Конспект урока музыки, 5 класс. Тема: «Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл.»
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Григорьева Татьяночка

Конспект урока музыки, 5 класс. Тема: «Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myuzikl1.docx368.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл»

Вид урока: Новая тема на основе повторения и обобщения полученных знаний.

Тип урока: Комбинированный (рассказ, беседа, анализ, слушание музыки)

Цель урока:

  • Осознание роли музыкальных выразительных средств в создании музыкального образа

Задачи образовательные:

  • освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа;
  • умение сравнивать и анализировать музыкальные произведения;
  • накопление слухового опыта, определенного круга интонаций.

Задачи развивающие:

  • развитие ассоциативно-образного мышления;
  • развитие творческих способностей;

Задачи воспитывающие:

  • воспитание интереса к классической музыке;
  • воспитание художественного вкуса;
  • воспитание эмоционального и интеллектуального отклика на произведения классической музыки;

Методы:

  • словесный
  • обобщение
  • наглядно-слуховой
  • анализ
  • стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций

Приёмы, способствующие активизации восприятия музыкального произведения:

  • сравнение или контрастное сопоставление музыки;
  • использование различных видов искусства;
  • музыкально-познавательные задания;

Приёмы активизации восприятия, аналогичные ряду общепедагогических приёмов:

  • приём новизны
  • приём персонификации
  • приём соучастия

Виды деятельности обучающихся:

  • слушание музыки
  • сравнение
  • обсуждение

Структура урока

Организационный момент – 1 минута

Постановка цели урока – 3 минуты

Актуализация - 10 минут

Практическая работа – 10 минут

Слушание музыки – 10 минут

Выводы – 3 минуты

Оценивание – 3 минуты

Музыкальный материал:

фрагмента мюзикла «Кошки» Э.Л. Уэббера

фрагмент из мюзикла «Волк и семеро козлят»


Ход уорока :

1. Организационный этап

2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Тема урока спрятана в ребусе:

Без названия.png

На доске ребус (м ю з и к л)

Ответы детей

Верно. Мюзикл.

Сегодня мы узнаем, что такое мюзикл, где он зародился и почему этот спектакль самый зрелищный.

3.Актуализация знаний. 

Для выполнения следующего задания учитель предлагает ученикам разделиться на 2 группы. Обе группы получат  листы с информацией и вопросами, на которые, внимательно прочитав текст, учащимся нужно будет дать ответ.

По истечении времени, данного на выполнение этого задания, учитель просит группу огласить ответы на вопросы, и фиксирует ответы в таблице на доске.

                   

                   Вопросы

                                 

                                    Ответы

1.Что такое мюзикл?

2. Где и когда зародился этот жанр?

3.Когда мюзикл появился в России?

4.Что является литературной основой мюзикла?

5.Каковы сюжеты мюзиклов?

6.Какими качествами должен обладать актер мюзикла?

4. Первичное усвоение новых знаний. 

Итак, все готово и мы начинаем наше путешествие. Я приглашаю вас на прогулку по Бродвею. Бродвей – это не просто одна из улиц Нью-Йорка, а целый мир, яркий и удивительный. Сложно поверить, что когда-то эта улица была простой тропой, извивающейся среди скал и болот. Теперь ее окружают театры. 39 театров расположены вдоль Бродвея, и весь квартал благодаря этому назван "театральным". А еще эта улица подарила миру мюзиклы – именно музыкальные постановки на Бродвее сделали этот жанр популярным по всему миру.

Раз уж мы очутились с вами на Бродвее, давайте окунемся в прекрасный мир мюзикла.

- Какова же история возникновения этого жанра?

Мюзикл – слово английского происхождения, в переводе означает музыкальная комедия. Мюзиклы возникли в США в начале XX века, а к нам в Россию они пришли в 60-е годы и быстро полюбились зрителям разных возрастов и различных пристрастий. Отдельные мелодии мюзиклов становятся очень популярными и запоминаются надолго. Мюзикл основан на связи музыки и литературы, но отличается от оперы и балета. Мю́зикл (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Мюзикл - особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства.

- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с одним из увлекательных и самым популярным во всем мире английских мюзиклов -«Кошки» и постараемся понять особенности этого прекрасного жанра.

