Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 9 класса к учебнику под редакцией авторов-составителей: С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева; М., «Русское слово», 2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе.9 класс | 114.91 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
и рекомендовано педагогическим советом Директор
к применению. МБОУ «Волошинская СОШ». МБОУ «Волошинская СОШ»
Руководитель РМО учителей Протокол № ___ от __.__.2017. _________ Е. А. Данильченко.
русского языка и литературы Приказ № ___ от __.__.2017.
_______ О.Н.Лысенко
Протокол № ___ от __. __. 2017.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Волошинская средняя общеобразовательная школа»
Родионово-Несветайского района
Рабочая программа
по литературе
Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс
Количество часов: _______3__________ всего 102___
(в неделю)
Учитель Лихобабина Татьяна Николаевна
Программа разработана на основе: Программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений /
авт.-сост. С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев; Москва, «Русское слово»,2012г.
Год разработки: 2017_____________
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 9 класса к учебнику под редакцией авторов-составителей: С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева; М., «Русское слово», 2012г.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28, ч. 2;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1 от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 от 25.12.2013 № 72, изменений № 3 от 24.11.2015 № 81);
4.Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. от 05.07.2017 № 629);
5.Примерная Программа основного общего образования по литературе
6. Авторская программа по литературе для 5—9 классов общеобразовательной школы / авт._сост. С.А. Зинин, М: «Русское слово» 2012г
7. Образовательная программа МБОУ "Волошинская СОШ" на 2017-2018 учебный год (приказ ОО от 31.07.2017 № 110);
8.Учебный план МБОУ «Волошинская СОШ» на 2017-2018 учебный год (приказ ОО от 31.07.2017 № 110);
9.Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год МБОУ «Волошинская СОШ» (приказ ОО от 24.07.2017 № 106);
10.Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ «Волошинская СОШ» (приказ ОО от № ? ).
Основные цели и задачи изучения предмета «Литература»:
Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса содействуют появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развития личности.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Программа ориентирована на УМК:
1.Программа «Литература. 5-11 классы». – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.- 200 с. (Меркин Г.С.)
2. Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. /С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – 5-е изд. –М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2015 г.
3. Авт. и сост. Е.А. Виноградова, Е.А. Князева, Т.А. Кузнецова. – Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово». - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.- 88 с.
4. Золоторёва И.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс.- М.: ВАКО, 2007.-(В помощь школьному учителю).
5. Ерёмина О.А., Поурочное планирование по древнерусской литературе: 5-9 классы. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 160 с. – (Серия «Учебно-методический комплект»);
6.Тематическое планирование. К учебнику Г.С. Меркина "Литература. 9 класс", автор/сост. Соловьева Ф.Е., изд. Русское слово, 2012г
7.Уроки литературы. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 9 класс», автор/сост. Соловьева Ф.Е., изд. Русское слово, 2012г
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане
Учебный план МБОУ «Волошинская СОШ» предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе – 3 часа в неделю.
Годовой календарный график МБОУ «Волошинская СОШ» на 2017-2018 учебный год предусматривает 34 учебных недели, что соответствует 102 часам, фактически -101 час (1 час – праздничный день 9 мая)
Срок реализации программы: 01.09.2017 – 25.05.2018
2. Требования к уровню подготовки обучающихся
Важнейшими умениями в 9 классе являются следующие:
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
3.Содержание учебного предмета «Литература»
№ | Раздел | Количество часов | Содержание разделов (тем) |
1 | Литература как искусство слова | 1 | Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе. |
2 | Из зарубежной литературы | 6 | У. ШЕКСПИР (обзор).Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Высокое и низкое, сиюминутное и общечеловеческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет».Центральный конфликт пьесы «Гамлет». Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве. Ж.Б. МОЛЬЕР.Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия»: тематика и проблематика.Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии. И.В. ГЁТЕ. И.В. Гёте — выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» — вершина философской литературы. «Фауст» — вершина философской литературы. И.В. Гёте в России. |
7 8 | Древнерусская литература | 5 | Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). «Слово о полку Игореве» .Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения. |
Литература XVIII века | 2 | Характеристика русской литературы XVIII в .Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. А.Н. Радищев .Слово о писателе.«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.Художественное и тематическое своеобразие русской литературы XVIII века. | |
9 | Литература XIX века | 57 | Поэзия, проза, драматургия XIX века. «Золотой век русской литературы» Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Романтизм.Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка. Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.В.А.Жуковский Жизнь и творчество. Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана». «Море».А.С. Грибоедов Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума» .Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”. А.С. Пушкин.Жизнь и творчество.Стихотворения:«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;«Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений).Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы)Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.«Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии»)«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству. Роман в стихах «Евгений Онегин» .Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). М.Ю. Лермонтов Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк». Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. Роман «Герой нашего времени».Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Шинель». Образ маленького человека в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении.Поэма «Мертвые души» (I том).История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворение «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь» А.А. Фет. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения).Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка. Н.А. Некрасов.Жизнь и творчество (обзор).Стихотворение «Памяти Добролюбова» (возможен выбор другого стихотворения).Гражданская позиция Некрасова. Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Бедные люди». Развитие темы «маленького человека». Л.Н.Толстой Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. |
10 | Русская литература ХХ века | 31 | Пути Русской литературы ХХ века. Беседа о ведущих прозаиках России и о разнообразии жанров прозаических произведений ХХ века. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров. М.Горький. Слово о писателе. «Челкаш». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов. Художественное своеобразие поэзии Серебряного века. Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского. А.А. Блок. Слово о поэте.Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения). Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения. С.А. Есенин. Слово о поэте.Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений).Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. М.И.Цветаева Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. А.А. Ахматова Слово о поэте.Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений). Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Прием гротеска в повести М.А. Шолохов Жизнь и творчество (обзор).Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования.Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. В.В. Быков Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии. А.Т. Твардовский Слово о поэте. « Я убит подо Ржевом…»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения. А.И.Солженицын Основные вехи биографии. Слово о писателе. «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе. АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ.Авторская песня — новое явление в русской поэзии XX века. Судьбы российских бардов. Основные темы и мотивы авторской песни. Военная тема в поэзии Б.Ш. Окуджавы и B.C. Высоцкого. |
11 | Региональный компонент | 10 | Донские критики о А.С. Пушкине: И. Балашова «Пушкин в Ростове». |
Донские страницы в творчестве русских поэтов-классиков 19 века: К.Ф. Огарев «Дон», Н.П. Рылеев «Дмитрий Донской» (обзор). | |||
Донские страницы в рассказах А.П. Чехова «Печенег», «В родном углу», «Учитель словесности». | |||
«Донские рассказы» М. Шолохова. «Жеребёнок» - гуманистический пафос произведения. ВОВ в литературе о Доне: А.Т. Твардовский «Бойцу Южного Фронта». | |||
ВОВ в литературе о Доне: В.Гусев «Казак уходил на войну», А.В. Софронов «Бессмертник». Донская проза: А.И. Солженицын «Крохотки». ВОВ в литературе о Доне: Б.В. Изюмский «Алые погоны». П.С. Поляков «Казачке», «Господь послал мне в дар любовь» Путешествия, приключения, фантастика в литературе Дона (проза): Н.А. Суханова «В пещерах Мурозавра». |
Контроль реализации программы.
