Великий колокольный звон
презентация к уроку по музыке на тему

Ефимова Александра Владимировна

Документ и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velikiy_kolokolnyy_zvon.doc48 КБ
Файл velikiy_kolokolnyy_zvon.pptx1.84 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок 2 класс «Великий колокольный звон»

Отличительные особенности предлагаемого учебно-методического материала в новой содержательной линии в преподавании предмета музыки на основе духовно – нравственного воспитания.

Использование информационных технологий на уроке помогает глубокому, эмоционально – яркому  погружению учащихся в атмосферу звучания колокольных перезвонов и духовных песнопений на фоне иллюстраций, а так же не нарушает целостность восприятия данной темы у учащихся.

Конспект урока.

Методическая информация

Образовательная программа «Музыка 1-4 класс» под редакцией Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Название темы:  О России петь – что стремиться в храм.

Тема урока: Великий колокольный звон

Тип урока: Знакомство с новым материалом.

Цели урока: Знакомство учащихся со звучанием колоколов православного храма.

Изучение понятий: благовест, перезвон, трезвон, звон.

Колокольные звоны в картинах художников.

Задачи урока:

Обучающая:

  • расширить кругозор в понимании колокольности в русской музыке у учащихся.

Воспитательно-нравственная:

  • воспитание чувства патриотизма и уважения к истории России.

Развивающая:

  • развить художественный вкус и творческие способности.

Воспитательно-музыкальная:

  • научить давать собственную оценку тому или иному произведению искусства, одновременно воспитывая толерантное отношение к мнению сверстников.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:

  • Учатся слушать колокольный звон.
  • Узнают благовест, перезвон, трезвон.
  • Научатся исполнять колокольный перезвон.
  • Дети  приблизятся к ощущению и пониманию колокольности, как художественного явления в русском искусстве.

Необходимое оборудование и материалы:

Колокольчики от большого до малого, мультимедиа-проектор, компьютер, экран, аудиоадаптер + акустическая система.

Ход урока.

1.Организационный момент. Погружение в атмосферу урока:

- Попробуйте угадать, о чем сегодня пойдет речь. А я вам чуть-чуть подскажу.

Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествовавшие по России, дивясь этому русскому чуду восклицали: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие! А вернувшись домой из странствий и вспоминая в своих заметках, что им довелось увидеть, писали: «Подобной величины и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».

Символом единства на Руси были колокольные звоны. Народный герой Егорий Храбрый, совершая воинские подвиги, ехал на Русскую землю и мечтал увидеть там "свету белого, солнца красного", и, конечно, услышать "звону колокольного".

Содержание урока

2. Знакомство с колокольными звонами:

Благовест- это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный. (Слушаем благовест)

Перезвон, перебор- это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. (Слушаем перезвон)

Собственно звон - это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колоколов. К звонам данной группы относятся: праздничный звон, будничный звон, а также звоны составленные самим звонарем. (Слушаем звон – трезвон)

3.Вокально – ритмическая игра «Дружные колокола»

А давайте у нас в классе устроим звонницу! Может быть, кто-то захочет попробовать стать звонарем? Тогда давайте играть в «Дружные колокола».

Класс делиться на три группы: большие колокола, средние колокола и малые колокола. Сначала колокольный звон изображается пением, а затем при помощи колокольчиков (разных размеров)

1 группа: маленькие – «зазвонные» - колокола поют: тили-бом, тили-бом, тили-бом.

2 группа: средние колокола поют: бим- бом,

3 группа: большие колокола поют: бом, бом, бом.

По указанию «звонаря» (дирижера) колокола начинают звучать: отдельными группами, несколько групп вместе, всем хором и т.д.

4. Сопоставление образов колокольной музыки с образами изобразительного искусства:

Картина И.Левитана «Вечерний звон», позволит детям представить разные колокольные звоны, что усилит их полное таинственности впечатление от прозвучавшей музыки.

(Слушаем колокольный перезвон и песнопения троице-Сергеевой Лавры).

Проверка и оценивание ЗУНКов: вопросы по содержанию урока, ответы детей на вопросы, узнать мнение детей о рассматриваемой теме и содержании урока.

Рефлексия деятельности на уроке: Вот и подошел к концу наш «колокольный» урок. А на прощанье давайте послушаем  духовную песню иеромонаха Романа «Русь святая зовет», (текст песни на слайде).

Домашнее задание: Рисунок колокольни или звонницы

Дополнительная необходимая информация: Можно в ходе урока использовать стихи о колокольных звонах.  Например:

Музыка над городом плывёт

Радостно, торжественно, красиво…

Колокольный звон…. Какая сила!

Чистый звук, что за душу берёт.

