урок музыки, 2 класс, по теме "Великий колокольный звон"
методическая разработка (музыка) по теме
Урок музыки для 2 класса разработан с учетом ФГОС 2 поколения. Во время урока обучающиеся занимаются не только традиционными видами деятельности, они также являются исследователями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 24.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дятлова Олеся Геннадьевна,
Учитель музыки МАОУ «СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов». Белгородская область, г. Старый оскол
Великий колокольный звон
Урок музыки во 2 классе
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.
Педагогическая цель: знакомство с видами колокольного звона, с историей возникновения колоколов. Осознание обучающимися понятия колокольности как художественного явления в русском искусстве.
Задачи:
- Обучающая - научить детей различать виды колокольных звонов по звучанию и по нотной записи.
- Развивающая - развивать вокально - хоровые способности обучающихся, чувство ритма. Развивать способности к исследовательской деятельности.
- Воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма, эстетический вкус, любовь к духовной музыке.
Образовательные ресурсы: музыкальные инструменты - металлофоны, синтезатор, треугольники. Презентация «Великий колокольный звон». Наглядный материал для проведения работы в группах.
Ход урока
1 слайд
IМотивация (самоопределение) к учебной цели.
Доска закрыта
1.Вход в класс под музыкальное приветствие
Звучит тема пролога оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского.
У. Что за музыка сейчас прозвучала?
Д. Колокольный звон.
У. Вы услышали звук колоколов или что-то еще?
Д. звуки музыкальных инструментов, которые подражают колокольному звону.
У.Помогите мне сформулировать тему нашего урока.
Д. Мы сегодня будем говорить о колокольных звонах.
У. Молодцы. Вы справились. Мне осталось лишь добавить одно слово.
2 слайд
Открываю доску «Великий колокольный звон», тему записывают в тетрадь.
У. Ребята, как вы думаете, какие новые знания вы получите на уроке?
Д. Мы познакомимся с историей возникновения колоколов , в какие моменты нашей жизни мы слушаем колокольный звон.
У. Вы правы, мы узнаем много нового о колокольной музыке, а также сами побудем в роли исполнителей .
Сейчас для вас прозвучало вступление к опере «Борис Годунов», автором которой является Модест Петрович Мусоргский.
3 слайд
У. Что вы знаете об этом человеке?
Д. Это русский композитор, который сочинял музыку для взрослых и детей, мы уже знакомы с его произведением «Рассвет на Москва -реке».
Колокола сопровождали человека на протяжении всей его жизни:
II Актуализация полученных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Колокола появились на Руси еще в древние времена. Выглядели они по -разному.
4 слайд
По преданию, в IV веке один монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку.
Звучит колокольчик.
Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. КАКОЙ?
5 слайд
Д. Колокольчик.
И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла.
5 слайд второй раз
На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам- мастерам из Европы. Однако, вот уже более 500 лет прошло с тех пор, как русские мастера сами овладели искусством изготовления колоколов. Да так продвинулись в своем мастерстве, что русский колокольный звон стал самым звучным во всем мире.
Известно множество примеров того, как колокольный звон помог поправить свое здоровье многим людям.
У.А как вы думаете, зачем в Древней Руси так часто звонили колокола?
Д.Звали на службу в храм, под звуки колокола сходились народные собрания, колокола оповещали о наступлении большого праздника, предупреждали о надвигающейся опасности, указывали дорогу заблудившемуся путнику.
6 слайд
А раз звучали они в разных жизненных ситуациях, то и назвались они по - разному.
7 слайд
Благовест- ударение необходимо ставить на первый слог. .Название этого звона происходит от двух слов «Благая весть».
У. Что означают эти два слова?
Д. добрая, радостная новость
Благовест- это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме.
У. Мы послушаем благовест, а вы подумайте ответ на вопрос. Как звучит колокол?
(Слушаем благовест)
Д. медленно, четко, неторопливо.
8 слайд
Перезвон, перебор - колокола как бы перебирают, слушают звучание каждого колокола .Это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот (на запись) с различным количеством ударов в каждый колокол.
У. Чем отличается музыка перезвона от звучания благовеста. (Слушаем перезвон)
Д. Он звучит быстрей, в нем есть голоса разной высоты. Создает более торжественное настроение.
9 слайд
Трезвон - это характерный ритмический звон с одновременным использованием всех основных групп колоколов.
У. Как вы можете охарактеризовать трезвон?
