Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: "Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл."
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Волосатова  Наталья Владимировна

Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_18_urok_myuzikl.doc57.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Предмет: музыка

Класс: 5  класс

Тема раздела  : «Музыка и литература»

Тема урока: Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

Номер урока в теме:  урок № 18

Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская «Учебник 5   класс».

Дата проведения урока ______________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Цель урока: Сформировать представление учащихся о мюзикле, как жанре музыкально-литературного искусства.

Задачи урока:

Образовательная: изучение учащимися жанра мюзикла, его характерных особенностей и жанровых категорий; знакомство с историей развития мюзикла за рубежом и в России.

Развивающая: развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач; развитие творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля; развитие вокальных навыков;

Воспитательная: воспитание сознательного отношения к учёбе, коммуникативных умений. Способствовать формированию личностных качеств (отзывчивость, честность, доброта, любовь).

 Планируемые результаты

-предметные: Особенности мюзикла, его истоки.  Знакомство  с мюзиклом  “Кошки”  Э.-Л. Уэббера,  в  основе  либретто  которого  лежат  стихи Т. Элиота.

-метапредметные :

   Участие в музыкальной жизни класса, школы

  Осуществлять поиск музыкально – образовательной информации в сети Интернета;

Личностные : учатся делиться впечатлениями о прослушанных  музыкальных произведениях

 Универсальные учебные действия

- познавательные УУД: Учатся выделять специальную информацию из текста 

-регулятивныеУУД: Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.

-коммуникативные УУД: Формирование умения грамотно строить речевые высказывания

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение,работа с учебником).

Необходимые технические оборудования: музыкальный центр, баян.

Ход урока

1. Организационный этап

Дети входят в класс под музыку  (Р. Роджерса «Звуки музыки») и рассаживаются по своим местам.

2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель говорит о том, что урок сегодня необычный…и что бы понять, о чем будет идти речь, нужно просмотреть небольшой видеоролик…(просмотр фрагмента мюзикла «Кошки» Э.Л. Уэббера)

Учитель вместе с детьми обсуждает увиденный фрагмент.

 -Что мы увидели в этом фрагменте? Это была опера? Балет? А, может,- оперетта? Как Вы думаете, какой жанр театрального искусства предстал перед нами?).  Дети  с помощью наводящих вопросов выходят на жанр МЮЗИКЛ (появляется тема на доске)…

А что это за жанр? В чем его особенности? Давайте выяснять… А разобраться в этом нам поможет небольшая игра

 Учитель предлагает поиграть в игру «Верно ли утверждение?»

Учащимся раздают листы с вопросами, на которые они могут ответить только «Да» или «Нет»

Учитель  оговаривает, что в конце урока ученикам предстоит  еще раз ответить на эти же вопросы и сравнить ответы.

3.Актуализация знаний. 

Для выполнения следующего задания учитель предлагает ученикам разделиться на 2 группы. Обе группы получат  листы с информацией и вопросами, на которые, внимательно прочитав текст, учащимся нужно будет дать ответ.

По истечении времени, данного на выполнение этого задания, учитель просит группу огласить ответы на вопросы, и фиксирует ответы в таблице на доске.

                   

                   Вопросы

                                 

                                    Ответы

1.Что такое мюзикл?

2. Где и когда зародился этот жанр?

3.Когда мюзикл появился в России?

4.Что является литературной основой мюзикла?

5.Каковы сюжеты мюзиклов?

6.Какими качествами должен обладать актер мюзикла?

4. Первичное усвоение новых знаний. 

 Учитель рассказывает о том, что автором мюзикла, считают композитора, написавшего музыку к спектаклю, т.к. именно музыка играет здесь главную роль. А что же такое современный мюзикл?

Это шоу, грандиозное и дорогое. Здесь все работают «как часы». Сотни артистов играют, танцуют и поют. Еще сотня людей управляет декорациями, светом и звуком.

Современный мюзикл – это театр «легкого» стиля, запоминающийся, звонкий, пронизанный острыми ритмами.

Все в нем необычно – и музыка, и танцы, речь, жесты, костюмы, декорации.

Манера пения в мюзикле отличается от оперной. Это, скорее всего напевание, по-речевому интонируемые отдельные слова, восклицания, выкрики, пение-шопот.

А танцующий хор в мюзикле – обычное явление.

Очень часто мелодии мюзиклов становятся очень популярными и запоминаются надолго.

В мюзикле играют универсальные актеры, все они должны уметь петь и танцевать и быть драматическими актерами одновременно.

Кроме этого, исполнители главных ролей должны обладать соответствующей внешностью. Ведь 150 килограммовый певец в роли юного прекрасного героя – вещь в мюзикле невозможная.

Одним из самых популярных композиторов мюзикла, вне всякого сомнения, является Эндрю Ллойд Уэббер – английский лорд, бизнесмен, мультимиллиардер, и, одновременно с этим, талантливейший композитор 20 века. Английский композитор, лорд, бизнесмен, мультимиллиардер. Родился он в Англии, в 1948 г., в музыкальной семье. Отец – музыкант и композитор, мать – учительница музыки, и поэтому с детства он начал увлекаться и заниматься музыкой. Обучался игре на фортепиано, скрипке и валторне.

