УРОК: «ВЕЛИКИЙ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН»
план-конспект урока (музыка, 5 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УРОК: «ВЕЛИКИЙ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН»
Цель: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры.
Задачи урока:
Образовательные:
- Расширить знания о колоколах и колокольных звонах на Руси. -
- Сформировать знания о колоколах в обыденной жизни русского человека.
-Познакомить с творчеством композиторов обращающихся к теме колокольного звона.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.
Развивающие:
Развивать психические процессы, творческое мышление, культуру общения, культуру слушания.
Оборудование:
- музыкальный центр;
- компьютер;
- проектор;
- компакт диски с записями произведений
Ход урока
Приветствия: Колокольчик нам поет.
Всех на музыку зовет
Слышишь тонкий голосок
Нам пора начать урок
Динь-дон, динь-дон
Здравствуйте! Здравствуйте!
(звучит колокольный звон)
-Скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок? (колокольный звон)
-А где можно услышать звон колоколов? (на улице, в церкви, по телевизору)
(просмотр слайдов 2, 3, 4, 5, 6- видео церкви на Нерле)
Звон в Московском Кремле был необыкновенно художественным. Особенно, когда производился во все колокола, в самые большие праздники и при торжественных случаях; он назывался «красным звоном» и имел особую мелодию. В ночь под Светлое Христово воскресение красный звон совершался по особому обычаю. Призывной звон начинался с колокольни Ивана Великого в Кремле.(7 слайд колокольня Ивана Великова). Все московские церкви должны были ждать, пока ударит громадный Успенский колокол Ивана Великого. На первый его удар, подобно эху, вдали отзывался колокол Страстного монастыря, а затем сразу начинали гудеть колокола всех московских храмов.
Слайд 8. Слово колокол произошло от старинного русского «коло»-круг, окружность-так считают одни исследователи, другие, что оно составилось следующим образом: «кол о кол», то есть от удара одного кола о другой, что напоминает древние била и клепала.
- Колокола находились в специальном помещении. Посмотрите на картинку, найдите это помещение и вспомните, как оно называется?
-Почему называется колокольня-это понятно. А почему звонница? (потому что оттуда лился колокольный звон)
- А как называли человека, который звонил в колокола? (звонарь)
- Как вы думаете, это легкое или трудное дело?
Чтобы попробовать в роли звонарей, я предлагаю вам ритмическую игру «Праздничные звоны»
( 9-10 слайды первые две строчки прохлопывает первый ряд, вторые две второй ряд, третьи две строчки третий, затем все вместе, но каждый свой ритм)
-Сложно? (Да)
А посмотрите как умело и легко проделывает это один человек.
Слайд 11.
Как вы думаете, есть ли какие -ни будь легенды, связанные с колоколом?
Да, и их много. Когда Наполеон вступил в Москву, он решил взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказу под нее положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела на вверх, а затем… опустилась на прежнее место, целая и невредимая.
Ученые установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится.
Многим колоколам давали имена, а вы сможете назвать имя самого большого колокола в мире?
Слайд 12.
В 1735 году в Московском Кремле русский колокольный мастер Михаил Моторин отлил самый большой в мире колокол весом 12000 пудов, то есть около 200 тонн, известный под названием «Царь –колокол». Колокол находился в земляной яме, в которой проходил весь процесс отлития. Над ямой был сооружен деревянный сарай для прикрытия колокола, но начался большой пожар, который охватил кремлевские здания. Загорелась и деревянная постройка над ямой, куда начали падать горящие бревна. Колокол от высокой температуры накалился и лопнул. Сейчас он находится в Москве.
Звучит вступление к хору С.С.Прокофьева «Александр Невский» «Вставайте, люди русские».
Слайд 13.
Что необычного в звучании оркестра вы услышали?
(звон колокола)
Как он звучал? (тревожно, призывно.Так созывали на войну или на пожар)
Каждый звон имеет свое название: «Благовест.Трезвон.Двузвон.Набат»
Как вы думаете, как называется такой звон? (Набат)
Слайд 14
Да, это набат, он собирает людей на войну. Это вступление к хору. С каких слов будет начинаться хор людей, зовущих на войну? «Приходите! Собирайтесь! Вставайте!»
