Урок мировой художественной культуры. Тема: "Вечные темы в искусстве. Любовь"
методическая разработка (мировая художественная культура, 9 класс) на тему

Горбулина Татьяна Геннадьевна

Вид урока: интегрированный урок; урок МХК.

Форма урока: комбинированный урок, включающий в себя проблемно-поисковое задание (самостоятельная работа учащихся), лекцию учителя с мультимедийным сопровождением, предварительно подготовленные сообщения учащихся.

Урок может быть проведен в рамках курса «Мировая художественная  культура» с учащимися старших классов. Раскрывает представление о любви в рамках темы «Вечные темы в искусстве», может рассматриваться как интегрированный урок. Занятие построено в форме лекции с элементами беседы, содержит обширный материал. Чтобы урок прошёл интереснее, учитель может привлечь к его  проведению подготовленных учеников, которые выступят в роли «Искусствоведа» и «Историка». Помимо подготовленных экспертов, ряд учащихся проводят накануне индивидуальную исследовательскую работу, готовят выступления по определённым вопросам темы.

По ходу урока демонстрируются слайды, на которых отображены важные акценты урока (высказывания, даты, поэтический текст, изображения). Использование мультимедийной презентации позволяет сделать урок интересным и запоминающимся, а так же наиболее полно и ярко раскрыть тему урока – сущность любви и её воплощение в искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vechnye_temy_v_iskusstve._lyubov.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока. Тема: «Вечные темы в искусстве. Любовь»

Цель урока: познакомить учащихся с произведениями искусства, в которых запечатлен образ любви. Рассмотреть, как трактуют «художники» тему любви средствами различных искусств, стилей и жанров.

Задачи

Обучающая:

Выявить особенности выражения темы любви в культурах разных эпох и народов.

Развивающая:

Развитие творческого мышления, умения формулировать и высказывать свои мысли.

Воспитательная:

Воспитание духовности и нравственности на примере знакомства с шедеврами мирового искусства.

Вид урока: интегрированный урок; урок МХК.

Форма урока: комбинированный урок, включающий в себя проблемно-поисковое задание (самостоятельная работа учащихся), лекцию учителя с мультимедийным сопровождением, предварительно подготовленные сообщения учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Методический комментарий к уроку:

Урок может быть проведен в рамках курса «Мировая художественная  культура» с учащимися старших классов. Раскрывает представление о любви в рамках темы «Вечные темы в искусстве», может рассматриваться как интегрированный урок. Занятие построено в форме лекции с элементами беседы, содержит обширный материал. Чтобы урок прошёл интереснее, учитель может привлечь к его  проведению подготовленных учеников, которые выступят в роли «Искусствоведа» и «Историка». Помимо подготовленных экспертов, ряд учащихся проводят накануне индивидуальную исследовательскую работу, готовят выступления по определённым вопросам темы.

По ходу урока демонстрируются слайды, на которых отображены важные акценты урока (высказывания, даты, поэтический текст, изображения). Использование мультимедийной презентации позволяет сделать урок интересным и запоминающимся, а так же наиболее полно и ярко раскрыть тему урока – сущность любви и её воплощение в искусстве.

Для музыкального фона можно использовать музыку П.И. Чайковского, Эннио Морриконе. В качестве домашнего задания учащимся можно предложить ответить на следующие вопросы:

1. Значение искусства в жизни человека.

2. Объясните понятие «вечные темы искусства»?

3. Приведите примеры произведений разных искусств, посвящённых теме любви.

4. Кто из творческих людей обращался к шекспировскому сюжету?

5. Чему можем научиться мы, глядя на прекрасные творения?                                                                                                          

                                                         

Ход урока

Учитель: Древняя истина гласит: «Ars longa, vita brevis» (Жизнь коротка, искусство вечно). На протяжении тысячелетий были созданы непревзойдённые шедевры мирового искусства, которым суждена долгая и вечная жизнь. Человечеству свойственна память о прошлом, интерес к своей истории. Через художественное произведение возникает диалог культур, которые разделены веками. Так через искусство передаётся духовный опыт человечества. Стремительный бег времени, смена поколений, войны и природные потрясения, переоценка нравственных ценностей, научно- технический прогресс не поколебали представлений человека о вечных истинах и духовных идеалах. Вечные образы искусства, созданные в различные культурно-исторические эпохи, раскрывают суть нравственных понятий Любви и Красоты, Добра и Справедливости, Самопожертвования и Свободы, торжества Жизни и Разума.

