Конспект урока№8 - 3четверть, 5 класс "Картины природы в музыке. Музыкальные пейзажи"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Конспект урока №8 по теме 3 четверти за 5 класс "Можем ли мы увидеть музыку?" (Взаимосвязь музыки и живописи)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_muzyke_v_5_klasse_po_teme_no8-3ch.doc | 58.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПЕЙЗАЖИ»
Урок №8 по теме 3 четверти «МОЖЕМ ЛИ МЫ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ?»
Учителя музыки МОУ «Лицей №1 им. А.П.Гужвина» г.Камызяк
САНДАКОВОЙ С.С.
ЦЕЛИ:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1.Определение понятия «музыкальный пейзаж»;
2.Закрепление творчества М.П.Мусоргского, Э.Грига; нахождение общего/контрастного;
3.Закрепление умений различать особенности вокальной и инструментальной музыки;
4.Закрепление понятий: интонация, средства музыкальной выразительности, музыкальная картина, живописная музыка, опера, сюита, увертюра, пьеса, вариация;
5.Организация творческой деятельности,
6.Создание проблемной ситуации для формулировки темы урока;
7.Организация процесса анализа новой музыки;
8.Органозация процесса передачи музыкальных образов и интонаций в интерпретациях детей;
9.Закрепление представлений о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства.
2.РАЗВИВАЮЩИЕ:
1.Развитие навыков музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;
2.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
3.Развитие умения следить за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи;
4.Развитие вокально-хоровых навыков, музыкально-творческих способностей, внимания, памяти, воображения и мышления;
5.Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.
3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1.Воспитание любви к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки М.П.Мусоргского, Э.Грига;
2.Воспитание патриотизма и уважения к историческому прошлому нашей Родины, любви и бережного отношения к природе;
3.Воспитание доброжелательных отношений среди учащихся;
4.Обогащение духовного мира учащихся.
ОБОРУДOВАНИЕ:
1.Портреты М.П.Мусоргского, Э.Грига;
2.Кроссворд «Краски Музыки»;
3.Эпиграф: слова О.Бальзака;
4.Словарь: музыкальная картина, музыкальный пейзаж;
5.Сравнительная таблица по произведениям М.Мусоргского, Э.Грига;
6.Иллюстрации картин о природе;
7.Музыкальные произведения:
Попевки-упражнения;
«Звуки музыки»Р.Роджерс;
«Рисуйте»А.Зацепин;
«Рассвет на Москва-реке» М.П.Мусоргский;
«Утро» Э.Григ;
«А мне бы Волгу навсегда» А.Гладченко.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ/ЗАКРЕПЛЕНИЕ/ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (рисунки).
Исполнение музыкальных попевок «Здравствуйте» и «Мия» с целью создания благоприятной обстановки и подготовки голосового аппарата к пению.
Индивидуально-групповое исполнение песни «Звуки музыки» Роджерса для развития внимания, четкости и ясности произношения, активности учащихся (Цепочка).
-Ребята, над чем мы наблюдаем на уроках музыки? (над связью искусств: музыки и живописи).
-Почему искусства взаимосвязаны? (Они рассказывают о жизни, выражают чувства, мысли и настроения людей, дополняют друг друга, украшают нашу жизнь.)
-Как звучит тема 3 четверти? (Можем ли мы увидеть музыку?)
-А можем ли мы увидеть музыку? Как? (Да, мы можем представить себе ее образы по характеру мелодии, увидеть внутренним зрением в уме, вообразить.)
-Сегодня мы продолжим с вами наблюдение за темой четверти, знакомясь с новыми произведениями уже известных вам русских композиторов. Работать будем по творческим группам «ДО-МИ-СОЛЬ» (организация творческой деятельности).
Исполнение песни «Рисуйте» А.Зацепина по группам-рядам.
-МОЛОДЦЫ! С какой интонацией мы исполняли данную песню?
- Что такое интонация? (Это характер звучания музыки, её настроение).
Сколько и какие интонации в музыке существует, для чего служат?
Выразительная интонация - выражает чувства, мысли, настроение героев, композитора.
Изобразительная интонация – рисует природу, движения,шумы и звуки.
