Примерная рабочая программа "Вокальный кружок"начального и общего образования
статья по музыке на тему
Программа «Вокальный ансамбль» посвящена развитию интереса к во-кальному исполнительскому искусству и овладению техники исполнения. Актуальность программы заключается в стимулировании творческой активности детей, их музыкально-эстетическом воспитании. Настоящая программа явилась результатом обобщения нескольких методических разработок: Н.Калугин «Методика работы с хором», Л.Д. Назарова «Фольклорная арттерапия» и личного опыта работы в вокальном жанре. Новизна программы позволяет гармонизовать отношения человеческой личности с окружающим миром. А также: - музыкальные занятия не только часть учебно-воспитательного процесса, но и источник творческой деятельности; - использование песенного репертуара «с целью излечения недугов душев-ных или для расширения границ самопознания»; - не обучение вокальной культуре, а приобщение к ней; - песенный репертуар - это соединение трех ипостасей - обучения, воспита-ния и психотерапевтирования. Отличия от существующих программ: - Углубляется педагогическая направленность музыкального образования, демонстрирующего единство музыкальной, вокальной, танцевальной, двигательной, изобразительной и драматической составляющих; - Формирование ориентации на успех, творческому подходу к обучению; - В репертуар введены народные песни разных регионов России и народа Коми. Учебный курс программы «Вокальный ансамбль» охватывает следую-щие образовательные области: Словесность - правильное произношение и написание названий музыкальных инструментов, терминов, определений; Культурная антропология - понятие об истории народных промыслов и ремесел России и Коми края, об истоках традиционных русских про-мыслов; Искусство - понятие о народных традициях в музыкальном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, этике быта. Психологическая культура - понятие о способностях людей, личные качества характера, обеспечивающие успех в творческой деятельности: тренинги на выявление и формирование тех или иных качеств обучающе-гося; Физическая культура - понятие о здоровом образе жизни, профилак-тика нарушения зрения и осанки посредством тренировочных упражнений и разминок. Данная программа ориентирована на приобщение детей и подростков к музыкальному творчеству и имеет образовательный характер. Она разработана в соответствии с «Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей» (утверждено Министерством образования Российской Федерации от 03.06.2003 г.), которое дополняет и углубляет общеобразовательные школьные программы по предмету «Музыка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
концепция программы | 264 КБ |
диагностика 1 год | 29 КБ |
диагностика 2 год | 30.5 КБ |
диагностика 3 год | 28.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Во внеклассной и внешкольной работе пение в вокальном ансамбле занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Такие занятия вносят свой специфический вклад в дело воспитания подрастающего поколения. Они являются одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей:
- музыкальный инструмент – голосовой аппарат – орган речи и пения;
- коллективная природа пения;
Правильное обучение пению с детства есть массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата, развитие музыкального слуха.
Особенности работы с вокальным ансамблем обусловлены возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей – одно из условий правильной организации работы в коллективе, помогающий выбрать посильный для освоения музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься пением, определить стиль отношений.
Сохранить интерес на протяжении всего занятия и решить задачи музыкального развития поможет чередование различных форм работы при разучивании и исполнении произведений:
- сольфеджирование;
- показ рукой движения мелодии;
- транспонирование отдельных фрагментов;
- пение с сопровождением или а капелла;
Работа по сольфеджированию начинается с показа рукой направления движения мелодии вверх, вниз или на месте.
При пении песен без сопровождения обостряются слуховые ощущения, достигается ровность звучания, выработка красивого тембра, унисона, чувства ритма, воспроизведение динамических оттенков.
В занятия можно включать следующие виды деятельности:
- слушание музыки;
- движение под музыку;
- изучение музыкальной грамоты;
- певческая импровизация;
Можно проводить индивидуальные прослушивания учащихся с целью проверки типа голоса, диапазона, слуха, качества звукообразования, дыхания, музыкальной памяти.
Обязательное условие – соблюдение певческой установки: прямое положение корпуса, плечи развёрнуты и опущены, живот немного втянут, мягкая атака при звукообразовании, большое значение имеет работа над дикцией.
В вокальном кружке может заниматься любой желающий ребенок, не зависимо от его музыкальных способностей. Но для участия в концертной деятельности дети должны иметь следующие данные:
- Музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память;
- Голос, имеющий яркий, светлый тембр;
- Наличие эмоциональности, чувственности, интеллекта и воли;
- Способность к сопереживанию и воображению;
- Хорошо развитые ассоциативные центры мозга и логическое понимание.
