Конспект урока музыки, 5 класс. Тема: «Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл.»
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Конспект урока музыки, 5 класс. Тема: «Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myuzikl1.docx | 368.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл»
Вид урока: Новая тема на основе повторения и обобщения полученных знаний.
Тип урока: Комбинированный (рассказ, беседа, анализ, слушание музыки)
Цель урока:
- Осознание роли музыкальных выразительных средств в создании музыкального образа
Задачи образовательные:
- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа;
- умение сравнивать и анализировать музыкальные произведения;
- накопление слухового опыта, определенного круга интонаций.
Задачи развивающие:
- развитие ассоциативно-образного мышления;
- развитие творческих способностей;
Задачи воспитывающие:
- воспитание интереса к классической музыке;
- воспитание художественного вкуса;
- воспитание эмоционального и интеллектуального отклика на произведения классической музыки;
Методы:
- словесный
- обобщение
- наглядно-слуховой
- анализ
- стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций
Приёмы, способствующие активизации восприятия музыкального произведения:
- сравнение или контрастное сопоставление музыки;
- использование различных видов искусства;
- музыкально-познавательные задания;
Приёмы активизации восприятия, аналогичные ряду общепедагогических приёмов:
- приём новизны
- приём персонификации
- приём соучастия
Виды деятельности обучающихся:
- слушание музыки
- сравнение
- обсуждение
Структура урока
Организационный момент – 1 минута
Постановка цели урока – 3 минуты
Актуализация - 10 минут
Практическая работа – 10 минут
Слушание музыки – 10 минут
Выводы – 3 минуты
Оценивание – 3 минуты
Музыкальный материал:
фрагмента мюзикла «Кошки» Э.Л. Уэббера
фрагмент из мюзикла «Волк и семеро козлят»
Ход уорока :
1. Организационный этап
2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Тема урока спрятана в ребусе:
На доске ребус (м ю з и к л)
Ответы детей
Верно. Мюзикл.
Сегодня мы узнаем, что такое мюзикл, где он зародился и почему этот спектакль самый зрелищный.
3.Актуализация знаний.
Для выполнения следующего задания учитель предлагает ученикам разделиться на 2 группы. Обе группы получат листы с информацией и вопросами, на которые, внимательно прочитав текст, учащимся нужно будет дать ответ.
По истечении времени, данного на выполнение этого задания, учитель просит группу огласить ответы на вопросы, и фиксирует ответы в таблице на доске.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Итак, все готово и мы начинаем наше путешествие. Я приглашаю вас на прогулку по Бродвею. Бродвей – это не просто одна из улиц Нью-Йорка, а целый мир, яркий и удивительный. Сложно поверить, что когда-то эта улица была простой тропой, извивающейся среди скал и болот. Теперь ее окружают театры. 39 театров расположены вдоль Бродвея, и весь квартал благодаря этому назван "театральным". А еще эта улица подарила миру мюзиклы – именно музыкальные постановки на Бродвее сделали этот жанр популярным по всему миру.
Раз уж мы очутились с вами на Бродвее, давайте окунемся в прекрасный мир мюзикла.
- Какова же история возникновения этого жанра?
Мюзикл – слово английского происхождения, в переводе означает музыкальная комедия. Мюзиклы возникли в США в начале XX века, а к нам в Россию они пришли в 60-е годы и быстро полюбились зрителям разных возрастов и различных пристрастий. Отдельные мелодии мюзиклов становятся очень популярными и запоминаются надолго. Мюзикл основан на связи музыки и литературы, но отличается от оперы и балета. Мю́зикл (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Мюзикл - особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства.
- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с одним из увлекательных и самым популярным во всем мире английских мюзиклов -«Кошки» и постараемся понять особенности этого прекрасного жанра.
Правильно. Почти 70 лет назад английский писатель Томас Элиот сочинил забавные стихотворения о кошках для своих племянников, таких же детей, как и вы. Эта книга и стала литературной основой мюзикла «Кошки». Как обычно называют литературную основу оперы?
Дети: Либретто.