                                  Не только бесконечны - быстротечны

                                  Года, где как мгновенья ты и я.

                                  Соединить сегодняшнее с Вечным,

                                  Искусство, вот обязанность твоя.

                                  И дням торжеств и бедствиям жестоким -  

                                  Всему есть час в движенье бытия.

                                  Соединить минутное с высоким,

                                  Искусство, вот обязанность твоя.

                                  Звезда, да осветит тропу идущим,

                                  Ручей, да будет петь его струя.

                                  Соединить идущего с Грядущим,

                                  Искусство, вот обязанность  твоя.

А. Смольников

                                       

Искусствовед: Созданное людьми для людей, искусство выступает как великий и могучий язык человечества, язык его чувства и мысли. Искусство позволяет нам увидеть мир глазами другого человека – в уникальности и неповторимости его мироощущения, осознать человеческое в себе. Искусство – достояние всего человечества, и в этом его огромная социальная ценность. Одним из главных результатов общения с искусством является переход человека к новому внутреннему состоянию. Сопереживая художнику,  участвуя в его творческих поисках и достижениях, мы формируем и обогащаем свой духовный мир, развиваем в себе личность. Искусство существует как внутренний монолог, как духовное самовыражение. Предмет искусства есть мироощущение автора-художника, его отношение к миру, его оценка явления. В каждом произведении  - человек, автор со своим мироощущением.

Идеалы Добра и Справедливости, Любви и Красоты всегда были и остаются одной из непреходящих тем мирового искусства. Красота никогда не была чем-то абсолютным и неизменным, она приобретала различные обличия в зависимости от страны и исторического периода – это касается не только физической красоты (женщины, мужчины, пейзажа), но и красоты Бога, идей, мысли. Точно так же, наверное, можно рассматривать многоликое и неоднозначное понятие любви: любви к Богу, к Родине, любви мужчины и женщины, материнской любви.

Учитель: Сегодня мы соприкоснёмся с произведениями разных видов искусства, разных жанров, разных эпох, но все эти произведения искусства роднит одна тема, «вечная тема» - тема любви. Наверное, наиболее близкими к раскрытию данной темы были древние греки. В их лексиконе понятие «любовь» обозначалось различными, совершенно не близкими по звучанию словами, и каждое определение раскрывало тот или иной нюанс этого многоликого понятия.

Историк: Любовь… К теме любви на протяжении многих столетий обращались художники самых различных направлений и взглядов. Вся история мирового искусства, начиная с дохристианского периода, и вплоть до наших дней снова и снова раскрывает эту вечную тему. Множество философов, историков, писателей и поэтов постоянно возвращались к теме любви в своих произведениях. В искусстве любовь в разные времена приобретала различные формы, и во многом становилась синонимом прекрасного и формировала вкусы и эстетическое направление своего времени. Из века в век художники и философы давали определение прекрасного, и благодаря их свидетельствам мы можем выстроить историю эстетической мысли различных времен. Искусство воскрешает прошлое, раздвигает временные рамки, приобщая человека к уникальному душевному опыту.

Любовь, любовь – загадочное слово.

Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всём старо ты или ново
Томленье духа ты иль благодать?
Любовь мне – как блистание
Звезды над миром зла.

Учитель: Любовь в самом полном и высоком смысле этого слова - одна из непостижимейших загадок мироздания. Как и откуда возникает она? Зачем? Куда и почему исчезает? Чем жива, когда любящие надолго разлучены? Веками историки и литераторы, музыканты и художники, психологи и физиологи пытаются объяснить любовь или подобрать ключи к этому многогранному состоянию живых существ. Но таинство истинной любви до сих пор не раскрыто, ибо многие выводы и разъяснения работают только в рамках какой-то одной из её граней или ипостасей. Образно говоря, любовь подобна организму, составляющие которого вместе живы, а по отдельности мертвы. Любовь всегда будет больше всего того, что мы хотим и пробуем о ней сказать. 

                                       Если я говорю языками человеческими

                                       и ангельскими, а любви не имею,

                                       то я – медь звенящая

                                       или кимвал звучащий.