Правильно. Почти 70 лет назад английский писатель Томас Элиот сочинил забавные стихотворения о кошках для своих племянников, таких же детей, как и вы. Эта книга и стала литературной основой мюзикла «Кошки». Как обычно называют литературную основу оперы?

Дети: Либретто.

Учитель: Верно. Вот и у мюзикла литературная основа называется либретто.

- Литературное произведение есть, либретто написано, что же дальше?

- Дальше идет работа композитора.

- Совершенно верно и мне хочется представить вашему вниманию Эндрю Ллойда Уэббера.

(На слайде портрет композитора)

Английский композитор, лорд, бизнесмен, мультимиллиардер. Родился он в Англии, в 1948 г. в музыкальной семье. Отец – музыкант и композитор, мать – учительница музыки, и поэтому с детства он начал увлекаться и заниматься музыкой. Обучался игре на фортепиано, скрипке и валторне.

Эндрю Ллойд Уэббер – автор практически самых популярных мюзиклов. Его биографы неоднократно называли композитора «кошачьим человеком». И неудивительно – кошки нравились Эндрю всегда. В квартире его семьи в Южном Кенсингтоне коты жили постоянно. Двух из них звали Дмитрий и Сергей – в честь Шостаковича и Прокофьева – любимых композиторов Уэбберов. Эндрю любит говорить о том, что в университет Оксфорд он попал частично благодаря своей любви к кошкам – во время собеседования, которое проводил преподаватель по имени Макфарлейн, юноша «подружился» с его сиамским котом, и это растрогало экзаменатора.

Остроумные стихи Томаса Элиота пришлись по вкусу Эндрю Уэбберу, который, как вы уже знаете, тоже обожал кошек. И сегодня мы узнаем, что же получилось от содружества этих авторов.

- Ребята, а что делают актеры перед спектаклем? (ответы)

Они гримируются и надевают сценические костюмы. Вы актеры? Тогда перевоплощайтесь в кошек и мы начинаем!!!

(Рисуют носики, усы, надевают ушки и т.д. Кто что придумает.)

Бал — мероприятие торжественное, а значит хлопотное, требующее особых приготовлений. Это праздник для избранных — джелли! Кошки любого происхождения, породистые и беспородные, домашние и беспризорные, кошки всех возрастов, со всех уголков земли собираются вместе, на грандиозный ежегодный бал, с которым не сравнится ни один другой!

Итак, полночь. На улице ни звука, и в свете проезжающих фар высвечиваются силуэты собирающихся со всех сторон кошек. В мюзикле действие происходит на свалке, куда ежегодно, на бал, собирается особое кошачье племя «джелли». Кошки любого происхождения, породистые и беспородные, домашние и беспризорные, кошки всех возрастов, со всех уголков земли собираются вместе! Сегодня для них особенная ночь: кошки собираются все вместе, чтобы повеселиться от души, продемонстрировать друг другу свои уникальные способности и характерные черты в танце, в стихах и в песнях. А затем выбрать самую достойную для путешествия в кошачий рай. Именно поэтому каждый член племени старается проявить себя и рассказать свою историю.

Кошки собрались и исполняют первую песню о своём племени «джелли». Каков характер этих кошек? Что вам подскажет музыка?

Видеофрагмент «Песня Джелли кошек».

Каков же характер этих кошек?

Дети: Эти кошки весёлые, дружные, музыка ритмичная, танцевальная.

Учитель: Напомню, что основа мюзикла – это выразительные танцевальные движения, которые мы с вами можем сейчас же использовать для танца.

Физминутка «Кошка беспородная».

Учитель: Молодцы! Замечательные, дружные кошки. (Дети садятся на свои места). У каждой кошки, пришедшей на эту свалку, своё имя и характер, о чем они и рассказывают в своих в песнях.

А вот и первый герой – кот Макавити. Попробуйте определить по характеру музыки и по звуковым эффектам, кем может быть этот кот? (он может быть бандитом, разбойником…)

Слушание

-- По каким эффектам вы определили это? (взрыв, вой полицейской сирен).

Учитель: Вы правы, ребята, Макавити действительно – король преступного мира.