Учитель: Верно. Вот и у мюзикла литературная основа называется либретто.
- Литературное произведение есть, либретто написано, что же дальше?
- Дальше идет работа композитора.
- Совершенно верно и мне хочется представить вашему вниманию Эндрю Ллойда Уэббера.
(На слайде портрет композитора)
Английский композитор, лорд, бизнесмен, мультимиллиардер. Родился он в Англии, в 1948 г. в музыкальной семье. Отец – музыкант и композитор, мать – учительница музыки, и поэтому с детства он начал увлекаться и заниматься музыкой. Обучался игре на фортепиано, скрипке и валторне.
Эндрю Ллойд Уэббер – автор практически самых популярных мюзиклов. Его биографы неоднократно называли композитора «кошачьим человеком». И неудивительно – кошки нравились Эндрю всегда. В квартире его семьи в Южном Кенсингтоне коты жили постоянно. Двух из них звали Дмитрий и Сергей – в честь Шостаковича и Прокофьева – любимых композиторов Уэбберов. Эндрю любит говорить о том, что в университет Оксфорд он попал частично благодаря своей любви к кошкам – во время собеседования, которое проводил преподаватель по имени Макфарлейн, юноша «подружился» с его сиамским котом, и это растрогало экзаменатора.
Остроумные стихи Томаса Элиота пришлись по вкусу Эндрю Уэбберу, который, как вы уже знаете, тоже обожал кошек. И сегодня мы узнаем, что же получилось от содружества этих авторов.
- Ребята, а что делают актеры перед спектаклем? (ответы)
Они гримируются и надевают сценические костюмы. Вы актеры? Тогда перевоплощайтесь в кошек и мы начинаем!!!
(Рисуют носики, усы, надевают ушки и т.д. Кто что придумает.)
Бал — мероприятие торжественное, а значит хлопотное, требующее особых приготовлений. Это праздник для избранных — джелли! Кошки любого происхождения, породистые и беспородные, домашние и беспризорные, кошки всех возрастов, со всех уголков земли собираются вместе, на грандиозный ежегодный бал, с которым не сравнится ни один другой!
Итак, полночь. На улице ни звука, и в свете проезжающих фар высвечиваются силуэты собирающихся со всех сторон кошек. В мюзикле действие происходит на свалке, куда ежегодно, на бал, собирается особое кошачье племя «джелли». Кошки любого происхождения, породистые и беспородные, домашние и беспризорные, кошки всех возрастов, со всех уголков земли собираются вместе! Сегодня для них особенная ночь: кошки собираются все вместе, чтобы повеселиться от души, продемонстрировать друг другу свои уникальные способности и характерные черты в танце, в стихах и в песнях. А затем выбрать самую достойную для путешествия в кошачий рай. Именно поэтому каждый член племени старается проявить себя и рассказать свою историю.
Кошки собрались и исполняют первую песню о своём племени «джелли». Каков характер этих кошек? Что вам подскажет музыка?
Видеофрагмент «Песня Джелли кошек».
Каков же характер этих кошек?
Дети: Эти кошки весёлые, дружные, музыка ритмичная, танцевальная.
Учитель: Напомню, что основа мюзикла – это выразительные танцевальные движения, которые мы с вами можем сейчас же использовать для танца.
Физминутка «Кошка беспородная».
Учитель: Молодцы! Замечательные, дружные кошки. (Дети садятся на свои места). У каждой кошки, пришедшей на эту свалку, своё имя и характер, о чем они и рассказывают в своих в песнях.
А вот и первый герой – кот Макавити. Попробуйте определить по характеру музыки и по звуковым эффектам, кем может быть этот кот? (он может быть бандитом, разбойником…)
Слушание
-- По каким эффектам вы определили это? (взрыв, вой полицейской сирен).
Учитель: Вы правы, ребята, Макавити действительно – король преступного мира.
Вывод: Звуковые эффекты играют в мюзикле большую роль.