 Биографы Уэббера неоднократно называли композитора «кошачьим человеком». И не просто так. Кошки - давняя любовь Эндрю. В квартире его семьи коты жили постоянно. Двух из них звали Дмитрий и Сергей – в честь Шостаковича и Прокофьева – любимых композиторов семьи Уэбберов. Эндрю неоднократно рассказывал, что в Оксвордский университет он попал частично благодаря своей любви к кошкам. Во время собеседования, которое проводил преподаватель, юноша «подружился» с его сиамским котом, это растрогало экзаменатора, и Эндрю был зачислен в ряды студентов.

Вновь обратившись к теме кошек, Уэббер создает мюзикл «Кошки», который был сыгран в общей сложности 7485 раз, и переведен более чем на 20 языков.

Сейчас перед Вами появятся герои этого мюзикла – кошки, которые живут на гигантской живописной помойке. Все они разные, но собрались здесь на ежегодный бал Джелликл – кошек. На этом балу будет выбрана одна из кошек, которая отправится в кошачий рай, для того, что бы возродиться к новой жизни.

Кошки рассказывают о себе в песнях и танцах.

Неожиданно на этом балу появляется кошка Гризабелла, презираемая кошачьей братией за свое высокомерие в молодости.  

Гризабелла исполняет арию «Память», в которой она призывает всех помнить о прошлом. Сейчас Вы услышите эту арию…

Прослушивание арии «Память»…

Мы сказали, что это ария…

Эта музыка напоминает оперную арию? Чем? А чем отличается от нее?

 ( Манера пения в мюзикле отличается от оперной. Это скорее напевание, по-речевому интонируемые отдельные слова, восклицания, вскрики, пение-шепот. При этом артисты хора еще и танцуют. А оркестр аккомпанирует этому действию, используя ритмы и тембры джаза и рок-музыки.)  

Как Вы считаете, почему эта мелодия привлекает внимание певцов «легкого» жанра?

Каков характер музыки? Почему мелодия так печальна? Что Вы представляли себе, когда слушали это произведение? Как Вы думаете, о чем идет речь в этой арии? Сколько частей мы можем выделить в этом произведении? Какие-то из них повторялись?

Мелодия арии «Память» стала одной из самых любимых во всем мире и производит неизгладимое впечатление на всех слушателей. Ее исполняют на нескольких языках…

Мы сейчас посмотрим и послушаем русскоязычное исполнение…

Обратите внимание на взаимоотношение Гризабеллы с другими кошками. Сумела ли она завоевать любовь и уважение кошек?

Вы заметили, как кошки смотрели на Гризабеллу? Можно сказать с обожанием…и даже подпевали ей. Именно Гризабелла получает право возродиться для новой жизни в кошачьем раю. Мюзикл заканчивается всеобщей радостью и восторгом по поводу происходящего.

Учитель рассказывает детям, что в России тоже есть свои мюзиклы. Только появились они немного позже, чем в Европе - в 60-70 годах 20го века. Среди наиболее известных российских мюзиклов – «Приключения кузнечика Кузи» Ю.Антонова, «Волк и семеро козлят на новый лад» и «Юнона» и «Авось» А.Рыбникова.

5.Первичная проверка понимания.

 Учитель предлагает детям обобщить новый материал и попытаться выделить характерные особенности мюзикла:

Равноправие музыки, танца и разговорного жанра

Ведущая роль музыки эстрадного плана

Яркий, зрелищный спектакль с обилием спец. эффектов и необычными декорациями

В основе мюзикла могут лежать как литературные произведения, так и различные истории из жизни, газетные статьи и т.д.

6. Первичное закрепление. 

Учитель  снова обращается к заданию «Верно ли утверждение?» и просит учеников ещё раз ответить на поставленные вопросы, но уже исходя из знаний, полученных на уроке. После чего происходит обсуждение и выделение правильных ответов.

Для обобщения и закрепления полученных знаний, ученикам предлагается решить кроссворд

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

1) Мюзикл  - это…
а) музыкальный жанр, в котором соединены формы эстрадного искусства, драматического тетра,  балета, оперы, бытового танца и изобразительного искусства.
б) музыкальный жанр, в котором соединены формы эстрадного искусства, бытового танца и изобразительного искусства.
2) Родина мюзикла:
а)Италия
б)США
в)Россия
3) Перечислить названия зарубежных мюзиклов…
4) Перечислить названия отечественных мюзиклов…
5) Композитор мюзикла «Кошки»

7.Информация о домашнем задании.

 Домашнее задание: художественная зарисовка понравившегося сюжета или героя мюзиклов «Кошки»

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 5 класс по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр»

Урок музыки 5 класс по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр». Программа Е.Д.Критской....

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Расширение представлений о жанре мюзикл. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр легкого стиля). Наиболее известные мюзиклы....

"Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл"

Технологическая карта внеурочного занятия (театральная деятельность) с учащимися 5 класса...

Конспект урока музыки в 5 кл. «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

Урок музыки в 5 классеПо программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойТема полугодия: «Музыка и литература»Заключительный урок из цикла«Третье путешествие в музыкальн...

ЦОР к уроку в 5 классе " Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл"

Данный материал поможет учителю выяснить насколько усвоен учащимися ранее изученный материал по теме" Второе путешествие в музыкальный театр. Опера. Балет."...

5 класс «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл»

Разработка урока музыки в 5 классе "Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл"...

Конспект урока музыки, 5 класс. Тема: «Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл.»

Конспект урока музыки, 5 класс. Тема: «Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл.»...