Репертуар подбирается по трем жанровым направлениям:
- вокальный фольклор;
- композиторская песня ;
- классика;
Программа «Вокальный ансамбль» посвящена развитию интереса к вокальному исполнительскому искусству и овладению техники исполнения.
Актуальность программы заключается в стимулировании творческой активности детей, их музыкально-эстетическом воспитании.
Настоящая программа явилась результатом обобщения нескольких методических разработок: Н.Калугин «Методика работы с хором», Л.Д. Назарова
«Фольклорная арттерапия» и личного опыта работы в вокальном жанре.
Новизна программы позволяет гармонизовать отношения человеческой личности с окружающим миром. А также:
- музыкальные занятия не только часть учебно-воспитательного процесса, но и источник творческой деятельности;
- использование песенного репертуара «с целью излечения недугов душевных или для расширения границ самопознания»;
- не обучение вокальной культуре, а приобщение к ней;
- песенный репертуар - это соединение трех ипостасей - обучения, воспитания и психотерапевтирования.
Отличия от существующих программ:
- Углубляется педагогическая направленность музыкального образования, демонстрирующего единство музыкальной, вокальной, танцевальной, двигательной, изобразительной и драматической составляющих;
- Формирование ориентации на успех, творческому подходу к обучению;
- В репертуар введены народные песни разных регионов России и народа Коми.
Учебный курс программы «Вокальный ансамбль» охватывает следующие образовательные области:
Словесность - правильное произношение и написание названий музыкальных инструментов, терминов, определений;
Культурная антропология - понятие об истории народных промыслов и ремесел России и Коми края, об истоках традиционных русских промыслов;
Искусство - понятие о народных традициях в музыкальном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, этике быта.
Психологическая культура - понятие о способностях людей, личные качества характера, обеспечивающие успех в творческой деятельности: тренинги на выявление и формирование тех или иных качеств обучающегося;
Физическая культура - понятие о здоровом образе жизни, профилактика нарушения зрения и осанки посредством тренировочных упражнений и разминок.
Данная программа ориентирована на приобщение детей и подростков к музыкальному творчеству и имеет образовательный характер. Она разработана в соответствии с «Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей» (утверждено Министерством образования Российской Федерации от 03.06.2003 г.), которое дополняет и углубляет общеобразовательные школьные программы по предмету «Музыка».
Цели и задачи программы
Цели:
- Создание условий для развития творчества детей и реализации творческого потенциала;
- Стимулирование творческой активности ребенка и образно-эмоционального восприятия окружающего мира, развитие индивидуальных задатков и способностей;
- Приобщение ребенка к основам музыкальной культуры на лучших образцах народного творчества, произведениях русских композиторов, а также Коми композиторов через формирование разносторонних умений и навыков грамотного пения;
- Использовать в своей будущей деятельности полученные знания, умения и навыки.
Задачи:
Музыкально-образовательные, содержащие сведения общего характера, воспитательные, формирующие, личностные качества ребенка, специальные, связанные с образовательным процессом.
Обучающие:
- научить грамотно и выразительно исполнять произведения различной тематики;
- научить теоретическим и практическим знаниям;
- научить применять полученные знания на практике - поведение на сцене, работа с микрофоном, пение под фонограмму.
Воспитывающие:
- воспитать уважение к культуре родного края, к языку и национальным
ценностям страны, в которой он проживает; - воспитать чувство любви и гордости к своей Родине;
- воспитать ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, коммуникабельность
Развивающие:
1 развить музыкальный гармонический слух, ритм и память,
- развить голосовые возможности, диапазон и исполнительские навыки;
- развить творческие способности и художественные вкус.
Организационно - педагогические основы обучения
Программа рассчитана на 3 года. Группа формируется из всех желающих.
Занятия проводятся на базе МОУ «СОШ №13» после общеобразовательных уроков. Продолжительность каждого занятия - 40 минут с перерывом 10 минут.
Формы проведения занятий - групповая и индивидуальная. Индивидуальная работа проводится как с одаренными детьми, так и с детьми, испытывающими затруднения, но с большим желанием заниматься народным вокалом.
- год обучения - 4 раза в неделю. Группа формируется из 10-15 человек.(5-7 классы);
- год обучения - 4 раза в неделю. Группа состоит из 10-15 человек
(5-7 классы);
- год обучения -4 раза в неделю. Группа состоит из 10-15 человек (5-7 классы).
