Обобщение опыта "Развитие музыкальной культуры обучающихся на внеурочных занятиях".
материал по музыке
Обобщение опыта "Развитие музыкальной культуры обучающихся на внеурочных занятиях".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_muz_k_na_vn_zanyat.docx | 28.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкальной культуры обучающихся на внеурочных занятиях.
Введение
Цель: подвести итог своей работы в качестве руководителя кружковой и внеурочной деятельности по вокалу и поделиться размышлениями о необходимости развития музыкальной культуры у обучающихся.
1)Начать свое выступление мне хочется следующим высказыванием: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.»
Аристотель
Актуальность: В настоящее время одним из первостепенных значений является формирование нравственного и морального стержня у обучающихся, которое не может обойтись без художественно – эстетического развития, и, в частности, музыкального. Не секрет, что музыкальная культура человека определяет склад его нравственных, моральных и этических качеств, его мировоззрение в целом. Поэтому так важно развивать в детях музыкальную культуру, ведь тем самым мы воспитываем добрых, отзывчивых, милосердных и, в то же время, твердых, с благородным внутренним стержнем людей. Ведь эти подрастающие люди наше будущее и будущее нашей страны.
Целью моей работы стала цитата Д. Б. Кабалевского: «формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников».
Задачи:
- Обучить детей вокальным навыкам.
- Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.
- Развить музыкально-эстетический вкус.
Моя работа направлена на развитие музыкальной и общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. В своей работе я подхожу к развитию музыкальной культуры через развитие музыкальных способностей. Детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности. Ничто так не мотивирует детей, как возможность быть самостоятельными, находиться внутри процесса. Такая работа обеспечивает раскрытие творческого потенциала у обучающихся и развитие их способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Содержание
Своей первостепенной задачей, как учителя музыки я вижу в обеспечении продуктивной деятельности учащихся. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Именно проблемной ситуацией и определяется на занятиях вовлечение учащихся в деятельность, способствующую развитию их творческих способностей. Мы с вами живем в маленьком городке, где большинство из обучающихся у нас детей в театре –то никогда не были. И мне, как учителю музыки, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется и останется желание заниматься музыкой (ведь это не малый труд), когда дети начинают «хотеть» слушать её и пытаться постигнуть «тайну» творчества.
Как строится моя работа с детьми. Я выделяю шесть видов деятельности:
1 слушание музыки,
2 исполнительская деятельность,
3 музыкальной грамота,
4 пластическое интонирование,
5 импровизация,
6 рефлексия.
- Слушание музыки.
Вот и первая проблемная ситуация – выбор репертуара. Здесь я иду на хитрость, заранее выбираю несколько произведений для прослушивания, предлагаю послушать и сделать выбор или предложить свой вариант детям, как правило останавливаемся на моем варианте, даже если он не сразу нравится, тут, конечно все зависит от того, как искусно раскрыть обучающимся прелесть данного музыкального произведения. На этом этапе я «убиваю сразу двух зайцев»:
- прослушивание если уж не высокохудожественных, то точно добрых, светлых, несущих определенный воспитательный смысл качественных произведений,
- удовлетворяю потребность в самостоятельности (дети сами выбирают себе понравившуюся песню).
Конечно, прослушивание происходит в состоянии полного сосредоточения и погружения в музыкальный материал, некоторые песни слушаем несколько раз, далеко не всегда можно сразу глубоко воспринять и по-настоящему понять музыкальное произведение. Взрослым не просто сделать выбор, ребенку еще сложнее, но именно это помогает им научиться делать свой выбор осознанно и, если необходимо, то отстаивать, доказывать свою точку зрения. Ведущей задачей этого этапа является умение слушать, целостно анализировать музыкальное произведение. Здесь помогает работа на уроках, например, после прослушивания какого – либо музыкального произведения учащиеся учатся определять его характер, подбирая как можно больше слов синонимов, часто предлагаю закрыть глаза и представить какую-либо картину или историю, а после нарисовать то что возникло у ребят в воображении.
