Конспект урока№8 - 3четверть, 5 класс "Картины природы в музыке. Музыкальные пейзажи"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Сандакова Светлана Станиславна

Конспект урока №8 по теме 3 четверти за 5 класс  "Можем ли мы увидеть музыку?" (Взаимосвязь музыки и живописи)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА  ПО МУЗЫКЕ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПЕЙЗАЖИ»

Урок №8 по теме 3 четверти «МОЖЕМ ЛИ МЫ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ?»

Учителя музыки МОУ «Лицей №1 им. А.П.Гужвина» г.Камызяк

САНДАКОВОЙ С.С.

ЦЕЛИ:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Определение понятия «музыкальный пейзаж»;

2.Закрепление творчества М.П.Мусоргского, Э.Грига; нахождение общего/контрастного;

3.Закрепление умений различать особенности вокальной и инструментальной музыки;

4.Закрепление понятий: интонация, средства музыкальной выразительности, музыкальная картина, живописная музыка, опера, сюита, увертюра, пьеса,  вариация;

5.Организация творческой деятельности,

6.Создание проблемной ситуации для формулировки темы урока;

7.Организация процесса анализа новой музыки;

8.Органозация процесса передачи музыкальных образов и интонаций в интерпретациях детей;

9.Закрепление представлений о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства.

2.РАЗВИВАЮЩИЕ:

1.Развитие навыков музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;

2.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

3.Развитие умения следить за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи;

4.Развитие вокально-хоровых навыков, музыкально-творческих способностей, внимания, памяти, воображения и мышления;

5.Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1.Воспитание любви к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки М.П.Мусоргского, Э.Грига;

2.Воспитание патриотизма и уважения к историческому прошлому нашей Родины, любви и бережного отношения к природе;

3.Воспитание доброжелательных отношений среди учащихся;

4.Обогащение духовного мира учащихся.

               

ОБОРУДOВАНИЕ:

1.Портреты М.П.Мусоргского, Э.Грига;

2.Кроссворд «Краски Музыки»;

3.Эпиграф: слова О.Бальзака;

4.Словарь: музыкальная картина, музыкальный пейзаж;

5.Сравнительная таблица по произведениям М.Мусоргского, Э.Грига;

6.Иллюстрации картин о природе;

7.Музыкальные произведения:

  Попевки-упражнения;

 «Звуки музыки»Р.Роджерс;

              «Рисуйте»А.Зацепин;

  «Рассвет на Москва-реке» М.П.Мусоргский;

«Утро» Э.Григ;

«А мне бы Волгу навсегда» А.Гладченко.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ/ЗАКРЕПЛЕНИЕ/ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (рисунки).

Исполнение музыкальных попевок «Здравствуйте» и «Мия» с целью создания благоприятной обстановки и подготовки голосового аппарата к пению.

Индивидуально-групповое исполнение песни «Звуки музыки» Роджерса для развития внимания, четкости и ясности произношения, активности учащихся (Цепочка).

-Ребята, над чем мы наблюдаем на уроках музыки? (над связью искусств: музыки и живописи).

-Почему искусства взаимосвязаны? (Они рассказывают о жизни, выражают чувства, мысли и настроения людей, дополняют друг друга, украшают нашу жизнь.)

-Как звучит тема 3 четверти? (Можем ли мы увидеть музыку?)

-А можем ли мы увидеть музыку? Как? (Да, мы можем представить себе ее образы по характеру мелодии, увидеть внутренним зрением в уме, вообразить.)

-Сегодня мы продолжим с вами наблюдение за темой четверти, знакомясь с новыми произведениями уже известных вам  русских композиторов. Работать будем по творческим группам «ДО-МИ-СОЛЬ» (организация творческой деятельности).

Исполнение песни «Рисуйте» А.Зацепина по группам-рядам.

-МОЛОДЦЫ! С какой интонацией мы исполняли данную песню?

 - Что такое интонация? (Это характер звучания музыки, её настроение).

Сколько и какие интонации в музыке существует, для чего служат?

Выразительная интонация - выражает чувства, мысли, настроение героев, композитора.

Изобразительная интонация – рисует природу, движения,шумы и звуки.