Программа учитывает уровень музыкального развития учащегося. Также кроме групповых и индивидуальных форм проведения занятий предусматривает сводные репетиции, на которых присутствуют все участники коллектива. Ведется подготовительная работа к концертной деятельности, вводятся дополнительные репетиции. Дети участвуют в городских фестивалях, школьных концертах, а также выезжают с концертами за пределы школы.
Программа предусматривает посещение концертов вокальных коллективов городского уровня и коллективов, гастролирующих из других городов.
Продолжительность образовательного процесса
Год обучения | Количество часов в неделю | Всего за год |
1 | 4 | 140 |
2 | 4 | 140 |
3 | 4 | 140 |
Рекомендуемое расписание
№ | ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ |
группы | ||||||
13:00-13:40 | 13:00-13:40 | 13:00-13:40 | 12:50-13:30 | |||
I | всем | всем | индивид. | сводная | ||
составом | составом | работа | Репетиция | |||
Методическое обеспечение
Образовательная программа по вокальному творчеству предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся.
Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всей группе обучающихся. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень развития музыкальных способностей обучающихся. В ходе таких занятий учащиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания.
Индивидуальная форма используется, как правило, в работе с сильными и слабыми учащимися; предполагает оказание помощи педагога, которая позволит, не уменьшая активности обучающегося, содействовать выработке различных певческих навыков.
Групповая работа позволяет обучающимся перенимать друг у друга различные певческие навыки, подстраиваться друг под друга, уравновешиваться в силе звука с остальными исполнителями. Такая форма работы помогает развитию самооценки обучающегося.
Формы учебных занятий
Образовательная программа предполагает использование классических и нетрадиционных форм занятий
Типы классических занятий, используемых в процессе обучения:
- Вводное занятие;
- Изучение и первичное закрепление нового материала;
- Оценка и проверка, коррекция знаний;
- Комплексное применение знаний, умений и навыков;
- Обобщение и систематизация знаний;
- Комбинированное занятие.
Нетрадиционные формы проведения занятий в процессе обучения:
- Занятие-игра;
- Занятие-путешествие;
- Занятие-конкурс;
- Занятие-фантазирование.
В процессе реализации образовательной программы «Вокальная студия» используются следующие технологии обучения и воспитания:
<§> Технология коллективного взаимообучения. Основные принципы данной системы: коллективизм, самостоятельность и коммуникабельность - все учат каждого и каждый учит всех. Применение этой технологии позволяет развивать у обучающихся мышление и память, тренировать все виды памяти, чувствовать себя эмоционально раскованно, комфортно:
<§> Технология коллективного творческого воспитания. Способствует воспитанию общественно активной творческой личности, мотивом деятельности которой является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию.
<§> Технология адаптивной системы. Способствует обучению приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, а также приему исследовательской деятельности; помогает в создании дифференцированных условий для усвоения учебного материала обучающимися: одаренные развивают свои способности, слабые получают помощь,
<§>Технология разноуровневого обучения. Позволяет определить время обучения, соответствующее личным способностям и возможностям обучающихся;
<§> Технология игрового обучения. Предполагает использование в процессе разнообразных игр: сюжетно-ролевых, состязательных и др., в ходе которых обязательным является: самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей обучающегося, познавательных и творческих навыков, применение знаний на практике;
<§> Личностно ориентированная технология. Главным принципом является гуманистическая направленность. Основной задачей личностно ориентированной технологии является оказание содействия человеку в определении и коррекции отношения к самому себе, окружающему миру, другим людям. Таким образом, существуют две позиции, представляющие новый взгляд на личность:
- Каждый ребенок талантлив;
- Приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство и т.д.).
Методика работы с детскими коллективами подчиняется основным принципам дидактики, которые выражаются в следующих категориях:
- Соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;
-- Связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;
- Комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
- Постоянство требований и систематическое повторение действий;
- Сочетание единства требований и уважение к личности каждого воспитанника,
- Увлеченность и интерес;
- Активность, сознательность и самостоятельность обучающихся.
- учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Данная методика выдвигает собственные принципы:
- Единство эмоционального и сознательного;
- Единство художественного и технического;
- Единство развития коллективных свойств в области музыкального исполнительства и личностной индивидуальности каждого ребенка.
Дидактические закономерности обучения с учетом специфики работы с детьми характеризуются такими качествами, как:
- Зависимость результатов обучения от регулярности и систематичности занятий;
- Осознание целей обучения;
- Значимость для детей усваемого репертуара;
- Сложность произведений,
- Профессионализм преподавателя.
