Природа и музыка. Звучащие картины
методическая разработка по музыке на тему

Калантаева Лариса Александровна

сформировать представление  о способности музыки отображать картины природы.  Познакомиться с  понятием  «романс», «певец», «солист», «мелодия», «аккомпанемент».   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_i_muzyka._zvuchashchie_kartiny.docx26.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План  урока

На основе системно-деятельностного  метода обучения

Тема урока:         Природа и музыка. Звучащие картины.

             (3 класс, Программа Сергеевой-Критской)

(формулируется  выбранная тема программы обучения)

Тип урока: урок «открытия».

Цель урока: (для учителя): сформировать представление  о способности музыки отображать картины природы.  Познакомиться с  понятием  «романс», «певец», «солист», «мелодия», «аккомпанемент».  

Планируемый результат (для учащихся): Находить общие интонации в музыке, живописи и поэзии.  Научить  различать речевую и музыкальную интонации.

Задачи урока:

Обучающая:  научить понимать основные термины «романс», «певец», «солист», «мелодия», «аккомпанемент». Научить  осознавать единство слова  и мелодии в песне, романсе. 

Развивающая:  развивать умение сравнивать музыкальные и речевые  интонации, характеризующие  различные  образы,   работать с учебником рабочей тетрадью,  анализировать  музыкальные произведения,  сравнивать их.

Воспитывающая:  формирование интереса к предмету,  эстетическое воспитание  учащихся, воспитывать любовь к Родине через  красоту природы.

_________________________________________________________________________________________________

Описание хода урока

Название  технологических этапов урока, их  содержания

Конспект урока

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения  предполагает осознание вхождение учащегося в  пространство  учебной деятельности на уроке. На данном этапе  учителем организуется для учащихся  мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся  могут достичь на данном этапе урока, описание методов  организации учебной деятельности):

  • Актуализация требований  к нему со стороны учебной деятельности (надо):
  • Создаются условия для возникновения  внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
  • Устанавливаются тематические рамки (могу).

Показ слайдов с изображением  различных картин природы.  

- Что изображено на картинах?   (ответы уч-ся)

- Может ли музыка изобразить картины природы? (ответы уч-ся)

(слушание «Жаворонок» М. Глинка – вступление)

- Чей образ нам передает услышанная музыка?

- Как вы определили, что это жаворонок?  (трели в мелодии, высокий регистр)

Рассказ об истории создания романса  П. Чайковского «Благословляю  вас, леса» (просмотр видеофрагмента  Д. Хворостовского).

(создать палитру вопросов по произведению).

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

На данном этапе  организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного  учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

  • Актуализацию изученных способов  действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения  и знаковую фиксация;
  • Актуализацию соответствующих мыслительных операций  и познавательных процессов;
  • Мотивацию к пробному  учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное  осуществление
  • Фиксацию индивидуальных затруднений  в выполнении  пробного  учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую  связь между  ними на основании методики  обучения данному предмету  на каждом шаге  данного этапа

«Жаворонок» М. Глинка.

Вокально-хоровая работа: работа с текстом, выразительное чтение текста романса, проработка начальных фраз каждой строки, работа над фразировкой,  дыхание, кантилена в пении… Подготовленный раздаточный материал вручается детям для дальнейшей работы.  Исполнение романса.

  1. Выявление  места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися  места и причины затруднения.

Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих  методов и содержания учебных заданий для  выявления  учащимися места  и причины затруднения.

Основные методы мотивации  для создания успешной ситуации.  Для этого учитель учит учащихся:

  • Восстанавливать выполненные операции  и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где  возникло затруднение;
  • Соотносить  свои действия с используемым  способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить  и зафиксировать  во внешней речи  причину затруднения – те конкретные задачи, умения  или способности, которых не  достается  для решения  исходной задачи.

 Работа над художественным образом  (рассказ учителя об истории и километраже полета жаворонка)   (детки, а давайте споем как птичка).

Работа с группой, ансамблем детей, солистами.  

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Аттестуемый демонстрирует  методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в  коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий  по алгоритму:

  • Ставят цель (целью всегда является  устранение  возникшего затруднения)
  • Согласовывают тему урока
  • Строят план достижения цели
  • Определяют средства – алгоритмы, модели

Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем  с помощью исследовательских методов.

Итак,   сформулируем с вами тему урока, откроем учебник

(самостоятельное формулирование темы и цели урока, работа с учебником))

1.Природа и музыка.