Звон плывёт, взмывая в облака,

Он, как свет: прозрачный и хрустальный.

И парит над миром чудо, тайна,

Возродившись к жизни на века.

Лаврова Татьяна

Мультимедийные компоненты урока.

Презентация « Великий колокольный звон» (4,63 Мб)

Формат ресурса - ppt, mp3.

Вид ресурса: Презентация и аудио-файлы.

Цели, задачи дидактического материала:

Цель: использование средств ИКТ для демонстрации музыкального инструмента и других материалов урока, с естественным звучанием колокольных звонов.

Задачи:

 - эмоционально ярче донести звучание колокольных перезвонов и духовных песнопений на фоне иллюстраций,

 - прослушивать аудио- файлы не нарушают целостность восприятия данной темы у учащихся.

Содержание дидактического материала:

1 слайд: Организационный момент. Погружение в атмосферу урока.

2 слайд: Благовест

3 слайд: Перезвоны

4 слайд: Трезвон, вокально – ритмическая игра «Дружные колокола».

5 слайд: пасхальные песнопения и звоны Троице-Сергеевой Лавры.

Проверка и оценивание ЗУНКов

6 слайд: рефлексия – песня ироманаха Романа.

Ресурсы дидактического материала:

Звуковые файлы: благовест, перезвон, трезвон, праздничные песнопения и перезвоны Троице – Сергеевой Лавры, Духовная песня «Русь Святая зовет».

Графические объекты: Свято – Митрофаниевская церковь г.Добрянка, благовест, Колокольня Ивана Великого, Звонница Владимира – Суздальского монастыря,  Колокольня троице – Сергеевой Лавры, И. Левитан «вечерний звон»

Используемые источники информации (литература, Интернет):

Методическое пособие «Музыка 1-4 класс»,

Фонохрестоматия «Музыка 2 класс» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Графические объекты: сайты

http://www.moscowkremlin.ru/ns/russian/33.html 

http://www.nowa.cc/showthread.php?s=89efe6c293485e52fd4d308bd58311bc&t=58156&page=2

http://cards.yandex.ru/card.xml?card_id=307

http://www.pskov.ru/ru/about_region/history

http://www.zemnaya-krasota.ru/Yakutsk/Preobrazhenskaya_tserkov.html

http://dorogadobra.ucoz.ru/publ/1-1-0-20

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Духовная песня: сайт

http://pesni.voskres.ru/songs/mikha08.htm - Песни русского воскресенья.

Пояснения по методике использования презентации в образовательном процессе:

Слайды выстроены в соответствии с ходом урока.

Воспроизведение звука и переход слайдов - по щелчку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великий колокольный звон

Слайд 3

Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг, но есть и такая версия: «кол о кол» - удар одного кола о другой, что напоминает предшественника самого колокола – деревянное било . Впервые колокольные звоны появились в 13веке в Новгороде и до сих пор продолжают нас радовать своей музыкой .

Слайд 4

Где и когда в жизни можно услышать звучание колоколов? - на службе в церкви, - во время тревожного события; - когда нужно предупредить людей об опасности - на тройке лошадей, чтобы далеко было слышно ямщика .

Слайд 5

Опера «Борис Годунов» М.Мусоргский

Слайд 6

«Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон»

Слайд 7

Колокольные звоны бывают 4 видов Набат – тревожно, взволнованно сообщал о пожаре, войне. Трезвон – радостно, празднично, торжественно Благовест – благая, хорошая весть метельный – помогал найти дорогу путникам.

Слайд 8

Исаак Ильич Левитан "Вечерний звон".

Слайд 9

благовест трезвон набат викторина

Слайд 10

Много лет живете вы, колокола, Много знаете о жизни на Руси, Много сможете, наверно, рассказать, Что нельзя забыть и что нельзя простить Д.Белухин .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК: «ВЕЛИКИЙ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН»

 урок в 5 классе по программе Критской в 4 четверти...

урок музыки, 2 класс, по теме "Великий колокольный звон"

Урок музыки для 2 класса разработан с учетом ФГОС 2 поколения. Во время урока обучающиеся занимаются не только традиционными видами деятельности, они также являются исследователями....

Урок музыки во 2 классе по теме "Великий колокольный звон"

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Цель: Знакомство с видами колокольных звонов и их влияние на музыку разных ...

Урок музыки во 2 классе. Тема "Великий колокольный звон. Звучащие картины"

Данный урок проводится во II классе, II четверть, 1-й урок раздела «О России петь - что в храм стремиться».Тип урока: урок изучения нового материалаЦели:     Обучающие:...

"Великий колокольный звон"- урок музыки

"Великий колокольный звон"- урок музыки...