Методика работы с детскими коллективами подразумевает также и другие закономерности обучения:
- Психологические - зависимость результатов обучения от интереса к занятиям, возрастных особенностей детей, стойкости внимания, уровня развития памяти;
- Социологические - зависимость каждого обучающегося от всего коллектива;
- Коммуникативные - зависимость успешной деятельности коллектива от взаимодействия его с руководителем;
- Организационные - зависимость результатов от работоспособности занимающихся в коллективе, состоянии здоровья, расписания, времени суток, погодных условий
Личностно-ориентированные технологии развивающего обучения
подразумевают вовлечение детей в различные виды активной деятельности, методы сочетания рационального и эмоционального. Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребенка и их реализацию.
Необходимо отметить тесную связь вышеперечисленных принципов между собой и взаимное проникновение их друг в друга.
Дидактический материал
- Карточки: «Жанры в музыке», «Различие тембра в музыке», «Музыкальные термины», «Нотная грамота», «Музыкальная викторина»;
- Стенды: «Симфонический оркестр», «Коми народные инструменты», «Русские народные инструменты», «Музыкальные термины». «Портреты композиторов»,
- Стихи и загадки;
- Видеоматериалы с записью выступлений артистов-вокалистов и собственными выступлениями обучающихся;
- Аудио записи с песнями различных жанров.
Характеристика программы
Тип - дополнительная;
Направленность - художественно-эстетическая;
Вид - модифицированная;
Классификация - по признаку: общепрофессиональная - специализированная;
По характеру деятельности - развивающая художественную одаренность;
По возрастному принципу - разновозрастная;
По масштабу действия - учрежденческая:
По срокам реализации - 3 года.
Ожидаемые результаты
После окончания первого года обучения обучающийся должен
ЗНАТЬ:
Средства музыкальной выразительности - мелодия, гармония, лад, темп, ритм, динамика, размер.
УМЕТЬ:
- исполнять одноголосные хоровые песни; малообъемные песни;
- петь естественным звуком, чисто интонируя, в унисон;
- петь в ансамбле;
По окончании второго года обучения обучающийся должен
ЗНАТЬ:
- различные жанры песни: плясовая, хороводная, лирическая, трудовая, частушка, обрядовые песни;
- известных вокалистов;
УМЕТЬ:
- исполнять двухголосие;
- владеть дикцией, артикуляцией;
- петь а capella;
- владеть цепным дыханием;
По окончании третьего года обучения обучающийся должен
ЗНАТЬ:
- аккордно-гармонический строй песни;
-основы развития грудного и головного регистра;
- певческие голоса;
УМЕТЬ:
- импровизировать сценический образ;
- сочетать движение с пением;
- использовать полученные навыки во время выступления на сцене.
Модель выпускника
Ученик, прошедший курс обучения по дополнительной программе «Вокальный ансамбль» должен
ЗНАТЬ:
- жанры вокальной музыки;
- средства музыкальной выразительности;
- музыкальные формы;
- известных исполнителей и исполнительские коллективы;
- вокальное творчество народов разных регионов России, коми народа;
УМЕТЬ:
- петь естественно, мягко, прикрытым звуком, с хорошей дикцией;
- петь с сопровождением музыкальных инструментов, а capella, под фонограмму, выразительно передавая образ;
- импровизировать индивидуально и в ансамбле;
- на сцене артистично исполнять вокальные произведения, пользоваться микрофоном.
Форма подведения итогов
Формой подведения итогов является концертная деятельность: участие в городских фестивалях и конкурсах, а также открытые занятия и школьные концертные мероприятия.
Условия реализации программы
Для успешного усвоения дополнительной образовательной программы «Вокальный ансамбль» помимо методических пособий и дидактических материалов необходим учебный кабинет, оборудованный рабочими местами, имеющий естественное и искусственное освещение. соответствующее санитарно-эпидемиологическим нормативам; оснащенный учебной доской и. желательно:
1. инструменты: фортепиано, синтезатор;
2. пюпитр;
3. музыкальный центр с основными функциями: аудио, СD , МРЗ и т.д.