Композиторы используют свои музыкальные средства выразительности, которые помогают ярко изобразить образ или действие. Их сравнивают с красками художников. Давайте вспомним и назовем эти «Краски музыки» в кроссворде, где главным словом будет музыкальная мысль.
( На фоне звучания музыки М.П.Мусоргского «Рассвет на Москва-реке»).
ТЕМП 1.СКОРОСТЬ МУЗЫКИ.
ТЕМБР 2.ОКРАСКА ГОЛОСА.
ЛАД 3.НАСТРОЕНИЕ МУЗЫКИ.
ВЫСОТА 4.РЕГИСТР ЗВУКА.
ДИНАМИКА 5.ГРОМКОСТЬ ЗВУКА.
РИТМ 6.ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ.
ГАРМОНИЯ 7. СОГЛАСИЕ, ДРУЖБА ЗВУКОВ.
- Если композиторы имеют свои музыкальные краски, то их произведения можно назвать музыкальными картинами. Что такое музыкальная картина? (ответы детей, словарь).
Музыкальная картина – это произведение, которое очень ярко и доступно передаёт впечатление композитора от картин природы, событий, явлений, ярких личностей.
- Как вы понимаете «живописная музыка»? (Это красочная, яркая, богатая, насыщенная музыкальными голосами – тембрами, выразительная музыка. Слушая её, легко представить определенную картину).
Это изобразительная музыка, где передана удивительная красота мира с помощью музыкальных средств выразительности, т.е. живая музыка.
2. НОВАЯ ТЕМА.
ЦЕЛЬ-помочь учащимся сформулировать тему урока «Картины природы в музыке. Музыкальные пейзажи».
ЭПИГРАФ: «На музыкальном языке живописать – значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы» (О.Бальзак).
- На наших уроках звучала музыка, рассказывающая о сказочных персонажах и героях гражданской войны, богатырях и истории Родины. Образы, которые будут звучать сегодня, вы определите сами и сформулируете тему урока.
( На фоне повторного слушания «Рассвет на Москва-реке» М.П.Мусоргского).
- Какое произведение и какого великого композитора сейчас звучит?
Звучит увертюра «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» М.П.Мусоргского.
- Что вы знаете о его творчестве? (По профессии – гвардейский прапорщик; мастер музыкальных портретов, главная тема творчества – история Родины, жизнь простого народа).
- Чему посвящена опера « Хованщина»? (Истории русского государства, правлению царя Петра Великого, жизни простого народа).
- Что передает музыка вступления, о чём хотел рассказать композитор?
Пробуждение природы, рассвет, рождение нового дня. Композитор любуется, восхищается красотой родной природы.
- Можно назвать это произведение живописным? Почему?
Музыка рисует восход солнца, наигрыши пастуха, пение птиц, крик петухов, звон колоколов, шелест листвы, широкую реку, ночь, которая не хочет отступать, борьбу дня и ночи.
- Что же изобразил М.Мусоргский в увертюре оперы «Хованщина»?
Картины природы.
- КАК НАЗЫВАЕТСЯ ТЕМА НАШЕГО УРОКА? Картины природы в музыке.
Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неразделимы, т.к. природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Художники, поэты, композиторы часто воспевают красоту природы родного края и чужих стран. У любого человека любовь к искусству и любовь к природе – очень близкие и родственные чувства.
- Как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающей картины природы? (Пейзаж).
В музыке тоже есть пейзажи, за которыми мы сегодня будем наблюдать.
Музыкальный пейзаж – это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.
- Только ли природу нарисовал М.П.Мусоргский?
Борьбу дня и ночи, рассвет в жизни всего русского государства, рождение нового дня и новой жизни для русского народа. Борьбу старого и нового мира: противостояние бояр Хованских и стрельцов реформам Петра 1 о распространении культуры, света знаний, науки и искусства.
- Ребята, назовите свои впечатления от данного произведения. Какими получились ваши отзывы и рисунки? (домашнее задание: чтение, показ).
- МОЛОДЦЫ! Ваши работы очень яркие и выразительные!
(На фоне звучания музыки Э.Грига «Утро»).
- Можно ли перепутать музыку М.Мусоргского с данным произведением? Знакомо оно вам? Что это за произведение и кто его создал?
Это «Утро» Эдварда Грига.
