ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 8 КЛАССЕ "ЛЮБОВЬ - ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ"
план-конспект урока по музыке (8 класс) по теме
НА УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ОБЩИМ ТВОРЕНИЕМ ДВУХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ: М.И.ГЛИНКИ И А.С. ПУШКИНА -ИХ РОМАНС "Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНИЕ"; УЗНАЮТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОМАНСА: РАССУЖДАЮТ О СОВРЕМЕННОСТИ ТЕМЫ ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ В НАШЕ ВРЕМЯ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubov_-_vechnaya_tema_v_iskusstve.docx | 26.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока (литература и музыка) в 8 классе.
Тема «Любовь – вечная тема в искусстве»
Цель: Формирование основ музыкальной культуры на примере вокальной музыки 19-20 вв.;
на примере произведений А.С.Пушкина и М.И.Глинки показать, что музыка и поэзия XIX века может быть современной.
Задачи:
1)Доказать, что музыка и поэзия прошлых эпох может быть глубоко современной нам, людям XXI века, благодаря тем мыслям и чувствам, которые в ней отображены; закрепление навыков вокально-хоровой работы
2) Развитие умения вдумчиво слушать музыкальное произведение, анализировать и обобщать особенности музыкального языка и средств музыкальной выразительности.
3) Воспитание чувства уважения и любви к поэзии и вокальной музыке 19-20 вв, опираясь на яркие сочинения высокого нравственного и духовного уровня, воспитание познавательного интереса к искусству композиторов и поэтов.
Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись романса М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье», экран, мультимедиапректор, приложение№1 (текст стихотворения «Я помню чудное мгновение» по количеству уч-ся), приложение №2 (текст песни «Лесное солнышко» Ю.Визбора по количеству уч-ся), приложение №3 ( «Психологическая самооценка комфортности на уроке» по количеству уч-ся).
Ход урока.
Учитель : Здравствуйте, ребята, садитесь. Прежде чем я объявлю тему сегодняшнего урока, я хотела бы чтобы вы обратили внимание на то, что разложено у вас на партах: это приложения к нашему сегодняшнему уроку. Возьмите приложение №3 и отметьте, пожалуйста, в них ваше настроение в начале урока. Спасибо. Сейчас на уроке мы поговорим в сами о самом светлом, чистом и прекрасном чувстве на земле - любви. Тема нашего урока «Любовь – вечная тема в искусстве».
Слайд№1 (звучит вступление к романсу «Я помню чудное мгновение»)
«Любви все возрасты покорны» - написал поэт в знаменитом романе «Евгений Онегин». Любовь стала лейтмотивом не только этого произведения, а еще множества шедевров, созданных Пушкиным. И здесь нет ничего удивительного: ведь еще «суровый Дант» заметил, что именно любовь «движет солнце и светила». Это самое прекрасное, самое облагораживающее человеческое чувство, которое дарит человеку крылья, поднимает его от земли до небес, наполняет его жизнь особым смыслом, одухотворенностью, делает ее возвышенней и красивей. Все это можно пережить , понять и прочувствовать, читая стихи Пушкина.
Чтение учащимися фрагментов из стихотворений А.С.Пушкина.
Слайд№2
Учащийся №1.
…Но встретясь с ней, смущенный ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
Учащийся №2
…но почему ж порой
Не погружусь я в минутное мечтанье,
Когда нечаянно пройдет передо мной
Младое, чистое, небесное созданье…
Учащийся №3.
Творец тебя мне ниспослал. Тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Учащийся №4.
Желаю славы я , чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Все, все вокруг тебя звучало обо мне.
Я вас люблю, хоть я бешусь.
Учащийся №5.
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь.
Учащийся №6.
Так вот кого любил я пламенной душой
С таким тяжелым напряженьем,
С такою нежною, томительной тоской,
С таким безумством и мученьем!
Учитель :. Что же может служить источником вдохновенья? Кто сподвигнул поэта к созданью божественных строк.
(ответы учащихся)
Учитель: Все, кого коснулся свет пушкинской поэзии, стали для нас прекрасными образами. Лира Пушкина подняла их на недосягаемую высоту и сделала предметом восхищения. Одна из тех, кто вдохновил поэта стала столь же бессмертна, как он сам, как стали бессмертны Лаура и Беатриче, потому что благодаря ей появился шедевр мировой лирики. Имя ее – Анна Петровна Керн.
Слайд№3.
