягкое, выразительное подчеркивание звуков. Исполняется оно путем как бы «вдавливания» струны в гриф пальцами левой руки, при активном звукоизвлечении правой. Длительность ноты выдерживается полностью.
В октаву – используем 2 и 5 палец в левой руке, быстрая смена пальцев (репетиция)
- этот прием используется в основном при игре на бас-гитаре.
Подбор песен на слух.
Представленная методика обучения оригинальна, уже после 1 года обучения, дети в достаточной степени владеют инструментом. При игре по нотам действует схема «вижу-воспроизвожу», а при игре по слуху «слышу-воспроизвожу». Это значит, что в обоих случаях участвует память, но на разных уровнях.
Основным правилом подбора аккомпанемента по слуху является хорошее знание мелодии той песни, которую нужно подобрать. Дальнейшее зависит от того, как ребенок сумеет «вогнать» эту мелодию в рамки изучаемых гармонических последовательностей. Главную роль при этом играет слух – контролирующий орган, выбирающий из множества вариантов подходящий.
Методика подбора песен по слуху заключается в том, чтобы не расставлять буквенно обозначения аккордов над словами песни, а научить самостоятельно, через развития слуха, в нужном месте взять правильный аккорд.
Настройка и ремонт инструмента, инструктаж.
Существенным моментом в работе педагога можно считать обучение детей настройке и ремонту инструмента. На занятиях проводится инструктаж по технике безопасности, поскольку лопнувшая струна гитары представляет большую опасность. Так же инструктаж проводится по работе с электроинструментами и звукоусилительной аппаратурой.
Работа над репертуаром.
Разбор нового произведения всегда начинается с прослушивания. Произведение может исполнить либо педагог, либо можно прослушать аудио запись. Нужно акцентировать внимание детей на исполнение технически трудных мест, затем в ходе совместного обсуждения дети стараются разобраться в характере к идее произведения.
После того, как дети ознакомятся с произведением, можно попытаться всем вместе в очень медленном темпе проиграть какую-то часть произведения или отдельную фразу. Необходимо приучить детей составлять план работы над произведением.
Средства музыкальной выразительности.
Одна из важных задач педагога – помочь детям выразительно интерпретировать произведение, проникнувшись его содержанием. Вживание исполнителя в образ – это осмысление им музыкальной речи с ее мелодией, гармонией, ритмом, динамикой, темпом, тембровой окраской, формой и эмоционально-поэтическим содержанием.
Очень важно для создания музыкального образа передать ритм, ритмическое построение произведения, поэтому репертуар берется с ярко выраженными ритмическими построениями.
На занятии может быть использован метод музыкальных ассоциаций – предложить детям представить себе уже известные музыкальные произведения с подобным ритмическим проявлением, вспомнить те чувства и настроения, которые они вызывали.
Важнейшим средством музыкальной выразительности является гармония. Гармонические построения используются для изображения явлений природы, различных событий, для передачи психологического состояния.
Основную и главную роль играет мелодия.
Игра ансамблем.
Коллективное музицирование способствует развитию тембрального, ладового, гармонического, регистрового слуха. На 2-м году обучения из числа детей посещающих объединение, выбирается ударник, по желанию, но с хорошим чувством ритма. Первое время используется только малая ударная установка (большой барабан, малый барабан, 1 подвесная тарелка, хай-хэт) и несложные ритмы. Так же для игры в ансамбле, в объединение набираются дети, владеющие игрой на фоно. Они обучаются игре на синтезаторе, учатся пользоваться инструментом (переключать нужные голоса, тембры, регулировать уровень звука). Вокалисты приглашаются из объединения «Солист», а также по желанию дети, имеющие хорошие вокальные данные.
При игре в ансамбле важно исполнение музыкального текста без ошибок и остановок. А так же работа над качеством звукоизвлечения, над выразительным исполнением. Первоначальный навык - услышать и исполнить произведение целиком, закрепление навыка концентрации внимания, слуха. Игра в ансамбле обогащает музыканта, расширяет его творческие возможности.