4 видеомагнитофон;
- литература методическая, нотная;
- носители - аудио, видео, СD и т.д.;
- усилитель;
- колонки;
- микрофоны:
Учебно-тематический план
I. Первый год обучения | ||||
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | часов | |
теория | практика | |||
Вокально-хоровая работа | ||||
1. | Пение произведений | 90 | 90 | |
Народная песня | 10 | 5 | 5 | |
Композиторская песня | 20 | 5 | 15 | |
Классика | 10 | 5 | 5 | |
1.2 | Пение учебно –тренировочного материала | 20 | 10 | 10 |
1.3. | Пение импровизаций | 10 | - | 10 |
1.4. | Индивидуальная работа по постановке дыхания и голоса | 20 | - | 20 |
2 | Слушание музыки | 10 | 5 | 5 |
3 | Музыкальная грамота | 10 | 10 | - |
4. | Воспитательная работа | 20 | 10 | 10 |
5 | Работа с родителями | 10 | - | 10 |
Всего: | 140 | 50 | 90 | |
II. Второй год обучения | ||||
Вокально-хоровая работа | ||||
6. | Пение произведений | 90 | 90 | |
Народная песня | 10 | 5 | 5 | |
Композиторская песня | 20 | 5 | 15 | |
Классика | 10 | 5 | 5 | |
6.2 | Пение учебно –тренировочного материала | 20 | 10 | 10 |
6.3 | Пение импровизаций | 10 | - | 10 |
6.4 | Индивидуальная работа по постановке дыхания и голоса | 20 | - | 20 |
7. | Слушание музыки | 10 | 5 | 5 |
8. | Музыкальная грамота | 10 | 10 | - |
9. | Воспитательная работа | 20 | 10 | 10 |
10. | Работа с родителями | 10 | - | 10 |
Всего: | 140 | 50 | 90 | |
III. Третий год обучения | ||||
Вокально-хоровая работа | ||||
11. | Пение произведений | 90 | 90 | |
Народная песня | 10 | 5 | 5 | |
Композиторская песня | 20 | 5 | 15 | |
Классика | 10 | 5 | 5 | |
11.1 | Пение учебно –тренировочного материала | 20 | 10 | 10 |
11.2 | Пение импровизаций | 10 | - | 10 |
11.3 | Индивидуальная работа по постановке дыхания и голоса | 20 | - | 20 |
12. | Слушание музыки | 10 | 5 | 5 |
13 | Музыкальная грамота | 10 | 10 | - |
14. | Воспитательная работа | 20 | 10 | 10 |
15 | Работа с родителями | 10 | - | 10 |
Всего: | 140 | 50 | 90 |
Содержание программы первого года обучения
Раздел 1 Вокально - хоровая работа (90 час)
-Ознакомление с правилами пения и охраны голоса,
- развитие музыкально- певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, мышления, памяти, эмоциональности;
- обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку;
1.1 Пение произведений
Народная песня. (10 часов)
-раскрытие значения народной песни как выразительницы
исторического прошлого народа, его труда, быта, дум, чаяний;
Композиторская песня (20 часов)
- раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни;
- разбор замысла интерпретации исполнения песни;
Классика (10 часов)
- образная беседа об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор;
1.2.Пение учебно-тренировочного материала(20 часов)
- образное доступное раскрытие каждого нового упражнения и его роли для музыкально-певческого развития каждого ребёнка
1.3.Пение импровизаций (10 часов)
-показ возможных вариантов певческих импровизаций;
- импровизации на короткие стихотворные тексты;
1.4.Индивидуальная работа по постановке дыхания и голоса (20 часов)
- развитие голосовых данных, распевки, умение управлять голосовым аппаратом;
- умение эмоционально и выразительно преподнести исполняемый материал;
Раздел.2.Слушание музыки (10 часов)
- слушание вокально-хоровых и инструментальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку;
- формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального произведения, введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариации;
- краткий рассказ о музыкальном произведении и его авторе;
- прослушивание произведения;
- анализ музыкально-выразительных средств данного произведения;
Раздел 3. Музыкальная грамота (10 часов)
- ознакомление с основными средствами музыкальной выразительности: мелодией, гармонией, ладом, темпом, ритмом, размером, динамикой;
- связь музыкальной грамоты с пением учебно-тренировочного материала;
- формирование слуховых представлений, связанных с ощущением лада;
- обучение пению по нотам с показом направления движения;
Раздел 4.Воспитатеьная работа (20 часов)
- подготовка и проведение праздников;
- выездные занятия;
- участие в школьных мероприятиях, шефских концертах, городских фестивалях;
Раздел 5. Работа с родителями.(10 часов)
- родительские собрания;
- частные беседы с родителями отдельных учеников;
- участие родителей в подготовке мероприятий;
Содержание программы второго года обучения
Раздел 1 Вокально - хоровая работа (90 час)
1.1 Пение произведений
Народная песня. (10 часов)
- использование народной песни для формирование у учащихся партиотизма и интернационализма;
Композиторская песня (20 часов)
- раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни;
- разбор замысла интерпретации исполнения песни;
Классика (10 часов)
- анализ произведения и его интерпретация;
- образная беседа об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор;
1.2.Пение учебно-тренировочного материала(20 часов)
- распевания и упражнения для развития дыхания, гибкости голоса, ровности звучания по тембру;
1.3.Пение импровизаций (10 часов)
- показ возможных вариантов:
обучение импровизации в процессе пения, импровизация « цепочкой»
1.4.Индивидуальная работа по постановке дыхания и голоса (20 часов)
- - развитие голосовых данных, распевки, умение управлять голосовым аппаратом;
- умение эмоционально и выразительно преподнести исполняемый материал;
- работа над артикуляцией;
Раздел.2.Слушание музыки (10 часов)
- привлечение нового музыкального материала (вокальной и инструментальной музыки);
- формирование слушательской культуры учащихся;
Раздел 3. Музыкальная грамота(10 часов)
- закрепление навыков, умений, навыков, полученных на предыдущих занятиях;
Раздел 4..Воспитатеьная работа.