                                       Если я имею дар пророчества,

                                       и знаю все тайны,

                                       и имею всякое познание,

                                       и всю веру, так, что и горы

                                       переставлять могу,

                                       а любви не имею, то я – ничто.

                                       И если я раздам всё имение своё

                                       и отдам тело моё на сожжение,

                                       а любви не имею,

                                       нет в том никакой пользы.

                                       Любовь долготерпит, милосердствует,

                                       любовь не завидует, не превозносится,

                                       не гордится, не бесчинствует,

                                       не раздражается, не мыслит зла,

                                       не радуется неправде,

                                       а радуется истине.

                                       Любовь всё покрывает, всему верит,

                                       всего надеется, всё переносит.

                                       Любовь никогда не перестаёт,

                                       хотя и пророчества прекратятся,

                                       и языки умолкнут

                                       и знание упразднится.

                                       Ибо мы отчасти знаем,

                                       отчасти пророчествуем.

                                       Когда же настанет совершенное,        

                                       тогда то, что отчасти прекратится

                                       А теперь пребывают сии слова:

                                       ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ;

                                       но любовь из них больше.

                                       Первое послание Коринфянам

                                       Апостол Павел

Постичь природу любви нам пока не дано (не верьте тому, кто утверждает обратное!), но мы можем испытать на себе её мощь, преклоняться перед её величием, и мы можем прикоснуться к её тайне, читая книгу, слушая музыку, созерцая полотно художника.

Звучит 116 сонет Шекспира «Мешать соединенью двух сердец...» на музыку и в исполнении Микаэла Таривердиева.

«Поэзия любви, неразлучная спутница человечества с ранних моментов его существования, создала до и после Шекспира немало чудных гимнов этому обаятельнейшему и могущественнейшему из чувствований, свойственных человеческой натуре, нарисовала волшебною кистью немало образов, полных чарующей прелести, соткала увлекательнейшие повествования о светлой, либо скорбной участи неизменно до смерти страстно преданных друг другу влюблённых. Эти гимны, образы и сказания мощно действуют на нашу душу, закрывая собою обманы жизни, скрашивая её неприглядность, открывая просвет в лучшие стороны человеческой природы и жизни» Н. Дашкевич, из предисловия к переводу А. Григорьева шекспировской пьесы «Ромео и Джульетта».

Работа с карточками (приложение 1)

Учитель:

Любви неодолима сила.

Она не ведает преград,

И даже то, что смерть скосила,

Любовный воскрешает взгляд.  

Светло ликует Эвридика,

И ад её не полонит,

Когда багряная гвоздика

Ей близость друга возвестит,  

И не замедлит на дороге,

И не оглянется Орфей,

Когда в стремительной тревоге

С земли нисходит он за ней.  

Не верь тому, что возвестили

Преданья тёмной старины,

Что есть предел любовной силе,

Что ей ущербы суждены.

Хотя лукавая Психея

Запрету бога не вняла

И жаркой струйкою елея

Плечо Амуру обожгла,

Не улетает от Психеи

Крылатый бог во тьме ночей.

С невинной белизной лилеи

Навеки сочетался змей.

Любви неодолима сила.

Она не ведает преград.

Её и смерть не победила,

Земной не устрашает ад.

Альдонса грубая сгорает,

Преображённая в любви,

И снова Дон-Кихот вещает:

"Живи, прекрасная, живи"

И возникает Дульцинея,

Горя, как юная заря,

Невинной страстью пламенея,

Святой завет любви творя.

Не верь тому, что возвестили

преданья, чуждые любви.

Слагай хвалы державной силе

И мощь любви благослови.

       Фёдор Сологуб (1863-1927) 

Вопрос: Кто из знаменитых художников-творцов обращался к шекспировскому сюжету?
Работа с карточками (приложение 2)

Ответы учащихся: Французский композитор Г. Берлиоз создал симфонию на этот сюжет, а его соотечественник Шарль Гуно – лирическую оперу «Ромео и Джульетта». В 1869 г. П.И.Чайковский написал одно из лучших своих сочинений – симфоническую увертюру «Ромео и Джульетта», а композитор С.С.Прокофьев одним из высших достижений своего творчества считал музыку к балету «Ромео и Джульетта», где прославленная балерина Галина Уланова сумела выразить на языке танца образное слово шекспировской трагедии. В современном музыкальном искусстве тема вечной любви юных влюблённых представлена в мюзикле Перусгвика «Ромео и Джульетта» (можно посмотреть сцену венчания). Не обошел эту тему и мировой кинематограф в 1969 году итальянский режиссер Р.Дзеффирелли поставил художественный фильм «Ромео и Джульетта».