   Композиторы используют свои музыкальные средства выразительности, которые помогают ярко изобразить образ или действие. Их сравнивают с красками художников. Давайте вспомним и назовем эти  «Краски музыки» в кроссворде, где главным словом будет музыкальная мысль. 

( На фоне звучания музыки М.П.Мусоргского «Рассвет на Москва-реке»).

                   ТЕМП                        1.СКОРОСТЬ МУЗЫКИ.

                      ТЕМБР                    2.ОКРАСКА ГОЛОСА.

                         ЛАД                      3.НАСТРОЕНИЕ МУЗЫКИ.

                ВЫСОТА                      4.РЕГИСТР ЗВУКА.  

                         ДИНАМИКА       5.ГРОМКОСТЬ ЗВУКА.

                       РИТМ                     6.ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ.

     ГАРМОНИЯ                            7. СОГЛАСИЕ, ДРУЖБА ЗВУКОВ.

- Если композиторы имеют свои музыкальные краски, то их произведения можно назвать музыкальными картинами. Что  такое музыкальная картина? (ответы детей, словарь).

Музыкальная картина – это произведение, которое очень ярко и доступно передаёт впечатление композитора от картин природы, событий, явлений, ярких личностей.

- Как вы понимаете «живописная музыка»? (Это красочная, яркая, богатая, насыщенная музыкальными голосами – тембрами, выразительная музыка. Слушая её, легко представить определенную картину).

 Это изобразительная музыка, где передана удивительная красота мира с помощью музыкальных средств выразительности, т.е. живая музыка.

2. НОВАЯ ТЕМА.

ЦЕЛЬ-помочь учащимся сформулировать тему урока «Картины природы в музыке. Музыкальные пейзажи».

ЭПИГРАФ: «На музыкальном языке живописать – значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы» (О.Бальзак).

- На наших уроках звучала музыка, рассказывающая о сказочных персонажах и героях гражданской войны, богатырях и истории Родины. Образы, которые будут звучать сегодня, вы определите сами и сформулируете тему урока.

( На фоне повторного слушания «Рассвет на Москва-реке» М.П.Мусоргского).

- Какое произведение и какого великого композитора сейчас звучит?

Звучит увертюра «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» М.П.Мусоргского.

- Что вы знаете о его творчестве? (По профессии – гвардейский прапорщик; мастер музыкальных портретов, главная тема творчества – история Родины, жизнь простого народа).

- Чему посвящена опера « Хованщина»? (Истории русского государства, правлению царя Петра Великого, жизни простого народа).

- Что передает музыка вступления, о чём хотел рассказать композитор?

Пробуждение природы, рассвет, рождение нового дня. Композитор любуется, восхищается красотой родной природы.

- Можно назвать это произведение живописным? Почему?

Музыка рисует восход солнца, наигрыши пастуха, пение птиц, крик петухов, звон колоколов, шелест листвы, широкую реку, ночь, которая не хочет отступать, борьбу дня и ночи.

- Что же изобразил М.Мусоргский в увертюре оперы «Хованщина»?

Картины природы.

- КАК НАЗЫВАЕТСЯ ТЕМА НАШЕГО УРОКА? Картины природы в музыке.

   Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неразделимы, т.к. природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Художники, поэты, композиторы часто воспевают красоту природы родного края и чужих стран. У любого человека  любовь к искусству и любовь к природе – очень близкие и родственные чувства.

- Как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающей картины природы? (Пейзаж).

В музыке тоже есть пейзажи, за которыми мы сегодня будем наблюдать.

   Музыкальный пейзаж – это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.

- Только ли природу нарисовал М.П.Мусоргский?

Борьбу дня и ночи, рассвет в жизни всего русского государства, рождение нового дня и новой жизни для русского народа. Борьбу старого и нового мира: противостояние бояр Хованских и стрельцов реформам Петра 1 о распространении культуры, света знаний, науки и искусства.

- Ребята, назовите свои впечатления от данного произведения. Какими получились ваши отзывы и рисунки? (домашнее задание: чтение, показ).

- МОЛОДЦЫ! Ваши работы очень яркие и выразительные!

(На фоне звучания музыки Э.Грига «Утро»).

- Можно ли перепутать музыку М.Мусоргского с данным произведением? Знакомо оно вам? Что это за произведение и кто его создал?