Подготовка и проведение праздников. (20 часов)
-выездные занятия;
- участие в школьных мероприятиях, шефских концертах, городских фестивалях;
Раздел 5. Работа с родителями.(10 часов)
- родительские собрания;
- частные беседы с родителями отдельных учеников;
- участие родителей в подготовке мероприятий;
Содержание программы третьего года обучения
Раздел 1 Вокально - хоровая работа (90 час)
1.1 Пение произведений
Народная песня. (10 часов)
- раскрытие особенностей народной песни (лада, метроритма, голосоведения, содержания, структуры);
- использование народной песни для формирование у учащихся партиотизма и интернационализма;
Композиторская песня (20 часов)
- раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни;
- разбор замысла интерпретации исполнения песни
Классика (10 часов)
- образная беседа об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор;
- анализ произведения и его интерпретация;
1.2.Пение учебно - тренировочного материала(20 часов)
- разучивание и впевание упражнений;
- индивидуальные и групповые проверки;
- формирование самоконтроля;
1.3.Пение импровизаций (10 часов)
- сочинение подголосков к теме;
1.4.Индивидуальная работа по постановке дыхания и голоса (20 часов)
- развитие навыков исполнения песни под фонограмму;
- развитие индивидуальных голосовых данных;
Раздел.2.Слушание музыки (10 часов)
- формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения;
- прослушивания музыкальных произведений с использованием иллюстраций к ним из области изобразительного искусства и литературы;
Раздел 3. Музыкальная грамота (10 часов)
- чтение нот в любых тональностях;
- свободная ориентация в нотных текстах;
Раздел 4. Воспитатеьная работа
Подготовка и проведение праздников (20 часов)
- выездные занятия,
- участие в школьных мероприятиях, шефских концертах, городских фестивалях;
Раздел 5. Работа с родителями (10 часов)
- родительские собрания;
- частные беседы с родителями отдельных учеников;
- участие родителей в подготовке мероприятий;
Оценка качества учебно-воспитательного процесса
Оценка проводится в конце каждого учебного года и фиксируется в диагностической карте, в которой отмечаются итоги всех срезов знаний, проведенных во время промежуточного контроля, а также личностный потенциал обучающегося.
Диагностическая карта учебно-воспитательного процесса - 3 года обучения - содержит следующие показатели:
- уровень обученности по окончании 1-го и 2-го года обучения;
- оценка приобретенных знаний, умений и навыков;
- творческие достижения.
- личностный потенциал обучающихся.
Личностный потенциал обучающихся в свою очередь включает в себя сформированность:
^ отношения к труду;
^ отношения к сверстникам;
^ коммуникабельности.
^ дисциплинированности;
^ воспитанности.
Целью педагогического контроля является оценка состояния учебно-воспитательного процесса в соответствии с планируемым; коррекция процесса и выстраивания индивидуальной линии развития каждого обучающегося
Диагностика
Воспитательная работа
Необходимым условием в формировании и развитии личности являются умеренные трудности в сфере жизнедеятельности. Занятия музыкой при правильной организации учебно-воспитательного процесса способны развить у ребенка чувство долга и ответственности, волевую устремленность, уважение к своим товарищам. Длительное проявление этих качеств делает их стойкими чертами характера человека.
Занимаясь сценической деятельностью, ребенок приобретает:
- навыки коммуникативного общения;
- навыки саморегуляции.