Просмотр фрагмента из кинофильма «Ромео и Джульетта», (кинорежиссёр Дзеффирелли. Сцена у балкона)

Учитель: Сцена у балкона – одна из самых поэтичных в произведениях мировой литературы о любви. Эта удивительная сцена, впрочем, как и вся трагедия Шекспира, вдохновляла многих художников на создание произведений, так же ставших шедеврами мирового искусства. Уникальность искусства в том, что оно является величайшим изобретением, позволяющим остановить уникальность человеческого мгновения, сохраняя его неповторимый аромат.

Аромат любви! От этого аромата расцветает мир, зажигаются глаза и сердца влюбленных. Древние греки сочинили такую легенду. Молодой Пан – бог лесов и лугов – повстречал однажды прекрасную, речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. Он долго любовался её нежной грацией и красотой, забыл даже о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та, испугавшись, убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми, белыми цветами. Так Сиринга стала сиренью. Кусты сирени благоухают ночью, когда наступает время влюблённых.

В ясную и безлунную ночь небосвод усыпан тысячами звёзд. Одни блестят, как бриллианты, другие едва видны. Одни шлют свой далёкий свет влюблённым. Об этих таинственных звёздах влюблённый человек создал поэтические мифы и легенды.

Вот одна из них, запечатлённая в картине Рубенс «Персей и Андромеда».

Искусствовед: Далеко-далеко на южном конце земли находилась цветущая страна Эфиопия, которой управляли царь Цефей и его супруга царица Кассиопея. У них была единственная дочь Андромеда. Она была краше морских нимф (нереид), прявших в морских глубинах руно на золотых прялках. Кассиопея хвалилась красотой своей дочери повсюду. Разгневался властитель морей бог Посейдон и наслал на Эфиопию невиданное бедствие.

Обращаясь к ребятам: «Кто сможет продолжить мой рассказ, что было дальше?»

Ученик: Каждый день  из бурного моря появлялось ужасное чудовище – Кит. Из его огромной пасти и страшных глаз вылетали клубы пламени, которые он извергал во все стороны. Цветущая Эфиопия могла превратиться в мёртвую пустыню. Страх и ужас охватили жителей страны.
Царь Цефей спросил у оракула, как можно спасти страну. И ответил оракул: «Кит перестанет сжигать страну тогда, когда ему на съедение он отдаст свою единственную дочь Андромеду». Долго рыдали родители, но покорились. Ещё до того, как начался рассвет, они отвели дочь на морской берег и цепями приковали к скале. Из морских глубин появился Кит. Он широко раскрыл пасть, языки пламени вырвались оттуда. Кит устремился к девушке. Андромеда закричала. Тут с небес в крылатых сандалиях на помощь примчался Персей. Он пронзил чудовище мечом, но Кит ещё больше разъярился и изверг страшное пламя. Тогда Персей вытащил из волшебного мешка голову Медузы Горгоны и направил глаза Медузы на чудовище. Вмиг Кит превратился в огромный скалистый остров посреди бурного моря.
Персей освободил Андромеду и проводил во дворец отца. Счастливые родители отдали дочь замуж за героя. Боги превратили героев легенды в звёзды и вознесли их на небо, где и сейчас блестят созвездия Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Кита и Персея.
Учитель: Особое внимание в картине привлекает яркая эмоциональная красочность колорита. Особенно выделяется красный цвет, который символизирует победу Персея над Китом, но в то же время красный цвет выражает чувство двух главных героев Персея и Андромеды, чувство зарождающейся любви. Оттенки серого и мерцающие холодным блеском доспехи Персея, подчёркивают его мужественный героический образ. При изображении Андромеды Рубенс использовал краски светлых тонов, в итоге мы видим нежные мягкие линии, очерчивающие фигуру Андромеды, весь её облик, являющийся идеалом красоты и женственности.