А кто должен вставать? (люди)
Какие люди? (русские)
Многие русские композиторы вводили звучание колоколов в свои произведения. Давайте вспомним эти произведения.Это будет маленькая музыкальная викторина. Нужно поставить номера – соответствия. Вам предложено 3 музыкальных фрагмента: « Рассвет на Москве - реке» Мусоргского, хор « Славься!» Глинки и Кантата « Александр Невский» Прокофьева. Подпишите листочки. Начинаем.
* викторина - Прочитайте свой вариант ответов.
Слайд 15
Какое произведение написал М.Глинка в котором звучат колокола?
А какой это звон?
Какой звон вы услышали? ( Если судить по настроению?) (Праздничный)
Слайд 16
Благовест - созывал верующих к началу богослужения, возвещал благую, радостную весть. Это равномерный звон в один самый большой колокол храма. Совершался благовест так: сначала производится 3 редких, медленных, протяжных удара, а затем уже следуют первые удары.
- Что же придаёт музыке колокольный звон? Какие качества? Добавляет ли торжественности? (Да). Слайд 17
Могущество Сила Нежность Монументальность Торжественность Величие Задушевность Уверенность
- К 1917 году в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100 тысяч пудов церковных колоколов. (К началу 20 века) Российская держава стала поистине колокольным государством, превосходящим по количеству колоколов все страны. После Октябрьской революции 1917 года новая власть не нуждалась в церковных колоколах, и вскоре все колокола замолчали. Большинство было уничтожено. Небольшая часть колоколов, представляющих художественную ценность, была продана за границу ( наравне с другими предметами роскоши). Так, в США, в Гарвардском университете оказались уникальные колокола Данилова монастыря. В америке они звучали 77 лет и только 2 года назад были возвращены в Россию! Переговоры о возврате колоколов велись 25 лет!
- Сегодня к колоколам, как части нашей истории, приковано пристальное внимание, в том числе первых лиц нашего государства. Президенту России Дмитрию Анатольевичу Медведеву, приехавшему на празднование 1150 – летия Великого Новгорода, предложили первому ударить в 2-х тонный колокол «Благовест».
Слайд 18.
Посмотрите какие колокола используют в симфоническом оркестре.
Многие режиссеры в своих фильмах вставляли песни со звучанием колокола. Послушайте одну из них из известного детского фильма любимого всеми детьми.
Слайд 19.
Узнали, с какого фильма этот фрагмент.
А теперь я предлагаю разучить эту песню.
Закрепление знаний.
Чем является для русских православных людей колокольный звон?
О чем рассказывает колокольный звон?
При каких обстоятельствах используется колокольный звон в церкви?
Какие существуют звучание у колоколов?
Назовите русских композиторов (и названия произведений), которые в своем творчестве использовали колокольный звон?
Домашнее задание:
Подготовьте выразительное чтение стихов о колоколах.
Спасибо за работу на уроке. На этом урок закончен, до скорой встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.
Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...
Слушаю колокольный звон. Урок, при внесении изменений можно провести классный час.
Урок по теме: Слушаю колокольный звон. Для учащихся 5-9 классов.Духовно-нравственное воспитание молодёжи. Как воспитывать??? Азы этого процесса находятся в историческом прошлом Родины, народа. Чт...
"Колокольный звон в композиторской и народной музыке" 6 класс
Воспитывать интерес к истории своей Родины, обогащать музыкальные представления, понятийный словарь, развивать умение отмечать начало и конец музыкальной фразы, подыгрывать на инструменте во время пен...
Урок музыкальной литературы "Колокольные звоны в русской музыке"
Колокол Колокольные звоны всегда были неотъемлемой частью культуры русского народа. Поэтому колокольность в русской музыке представлена широко и разносторонне. Урок обобщает образы колоколь...
урок музыки, 2 класс, по теме "Великий колокольный звон"
Урок музыки для 2 класса разработан с учетом ФГОС 2 поколения. Во время урока обучающиеся занимаются не только традиционными видами деятельности, они также являются исследователями....
Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"
Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"...
Конспект урока "Великий колокольный звон"
Конспект урока...