- самопрезентации.
- уверенности в себе;
А также обучается приемам самовыражения, то есть учится выражать собственную индивидуальность
Работа с детским коллективом опирается на педагогику в определении методов, которые можно классифицировать по источнику информации и характеру деятельности - словесные, наглядные, практические, а также по назначению и дидактическим задачам - восприятие, приобретение знаний, формирование умений и навыков, запоминание, применение знаний, повторение, контроль. При этом критерий выбора методов в контексте специфики работы с детским коллективом основан на особенностях учебного .материала (сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога.
Результат:
воспитание организационных качеств личности детей, собранности и ответственности;
обученность детей в плане овладения элементами исполнительской техники, навыкам игры (пения):
развитие музыкально-эстетического вкуса обучающихся и их эстетического отношения к музыкальному искусству.
Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности обучающихся за качество исполнения собственной партии, достижения исполнительской точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, специфике
тембрового звучания, что спосооствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.
Воспитательная работа обучающихся проводится в процессе индивидуальных занятий, на концертах, на родительских собраниях с концертом или лекцией, фестивалях, конкурсах, при посещении выставок, театра.
Участие кружковцев совместно с родителями в мероприятиях, проводимых в кружках, факультативах:
«День именинника» - проводится 1 раз в четверть (конкурсы, игры, чаепитие); «Семейный праздник» - проводится 2 раза в год (конец декабря, конец апреля); подготовка к Новому году и 8 Марта; беседы этического характера, беседы о здоровом образе жизни;
В школе:
участие обучающихся в школьных концертах, КВН -ах;
участие в городских конкурсах и фестивалях;
посещение концертов, спектаклей, театрализованных представлений и концертов
с участием детей их других школ.
Работа с родителями
- проведение родительских собраний (сентябрь) - знакомство с работой, программой обучения;. Проведение анкетирования для родителей:
«Самодиагностика родительского отношения к детям» - для родителей
детей 1-го года обучения; «Мой ребенок занимается в кружке, факультативе» - для родителей детей 2-го и 3-го годов обучения, проведение бесед с родителями с целью выявления некоторых особенностей в
развитии детей (ноябрь); проведение родительских собраний с целью выявления проблем в обучении,
посещение занятий (январь),
проведение родительских собраний по итогам обучения детей (май);
проведение консультаций воспитательного и учебного характера (в течение года,
привлечение родителей к организации и проведению досуговых мероприятий, участие в подготовке к концертам.
Список используемой литературы для педагогов
- Алиев Ю.Б., Белобородава В.К., Ригина Г.С. «Музыкальное восприятие школьников», М.,1954 г.;
- Илмазов Е.И., Орлова Н.Д. «О неточной интонации у школьников и путях ее исправления». Под ред. Румер М.А. М., 1960 г.Багадуров В.Л., Орлова Н.Д., Сергеев Л.Л. «Начальные приемы развития детского
голоса». М., 1975 г.; - «Большая книга тестов», М. «Росмэн», 2004 г.,
- Березина В.Е. «О работе в условиях дифференцированного и разноуровневог обучения», 2001 г.;
- «Внешкольник», журнал;
- «Вопросы системы обучения пению. Институт художественного воспитания». Под ред. Румер М.А. - «Известия Академии педагогических наук РСФСР», выпуск ПО. М., 1960 г.;
- «Вопросы вокальной педагогики». Журнал. Выпуск 1. М., 1962 г.;
- «Воспитание школьника», научно-методический журнал, М., «Школьная пресса»;
- «Детский голос. Экспериментальные исследования». Под ред. Шацкой В.Н. М., «Педагогика», 1970 г.;
- Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». М., 1968 г.;
- Добровольская Н.Н.. Орлова Н.Д. «Что надо знать учителю о детском голосе». М.,1972 г.;
- «Дополнительное образование», журнал;
- Емельянов В.В. «Развитие голоса». СПб., 2000 г.;
- «Завуч», журнал;
- Калугин Н.В. «Методика работы с русским народным хором»;
- «Классный руководитель», журнал;
- Королева З.И. «100 графических тестов», М. «Эксмо», 2003 г.;
- Левидов ИИ. «Охрана и культура детского голоса». СПб, 1969 г.;
- Морозов В.П. «Вокальный слух и голос». М.-СПБ., 1965 г.;
- Морозов В.П. «Тайны вокальной речи». М.-Л., 1967 г.;
- Назаренко И.К. «Искусство пения». М., 1978 г.;
- Назарова Л.Д. «Фольклорная арттерапия»;
- «Народное творчество», журнал;
- «О детском голосе». Под ред. Орловой Н.Д. М., 1976 г.;
- «О детском голосе». Под ред. Орловой Н.Д. М., «Просвещение» 1966 г.;
- Орлова Н.Д. «Развитие голоса девочек. (О возрастных изменениях)». Москва,
1960 г.;
- «Просвещение», научно-методический журнал;
- «Развивающие игры для младших школьников», Москва «Академия холдинг», 2002 г.;
- «Развитие детского голоса. (Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи.)» Под ред. Шацкой В.Н. М., 1960 г.;
- Солодовникова Р.В. «Интеграция развивающих технологий в традиционную систему обучения». Москва «Учитель» Выпуск №6, 2006 г.;
- «Сценарии праздников хтя детей и взрослых», Москва ООО «Мир книги», 2002 г.;
- Шацкая В.Н. «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества». М.,1975 г.