Звучит Мелодия Орфея из оперы Глюка «Орфей и Эвридика» 

Учитель: Ребята, откуда эта божественная мелодия, знакома ли нам, где вы могли её слышать?

Ученица: Звучит мелодия Орфея из оперы Глюка «Орфей и Эвридика». В её основе древнегреческий миф о любви. Когда звучали струны золотой кифары и Орфей пел о любви к погибшей Эвридике, то вся природа преображалась, и очарованные песней страждущие, забывали о голоде, жажде, избавлялись от душевных мук. Даже у самых суровых и непреклонных на глазах блестели слёзы. Герои после разлуки снова встретились в подземном царстве, и уже ничто не могло их разлучить. Боги превратили Орфея в снежно - белого лебедя и вознесли его на небо – он стал созвездием Лиры. Современники любят и помнят этот миф, он лёг в основу рок-оперы Журбина «Орфей и Эвридика».

Сила любви, вспыхнувшая под влиянием красоты. Способна вдохновить на самопожертвование. В греческой мифологии Алкестида, узнав, что её муж. Обречённый на раннюю смерть, получит возможность сохранить себе жизнь, если кто-нибудь согласится заменить его в царстве мёртвых, соглашается сойти в Аид вместо мужа. Богиня Персефона, растроганная поступком Алкестиды, возвращает её мужу ещё более прекрасной.

Учитель: Откуда эти сказки и легенды... «Сами слова легенда, предание, сказание предполагают повествование о необыкновенном, но случившемся в действительности. И в основе даже самых древних легенд о любви и дружбе лежат по большей части факты, вдохновившие сказителя, певца, писателя и вместе с песнью, былиной, поэмой или рассказом ставшие достоянием сменяющихся поколений. Только вот века, а то и тысячелетия наложили свою печать на такие рассказы. Факт жизни часто преображается, становясь фактом искусства, но не перестаёт быть правдой. Точный перевод с латыни самого слова легенда - это то, что надлежит прочитать. Снова и снова творцы разных времён вслушивались и вчитывались в старые предания и перелагали их по-своему, отражая собственное время. Героями легенд становились издавна те, кто в чём-то оказывался впереди других, и те, кто умел преданно, беззаветно, ярко любить, верно и благородно дружить. Память человечества бережно хранит подвиги, совершённые во имя любви и дружбы. Конечно, далеко не все способны любить и дружить так полно, как те, кого прославили бессмертные предания веков. Но легенды были нужны как благородные примеры, показывающие, какой высоты и силы чувств способен достичь человек. И нам следует воздать должное героям этих легенд, как и неведомым сказителям и прославленным поэтам, что донесли до нас из прошлого их образы, остающиеся непременной, ничем не заменимой частью нашего бесконечно сложного мира.

Историк: В легендах, сложенных разными народами мира на протяжении пяти тысячелетий, хорошо видны общечеловеческие духовные свойства, роднящие нас с предками, нашими предшественниками на земле, жили ли они в Месопотамии пятьдесят веков назад, в Греции трёхтысячелетней давности или России прошлого столетия. И прочнее ощущается связь времён, ближе становятся народы, роднее и понятнее люди, когда яснее видны пролегающие через века и страны пути вечных сюжетов».        Р.Г.Подольный,  «Нет у любви бесследно сгинуть права...»

 «...Две даты: год рождения, год смерти, с чертой между ними, и вот эта-то черта, ровно ничего не говорящая, и есть вся никому не ведомая жизнь "такого-то"... просто в земле, как тысячелетняя древность, как тот или иной лик или след легендарных времён, какой-то незапамятной жизни со всеми её первобытными (на взгляд нашедшего) людьми, одеждами, обычаями, жилищами, утварью - и вечной, вовеки одинаковой любовью мужчины и женщины, ребёнка и матери, вечными печалями и радостями человека, тайной его рождения, существования и смерти... Все мои самые заветные странствования - там, в этих погибших царствах Востока и Юга, в области мёртвых, забытых стран, их руин и некрополей...»                               И. Бунин

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и вечного. Вдали

Я вижу ночь: пески среди молчанья

И звёздный свет над сумраком земли.

Как письмена, мерцают в тверди синей

Плеяды, Вега, Марс и Орион.

Люблю я их теченье над пустыней

И тайный смысл их царственных имён!