Модуль | Название работы |
Из древнерусской литературы | 1. Подготовка к сочинению по «Слову…». Написание сочинения. (Классное сочинение) |
Из литературы XIX века | 2.Подготовка и написание сочинения по творчеству А.С. Грибоедова. (Классное сочинение. Темы сочинений – учебник стр.12 часть 1 3. Подготовка и написание сочинения с элементами характеристики образно-выразительных средств по творчеству А.С. Пушкина. (Классное сочинение. Темы сочинений – учебник стр.95 часть 2)) 4.Сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств по творчеству М.Ю. Лермонтова. Написание сочинения. (Классное сочинение. Темы сочинений – учебник стр.141 часть 2) 5. Сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств по творчеству Н.В. Гоголя. Написание сочинения. (Классное сочинение. Темы сочинений – учебник стр.171 часть 2) 6.Контрольная работа по литературе 19 века (тест). |
Из литературы XX века | 7.Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению в виде развёрнутой рецензии по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». 8. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». |
Итоговое повторение | 9.Итоговая контрольная работа (тест) за курс литературы 9 класса. |
Изменения, внесённые автором Рабочей программы
В содержание учебного курса добавлены темы по обзорному изучению произведений зарубежной литературы: У. Шекспира «Гамлет», Ж.Б. Мольера «Мнимый больной», И.В. Гете «Фауст», хотя авторская программа С.А. Зинина, на основе которой построен данный учебник, не предусматривает изучение зарубежной литературы. Но, характеризуя главных героев произведений А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя, автор программы обращает внимание учащихся на героев зарубежной литературы и предлагает их сравнить. Именно поэтому считаю целесообразным введение обзорного изучения произведений указанных авторов.
В рабочую программу введены часы, предполагающие изучение литературы регионального компонента. Реализация регионального компонента осуществляется путем использования текстов донских авторов «Литературы Дона: хрестоматии для чтения в 8-9 классах» при изучении, закреплении или повторении тем учебного материала.
В календарно-тематическом планировании указано примерное домашнее задание, корректировка которого может производиться с учетом пробелов в знаниях учащихся, климатических условий и других объективных причин.
4.Календарно-тематическое планирование
Всего – 102 часа, развитие речи – 12 часов, региональный компонент 10 часов, контрольное тестирование 2.
№ урока | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Виды и формы деятельности | Примерное домашнее задание | |
план | факт | |||||
Введение (1 ч.) | ||||||
1 | 1.09 | 1 | История литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. | Запись выводов, составление тезисов. | Пересказ лекции | |
Из зарубежной литературы (6 ч.) | ||||||
2 | 2.09 | 1 | У. ШЕКСПИР (обзор) Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Высокое и низкое, сиюминутное и общечеловеческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». | Различные типы чтения и пересказа; дискуссия. | Сообщение о поэте | |
3 | 4.09 | 1 | Центральный конфликт пьесы «Гамлет». Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве. | Различные типы чтения и пересказа. | Письменный анализ образов | |
4 | 8.09 | 1 | Ж.Б. МОЛЬЕР Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия»: тематика и проблематика. | Различные типы чтения и пересказа. | Сообщение о писателе | |
5 | 9.09 | 1 | Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии. | Различные типы чтения и пересказа. | Читать по ролям,речевая характеристика | |
6 | 11.09 | 1 | И.В. ГЁТЕ И.В. Гёте — выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» — вершина философской литературы. | Различные типы чтения и пересказа. | Сообщение о поэте | |
7 | 15.09 | 1 | «Фауст» — вершина философской литературы. И.В. Гёте в России. | Чтение и характеристика отдельных фрагментов трагедии. | Характеристика образов, вопросы | |
Из древнерусской литературы (5 ч.) | ||||||
8 | 16.09 | 1 | «Слово о полку Игореве»: история создания и публикации, основная проблематика, система образов. | Различные виды чтения. | Ответить письменно на один из вопросов( в тетради). Принести текст «Слова…» | |
9 | 18.09 | 1 | «Слово о полку Игореве»: центральная идея, значение «Слова...» в истории русской литературы и культуры. | Различные виды пересказа и комментария. | Образ Русской земли, найти фрагменты, которые рисуют в поэме этот образ | |
10 | 22.09 | 1 | Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове...». | Различные виды пересказа и комментария. | Найти в тексте фрагменты, где описывается горе Русской земли, радость за возвращение Игоря из плена | |
11 12 | 23.09 25.09 | 2 | Р.р. Подготовка к сочинению по «Слову…». Написание сочинения. (Классное сочинение) | Сбор материала к сочинению, составление сложного плана | Написать сочинение 1 | |
Из литературы XVIII века (2 ч.) | ||||||
13 | 29.09 | 1 | А.Н. РАДИЩЕВ Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...» | Различные виды пересказа и комментария. | биография писателя 1 инсценирование фрагментов из глав «София», «Любани», «Спасская Полесть» | |
14 | 30.09 | 1 | «Путешествие из Петербурга в Москву»: основная проблематика. | Различные виды пересказа и комментария. | заочное путешествие из Петербурга в Москву | |
Из литературы XIX века (57 ч.) | ||||||
15 | 2.10 | 1 | А.С. ГРИБОЕДОВ Основные вехи биографии. Комедия «Горе от ума»: творческая история. | Различные виды чтения, цитатный план. | Сообщения: «Любовь Грибоедова», | |