- Юдина Е.И. «Азбука музыкально-творческого саморазвития». Москва «Аквариум», 1997 г.
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта определения качества обучения для первого года обучения
(промежуточный контроль)
№ п\п | Ф.И. обучающегося | Параметры для определения оценки качества обучения на контрольном занятии | |||||||||||
Основы физиологии пения и речи | Певческая установка | Дыхание | Дикция, артикуляция | Звукообразование | Звуковедение, фразировка | унисон | ансамбль | Исполнение вокальных упражнений | Выразительность исполнения | Показатель личных достижений | Результат | ||
1. | |||||||||||||
2. |
5 баллов – высокий уровень усвоения учебного материала;
4 балла – средний уровень усвоения учебного материала;
3 балла – низкий уровень усвоения учебного материала;
Общее количество баллов: 45 - 50 - высокий уровень усвоения программы;
38 - 44 – средний уровень усвоения программы;
37 и менее – низкий уровень усвоения программы;
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта определения качества обучения для второго года обучения
(промежуточный контроль)
№ п\п | Ф.И. обучающегося | Параметры для определения оценки качества обучения на контрольном занятии | |||||||||||
Дыхание | Дикция | Звукоизвлечение | Манера исполнения | Двухголосие | Звуковедение, фразировка | Соединение пения с движением | ансамбль | Исполнение вокальных упражнений | Показатель личных достижений | Результат | |||
1. | |||||||||||||
2. |
5 баллов – высокий уровень усвоения учебного материала;
4 балла – средний уровень усвоения учебного материала;
3 балла – низкий уровень усвоения учебного материала;
Общее количество баллов: 45 - 50 - высокий уровень усвоения программы;
38 - 44 – средний уровень усвоения программы;
37 и менее – низкий уровень усвоения программы;
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта определения качества обучения для третьего года обучения
(промежуточный контроль)
№ п\п | Ф.И. обучающегося | Параметры для определения оценки качества обучения на контрольном занятии | |||||||||||
Дыхание | Дикция | Пение а капелла | Манера исполнения | Многоголосие | Звуковедение, фразировка | Пение с фонограммой | ансамбль | Исполнение вокальных упражнений | Показатель личных достижений | Результат | |||
1. | |||||||||||||
2. |
5 баллов – высокий уровень усвоения учебного материала;
4 балла – средний уровень усвоения учебного материала;
3 балла – низкий уровень усвоения учебного материала;
Общее количество баллов: 45 - 50 - высокий уровень усвоения программы;
38 - 44 – средний уровень усвоения программы;
37 и менее – низкий уровень усвоения программы;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Некоторые аспекты формирования УУД и их роль на начальной ступени общего образования»
Новый подход к обучению..Преемственность в обучении. Формирование умения учиться, как ключевой приоритет непрерывного образования Характеристики универсальных учебных действий младших школьников. Связ...
Рабочая программа начальной ступени общего образования учебного курса «Физическая культура» 3,4 класс
Рабочая программа 3,4 класс...
Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 9 класса к учебнику под...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Методическая разработка изучения запросов и образовательных потребностей родителей учащихся начальной ступени общего образования.
Методическая разработка изучения запросов и образовательных потребностей родителей учащихся начальной ступени общего образования....
Статья на тему: "Преемственность в рамках дифференциации между начальным и общим образованием".
Статья на тему: "Преемственность в рамках дифференциации между начальным и общим образованием"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Уровень общего образования: среднее общее образование 10-11 класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Уровень общего образования:среднее общее образование 10-11 класс.Рабочая программа составлена на основе федерального государстве...