Как ныне я, мирьяды глаз следили

Их древний путь. И в глубине веков

Все, для кого они во тьме светили,

Исчезли в ней, как след среди песков:

Их было много, нежных и любивших,

И девушек, и юношей, и жён,

Ночей и звёзд, прозрачно-серебривших

Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!

Но есть одно, что вечной красотою

Связует нас с отжившими. Была

Такая ж ночь - и к тихому прибою

Со мной на берег девушка пришла.

И не забыть мне этой ночи звездной,

Когда весь мир любил я для одной!

Пусть я живу мечтою бесполезной,

Туманной и обманчивой мечтой, -  

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и тайного, как сон.

Люблю её за счастие слиянья

В одной любви с любовью всех времён!                 Иван Бунин, "Ночь", 1901

Искусствовед:

Картина художника Мстислава Добужинского, представителя объединения «Мир искусства», «Поцелуй» (1916) из серии «Городские сны» Картина Добужинского «Поцелуй» - своеобразное пророчество будущих событий, будущих катастроф, признаков гибели мира. В картине только два цвета красный и серо-черный. На заднем плане мы видим крушение цивилизации – рушатся дома, взрываются небоскребы, дым, пламя, хаос, падают архитектурные памятники. А на первом плане, на возвышении, мы видим двух молодых людей в красном свете (красный означает любовь, сближение, страсть). Они скованы в трепетном поцелуе, который не дает умереть их пылким чувствам. На фоне этого всеобщего крушения мира, кажется, что они не погибнут. Их спасет любовь. Вероятно, художник хотел в своем произведении сказать об этом – о том, что любовь спасет мир. Добужинский смотрит в будущее, пророчествует о предстоящих трагедиях. Его произведение наполнено значительным философским смыслом о всепобеждающем, выживающем при любых обстоятельствах чувстве. Любви во время крушения мира. И это чувство не погибнет.

Учитель:

Всё начинается с любви…
Твердят: «В начале было слово…»
А я провозглашаю снова:
Всё начинается с любви!..
Всё начинается с любви:
И озарение, и работа.
Глаза цветов, глаза ребёнка –
Всё начинается с любви.
Всё начинается с любви:
С любви! Я это точно знаю.

Всё, даже ненависть – родная
И вечная сестра любви.
Всё начинается с любви:
Мечта и страх, вино и порох.
Трагедия, тоска и подвиг –
Всё начинается с любви…
Весна шепнёт тебе: «Живи…»
И ты от шёпота качнешься
И выпрямишься, и начнешься,
Всё начинается с любви!

Любовь является путеводной звездой любого общества, его главным жизненным ориентиром, основным средством против хаоса.  Любовь и красота спасут мир, если человечество не разорвёт тонкие нити духовности, соединяющие его с гармонией бытия. От понимания этой истины зависит общечеловеческая судьба. Пройдут годы, пролетят целые эпохи, сменятся поколения людей, но останутся чувства доброты, надежды, веры и любви, которые помогут в трудную минуту.

Вывод: Сегодня на уроке, раскрывая сущность любви, мы соприкоснулись с произведениями различных искусств, стали свидетелями событий, происходивших в разные исторические эпохи, были сопричастными к мироощущению разных творцов, сопричастны к великому таинству бытия, нашедшего выражение в искусстве. Но все эти, столь разные произведения мировой культуры, были очень близки, вероятно, потому, что в них воплощён очень яркий сюжет. И, наверное, совсем  неважно, когда «художник» жил – много лет назад или в наши дни. Если он настоящий мастер, он создаст такое произведение, которое будет волновать многие поколения людей. Жизнь одного человека, умноженная на сокровенный, неповторимый опыт, зафиксированный в искусстве, расширяется до бесконечных горизонтов. Время не властно над искусством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства

Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой  художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства...

Конспект урока Мировой Художественной культуры по теме: "Крито-микенская культура"

Темы, изучаемые учащимися в ходе урока «Крито-микенская культура», чрезвычайно важны для формирования целостного представления о художественной культуре Древнего мира как о значимом этапе в истории ис...

"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания

Разработка технологической карты урока  по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»...

Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе Тема урока: «Крито-микенская культура»

Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе Тема урока: «Крито-микенская культура»...


 

Комментарии

Горбулина Татьяна Геннадьевна

Надеюсь. этот материал будет полезен коллегам.