статья "Формирование музыкальной культуры личности школьников во внеурочной деятельности"
статья по музыке на тему
Внеурочные занятия в школьных вокальных или хоровых кружках являются эффективным средством формирования музыкальной культуры личности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование музыкальной культуры личности школьников
во внеурочной деятельности
Фролова Татьяна Александровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 им.М.П.Кочнева
г.Нерюнгри Республики Саха (Якутия)
«Как гимнастика выпрямляет тело,
так музыка выпрямляет душу человека»
(В.А.Сухомлинский)
В период серьезных социальных преобразований в обществе все более приоритетное значение приобретают гуманистические ценности в жизни людей. Одной из традиционных культурных ценностей, определяющих развитие общества и каждой отдельной личности, является музыкальное образование. Именно музыкальная деятельность в большей степени обладает возможностями закладки психического фундамента для многомерного развития личности, ее креативных способностей, гармонии тела и души, самореализации в культуре и выстраивания внутреннего личностного пространства.
Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Перед учителем встает задача в предоставлении такой возможности реализации в той или иной области музыкального искусства и тем самым способствовать развитию музыкальной культуры личности школьника.
Раскрывая сущность музыкальной культуры учащихся, специалисты подразумевают под этим социально-художественный опыт личности, обусловливающий удовлетворение высоких духовных потребностей, и формируемый, прежде всего под непосредственным воздействием музыки. Очевидно, что музыкальная культура школьников зависит не только от качества произведений, но и от интенсивности общения с ними; а также от индивидуальных особенностей учащихся.
В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, усваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к ценностям искусства. Все это расширяет кругозор учащихся, дает возможность значительно развить музыкальные способности детей.
Пение является ведущим способом активной музыкальной деятельности. Певческая деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практически каждый ребёнок.
На мой взгляд, именно пение, а особенно совместное, создаёт вокруг детей гармонично звучащее жизненное пространство, формирует строй души, способной к восприятию и сопереживанию. Пение сольное и в ансамбле, под музыкальную фонограмму и с микрофоном, постановка концертных номеров, - такой вид музыкальной деятельности привлекает детей яркостью и возможностью проявить свои творческие способности.
Самые простые исполнительские навыки требуют целенаправленного их формирования, поэтому условием успешной коллективной музыкально-творческой деятельности является планомерность, последовательность, системность и увлеченность работы.
Обязательным элементом на занятиях во внеурочной деятельности является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций.
Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и вокально-техническому росту учащихся, позволит решить воспитательные задачи.
В процессе обучения необходимо создать условия, в которых учащийся испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.
Для отслеживания формирования музыкальной культуры учащихся использовались следующие параметры:
- потребность в музыке - отправная точка формирования эстетического отношения ребёнка к музыке; возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде; развивается с приобретением музыкального опыта и уже к 6 годам может сформироваться устойчивый интерес к музыке;
- эстетические эмоции, переживания - основа эстетического восприятия; объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Развитые эстетические эмоции являются показателем развития индивидуальной музыкальной культуры;
- музыкальный вкус - способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой; не является врожденным, формируется в музыкальной деятельности;
- оценка музыки - сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям.
Результаты диагностики показали положительную динамику в формировании музыкальной культуры личности учащихся. При этом учащиеся, которые занимаются в вокальном ансамбле более трех лет, имеют выше показатели музыкальной культуры, чем ребята, которые занимаются в кружке недавно.
В своих анкетах участники указали, что занятия в вокальном кружке помогают не только развивать музыкальные способности, но и воспитывают в них чувство уверенности и сплоченности, дают массу положительных эмоций, способствуют раскрытию и реализации своих возможностей на сцене.
Внеклассные занятия по музыке как форма дополнительного образования являются эффективным средством формирования музыкальной культуры личности учащихся, так как:
- формируют духовный мир ребенка, расширяют его нравственные представления;
- развивают вокально-певческие навыки, художественное воображение, музыкальные и творческие способности учащихся;
- формируют музыкальные вкусы и интересы учащихся, самостоятельность и творческую активность;
- способствуют реализации интересов и потребностей, творческому самовыражению ребёнка.
- оказывают влияние на развитие личности в целом.
Формирование музыкальной культуры учащегося не только способно выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явиться залогом, базой культурного самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности.
Список литературы
1) Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.
2) Барышева Т.А., Шекалов В.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416с.
3) Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб.пособие для студ.муз.фак.педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.
4) Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая
культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч.
тр. Под ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989. – с.150.
5) Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240с.
6) Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. Пособие для студ. нач. фак. Педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368с.
7) Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова и др. – М., AcademiA, 1998. – 234с.
8) Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. Учебное пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 104с.
9) Суязова Г.А. Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2008. – 138с.
10) Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. Музыкальное образование в школе: Учеб.пособие для студ.муз.фак. и отд.высш. и сред.пед.учеб.заведений . - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232с.
11) Школяр Л.В., Красильникова Е.Д., Критская Е.Д. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 336с.
12) Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. - М.: Музыка, 1989. – 175с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/30/picture-72784.jpg)
Детский тимбилдинг на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
Как сдружить одноклассников - эта проблема волнует и классных руководителей, и учителей, и родителей. Учителям с дружным классом работать легче, детям в дружном классе приятнее учиться. Для того, чтоб...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/13/picture-108670.jpg)
Развитие творческой личности через внеурочную деятельность детей в условиях реализации ФГОС
Актуальность темы проекта в том, что, активизируя творческую деятельность обучающихся при личностно ориентированном подходе, учитель создаёт условия для самореализации личности обучающегося. Ориентиру...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1102196-1547517516.jpg)
Развитие музыкальных способностей учащихся во внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно ка...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/18/picture-1298125-1618754463.jpg)
Обобщение опыта "Развитие музыкальной культуры обучающихся на внеурочных занятиях".
Обобщение опыта "Развитие музыкальной культуры обучающихся на внеурочных занятиях"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/28/picture-821934-1475049434.jpg)
Эстетические аспекты музыкальной культуры личности
Определение сущности и содержания категории «музыкальная культура личности» возможно через раскрытие содержания основных понятий и их производных....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/01/picture-389777-1590989929.jpg)
П е д а г о г и ч е с к а я к о н ц е п ц и я о п ы т а ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
П е д а г о г и ч е с к а я к о н ц е п ц и я о п ы т а...
«Развитие духовно – нравственной личности через внеурочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ»
Работа по духовно – нравственному воспитанию проводится системно, нравственный аспект присутствует в каждом направлении....