16 | 6.10 | 1 | Комедия «Горе от ума»: личное и социальное в конфликте. | Различные виды чтения, пересказа и комментария. . | проанализировать список действующих лиц; Чтение комедии | |
17 | 7.10 | 1 | Комедия «Горе от ума»: своеобразие языка. | Чтение наизусть | Монолог | |
18 | 19.10 | 1 | Комедия «Горе от ума»: группировка образов. | Различные виды чтения, пересказа и комментария | Монолог Фамусова наизусть ( по выбору). Действие 2-3, чтение и анализ | |
19 | 13.10 | 1 | Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике. | Различные виды чтения, пересказа и комментария | Письменный ответ на вопрос( по выбору): | |
1.Почему Чацкий – нежеланный гость в доме Фамусова? | ||||||
20 | 14.10 | 1 | Человек и государство, проблема идеала, нравственная проблематика. | Различные виды чтения, пересказа и комментария | 4 действие, монолог Чацкого наизусть | |
21 | 16.10 | 1 | Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии. | Конкурс на лучшую формулировку темы сочинения, реферата. | Выучить наизусть афоризмов из комедии | |
22 23 | 20.10 21 | 2 | Р.р. Подготовка и написание сочинения по творчеству А.С. Грибоедова. (Классное сочинение. Темы сочинений – учебник стр.12 часть 1) | План сочинения | дописать сочинение, индивидуальное задание: судьба Пушкина | |
24 | 23.10 | 1 | А.С. ПУШКИН (с использованием ИКТ). Творческая биография А.С. Пушкина. Темы и мотивы лирики: «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар». | Различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный план, письменный | Сообщение о поэте Выучить наиз. | |
25 | 27.10 | 1 | Жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина: «K***», «Я вас любил...». | отзыв о стихотворении, сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств. Для заучивания наизусть | стих. «Я вас любил...». - анализ выучить наиз. | |
26 | 28.10 | 1 | Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». | А.С. Пушкин. Одно из стихотворений. | «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». | |
27 | 30.10 | 1 | Художественные особенности романтической поэмы «Цыганы» А.С. Пушкина. | Различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария | Инд.задание: работа Пушкина над романом «Евгений Онегин | |
28 | 10.11 | 1 | Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история. | Различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария | Глава 1, | |
вопросы, Инд.задание- сообщение на тему «День светского человека» | ||||||
29 | 11.11 | 1 | Роман в стихах «Евгений Онегин»: основная проблематика и система образов. | Различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария | Гл.2, ответить на вопросы о жизни Онегина в деревне | |
30 | 13.11 | 1 | Роман в стихах «Евгений Онегин»: основная проблематика и система образов. | Различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария | Вопросы к гл.3, Выразит. чтение письма Татьяны и исповеди Онегина | |
31 | 17.11 | 1 | Роман в стихах «Евгений Онегин»: основная проблематика и система образов. | Различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария | Гл.4, вопросы | |
32 | 18.11 | 1 | Роман в стихах «Евгений Онегин»: основная проблематика и система образов. | Различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария | Гл.5, вопросы | |
33 | 20.11 | 1 | Образ автора в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. | Различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария | Выучить наизусть письмо Татьяны или Онегина | |
34 | 24.11 | 1 | Роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина: «Энциклопедия русской жизни». | Различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария | Гл.6, ответить на вопросы | |
35 | 25.11 | 1 | Художественные открытия в «Евгении Онегине». | Различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, | Вопросы к гл.7, | |
36 | 27.11 | 1 | В.Г. Белинский о романе «Евгений Онегин». Современные дискуссии о романе. | Различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария | Вопросы к гл.8 | |
37 | 1.12 | 1 | Р.к. Донские критики о А.С. Пушкине: И. Балашова «Пушкин в Ростове». | Различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария | Конспект критической статьи | |
38 39 | 2.12 4.12 | 2 | Р.р. Подготовка и написание сочинения с элементами характеристики образно-выразительных средств по творчеству А.С. Пушкина. (Классное сочинение. Темы сочинений – учебник стр.95 часть 2) | Сбор материала к сочинению, составление сложного плана подбор эпиграфов к сочинению, цитатный план, письменный | Написать сочинение на одну из тем | |
40 | 8.12 | 1 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Творческая биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть Поэта». Образ поэта в представлении М.Ю. Лермонтова: стихотворение «Поэт». | Различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный план, письменный | Наизусть выучить стих – е «Смерть поэта». | |
41 | 9.12 | 1 | Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «И скучно и грустно», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»). | отзыв о стихотворении. | анализ ст. «Как часто пёстрою толпою окружён…» | |
42 | 11.12 | 1 | Роман «Герой нашего времени»: обсуждение первичных представлений; сюжет, фабула, композиция. | Различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, | сообщение «Смысл названия и особенности композиции романа» | |
43 | 15.12 | 1 | Роман «Герой нашего времени»: гражданская активность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция писателя. | Различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, | Чтение повести «Бэла», | |
44 | 16.12 | 1 | Роман «Герой нашего времени»: Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисловий. | Различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, | Повести «Максим Максимыч» и «Тамань», | |
