Урок музыки во 2 классе по теме "Великий колокольный звон"
план-конспект урока по музыке по теме
Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Цель: Знакомство с видами колокольных звонов и их влияние на музыку разных
композиторов.
Образовательная цель. Прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.
Развивающая цель. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.
Воспитательная цель. Формирование уважения к традициям своего народа.
Задачи:
1. научить ребят различать виды колокольных звонов;
2. пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение колокольных
звонов;
3. воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на колокольные звоны.
Тип урока: введение в тему.
Форма урока: комбинированная.
Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ.
Материал:
Музыкальный ряд:
М. Глинка. «Славься!» хор из оперы “Иван Сусанин”;
«Благовест»
«Набат»
Изобразительный ряд:
Фото соборов, куполов, храмов, портрет М.И.Глинки
Оборудование:
- компьютер
- мультимедийный проектор, экран
- музыкальный центр
-дидактический материал
- раздаточный материал
Программное обеспечение:
- компьютерная презентация «Великий колокольный звон…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_vo_2_klasse_po_teme.docx | 26.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учитель музыки МОСШ п.Лыхма
Заплишная Наталия Владимировна
Урок музыки во 2 классе по теме:
«Великий колокольный звон»
Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Цель: Знакомство с видами колокольных звонов и их влияние на музыку разных
композиторов.
Образовательная цель. Прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.
Развивающая цель. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.
Воспитательная цель. Формирование уважения к традициям своего народа.
Задачи:
1. научить ребят различать виды колокольных звонов;
2. пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение колокольных
звонов;
3. воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на колокольные звоны.
Тип урока: введение в тему.
Форма урока: комбинированная.
Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ.
Материал:
Музыкальный ряд:
М. Глинка. «Славься!» хор из оперы “Иван Сусанин”;
«Благовест»
«Набат»
Изобразительный ряд:
Фото соборов, куполов, храмов, портрет М.И.Глинки
Оборудование:
- компьютер
- мультимедийный проектор, экран
- музыкальный центр
-дидактический материал
- раздаточный материал
Программное обеспечение:
- компьютерная презентация «Великий колокольный звон…»
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Этап всесторонней проверки знаний.
3. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
4. Этап усвоения новых знаний.
5. Вокально-хоровая работа. Физ. минутка.
6. Этап закрепления новых знаний.
ХОД УРОКА. | |
ЭТАПЫ УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА |
Эпиграф урока. | «Много лет живете вы, колокола, Много знаете о жизни на Руси, Много сможете, наверно, рассказать, Что нельзя забыть и что нельзя простить…» (Дм. Белухин «Колокола») |
1.Организационный момент. | Дети заходят в класс. |
2.Приветствие. | (исполняется учителем и учениками: Динь дон – повторяется на фоне всего приветствия). Динь дон, динь дон Слышим колокольный звон. Он приветственно звенит Здравствуйте всем говорит. |
2. Развитие темы урока. | Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел нашего предмета «музыка» - он называется «О России петь, что стремиться в храм», и тема нашего урока- «Великий колокольный звон». Мы с вами познакомимся с колоколами, их звучанием, узнаем, как называются некоторые виды колокольных звонов. Необходимой принадлежностью православных храмов являются колокола, которые помещаются или на крыше храма, в башнях куполов, или при входах в церковь, в звонницах (иллюстрация), устраиваемых в арках крыльца и в самой церкви у западной стороны, или близ храма в особом здании для них, называемой колокольня.
|
Колокол для русского человека издревле был голосом Родины, символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства. Мы знаем это из легенд, из песен, из книг. | |
Звон колокола воспевал силу и красоту России, он напоминал о долге перед ней. А если он умолкал – это значило, что Родину постигло несчастье. | |
Но, умолкнув, колокола не переставали бодрствовать. Пожар ли, внезапное нападение врага, бунт, иная ли напасть – всех своим громким, резким, торопливым, сбивчивым криком поднимает на ноги набат. | |
Буря ли, вьюга ли – далеко разносится окрест редкий, но несмолкающий охранный звон, указывая дорогу заблудшим… | |
Звук колокола приветствовал победителей, встречал знатных гостей. | |
У колоколов, как у людей свои имена, своя судьба. Их даже одушевляли, сравнивали с человеком. Смотрите как он устроен: тулово, ухо, язык. И его голос, как у человека – поет и в нем есть душа. Колокольные звоны бывают разных видов. Различают звоны и благовест . Звоны могут быть: праздничный, вечерний, погребальный, набатный и другие. Для каждого звона характерен свой образ, свои средства выразительности. | |
Обычно в храмах бывает несколько колоколов, различных по высоте и силе звука: - праздничный; - воскресный; - будничный; - малый колокол. Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке? (большие и маленькие) А как вы догадались (низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола. Про колокола и колокольные звоны в старину говорили много добрых, красивых слов. Так, например, колокола называли русским чудом, а про колокольный звон говорили, что это голос Родины. О чём нам может говорить голос Родины? (о добре, о любви, иногда о горе, печали. - Когда нам может говорить колокол о печали, о горе? (когда война или пожар, или другое несчастье). - каким голосом будет с нами разговаривать колокол о печали, о горе? (может низким, тихим или же наоборот, громким) А когда колокол может говорить нам о радости, о любви? (победа, родился кто-то). А каким голосом колокол будет говорить с нами о добре, о любви? (нежным, тихим, ласковым, добрым) - Вы, ребята, сейчас дали характеристику каждому голосу. Вы сказали сейчас о том, какой он, голос – низкий, высокий, тихий и т.д. Другими словами вы назвали тембр голоса. Тембр – окраска звука. У большого колокола тембр будет низким, а у маленького колокола тембр будет высоким. А кто управляет колоколами? (звонарь) | |