Необходимо научить детей избегать монотонного повторения в аккомпанементе с одного и того же аккорда. Введение заменяющих аккордов в место указанных.Главное при замене аккордов – общий тон. Для правильной замены важно, чтобы у заменяющего аккорда хотя бы одна нота была общей, и чтобы он не диссонировал по отношению к мелодии. Исключение могут составлять промежуточные аккорды. Детям необходимо совершенствовать быструю смену аккордов при игре в быстром темпе и учиться играть как по нотам так и наизусть, учиться транспонировать в объеме полутона и тона.
Необходимый раздел обучения при работе над произведением – воспитание у детей способности слышать произведение и умение его исполнять (в частности, умение «горизонтально мыслить» и «мыслить вперед», предвосхищая реально слышимое). Этот раздел так же включает в себя работу над концертным репертуаром. бас-гитара – использование основного и дополнительного баса – значительно обогащает аккомпанемент, основной бас должен звучать на сильную долю, а дополнительный следуя за ним, может попадать как на слабую, так и сильную долю такта. Используются навыки импровизации – дополнительный бас выбирается, исходя из фантазии исполнителя и удобства игры;
- ритм-гитара – использование сложных аккордов в подборе аккомпанемента: септаккордов, уменьшенных аккордов (6ти звучных, 4х звучных), частое использование большого баррэ, использование в аккомпанементе затакта;
- гитара-соло – исполняет главную партию и играет ведущую роль в ансамбле.
Отработка сложных пассажей с правильной аппликатурой, использование всех приемов звукоизвлечения и ведения мелодии, применение блока-приставки спецэффект;
- ударные - удержание темпа и ритма, поддержка музыкальных фраз, использование ударной установки зависит от стиля, темпа и характера, используются разные ритмы и стили, в зависимости от этого можно задействовать как всю ударную установку, так и какую-то ее часть, играть как палочками, так и щетками. Сегодня игра на ударных инструментах стала очень сложной, поэтому иногда можно заменить ударные в наиболее трудных произведениях – синтезатором.
- клавишные - использование более сложных технических оборотов, аккордов и их обращений, игра 2-мя руками, сложные сольные партии, импровизация;
- вокал – участники ВИА должны освоить навык сольного и ансамблевого пения.
Музыкально-творческие задания
Это один из современных вариантов занятий, путь творческого общения педагога с детьми.
Система творческих заданий строится в 2х направлениях:
1) обращение к жизненным примерам, впечатлениям детей;
2) обращение к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации.
Детям предлагаются:
I. Задания на выявление образно-тематического единства различных художественных произведений, объединенных по каким-либо общим признакам (стилистическое единство, жанр, сюжет и т.д.)
№1. Синтезация различных образных решений в пределах одного и того же сюжета.
№2. Нахождение - «различного в сходном».
II. Задания на нахождение ассоциативно-образных связей.
№1. Галерея образов – выбор ассоциативно-образного ряда.
№2. «Цветовое восприятие музыки».
Музыкальная импровизация – продукт взаимодействия образно-художественного и конструктивного мышления. Качество свободной импровизации зависит от вкуса исполнителя, его творческого воображения. Истинная импровизация строится на принципе разрушения стереотипов. Импровизация строится на основе мелодических, гармонических и ритмических варьирований. Самая благоприятная почва для импровизации – ладогармоническая основа, применение творческих игр «Футбол», и «Минус один».Для разнообразия форм занятий можно проводить конкурсы, праздники, тесты, «Творческие мастерские», «Марафоны», «Тусовки» и другие практические занятия (в том числе занятия на улице). Так же детям дается задание подобрать песню на слух. Дети должны уметь выбрать правильную фактурную основу, найти соответствующие гармонические и ритмические формулы, оформить мелодический материал (подголоски, имитации, дублирование вокальной темы); уметь сочинить, если надо, сольные вставки, вступление к песне. Безусловно, играя по слуху, дети должны сохранить характер и мелодические особенности песни. Игра по слуху связана с выбором тональности, обычно дети ко 2-му году обучения хорошо ориентируются в 3-х, 4-х тональностях (a- moll, d-moll, С, F).Солисту эти тональности могут быть неудобными для пения, поэтому чтобы ребенок легко ориентировался в ладотональной системе, полезно предложить ему поиграть в разных тональностях простые гармонические схемы, например Т- S-D-Т, и довести их до автоматизма.