Вывод: Звуковые эффекты играют в мюзикле большую роль.

И вот перед нами появляется главная героиня – это кошка Гризабелла. Ее имя произошло от двух французских слов – «гриз» - серый и «белла» - красавица. Значит, как зовут нашу кошку? Правильно – Серая красавица. Когда-то Гризабелла была самой красивой и очаровательной кошкой племени Джеликл. Но она предала свое племя и отправилась путешествовать по свету. И вот она, больная, старая, возвращается и попадает на бал. Несколько раз Гризабелла пытается уговорить кошек принять её, и всё напрасно. Отчаявшись, Гризабелла исполняет свою главную арию «Память» ("Memory"), в которой призывает всех помнить о прошлом.

Перед вами текст арии. Вслушайтесь, проникнитесь этими словами. (Чтение текста).

Какую музыку вы сочинили бы, если б были композитором? (спокойную, тихую, лирическую).

А теперь давайте послушаем, как звучит ария в мюзикле.

Видео Ария Гризабеллы «Память».

Мы сказали, что это ария…

Эта музыка напоминает оперную арию? Чем? А чем отличается от нее?

( Манера пения в мюзикле отличается от оперной. Это скорее напевание, по-речевому интонируемые отдельные слова, восклицания, вскрики, пение-шепот. При этом артисты хора еще и танцуют. А оркестр аккомпанирует этому действию, используя ритмы и тембры джаза и рок- музыки.)

Учитель: Гризабелла, вложив все силы в исполнение этой песни, падает без сил и начинает лапками разгребать себе могилку. Как бы вы отнеслись к Гризабелле после этой арии, ведь кошки очень похожи на людей? (Ответы детей).

На этот раз кошки начинают понимать, как одинока и несчастна Гризабелла и принимают ее обратно в племя.

Кошки понимают, что главное - уметь прощать, сострадать. Именно Гризабеллу кошки выбирают для путешествия на небо в кошачий рай, после которого её ожидает воскрешение. Мюзикл заканчивается общей радостью и восторгом по поводу происходящего.

Ребята, а теперь давайте подведем итог нашего исследования. Посмотрите на таблички на доске. Какие выразительные средства мюзикла мы сегодня выявили?

Давайте попробуем сформулировать, что такое мюзикл?

Ребята, вы молодцы. А теперь давайте посмотрим, как отвечает на вопрос "Что такое мюзикл?" музыкальная энциклопедия.

На слайде понятие из энциклопедии:

"Мюзикл - музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств.

5. Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, я сегодня очень довольна нашей совместной работой. Вы были прекрасными актерами и в то же время - исследователями.

Рефлексия. Дети заполняют карточки.

Я познакомился с ...

было непросто...

я добился...

у меня получилось...

хотелось бы...

мне запомнилось...

я попробую...

- На парте у вас лежат карточки, с помощью которых я предлагаю вам оценить сегодняшний урок. Вам нужно выбрать утверждение (можно несколько) и поставить галочку возле него. А так же я прошу вас оценить себя. Вам нужно продолжит предложение: «Я оцениваю свою работу на уроке на ……. баллов, потому что………………»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: "Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл."

Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....

Урок музыки 5 класс по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр»

Урок музыки 5 класс по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр». Программа Е.Д.Критской....

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Расширение представлений о жанре мюзикл. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр легкого стиля). Наиболее известные мюзиклы....

Презентация к уроку музыки по теме " Второе путешествие в музыкальный театр.Балет " 5 класс

Презентация понадобится учителю на протяжении всего урока,от формирования цели урока до окончания урока. Содержит формулировки основных терминов,музыкальные примеры,кроссворд.Презентация разделена на ...

Конспект урока музыки в 5 кл. «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

Урок музыки в 5 классеПо программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойТема полугодия: «Музыка и литература»Заключительный урок из цикла«Третье путешествие в музыкальн...

ЦОР к уроку в 5 классе " Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл"

Данный материал поможет учителю выяснить насколько усвоен учащимися ранее изученный материал по теме" Второе путешествие в музыкальный театр. Опера. Балет."...

5 класс «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл»

Разработка урока музыки в 5 классе "Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл"...