Имитация игры на колоколах. | Если бы вы были звонарями, каким был бы у вас праздничный звон? (Дети имитируют игру на колоколах: распределяется большой колокол, средний и малый) |
Вокально-хоровая работа | По группам имитируют голосом звучание колокола. |
Звон колокола перед началом службы, во время её и после службы неодинаков. Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг, окружность. Колокола на Руси сопровождали человека от рождения до его смерти. | |
Звон в Московском Кремле был необыкновенно художественным. Особенно когда производился во все колокола, в самые большие праздники и при торжественных случаях: он назывался «красным звоном» и имел свою особую мелодию. | |
Физминутка | |
3. Слушание музыки. «Благовест» | - Каждый колокольный звон имеет своё название. Их много, но сегодня мы с вами познакомимся с двумя из них. Первый – БЛАГОВЕСТ=БЛАГО-=добро, радость, праздник + ВЕСТ=весть=ДОБРАЯ ВЕСТЬ.(повторить несколько раз вслух слово благовест!) Прослушивание «Благовеста». - Ребята, как вы считаете, это «красный звон» или «будничный»? (Красный звон, кто-то угадает Благовест. Если не угадают, сказать и предложить послушать ещё. Обратить внимание на то, что вначале ударяет именно большой колокол, а затем все остальные). - Когда мы слышим колокольные звоны, какие образы возникают в нашем воображении? (Церковь, молитва, колокол). - Можно ли назвать колокольные звоны музыкой? (да). - как рождается мелодия? (Колокола разной высоты). |
Слушание набата | В России колокол звучал при встрече высоких гостей, во время приближения неприятеля (называется набатом), звоном возвещали о стихийных бедствиях, собирали народ на площадях для собрания. «Набатные молчат колокола, Их музыка как-будто умерла, Их гневный голос навсегда затих, Как в колыбелях, в звонницах седых. А было – били, на подъем легки И купола сжимались в кулаки И так всегда, когда грозит беда… Теперь не то, теперь не те года, И пусть молчат, молчат колокола, Я знаю – память их не умерла…» (Вл. Фирсов) Колокол всегда с народом в беде и в радости, но память его хранит все, что было. Искусство колокольного звона требует особого слуха. Управлять колоколом не просто. Найти профессионального звонаря трудно. |
Для российского человека звуки колоколов были голосом с неба. Звон «невольно отрывает все мысли и помыслы от земли, уносит их в поднебесную высь и наполняет сердце радостным и светлым чувством, как будто в него вливается небесная гармония, отголоски далёкого рая, наполняет сердце радостью и надеждой», - писал Н.Оловяшников в своей книге «История колоколов». | |
Слушание музыки. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» Хор «Славься!» | Давайте послушаем хор «Славься!» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин». Кто услышит колокольный звон в музыке, поднимите карточку с изображением колокола. - Добавляет ли торжественности звон колоколов в музыке? (да) - А как ещё можно сказать, что придает музыке использование колокольного звона? (могущество, силу, смелость, величие, задушевность, уверенность). Вот как важны такие музыкальные украшения, они помогают созданию музыкального образа. |
6.Подведение итога урока. | Мы сегодня познакомились с видами колокольных звонов, определили их музыкальный образ, тонко почувствовали их звучание. Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили на уроке?(о колоколах, о колокольных звонах, о том, что каждый колокол имеет свой тембр). - что такое тембр? (окраска звука) - с каким колокольным звоном мы с вами познакомились? (с благовестом и набатом) - что означает благовест?( добрая, радостная весть) - когда звучит набат? (когда горе, нашествие врагов) Поняли что колокола – это сама жизнь, наша история, часть музыкальной культуры России. Класс – хорошо! Звонари – молодцы! Почемучки – умницы! Сохраним это состояние души до следующего урока. Всего доброго. Пусть чаще звучит Благовест. |
Выход из класса под звон колоколов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.
Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...
урок музыки, 2 класс, по теме "Великий колокольный звон"
Урок музыки для 2 класса разработан с учетом ФГОС 2 поколения. Во время урока обучающиеся занимаются не только традиционными видами деятельности, они также являются исследователями....
Урок музыки во 2 классе. Тема "Великий колокольный звон. Звучащие картины"
Данный урок проводится во II классе, II четверть, 1-й урок раздела «О России петь - что в храм стремиться».Тип урока: урок изучения нового материалаЦели: Обучающие:...
Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....
Самоанализ урока музыки 6 класс " Духовная музыка . Образы духовной музыки"
Урок музыки в 6 классе . Раздел "Духовная музыка"...
Методическая разработка, 2 класс. Тема: "Великий колокольный звон"
Технологическая карта к уроку "Великий колокольный звон"...
Конспект урока музыки (2 класс): «Великий колокольный звон»
Тема урока музыки (2 класс): «Великий колокольный звон».Цели:Образовательные: познакомить учащихся с разнообразными церковными звонами и их значением в жизни людей. Сформировать у учащихся...