Начинать обучение искусству импровизации нужно тогда, когда у музыканта уже сформирован исполнительский аппарат и выработана свободная зрительно-слуховая ориентация при игре на инструменте.
Качество свободной импровизации зависит от вкуса исполнителя, его творческого воображения. Истинная импровизация строится на принципе разрушения стереотипов. Импровизация строится на основе мелодических, гармонических и ритмических варьирований. Самая благоприятная почва для импровизирования – ладогармоническая основа, применение творческих игр «Футбол», и «Минус один». Музыкальная импровизация – продукт взаимодействия образно-художественного и конструктивного мышления.
Для разнообразия форм занятий можно проводить конкурсы, праздники, тесты, «Творческие мастерские», «Марафоны», «Тусовки» и другие практические занятия (в том числе занятия на улице). Так же детям дается задание подобрать песню на слух. Дети должны уметь выбрать правильную фактурную основу, найти соответствующие гармонические и ритмические формулы, оформить мелодический материал (подголоски, имитации, дублирование вокальной темы); уметь сочинить, если надо, сольные вставки, вступление к песне. Безусловно, играя по слуху, дети должны сохранить характер и мелодические особенности песни. Игра по слуху связана с выбором тональности, обычно дети ко 2-му году обучения хорошо ориентируются в 3-х, 4-х тональностях (a- moll, d-moll, С, F).Солисту эти тональности могут быть неудобными для пения, поэтому чтобы ребенок легко ориентировался в ладотональной системе, полезно предложить ему поиграть в разных тональностях простые гармонические схемы, например Т- S-D-Т, и довести их до автоматизма.
Начинать обучение искусству импровизации нужно тогда, когда у музыканта уже сформирован исполнительский аппарат и выработана свободная зрительно-слуховая ориентация при игре на инструменте. Большую роль в освоении данной программы играют уроки импровизации, они позволяют высвободить скрытую творческую энергию исполнителя. Чтобы мотивировать детей к занятиям импровизацией, программой предусмотрены творческие игры. Особенно детям нравится игра «Футбол», когда пасуют друг другу, но не мячом, а мелодией. Получаются просто шедевры. Так же каждому ребенку , посещающему объединение , в форме задания на дом предлагается сочинить импровизацию для песни , мелодию для песни, либо всю песню целиком, провоцируя детей на постоянное занятие композицией и исполнение , в основном, собственных песен.
Аранжировка.
- Аранжировка представляет собой уже существующую мелодию, прорастающую в тот или иной тип композиции. Задача состоит в подборе подходящего сопровождения для этой мелодии и конкретизации композиционной структуры.
- Рассказать о 4 основных видах деятельности аранжировщика (анализ музыкального текста, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств, проверка и корректировка продукта). Занятия аранжировкой просто необходимы детям для развития фантазии, индивидуальности, к тому же у каждого ребенка получается свое собственное музыкальное произведение. Большую роль в освоении данной программы играют уроки импровизации, они позволяют высвободить скрытую творческую энергию исполнителя.
Воспитательная работа.
Поскольку обучение в объединении «Нирвана» не сводится к овладению только инструментом, а нацелено на обеспечение общего личностного развития ребенка, то в совместной структуре работы с ребенком, коллективом, методика обучения игре на гитаре выступает фрагментом всей учебно-воспитательной деятельности.