И вот перед нами появляется главная героиня – это кошка Гризабелла. Ее имя произошло от двух французских слов – «гриз» - серый и «белла» - красавица. Значит, как зовут нашу кошку? Правильно – Серая красавица. Когда-то Гризабелла была самой красивой и очаровательной кошкой племени Джеликл. Но она предала свое племя и отправилась путешествовать по свету. И вот она, больная, старая, возвращается и попадает на бал. Несколько раз Гризабелла пытается уговорить кошек принять её, и всё напрасно. Отчаявшись, Гризабелла исполняет свою главную арию «Память» ("Memory"), в которой призывает всех помнить о прошлом.
Перед вами текст арии. Вслушайтесь, проникнитесь этими словами. (Чтение текста).
Какую музыку вы сочинили бы, если б были композитором? (спокойную, тихую, лирическую).
А теперь давайте послушаем, как звучит ария в мюзикле.
Видео Ария Гризабеллы «Память».
Мы сказали, что это ария…
Эта музыка напоминает оперную арию? Чем? А чем отличается от нее?
( Манера пения в мюзикле отличается от оперной. Это скорее напевание, по-речевому интонируемые отдельные слова, восклицания, вскрики, пение-шепот. При этом артисты хора еще и танцуют. А оркестр аккомпанирует этому действию, используя ритмы и тембры джаза и рок- музыки.)
Учитель: Гризабелла, вложив все силы в исполнение этой песни, падает без сил и начинает лапками разгребать себе могилку. Как бы вы отнеслись к Гризабелле после этой арии, ведь кошки очень похожи на людей? (Ответы детей).
На этот раз кошки начинают понимать, как одинока и несчастна Гризабелла и принимают ее обратно в племя.
Кошки понимают, что главное - уметь прощать, сострадать. Именно Гризабеллу кошки выбирают для путешествия на небо в кошачий рай, после которого её ожидает воскрешение. Мюзикл заканчивается общей радостью и восторгом по поводу происходящего.
Ребята, а теперь давайте подведем итог нашего исследования. Посмотрите на таблички на доске. Какие выразительные средства мюзикла мы сегодня выявили?
Давайте попробуем сформулировать, что такое мюзикл?
Ребята, вы молодцы. А теперь давайте посмотрим, как отвечает на вопрос "Что такое мюзикл?" музыкальная энциклопедия.
На слайде понятие из энциклопедии:
"Мюзикл - музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств.
5. Рефлексивно-оценочный этап
Ребята, я сегодня очень довольна нашей совместной работой. Вы были прекрасными актерами и в то же время - исследователями.
Рефлексия. Дети заполняют карточки.
Я познакомился с ...
было непросто...
я добился...
у меня получилось...
хотелось бы...
мне запомнилось...
я попробую...
- На парте у вас лежат карточки, с помощью которых я предлагаю вам оценить сегодняшний урок. Вам нужно выбрать утверждение (можно несколько) и поставить галочку возле него. А так же я прошу вас оценить себя. Вам нужно продолжит предложение: «Я оцениваю свою работу на уроке на ……. баллов, потому что………………»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: "Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл."
Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....
Урок музыки 5 класс по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр»
Урок музыки 5 класс по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр». Программа Е.Д.Критской....
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
Расширение представлений о жанре мюзикл. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр легкого стиля). Наиболее известные мюзиклы....
Презентация к уроку музыки по теме " Второе путешествие в музыкальный театр.Балет " 5 класс
Презентация понадобится учителю на протяжении всего урока,от формирования цели урока до окончания урока. Содержит формулировки основных терминов,музыкальные примеры,кроссворд.Презентация разделена на ...
Конспект урока музыки в 5 кл. «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл
Урок музыки в 5 классеПо программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойТема полугодия: «Музыка и литература»Заключительный урок из цикла«Третье путешествие в музыкальн...
ЦОР к уроку в 5 классе " Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл"
Данный материал поможет учителю выяснить насколько усвоен учащимися ранее изученный материал по теме" Второе путешествие в музыкальный театр. Опера. Балет."...
5 класс «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл»
Разработка урока музыки в 5 классе "Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл"...
- Мне нравится (1)