45 | 18.1 | 2 | 1 | Идейно-композиционное значение глав «Бэлла», «Максим | Различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, | «Княжна |
2 | Максимыч». | Мери» | ||||
46 | 22.12 | 1 | Идейно-композиционное значение глав «Тамань», «Фаталист». | Различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария | Повесть «Фаталист» | |
47 | 23.12 | 1 | В.Г. Белинский о романе «Герой нашего времени». | Различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария | Подготовка к сочинению | |
48 49 | 25.12 29 | 2 | Р.р. Сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств по творчеству М.Ю. Лермонтова. Написание сочинения. (Классное сочинение. Темы сочинений – учебник стр.141 часть 2) | Сбор материала к сочинению, составление сложного плана | Написать сочинение, | |
50 | 30.12 | 1 | Н.В. ГОГОЛЬ Творческая биография Н.В. Гоголя. Образы помещиков в поэме «Мертвые души». | Различные виды пересказа, составление словаря языка персонажа, составление тезисов. Сложный план | Гл.1, 7-10, образ города | |
51 | 12.01 | 1 | Образы помещиков в поэме «Мертвые души». | характеристики персонажа. | Образы помещиков, гл. 2, | |
52 | 13.01 | 1 | Образы помещиков в поэме «Мертвые души». | Образы помещиков, гл. 3, | ||
53 | 15.01 | 1 | Образы помещиков в поэме «Мертвые души». | Образы помещиков, гл. 4, | ||
54 | 19.01 | 1 | Отношение писателя к изображаемым явлениям в поэме «Мертвые души». | Образы помещиков, гл. 5, | ||
55 | 20.01 | 1 | Помещичий и чиновничий быт в изображении Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души». | Образы помещиков, гл. 6 | ||
56 | 22.01 | 1 | Помещичий и чиновничий быт в изображении Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души». | История Чичикова,г.11 | ||
57 | 26.01 | 1 | Художественное своеобразие поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». | Выучить | ||
наизусть отрывок «Птица-тройка»53 | ||||||
58 59 | 27.01 29.01 | 2 | Р.р. Сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств по творчеству Н.В. Гоголя. Написание сочинения. (Классное сочинение. Темы сочинений – учебник стр.171 часть 2) | Сбор материала к сочинению, составление сложного плана | Подготовка к сочинению | |
60 | 2.02 | 1 | Ф.И. ТЮТЧЕВ Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «С поляны коршун поднялся...», «Как весел грохот летних бурь...». | Выразительное чтение, чтение наизусть. Анализ поэтического текста.
| Сообщение, стихотв. наизусть | |
61 | 3.02 | 1 | Лирика Ф.И. Тютчева: вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений. | стихотв. наизусть | ||
62 | 5.02 | 1 | А.А. ФЕТ Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу...», «Какая грусть!..». | Выразительное чтение, чтение наизусть. | Сообщение, стихотв. наизусть | |
63 | 9.02 | 1 | Лирика любви, природа и человек: «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу...», «Какая грусть!..». Художественное своеобразие стихотворений. | стихотв. наизусть | ||
64 | 10.02 | 1 | Н.А. НЕКРАСОВ Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова». | Выразительное чтение наизусть. | Сообщение, стихотв. наизусть | |
65 | 12.02 | 1 | Р.к. Донские страницы в творчестве русских поэтов-классиков 19 века: К.Ф. Огарев «Дон», Н.П. Рылеев «Дмитрий Донской» (обзор). | Анализ поэтического текста. | письменный анализ стихотворения | |
66 | 16.02 | 1 | Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов, позиция писателя. | Различные виды пересказа. | Сообщение о писателе | |
67 | 17.02 | 1 | Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь. | Подготовка к домашнему сочинению с элементами сопоставления по творчеству Ф.М. Достоевского на тему «Маленький человек» в изображении Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского | ||
68 | 19.02 | 1 | Л Н ТОЛСТОЙ Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». | Различные виды пересказа, сложный план, устное сочинение, формулировка тем сочинений учащимися. | Гл. «Comme il faut», составить вопросы для анализа | |
69 | 24.02 | 1 | Повесть «Юность»: нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа. | Различные виды чтения, Анализ художественного произведения | Близкий к тексту пересказ главы «Я проваливаюсь» | |
70 | 26.02 | 1 | Р.к. Донские страницы в рассказах А.П. Чехова «Печенег», «В родном углу», «Учитель словесности». | Анализ художественного произведения. | Письменный анализ рассказа «Учитель словесности». | |
71 | 1.03 | 1 | Контрольная работа по литературе 19 века (тест). | сообщения | ||
Из литературы XX века (31 ч.) | ||||||
72 | 2.03 | 1 | Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века. | Составление конспекта. | Пересказ лекции | |
73 | 4.03 | 1 | М. ГОРЬКИЙ Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего М. Горького. | Различные виды чтения и пересказа, сложный план характеристики персонажа. | Сообщение о писателе | |
74 | 9.03 | 1 | Люди «дна» и проблема человека и человеческого в рассказе «Челкаш». | Различные виды чтения, чтение наизусть | Анализ образов | |
75 | 11.03 | 1 | «Песня о Буревестнике»: художественная идея. | Различные виды чтения, чтение наизусть | Письменный анализ | |
Из поэзии Серебряного века | ||||||
76 | 15.03 | 1 | Многообразие поэтических голосов эпохи Серебряного века (А. Блок, С. Есенин). | Различные виды чтения, чтение наизусть, цитатный или тезисный план к устному сочинению, письменный ответ на вопрос. | чтение наизусть сихов | |
77 | 16.03 | 1 | Основные темы и мотивы поэзии Серебряного века. (В. Маяковский, М. Цветаева). | Различные виды чтения, чтение наизусть | письменный ответ на вопрос | |
78 | 18.03 | 1 | Основные темы и мотивы поэзии Серебряного века (Н. Гумилев, А. Ахматова). | чтение наизусть сихов | ||