Это «Утро» Эдварда Грига.

   С  творчеством  норвежского композитора 19 века Э.Грига мы знакомились в 3 – 4 классах. Например: «Утро», «В пещере горного короля», « Песня Сольвейг», «Заход солнца».

Какая тема объединяет эти произведения и является главной в творчестве Э.Грига?

Тема природы. 

- В чём созвучие музыки М.П.Мусоргского и Э.Грига? Что общего и различного в данных произведениях? Сейчас сравним их, заполнив таблицу. (Работа по командам. ДО- «философы»: определяют образы и количество частей; МИ-«инженеры»: характер мелодии, график её движения; СОЛЬ-«художники»: цветовую гамму).

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.

Оба композитора нарисовали утро, рассвет своей родной природы, передали красоту и восхищение, восторг, используя особенности своей национальной музыки, в духе той народной музыке, к народу которой принадлежат сами.

- Ребята, перед вами пейзажи, иллюстрации картин. Внимательно всмотритесь и определите те, которые соответствуют нашим музыкальным пейзажам. Почему?

- Молодцы! Дома вы должны были подобрать стихи об утре, рассвете. Сейчас мы послушаем их  вместе с музыкой (Чтение стихов на фоне музыки).

- Ребята, договаривались ли художники, поэты, композиторы между собой, когда создавали свои произведения? Почему их темы перекликаются?

Произведения разных видов искусства перекликаются по своим темам, так как рассказывают о жизни. Появляются они независимо друг от друга и дополняют, обогащают наши представления, выражают сходные настроения и чувства, присущие всем людям и авторам.

 - Астраханский композитор-песенник, баянист Анатолий Гладченко создал прекрасную трогательную песню о нашей большой и малой Родине, где передал любовь к России и родной волжской природе.

ИСПОЛНЕНИЕ «А мне бы Волгу навсегда» А.Гладченко.

- МОЛОДЦЫ!

3. ИТОГ УРОКА/ОЦЕНКИ.

 - С какой темой познакомились на уроке?

- Что нового узнали? Что такое музыкальный пейзаж?

- Музыку каких композиторов слушали?

- Что общего в этих произведениях?

- Произведения каких искусств отражали тему нашего урока? Почему они перекликаются?

Композиторы, художники, поэты независимо друг от друга своими выразительными и изобразительными средствами передали пробуждение природы, утро и рассвет нового дня, любовь к родной земле.

Название произведения

и композитора

«Рассвет на Москва-реке»

Модест Петрович Мусоргский

«Утро»

Эдвард Григ

Страна

РОССИЯ, 19 век

НОРВЕГИЯ, 19 век

Произведение

Опера «Хованщина»

Сюита « Пер Гюнт»

Жанр эпизода

Увертюра

Пьеса

Форма

Трехчастная

Вариация

Исполнители

Симфонический оркестр

Симфонический оркестр

Образ

Рассвет, пробуждение природы

Ночь.

Утро, пробуждение природы

Характер

Протяжность, широта мелодий, неторопливость,певучесть.

Задушевность, простота, искренность

Танцевальность, яркость, живость, причудливые изгибы мелодий.

Задушевность, простота, искренность

Особенности

Русская народная песня.

Норвежские народные напевы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока на тему:" Природа Африки" для 7 класса

Урок на тему:"Природа Африки" провожу как урок-практикум.Здесь размещено много полезного учебного материала в помощь учителю при подготовке к изучению темы "Африка"...

Конспект урока литературы в 11 классе. Языковой анализ пейзажей в финале «Тихий Дон»

Тип урока: развитие речи.Жанр: лабораторная работа с текстом.Оборудование: 1) портрет М. А. Шолохова,                      2) раздаточный материа...

Конспект урока «Картины живой природы на примерах музыкальных произведений»

Тема урока: Картины живой природы на примерах музыкальных произведений.Направлена на расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от музыки, характеризующей картины живой природы...

Конспект открытого занятия "ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И КИНО"

Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное. Звуки природы послужили основой для создания многих музыка...

Конспект урока по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Конспект урока по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...

Конспект урока литературы в 5 классе "Очарованье русского пейзажа..."

Этот урок помогает привить любовь к родной природе, подводит обучающихся к решению проблемного вопроса....

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....