(Демонстрируется портрет А.П. Керн)
Учитель: Об Анне Павловне ярко пишет Ю. Лотман : «А.П. Керн в жизни была не только красивая, но и милая, добрая женщина с несчастливой судьбой. ЕЕ подлинным призванием должна была стать тихая семейная жизнь. Нов тот момент, когда она в Тригорском встретилась с Пушкиным, это женщина, оставившая своего мужа и пользующаяся довольно двусмысленной репутацией в обществе». Их встреча вызвала бурю чувств в душе поэта. Как это было?
Слайд№4
(Демонстрируется Михайловское. Парк. Аллея Керн.) Учитель исполняет вступление к романсу.
Исполняется учащимися сцена встречи А.Керн с А.С.Пушкиным.
А.П.Керн. Погода была чудесная, лунная июльская ночь дышала прохладой и ароматом полей. Пушкин шутил без острот и сарказмов; хвалил луну, не называл ее глупой. Мы шли по старому запущенному саду. «Приют задумчивых дриад», с длинными аллеями старых дерев, корни которых, сплетясь, вились по дорожкам, что заставляло меня спотыкаться, а моего спутника вздрагивать. Подробностей нашего разговора не помню, он вспоминал нашу первую встречу у Олениных, выражался о ней увлекательно, восторженно.
На другой день , утром я должна была уезжать, он принес на прощанье экземпляр 2-ой главы Онегина, в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами.
Стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» читает учащийся.
А.П.Керн. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, Пушкин долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил его и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять.
(Герои уходят, звучит вступление к романсу в исполнении учителя)
Учитель: Так «чудное мгновенье» обретало жизнь в стихах и становилась гимном любви.
Обратимся к приложению№1, которое лежит перед вами – это текст стихотворения.
Вопросы к учащимся:
-Как вы думаете, почему это стихотворение называют вершиной любовной лирики Пушкина?
-Кто находится в центре внимания поэта?
-Какой была жизнь до появления возлюбленной?
- Что произошло с героем, когда она вдруг снова появилась?
-Благодаря чему произошло пробуждение и воскресение души поэта?
(ответы детей)
(звучит вступление к романсу фонограмма)
Учитель музыки: Прекрасные стихи А.С.Пушкина не могли не дать почву для творчества композиторов. На это стихотворение было написано более 20 романсов разными композиторами: романс Н.С. Титова (1829), А.А. Алябьева (1832), Н.А. Мильгунова (1832), Карла Гедике (1833), Я.Ф. Пригожего (1883) и других, но наиболее известна мелодия М.И. Глинки.
Слайд №5. (портрет Глинки)
Романс Глинки являет собой пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без интонации композитора. Поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу. Вряд ли найдется поэт, который не мечтал бы о таком обрамлении своих творений. Chercher la f e mme (фр. — ищите женщину) — этот совет как нельзя более кстати, если мы хотим яснее представить себе рождение шедевра. Причем оказывается, что женщин, причастных к его созданию, две, но… с одной фамилией: Керн — мать Анна Петровна и дочь Екатерина Ермолаевна. Первая вдохновила Пушкина на создание стихотворного шедевра.
Слайд№6 (портрет Е.Е.Керн)
Вторая — Глинку на создание шедевра музыкального. Романс написан в 1838-1840 гг.
Учитель музыки: Ребята, а какое произведение называется романсом?
(вокальное произведение в сопровождении рояля, гитары или камерного ансамбля; музыкально-поэтическое произведение для голоса в сопровождении инструмента)
Слайд № 7
Слайд№8
Учитель: Родина романса – Испания. «Романсеро» - песня народного склада на испанском языке в XV – XV вв. Название «Романс» утвердилось за сольной песней с гитарным сопровождением в XVIII веке. Жанр завоевал Европу. Первоначально означал «чувственная, лирическая пеня о любви»
Учитель: Чем отличается романс от другого вокального жанра – песни?
(ответы уч-ся)
Слайд №9.
Учитель: В песне:
куплетная форма;
несложная, быстро и легко запоминающаяся мелодия;
аккомпанемент носит второстепенную роль.
В романсе:
трехчастная форма;
усложненная мелодия;
новая роль аккомпанемента – дополняет, продолжает мелодию.
Вслушайтесь в звучание романса, проникнетесь в его смысл, и вы почувствуете то, что хотел передать в музыке композитор.
Слайд№10.
Слайд№11.
Звучит аудиозапись романса «Я помню чудное мгновенье».
Учитель музыки: Ребята, как музыка раскрывает оттенки настроения поэтических строк?
– Каковы особенности музыкального построения романса (были ли повторения мелодии, появлялись ли совершенно новые эпизоды)?
( Музыку можно разделить на три части, две из них с одинаковой мелодией – первая и третья, совершенно новая мелодия в средней части. Можно определить трехчастную форму романса.)