79 | 22.03 | 1 | М.А. БУЛГАКОВ Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце»: основная проблематика и образы. | Различные виды пересказа. | Подготовить сообщения по темам | |
80 | 23.03 | 1 | Повесть «Собачье сердце»: основная проблематика и образы. | Различные виды пересказа. | Составить план | |
81 | 25.03 | 1 | Повесть «Собачье сердце»: литература и история; нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). | Различные виды чтения и пересказа, сложный план характеристики персонажа. | Характеристика образов | |
82 | 5.04 | 1 | Повесть «Собачье сердце»: пафос произведения и авторская позиция. | Различные виды чтения и пересказа, сложный план характеристики персонажа. | Ответить на вопросы | |
83 | 6.04 | 1 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению в виде развёрнутой рецензии по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». | Сбор материала к сочинению, составление сложного плана. | Написать сочинение | |
«Война. Жесточе нету слова...» | ||||||
84 | 8.04 | 1 | М.А. ШОЛОХОВ Основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова: рассказ «Судьба человека». | Различные виды пересказа; составление цитатного плана. | Сообщение о писателе | |
85 | 12.04 | 1 | Рассказ «Судьба человека»: образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи. | Различные виды чтения и пересказа, сложный план характеристики персонажа. | Анализ эпизодов | |
86 | 13.04 | 1 | Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа «Судьба человека». | Различные виды чтения и пересказа, сложный план характеристики персонажа. | Анализ эпизодов | |
87 | 15.04 | 1 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». | Сбор материала к сочинению, составление сложного плана. | Написать сочинение | |
88 | 19.04 | 1 | Р.к. «Донские рассказы» М. Шолохова. «Жеребёнок» - гуманистический пафос произведения. | Анализ эпизодов. | Пересказ,анал з эпизодов | |
89 | 20.04 | 1 | В.В. БЫКОВ Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя: «Альпийская баллада». | Различные виды чтения и пересказа, сложный план характеристики персонажа. | Сообщение о писателе | |
90 | 22.04 | 1 | «Альпийская баллада»: проблематика повести. | Различные виды чтения и пересказа, сложный план характеристики персонажа. | Анализ эпизодов | |
91 | 26.04 | 1 | «Альпийская баллада»: любовь и война. | Различные виды чтения и пересказа, сложный план характеристики персонажа. | Анализ эпизодов | |
92 | 27.04 | 1 | А.Т. ТВАРДОВСКИЙ Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...». | Выразительное чтение, чтение наизусть, цитатный план. Монолог на литературную тему. | Сообщение о писателе | |
93 | 29.04 | 1 | Р.к. ВОВ в литературе о Доне: А.Т. Твардовский «Бойцу Южного Фронта». | Различные виды чтения и пересказа, сложный план характеристики персонажа. | Выучить наизусть | |
94 | 4.05 | 1 | Р.к. ВОВ в литературе о Доне: В.Гусев «Казак уходил на войну», А.В. Софронов «Бессмертник». | Монолог на литературную тему. Конспект. Оформление литературной газеты | Выучить наизусть | |
95 | 6.05 | 1 | А.И. СОЛЖЕНИЦЫН Основные вехи биографии писателя. Рассказ «Матренин двор»: творческая история произведения. Реалии и обобщение в рассказе | Анализ эпизодов | . Прочитать «Матрёнин двор» Солженицына. | |
96 | 10.05 | 1 | Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе». Образы Матрены и рассказчика | тезисы для выступления по проблеме «Традиции Н.А. Некрасова в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». | Письменно ответить на вопрос:-В чём праведность Матрёны? | |
97 | 11.05 | 1 | . Р.к. Донская проза: А.И. Солженицын «Крохотки». | Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль». | Пересказ, характеристика образов | |
98 | 13.05 | 1 | АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ Авторская песня — новое явление в русской поэзии XX века. Судьбы российских бардов. Основные темы и мотивы авторской песни. Военная тема в поэзии Б.Ш. Окуджавы и B.C. Высоцкого. | Анализ эпизодов | сообщения | |
99 | 17.05 | 1 | Итоговая контрольная работа (тест) за курс литературы 9 класса. | Анализ поэтического текста | Выучить наизусть | |
100 | 18.05 | 1 | Р.к. ВОВ в литературе о Доне: Б.В. Изюмский «Алые погоны». | Анализ эпизодов | Вопросы к тексту | |
101 | 20.05 | 1 | .Р.к. П.С. Поляков «Казачке», «Господь послал мне в дар любовь» | Дискуссия; сообщения; | составление сценария литературно-музыкальной композиции. | |
102 | 24.05 | 1 | Р.к. Путешествия, приключения, фантастика в литературе Дона (проза): Н.А. Суханова «В пещерах Мурозавра». | Монолог на литературную тему. | Список литературы на лето |
5. Приложения к Рабочей программе
Система оценки уровня подготовки обучающихся
Предполагаются следующие формы контроля: устный зачет, доклад, сочинение, тестовые контрольные работы.
Учёт достижений осуществляется на основе анализа тетрадей по литературе, а также их участия в творческой деятельности (олимпиады, конкурсы и т.п.)
Оценка устных ответов и сочинений учащихся по литературе осуществляется в соответствии с критериями выставления оценок, определенными методическим письмом Минобразования России «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе» /Программа по литературе. М.: Просвещение./.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов необходимо руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 классы); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
В планировании предусмотрены различные виды и формы контроля:
- наблюдение, беседа,
- фронтальный опрос,
- опрос в парах,
- чтение наизусть,
- тесты,
- анализ текста,
- исследовательские работы,
- устные рассказы по плану,
-сочинения.