Атмосфера на занятиях творческая. Дети фиксируют внимание на качестве своей работы и нуждаются в оценке. Поэтому обязательна оценочная деятельность педагога. Как правило, она практикуется в форме одобрения.
Поощрением в нашем коллективе считается:
- Похвала ученика, который правильно выполняет все задания и требования педагога;
- Просьба педагога к сильным ученикам позаниматься с теми, кто по болезни или другим причинам отсутствовали на занятиях, после чего педагог проверяет эту работу;
- Участие в концертных выступлениях;
- Беседа с родителями об успехах ребенка;
- Приобретение родителями нового хорошего инструмента (по рекомендации педагога, основанной на информировании родителей о таланте, способностях ребенка).
Репертуарный план.
Подбирается с учетом пожеланий детей, родителей, с постепенным усложнением репертуара.
Концертная деятельность.
Участие в рок-тусовках, концертах, дискотеках, гастрольных поездках, молодежных акциях, конкурсах, фестивалях. Так же данная тема включает репетиционный период.
Для овладения эстрадной и роковой техникой исполнения мной разработаны упражнения для распевания.
1.Пение с закрытым ртом на звук «м» вверх и вниз по полутонам от ноты си малой октавы (си-до-си-до-си и т.д.).
2.Пение на слоги «тип-топ» вверх и вниз по полутонам, постепенно ускоряя темп (поется от ноты си, по тому же принципу, как и в первом упражнении).
3.Пение скороговорки «Скок, скок, поскок…»начиная с ля минора пропевание нисходящего 4-хзвучия вверх по полутонам.
4.Пропевание слогов «Ра-ра-ри-ра-ри-ра», «ла-ла-ли-ла-ли-ла» от ля - малой октавы вверх и вниз (ля-ля-до-ре-ми-ми, ля-ля-си-до-ре-ре, ля-ля-до-ре-до-ля, ля-ля-си-до-си-ля).
5.Пропевание скороговорки «Проворонила ворона вороненка…» от «до» первой октавы по полутонам вверх и вниз (до-до фа-фа-ми-ре-ми-ми-ре-до-ре-до).
6.Пропевание звуков «е-и-е-и-е-и-е» со сбросом звука вниз, в конце фразы на высоких звуках и с распевание последнего звука вверх на низких звуках
7.Пение первой фразы из песни «Летите голуби…» на легато по полутонам вверх и вниз.
8.Быстрое пропевание слов «самба, румба, самба и румба» по полутонам вверх и вниз (до-до-ре-ре-до-до-до-ре-ре и т.д.).
Данные упражнения разработаны мной для быстрой подготовки голосового аппарата к пению, к тому же их довольно интересно пропевать, т.к. они исполняются в разной манере и разных стилях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Через игру - к совершенству»
Программа « Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей» по виду является модифицированной.Направленность социально-педагогическая.Новизной данной программы является не только педагогиче...
Образовательная программа "Обучение игре на 6-ти струнной гитаре"
Образовательная программа "Обучение игре на 6-ти струнной гитаре" для педагогов дополнительного образования ПМК...
Образовательная программа "Обучение игре на аккордеоне"
Образовательная программа "Обучение игре на аккордеоне"...
Дополнительная образовательная программа «Подвижные игры» 3-4 класс
Пояснительная записка В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы шк...
Образовательная программа «Народная игра – лапта»
Лапта - полезная и увлекательная игра, не требующая особых дорогостоящих принадлежностей и специальных фундаментально оборудованных площадок. Основу игры составляют естественные движения: бег, прыж...
Образовательная программа "Театральная игра"
Программа учебного предмета «Театральная игра» реализуется в учебном плане общеразвивающей общеобразовательной программы «Раннее развитие детей» с 3-летним сроком обучения, для...