(ответы учащихся: - вначале романса как бы начинается рассказ о былом – герой вспоминает явление ему дивного образа; музыка фортепианного вступления звучит в высоком регистре, тихо, светло, словно мираж…; в третьем куплете Глинка замечательно передаёт в музыке изображение «бурь порыв мятежный: в аккомпанементе само движение становится взволнованным, аккорды звучат словно учащённые удары пульса; в музыке встречаются интонации, изображающие борьбу, стремление, порывы.)
Учитель музыки: Для передачи настроения «глуши» и «мрака заточенья» Глинка тоже находит замечательное по выразительности решение: аккомпанемент становится аккордовым, никаких бурных пассажей. После этого эпизода особенно ярко и воодушевленно звучит реприза романса (возвращение первоначального музыкального материала ), со слов: «Душе настало пробужденье». Реприза музыкальная у Глинки в точности соответствует поэтической репризе. Восторженная тема любви достигает кульминации в конце романса, каковой является последняя строфа стихотворения. Здесь она звучит страстно и возбужденно на фоне аккомпанемента, замечательно передающего биение сердца «в упоении». Послушаем ещё раз это прекрасное творение двух гениальных людей.
(повторное слушание романса)
Учитель: Ребята, как по вашему, современна ли тема любви в произведениях искусства в наше время? Современны ли в наше время произведения Пушкина и Глинки, которые мы с вами сегодня послушали ? Почему?
(ответы уч-ся)
Учитель: Тема любви волновала и продолжает волновать людей искусства. В наше время написано много музыкальных произведений, в которых раскрывается это светлое чувство. Примером может служить песня нашего современного композитора Ю.Визбора «Лесное солнышко», которую вы разучили на прошлом уроке. Давайте с вами вспомним и исполним эту песню. На парте у вас лежит приложение№2 с текстом этой песни. Но прежде я попрошу вас всех встать и как в хоре, стоя, мы сделаем дыхательные упражнения и распевания.
(выполнение дыхательных упражнений; двигательных упражнений головой, плечами; распевание)
Учитель: Ребята, послушайте, пожалуйста, я напомню вам мелодию песни.
(исполнение одного куплета песни учителем)
Учитель: А теперь исполним песню все вместе.
Слайд№12.
(исполнение песни учащимися)
Учитель: Тема любви звучала в произведениях искусства во все времена. Человек обращается к искусству прошлого, чтобы через него познать законы нравственные, законы человеческих отношений. Сочетание тонкого лиризма и музыкальности делают произведения, с которыми мы с вами сегодня познакомились, нестареющим образцом высокого искусства. И на сегодняшнем уроке мы с вами убедились в том, что тема любви всегда будет современной и нестареющей темой в искусстве!
А сейчас я прошу вас опять обратиться к приложению №3 на ваших партах. Отметьте, пожалуйста, своё настроение в конце нашего урока.
Рефлексия : Ребята, ответьте, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось в этой теме? Ваши впечатления от сегодняшнего урока?
(ответы уч-ся)
Сегодня на уроке все хорошо работали. Но мне хотелось бы отметить некоторых учащихся, которые были более активны на уроке, много рассуждали. (оценки за урок)
Ребята, и в конце урока послушайте домашнее задание, которое будет разноуровневым.
Слайд №13.
Первое задание на «4»: выучить любое стихотворение А.С.Пушкина о любви. Второе задание на «5»: привести примеры романсов М.И.Глинки о любви на стихи других русских поэтов.
Спасибо всем. Урок окончен.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Заволжский Пугачёвского района Саратовской области»
Конспект интегрированного урока в 8 классе
« Любовь – вечная тема в искусстве»
Подготовила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ п.Заволжский»
Столярова Елена Юрьевна.
2010-2011 уч.год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" 6 класс
Проектная деятельность на интегрированном уроке музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" (по рассказу А.Платонова "Любовь к Родине или приключения воробья")...
Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5классе по теме "Что роднит музыку и изобразительное искусство"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы" (литература, английский язык, изобразительное искусство)Учителя Коваль Т.Е., Ма...
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"...
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"
Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"...
Интегрированный урок (французский язык и МХК) "Любовь-вечная тема искусства", 9 класс.
Мероприятие проводилось в 9 классе по теме «Мюзикл. Любовь – вечная тема искусства». Мероприятие интегрированное, метапредметное. Предметы: музыка и фран...
Конспект урока по литературе " Образ матери-вечная тема в искусстве"
Тема урока: Образ матери – вечная тема в искусствеЦели урока:1)Взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений искусства разных эпох, воспевающих образ матери.2) Проследить, ка...
- Мне нравится (1)
Комментарии
ЛЮБОВЬ - ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