Контрольно-измерительные материалы
Контрольный срез по творчеству А.С.Грибоедова
- вариант
- А.С.Грибоедов происходил из :
А) дворянской семьи
Б) крестьянской семьи
В) семьи рабочих
- 1817 г. А.С.Грибоедов поступил на службу в Государственную коллегию
А) внутренних дел
Б) экономических дел
В) иностранных дел
- Назовите жанр пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»
А) трагедия
Б) комедия
В) трагикомедия
- Кто из героев «Горя от ума» и о ком говорит?
А) Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтенье прок-от не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Б) Он славно
Пересмеять умеет всех;
Болтает, шутит, мне забавно;
Делить со всяким можно смех.
- Опираясь на сюжетно-образную структуру комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», докажите принадлежность пьесы к классицистической драматургии и одновременно приведите примеры нарушения автором норм и правил классицизма.
Контрольный срез по творчеству А.С.Грибоедова
- вариант
- А.С.Грибоедову к моменту поступления в Московский университет было
А) 10 лет
Б) 11 лет
В) 12 лет
Г) 13 лет
- А.С.Грибоедов не был:
А) дипломатом
Б) музыкантом и композитором
В) поэтом и драматургом
Г) художником
- Женой А.С.Грибоедова была:
А) Мария Протасова
Б) Нина Чавчавадзе
В) Полина Виардо
Г) Анна Керн
- Кто из героев комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова и о ком говорит?
А) Куда как мил! И весело мне страх
Выслушивать о фрунте и рядах;
Он слова умного не выговорил сроду, -
Мне все равно, что за него, что в воду.
Б) Кого люблю я не таков:
(Он ) за других себя забыть готов,
Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!
- Что составляет сущность двуединого конфликта комедии Грибоедова? Нарушает ли наличие двух уровней развития драматического сюжета классицистический принцип единства содержания? Укажите, какая сцена является кульминационной.
Контрольное тестирование по роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
1.Откуда строки: «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…»?
а) «Деревня» б) «Зима» в) «Евгений Онегин»
2.Кто из героев «…корсет носила очень узкий, и русский Н как Н французский произносить умела в нос»?
а) Ольга б) Татьяна в) мать Татьяны г) няня Татьяны
3.Кто « сердцем милый был невежда, Его лелеяла надежда, И мира новый блеск и шум Еще пленяли юный ум»?
а)Онегин б)Ленский в)Пушкин
4.Какие произведения были написаны Пушкиным в Болдине?
а) «Дубровский» б) «Капитанская дочка» в) «Медный всадник» г) «Метель»
5.На берегах какой реки родился Онегин?
а) Неман б) Нарва в) Нева
6.Как звали Ленского?
а) Василий б)Александр в)Владимир
7.Как звали отца Татьяны?
а)Андрей б)Иван в)Дмитрий
8.Как звали мать Татьяны?
а) Наталья б)Прасковья в)Пульхерия
9.Как звали няню Татьяны?
а) Егоровна б)Власьевна в)Филипьевна
10.Как звали извозчика, который возил Онегина к Лариным?
а) Авдей б)Аркашка в)Андрюшка
11.В какую игру играл Онегин?
а) карты б)домино в)бильярд
12.Кувшин с какой водой ставили на стол у Лариных?
а) с клюквенной б) с брусничной в) с черничной
13.В какой день недели были именины у Татьяны?
а) среда б) пятница в) суббота
14.Какие знаки писала Татьяна на стекле?
а) О да Е б) Т да Е в) О да Л
15.Кто передал Онегину записку Ленского на дуэль?
а) Зарецкий б) Загорецкий в) Загвоздкин
16.Сколько шагов было отмерено для дуэли?
а) 40 б) 25 в)32
17.Кто сделал первый выстрел?
а) Ленский б) Зарецкий в) Онегин
18.Сколько шагов было между дуэлянтами во время выстрела?
а) 17 б)11 в)14
Контрольная работа за 1 полугодие
1 вариант
- Какой принцип является лишним для классицизма?
А) единство места; б) единство времени; в) единство действия; г) единство языка.
2. Определите стихотворный размер фрагмента оды Г.Р.Державина «Фелица».
Подай, Фелица! Наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть.
- В чем необычность композиции книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»?
А) имеет кольцевую композицию,
Б) поддерживает традицию литературы путешествий,
В) композиция не отличается своеобразием.
4. 1817 г. А.С.Грибоедов поступил на службу в Государственную коллегию
А) внутренних дел
Б) экономических дел
В) иностранных дел
5. Назовите жанр пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»
А) трагедия
Б) комедия
В) трагикомедия
- Кто из героев «Горя от ума» и о ком говорит?
А) Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтенье прок-от не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Б) Он славно
Пересмеять умеет всех;
Болтает, шутит, мне забавно;
Делить со всяким можно смех.
- Где и когда родился А. С. Пушкин?
- Здесь Пушкин очень плодотворно поработал. Он написал около четырехсот стихов, 8-ю, 9-ю и 10-ю главы "Евгения Онегина" но последняя сгорает. Также он пишет 5 повестей прозою, несколько драматических сцен.
- Когда был создано произведение “Евгений Онегин”?
- К какому жанру относится «Евгений Онегин»? В чем особенность этого жанра?
- О ком идет речь?
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут – мигом утешался;
Изменят – рад был отдохнуть.
- Узнайте героя:
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
13. Евгений Онегин – это натура
а) Цельная, непротиворечивая, однозначная
б) Подражательная по отношению к западным образцам
в) Двойственная, сотканная из противоречий
14. Расположите в правильной последовательности события, описанные в романе:
а) Исповедь Татьяны Лариной
б) Знакомство Онегина с Ленским
в) Преобразования Онегина в деревне
г) Исповедь Онегина Татьяне Лариной
д) Именины Татьяны Лариной
Контрольная работа за 1 полугодие
2 вариант
- Жанр «Слова о полку Игореве» - это…
А) житие; Б) воинская повесть; В) слово; Г) летопись.