2. Палитра вопросов (где природа, где музыка?  почему эти картины звучащие?  в каких произведениях мы с вами пели о природе, а какие еще знаете?)

Песня Г. Струве  «Я хочу увидеть музыку»

  1. Реализация  построения проекта

Аттестуемый  описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся  в рамках реализации  построения проекта.

На данном этапе  осуществляется реализация построенного проекта:

  • Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися
  • Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково
  • Построенные способ действия  используется для  решения  сходной задачи, вызвавшей затруднения.

У вас на парте  учебник, на странице которого изображены картины природы.

Какая из этих картин созвучна романсу «Жаворонок»?

  1. Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

На данном этапе  учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый  способ действий с проговариванием  алгоритма решения  вслух.

Аттестуемый демонстрирует  форму  организаций  учебной деятельности, выбор заданий  с целью закрепления новых знаний  с использованием алгоритма решения.

Предлагаем детям проговорить слова из песни «Я хочу увидеть музыку».

Дети,  нарисуйте ту музыку, которую вы видите

  1. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.  

При проведении данного  типа используется  индивидуальная форма работы:

Учащиеся  самостоятельно  выполняют задания нового  типа  и осуществляют  их самопроверку, пошагового оценивания  с эталоном.  Организуется рефлексия реализации  построенного проекта  учебных действий. Организуется для  учащихся  ситуации успешности.

Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки  самостоятельной работы.

Каждому ученику дается текст: Дописать недостающие слова:

Затем высвечивается слайд с ответами на экране. Производится самопроверка.

(самооценка, умение сличать свою работу с заданным эталоном, обнаружение отклонения. Коррекция.)

  1. Включение в систему заданий повторения 

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется  использование  изученного ранее  материала (базовый уровень), в том числе и как  промежуточный шаг, для введения  в последующем обучении  новых способов действий (повышенный уровень).

Аттестуемый в рамках этого этапа  демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий.

Проверка усвоенного материала (индивидуальная работа, групповая работа, тесты, ребусы, кроссворды,  работа по карточкам, тексты с ошибками).  

  1. Рефлексия  учебной деятельности на уроке.

На данном этапе  фиксируется  новое содержание, изученное на уроке. Организуется  рефлексия  и самооценка учениками  собственной  учебной деятельности (цель обучения, способы достижения  цели, результат)

Аттестуемый  демонстрирует  эффективные способы  самооценки и самоконтроля учебной деятельности

Как композитор помогает  нам увидеть  состояние природы.  

Как ты понимаешь смысл слов «Звучащие картины»? Докажите это.

(анализ, построение логической цепи рассуждений).

 Д/З  -   Выполнить задание на стр. 10 в рабочей тетради.

-

В конспекте хода урока содержится:  

  • цели, достигаемые на каждом  технологическом этапе урока;
  • Формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности  на каждом этапе урока.
  • Учебное содержание в форме заданий, предлагаемых учениками на каждом этапе в соответствии  с целями этого этапа.
  • Способ демонстрации каждого задания и образец правильного его решения.
  • Вопросы побуждающего или проблемного диалога, задаваемые учителем  при организации  работы по выполнению каждого задания
  •  Предполагаемые ответы учеников, в том числе и возможные ошибки
  • Способ контроля и самоконтроля  правильности выполнения  каждого задания
  • Способы исправления  ожидаемых ошибок
  • Перечень дидактических средств, необходимых для организации  работу учащихся  на каждом этапе
  • Образец оформления доски

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока№8 - 3четверть, 5 класс "Картины природы в музыке. Музыкальные пейзажи"

Конспект урока №8 по теме 3 четверти за 5 класс  "Можем ли мы увидеть музыку?" (Взаимосвязь музыки и живописи)...

Конспект урока музыки в 3 классе по теме "Звучащие картины.Прощание с масленицей"

Вниманию представлен конспект урока музыки, проведенного в 3 классе по теме "Звучащие картины. Масленица"....

Разработка урока музыки в 5 классе по теме: "Картины природы в музыке"

Интегрированный урок с мультимедийным приложением для 5 класса....

Урок музыки во 2 классе. Тема "Великий колокольный звон. Звучащие картины"

Данный урок проводится во II классе, II четверть, 1-й урок раздела «О России петь - что в храм стремиться».Тип урока: урок изучения нового материалаЦели:     Обучающие:...

Проект урока по теме "Можем ли мы увидеть музыку?": "Картины природы в музыке"

Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. При внимательном слушании музыки могут возникнуть не только зрительные пред...

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...

"Звучащие картины родной природы"

Урок  по музыке в начальных классах...