Д. Очень громкая музыка, мелодическая. Много колоколов звонят одновременно и создают ощущение праздника.
10 слайд
Ребята, вы видите на слайде дом, в котором живут колокола.
У. Как он называется?
Д. Колокольня, потому, что в нем живут колокола.
У. Да, еще у этого здания есть второе название «Звонница», почему его так называли?
Д. Потому, что колокола звонят. Мы слышим колокольные звоны.
Второй раз 10 слайд
У. Как называют музыканта, который умеет звонить в колокола?
Д. звонарь
11 слайд
Чтоб дальше продолжить заниматься,пришло время размяться.
Физкультминутка
- У.Я вам предлагаю превратиться в звонарей. Мы с вами убедились в том, что колокольные звоны имеют разный ритм, темп и характер звучания. Чтобы запомнить ритмические рисунки колокольных звонов, звонари придумывали различные стихи.
13 слайд
Медленно проговаривали следующие слова: Пеки блин- дров нет. Первый ряд проговаривает с хлопками.
Более быстрые длительности разучивали с помощью такого текста. Мы ягодки собрали. Второй ряд проговаривает с хлопками.
Очень мелкие длительности проговаривали так: «А мы знаем да не скажем».Третий ряд проговаривает и прохлопывает.
А теперь хочется услышать настоящий трезвон.
У. Что для этого надо сделать?
Д. Одновременно проговорить и прохлопать . Учитель выступает в качестве дирижера.
III Построение проекта.
14 слайд
Дорогие ребята, сейчас я вам предлагаю превратиться в юных композиторов, звонарей и историков. И поучаствовать в исследовании под названием «Секрет колокольного звона»
У. Кого называют композитором, звонарем, историком?
Дети делятся на 3 группы по рядам
1группа. Вам необходимо из трех конвертов выбрать отличительные особенности Благовеста.
2 группа Вам необходимо из трех конвертов выбрать отличительные особенности Перезвона
3 группа Вам необходимо из трех конвертов выбрать отличительные особенности Трезвона
Композиторы (3 человека) находят все необходимые средства музыкальной выразительности и наклеивают их в таблицу.
Звонари (3 человека) находят колокола нужного размера и располагают их в нужной последовательности и наклеивают их в таблицу.
Историки (3 человека) находят жизненную ситуацию, в которой звучит данный колокольный звон и наклеивают ее в таблицу.
15 слайд
Защита проектов.
У. Настало время исполнить песню, но перед пением необходимо распеться .
16 слайд
У.Звучание каких музыкальных инструментов по звучанию напоминает колокольный звон?
Д. Колокольчики, треугольники, металлофоны.
17 слайд
Возьмите пожалуйста музыкальные инструменты.
Исполнение песни «Моя Россия» с музыкальными инструментами.
IV Рефлексия учебных действий на уроке.
Поздравляю вас, вы поднялись еще на одну ступеньку знаний вверх.
Выход из класса под мелодию песни «Моя Россия»
18 слайд
Список используемой литературы
1.И.В. Куприянова «Колокола России»
2. В.А. Васина-Гроссман. «Книга о музыке и великих музыкантах»
3. В. Горохова "Повседневная жизнь России под звон колоколов"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки во 2 классе по теме "Великий колокольный звон"
Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Цель: Знакомство с видами колокольных звонов и их влияние на музыку разных ...
Урок музыки во 2 классе. Тема "Великий колокольный звон. Звучащие картины"
Данный урок проводится во II классе, II четверть, 1-й урок раздела «О России петь - что в храм стремиться».Тип урока: урок изучения нового материалаЦели: Обучающие:...
Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"
Закрепление и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...
Интегрированный урок музыки и ОПК "Колокольные звоны России" 5 класс
Урок может быть использован учителями музыки и ОПК, как форма интегрированного урока, с целью изучения значения колокольного звона не только в музыке, но и в культуре русского народа...
Урок музыки во 2 классе "Великий колокольный звон"
Урок музки во 2 классе по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной "Музыка.1-7 классы. Искусство. 8-9 классы"....
Урок музыки в 7 классе "Колокольные звоны России"
Урок музыки в 7 классе, сценарий можно испоьзовать как материял для проведения внеурочного мероприятия по музыке или культуре России...
Методическая разработка, 2 класс. Тема: "Великий колокольный звон"
Технологическая карта к уроку "Великий колокольный звон"...