2. Какая реформа в области литературы принадлежит М.В.Ломоносову?
А) реформа стихосложения, Б) реформа литературного языка, В) реформа прозы.
3. Определите стихотворный размер фрагмента оды М.В.Ломоносова
Науки юношей питают,
Отраду старым подают…
- А.С.Грибоедов не был
А) дипломатом
Б) музыкантом и композитором
В) поэтом и драматургом
Г) художником
- А.С.Грибоедову к моменту поступления в Московский университет было
А) 10 лет
Б) 11 лет
В) 12 лет
Г) 13 лет
- Кто из героев комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова и о ком говорит?
А) Куда как мил! И весело мне страх
Выслушивать о фрунте и рядах;
Он слова умного не выговорил сроду, -
Мне все равно, что за него, что в воду.
Б) Кого люблю я не таков:
(Он ) за других себя забыть готов,
Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!
- Назовите учебное заведение, которое подарило Пушкину красоту мира, любовь к Родине, к друзьям? Кем и когда оно было основано?
- Назовите прозвище А.С. Пушкина, полученное им в литературном обществе “Арзамас”
- Сколько времени создавался «Евгений Онегин»?
- Что такое «онегинская строфа»?
- Кто это?
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
- О ком идет речь?
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…
13. Авторские отступления в “Евгении Онегине” нужны.
а) Для создания образа автора
б) Для того, чтобы повествование
не было утомительно
однообразным
в) Для создания широкой картины
русской жизни начала XIX века
14. Расположите в правильной последовательности эпиграфы к главам романа “Евгений Онегин”:
а) “Как не любить родной Москвы?”
б) “И жить торопится и чувствовать спешит”
в) “Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай”
г) “O rus! (“О, деревня!”)”
д) “О не знай сих страшных слов ты, моя Светлана”
Тест по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
1.Кто является героем своего времени в романе?
а) Грушницкий
б) Максим Максимыч
в) Вернер
г) Печорин
2.Печорина звали:
а) Максим Максимыч
б) Григорий Александрович
в) Александр Григорьевич
г) Евгений Александрович
3.Кто рассказывает историю Бэлы?
а) Печорин
б) автор
в) сама героиня
г) Максим Максимыч
4.Кому из героев романа дана В.Г. Белинским следующая характеристика: «Это тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа и золотое сердце…»
а) доктор Вернер
б) Вулич
в) Максим Максимыч
г) Казбич
5.Как сложилась судьба Бэлы?
а) ее увез Казбич
б) она осталась с Печориным
в) Она вернулась к своим родным
г) она умерла
6.Какая из частей романа является центральной и придает произведению характер психологического романа?
а) «Бэла»
б) «Фаталист»
в) «Тамань»
г) «Княжна Мэри»
д) «Максим Максимыч»
7.Тема «маленького человека» раскрывается в романе в образе
а) Вулича
б) Грушницкого
в) Максима Максимыча
г) Доктора Вернера
8. Определите героя по портрету: «…Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий…А уж ловок-то, ловок-то был, как бес!..»
а) доктор Вернер
б) Казбич
в) Максим Максимыч
г) Печорин
9. О ком из героев романа Печорин сделал следующую запись в своем дневнике?
«Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы»
а) Максим Максимыч
б) Вулич
в) Вернер
г) Грушницкий
10. Жанр романа «Герой нашего времени» определяется как
а) социально-психологический роман
б) исторический
в) авантюрный
г) роман странствий
11. Укажите проблему, которой нет в романе Герой нашего времени»
а) проблема положительного героя
б) проблема любви и дружбы
в) проблема современного поколения
г) проблема отцов и детей
Итоговая контрольная работа за курс литературы 9 класса
1 вариант
1.Кто из писателей изображен в этом описании?
Выходец из богатой дворянской семьи, получил уроки гуманизма уже в детстве ( крепостные так любили его отца, что спасли всю семью во время Пугачевщины от расправы); окончив Пажеский корпус, он продолжил образование в Лейпцигском университете, где стал участником бунта студентов против насилия и воровства надзирателей; дослужившись до начальника таможни, в итоге был арестован как государственный преступник за издание в собственной типографии своей «возмутительной» книги; сестра его покойной жены отправилась за ним в ссылку, так как они любили друг друга; он описал самоубийство героя, который «нечем свою жизнь славну» не смог окончить и потому прибегнул к «яда сильна», а через некоторое время, разочаровавшись в своей жизни и деятельности , сделал с собой то же самое( яд, кинжал), считая героическое самоубийство способностью человека возвыситься над тираном.
2. О ком и из какого произведения эти строки, кто его автор?
«…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод».
3.Как звали Собакевича? Расскажите о нем.
4.Назовите «южные» поэмы А.С. Пушкина.
5.Какой роман А.С. Пушкина критик В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни»? В какие годы он написан?
6.Назовите автора, год написания стихотворения «Смерть поэта». В связи с чем оно было написано? Определите тематику этого стихотворения.
7.Какова хронологическая последовательность повестей, входящих в роман «Герой нашего времени»?
8. Вулич, Грушницкий, Вера… Из какого произведения эти герои?
9. Охарактеризуйте Евгения Онегина (дайте письменный полный ответ).
Итоговая контрольная работа за курс литературы 9 класса
- вариант
1.Кто из поэтов изображен в этом описании?
По матери из рода Толстых, получил прекрасное домашнее образование. После написания стихотворения 14-летним подростком был принят в серьезное литературное общество; благодаря своим способностям стал после университета дипломатическим работником и 22 года прожил в Европе, общаясь с выдающимися немецкими поэтами; равнодушный к судьбе своих стихов, долгие десятилетия оставался неизвестным на родине, несмотря на редкие журнальные публикации; был председателем комитета цензуры и скандально известным своим любовным романом с той, которая молодой умрет от чахотки; ввел в поэзию образы бездны и хаоса.
