Статья на тему: "Преемственность в рамках дифференциации между начальным и общим образованием".
статья по теме
Статья на тему: "Преемственность в рамках дифференциации между начальным и общим образованием".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность в рамках дифференциации между начальным и общим образованием.
В основе ФГОС лежит принцип «Единство преемственности и развития».
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения – научить учиться.
Путь достижения этой цели – формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Цель начальное общего образования - учить ученика учиться.
Цель основного общего образования - учить ученика учиться в общении.
Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Качества, которые должны быть у ребенка на выходе из школы для его успешности в современной жизни
- Умение ставить цель и добиваться ее
- Умение адаптироваться к ситуации
- Умение общаться
- Умение ориентироваться в мире
- Самостоятельно добывать и применять знания
- Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком
- Сохранить здоровье …
Для успешной адаптации необходимо:
- учитывать психологические особенности 10-12 летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которой ребенок перешел в 5-й класс;
- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
- создать педагогические условия, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные в начальной школе.
Перед тем, как взять 5 класс я обязательно посещаю уроки в начальной школе с целью как можно глубже изучить детей.
На уроках математики с 5 класса я провожу следующие мероприятия:
- Создание ситуации успеха.
Важно, как можно быстрее, запомнить имена детей. «Ничто не ласкает человеческих слух, как называние имени его», -считает американский психотерапевт Эрик Берн.
Опора на похвалу, на одобрение, на ласковый тон. «Умница», «Молодец». Ведь подростковый период – это переплетение детскости и взрослости, обостренное чувство собственного достоинства.
Нравятся детям задания с взаимопроверкой. Дети решают задания затем проверяют друг у друга, выставляют оценки (критерии оценивания учитель заранее пишет на доске).
2. Работа в группах (парах).
Кстати сказать, современная психология утверждает: эффективность обучения составляет 10% - если ученики только читают глазами; 26% - если слышат объяснение учителя; 30% - если видят наглядно представленный материал; 50% - если видят и слышат; 80% - если в работе опираются на личный опыт; 90% - если делают совместно; 95% - если обучают других.
В процессе этой работы повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка; происходит обсуждение одной информации с несколькими детьми, тем самым обеспечивается более прочное усвоение знаний. В этой связи изменяется и моя роль, роль учителя, в учебном процессе. Моя задача состоит в том, чтобы организовать работу групп (пар) в нужном направлении, оказывая им помощь, если будет необходимость.
Нельзя не отметить и другую сторону этой работы: умение общаться в процессе обучения переходит на общение детей в жизни, Такие виды работ формируют коммуникативные учебные действия: умение слушать и говорить, вступать в диалог, контактировать, корректировать действия партнера.
- Необычное начало уроков.
Хорошую привлекательность урокам, может стать необычное начало урока: небольшая викторина или занимательная задача.
- Дифференцированный подход.
Ни одному ученику не должен быть скучно на уроке! А скука возникает либо из - за непонимания материала, либо из - за его чрезмерной легкости. Понятие «легко» и «сложно» относительны и зависят от уровня общего развития учащихся. Значит, каждому ученику необходимо предоставить возможность работать в том темпе, который определяется его индивидуальными особенностями.
При изучении новой темы я обычно стараюсь излагать материал предельно простым языком, максимально доступным всем учащимся, разбирать простейшие примеры и задачи. Но, как показывает опыт, в классе всегда найдутся учащиеся, не до конца разобравшиеся в материале. Для них учитель повторяет объяснение. А сильные учащиеся решают более сложные, нестандартные задачи по данной теме.
- Дифференцированное домашнее задание.
Домашнее задание не оставляем на самый конец урока, его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.
Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
Таким образом, все перечисленное позволяет ребенку чувствовать себя не зажатым «от сих до сих», а получать возможность проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Некоторые аспекты формирования УУД и их роль на начальной ступени общего образования»
Новый подход к обучению..Преемственность в обучении. Формирование умения учиться, как ключевой приоритет непрерывного образования Характеристики универсальных учебных действий младших школьников. Связ...
Проблемы преемственности между начальным и основным образованием.
Педагоги,психологи,ученые довольно часто размышляют о проблемах преемственности. Обеспечение непрерывности в образовании, создание условий успешно адаптации учащихся при переходе от одной ступени обра...
Выступление на тему преемственности в преподавании иностранного языка между начальным и средним образованием
Методические рекомендации...
Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании».
В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включени...
Статья "Преемственность в процессе преподавания русского языка между начальной школой и средним звеном"
Статья о важности преемственности между начальной школой и средним звеном...
Методическая статья на тему: "Преемственность в оценивании образовательных результатов и достижений обучающихся начальной и основной ступеней образования по предмету физическая культура."
В данной статье представлен материал по оцениванию на уроках физической культуры. Переход детей из одних педагогических рук в другие - сложный момент в жизни ребенка. Взаимодействие учителей нача...
Проект программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-9 классов «Югра - моё наследие» (волонтёрское движение) в рамках реализации образовательной программы основного общего образования
Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, образовательной программой МБОУ «Комсомольская ООШ», локальными актами школы, на основе мет...