С творчеством норвежского композитора 19 века Э.Грига мы знакомились в 3 – 4 классах. Например: «Утро», «В пещере горного короля», « Песня Сольвейг», «Заход солнца».
Какая тема объединяет эти произведения и является главной в творчестве Э.Грига?
Тема природы.
- В чём созвучие музыки М.П.Мусоргского и Э.Грига? Что общего и различного в данных произведениях? Сейчас сравним их, заполнив таблицу. (Работа по командам. ДО- «философы»: определяют образы и количество частей; МИ-«инженеры»: характер мелодии, график её движения; СОЛЬ-«художники»: цветовую гамму).
ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.
Оба композитора нарисовали утро, рассвет своей родной природы, передали красоту и восхищение, восторг, используя особенности своей национальной музыки, в духе той народной музыке, к народу которой принадлежат сами.
- Ребята, перед вами пейзажи, иллюстрации картин. Внимательно всмотритесь и определите те, которые соответствуют нашим музыкальным пейзажам. Почему?
- Молодцы! Дома вы должны были подобрать стихи об утре, рассвете. Сейчас мы послушаем их вместе с музыкой (Чтение стихов на фоне музыки).
- Ребята, договаривались ли художники, поэты, композиторы между собой, когда создавали свои произведения? Почему их темы перекликаются?
Произведения разных видов искусства перекликаются по своим темам, так как рассказывают о жизни. Появляются они независимо друг от друга и дополняют, обогащают наши представления, выражают сходные настроения и чувства, присущие всем людям и авторам.
- Астраханский композитор-песенник, баянист Анатолий Гладченко создал прекрасную трогательную песню о нашей большой и малой Родине, где передал любовь к России и родной волжской природе.
ИСПОЛНЕНИЕ «А мне бы Волгу навсегда» А.Гладченко.
- МОЛОДЦЫ!
3. ИТОГ УРОКА/ОЦЕНКИ.
- С какой темой познакомились на уроке?
- Что нового узнали? Что такое музыкальный пейзаж?
- Музыку каких композиторов слушали?
- Что общего в этих произведениях?
- Произведения каких искусств отражали тему нашего урока? Почему они перекликаются?
Композиторы, художники, поэты независимо друг от друга своими выразительными и изобразительными средствами передали пробуждение природы, утро и рассвет нового дня, любовь к родной земле.
Название произведения и композитора | «Рассвет на Москва-реке» Модест Петрович Мусоргский | «Утро» Эдвард Григ |
Страна | РОССИЯ, 19 век | НОРВЕГИЯ, 19 век |
Произведение | Опера «Хованщина» | Сюита « Пер Гюнт» |
Жанр эпизода | Увертюра | Пьеса |
Форма | Трехчастная | Вариация |
Исполнители | Симфонический оркестр | Симфонический оркестр |
Образ | Рассвет, пробуждение природы Ночь. | Утро, пробуждение природы |
Характер | Протяжность, широта мелодий, неторопливость,певучесть. Задушевность, простота, искренность | Танцевальность, яркость, живость, причудливые изгибы мелодий. Задушевность, простота, искренность |
Особенности | Русская народная песня. | Норвежские народные напевы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока на тему:" Природа Африки" для 7 класса
Урок на тему:"Природа Африки" провожу как урок-практикум.Здесь размещено много полезного учебного материала в помощь учителю при подготовке к изучению темы "Африка"...
Конспект урока литературы в 11 классе. Языковой анализ пейзажей в финале «Тихий Дон»
Тип урока: развитие речи.Жанр: лабораторная работа с текстом.Оборудование: 1) портрет М. А. Шолохова, 2) раздаточный материа...
Конспект урока «Картины живой природы на примерах музыкальных произведений»
Тема урока: Картины живой природы на примерах музыкальных произведений.Направлена на расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от музыки, характеризующей картины живой природы...
Конспект открытого занятия "ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И КИНО"
Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное. Звуки природы послужили основой для создания многих музыка...
Конспект урока по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Конспект урока по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...
Конспект урока литературы в 5 классе "Очарованье русского пейзажа..."
Этот урок помогает привить любовь к родной природе, подводит обучающихся к решению проблемного вопроса....
Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»
Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....