2. О ком и из какого произведения эти строки, кто его автор?
«… говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…»
3.Как звали Коробочку?Напишите о ней.
4. Кому посвятил А.С.Пушкин стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» ( 1825)?
5. Перечислите повести, составляющие сборник «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Кто автор этого сборника?
6.Перечислите повести, входящие в роман «Герой нашего времени». Кто его автор?
7.Чей это портрет?
«И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».
8. Ольга и Татьяна Ларины, Владимир Ленский. Из какого произведения эти герои?
9. Охарактеризуйте Григория Александровича Печорина (дайте письменный полный ответ).
Ответы
1 вариант
- А.Н. Радищев
- О Чичикове из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя
- Михаил Семенович Собакевич
- . «Кавказский пленник»( 1821), «Бахчисарайский фонтан»( 1821), «Цыганы»(1824)
- «Евгений Онегин» ( 1823-1831)
- А.С.Пушкин, 1837. Его темы- поэт и толпа, поэт и власть, поэт и Закон, суд истории.
- «Тамань», «Княжна Мери», «Бела», «Фаталист», «Максим Максимыч».
- «Герой нашего времени».
2 вариант
1.Ф.И. Тютчев
2. О Манилове
3. Настасья Петровна Коробочка
4. Анне Петровне Керн
5. «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня- крестьянка».
6. «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». М.Ю. Лермонтов.
7. Белы.
8. «Евгений Онегин».
Контрольное тестирование для учащихся 9 класса по литературе.
1 вариант
1.Соотнесите автора и его произведение:
«Маленькие трагедии» М.Ю. Лермонтов
«Повести Белкина» А.Н.Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву» А.С.Пушкин
«Пророк»
2.По одной детали биографии отгадайте писателя:
А) «Бунтарь хуже Пугачева»- сказала о нем императрица.
Б) В Персии исполнял обязанности секретаря русской дипломатической миссии.
В) Его определили в лицей в Царском Селе в год открытия лицея.
3.О ком сказаны эти слова? Назовите героя , произведение и автора.
А) Скромна, а ничего, кроме
Проказ и ветру на уме.
Б) Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче - завтра генерал.
В) Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив…
4.Кому из героев романа «Герой нашего времени» принадлежат эти слова:
А) «Много красавиц в ауле у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.
Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет».
5. В каком году написано произведение «Евгений Онегин»? Назовите его автора, центральных героев.
6.Чем стал Кавказ для М.Ю. Лермонтова? Дайте полный письменный ответ.
7. Кто истинный виновник гибели поэта А.С. Пушкина?
Контрольное тестирование для учащихся 9 класса по литературе.
2 вариант
1.Соотнесите автора и его произведение:
« Смерть поэта» А.С.Грибоедов
« Горе от ума» Н.М.Карамзин
«Бедная Лиза» А.С.Пушкин
«Молитва»
«Евгений Онегин» М.Ю.Лермонтов
2. По одной детали биографии отгадайте писателя:
А) Детство его прошло в селе Тарханы Пензенской губернии
Б) Женился на Нине Чавчавадзе.
В) Великий поэт, мастер трагедий, раскрывающий человеческие драмы.
3.О ком сказаны эти слова? Назовите героя , произведение и автора.
А) В семнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно,
И потому скромны, не смотрите на свет.
Б) Пустите, ветреники сами,
Опомнитесь, вы старики…
В) Куда как мил! И весело мне страх
Выслушивать о фрунте и рядах;
Он слова умного не выговорил сроду,-
Мне все равно, что за него, что в воду
4.В каком году было написано произведение «Герой нашего времени»?
5.Кому из героев романа «Герой нашего времени» принадлежат эти слова:
А) «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его - я княжеская дочь!..»
6. Какие общие черты можно отметить в жизни А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова? Дайте полный письменный ответ.
7. В какую эпоху жил и творил А.С. Пушкин?
Контрольный срез по литературе, 9 класс
1 вариант
1.Укажите годы жизни Л.Н. Толстого:
А) 1869-1923
Б) 1868-1905
В) 1828-1910
Г) 1837-1915
2.В чем состоит идеал человека «комильфо» ( повесть «Юность» Л.Толстого,1857)?
3.В чем общечеловеческое значение повести «Юность»?
4. Назовите романтические черты героев прочитанных вами рассказов М.Горького.
5. О ком из героев эти стоки? Назовите также автора и произведение.
«Я-то живу хорошо. Вы, маточка, обо мне не беспокойтесь, пожалуйста…. Я нового вицмундира совсем не продавал.»
2 вариант
1. Укажите годы жизни М.Горького:
А) 1869-1923
Б) 1868-1936
В) 1828-1910
Г) 1837-1915
2. Назовите псевдонимы писателя, автора рассказа «Челкаш»(1894).
3.О ком эти строки? Назовите героя, произведение, автора:
«Больно ты закомурист… темен ты».
«Было когда-то свое гнездо… Отец-то был из первых богатеев в селе».
4.Какой была жизнь Григория Челкаша до того, как он стал босяком, вором?
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс, основное общее образование, базовый уровень
Рабочая программа по информатике составлена на основе программы базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. 7-8 классы. Автор: Н.Д. Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Прогр...
рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс, основное общее образование, базовый уровень
Рабочая программа по информатике составлена на основе программы базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. 8-9 классы. Автор: Н.Д. Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по___английскому языку___ в ___5___ классе (основное общее образование)на основе авторской программы курса английского языка Вербицкой М.В. к УМК “ Английский язык Forward” для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений
Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в 5 классе общеобразовательных учебных организаций на основе линии УМК «Forward» (5–9 классы) под ред. М. В. Вербицко...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса основного общего образования (базовый уровень) 2019 – 2020 учебный год
Рабочая программапо русскому языкудля 10 классаосновного общего образования(базовый уровень) 2019 – 2020 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175 русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 175...