- Импровизация
Готовясь к занятиям, можно сколько угодно продумывать логику освоения того или иного музыкального произведения. Но когда учитель приходит к детям, все его действия должны выглядеть непосредственными, естественными, рождаясь и развиваясь на глазах у ребят. Ценность импровизации как методического приема в работе с детьми - не в умении создавать музыкальные конструкции, а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления. Импровизация - это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников.
3.Нотная грамота
Изучать музыкальную грамоту на внеурочных занятиях и только на них невозможно. Поэтому здесь во взаимодействие вступают и занятия ею на уроках. Для быстрого, действенного и интересного изучения нотной грамоты в младших классах, приходиться применять игровую деятельность буквально во всем. Мы не музыкальная школа и не можем себе позволить возвращаться к одному и тому же несколько раз, поскольку время занятий крайне ограниченно. В связи с этим, для лучшего и наиболее скорого изучения материала нужно подходить креативно. Самое примитивное изучение написание скрипичного ключа. Дети часто путаются, поэтому сначала мы рисуем китов, затем лебедей, а уж потом у нас выходит скрипичный ключ. Как правило, ребята после таких занятий усваивают все с первого раза, ведь это необычно, а потому запоминаемо. Чтобы выучить и запомнить нотки учим песенку про нотки, тут уже полет фантазии, поскольку таких песенок не мало, все зависит от времени, которое вы можете на это затратить и от самих детей, конечно же. При изучении длительностей мы рисуем торт и делим его на части между учащимися класса. Торт хочется всем, поэтому действие повторяется несколько раз, как результат – запоминается на «раз». Но это все на уроке, а на внеурочных занятиях я стараюсь общаться с ребятами уже музыкальными терминами (обозначение динамики, темпа, штрихов), конечно сразу вопрос: «А что это значит?», - разбираем, запоминаем с юмором и неизменной педагогической хитрецой.
- Пластическое интонирование
Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас "договаривают" тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. У детей часто бывает, что пластическое интонирование возникает спонтанно (от "переизбытка" чувств), и, зная о неразрывности музыкальной и пластической выразительности, учитель должен не только не мешать и не вмешиваться (до определенного времени), но побуждать, а впоследствии если это необходимо корректировать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения. Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки, танца, до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки. Порой при разборе песни дети начинают вдруг танцевать, прыгать что-то изображать. Со стороны может показаться это бесполезно потраченным временем, но я стараюсь им не мешать, ведь так, мне, кажется они воспринимают эту музыку, впитывают её в себя. В какой – то момент они сами успокаиваются или достаточно мягко намекнуть, что пора возобновить работу и дети с новым осознанием принимаются за освоение песенного материала. Если же я вижу, что музыкальный материал усваивается не в том русле, то при помощи тех же пластических движений пытаюсь скорректировать осмысление детей данного песенного материала. Например, предлагаю сделать руками так –то, показать то-то. Вообще на первоначальном исполнении прошу показывать то, о чем ребята поют, тогда понятно их отношение и ход мысли. Не меньшим плюсом является и то, что подобные пластические движения помогают детям, расслабится и освободиться от той же пресловутой скованности и зажатости, ведь активизируется тело, снимается напряжение, развиваются возможности и чувства телесной свободы.
- Исполнительская деятельность
Любой человек выступая публично испытывает волнение и зажатость. Наиболее встречающаяся причина зажима – психологическая. Понятно, что состояние страха, застенчивости, стеснительности и провоцируют зажатость, которая играет негативную роль в сольном исполнительстве. Представьте, что сейчас кого- то из вас попросили выступить, например, спеть любую пеню. Я уверена, что сразу возникнет волнение. Но мы взрослые люди, зачастую, привыкшие справляться со своими чувствами и эмоциями. Возможно, даже научились оборачивать их себе на пользу, мы освоили определенные приемы поведения в таких ситуациях. А дети? Да, есть активные, смелые, но сколько талантливых, одаренных, но робких детей. Я точно знаю каково это, когда еще не сформированы определенные стереотипы поведения, я сама была таким ребенком, для которого даже обычный ответ у доски был невероятным стрессом.
Поэтесса Людмила Фадеева очень точно передала это эмоциональное состояние ребенка в стихотворении «Первое выступление».
Стою на сцене.
Зал затих.
И я молчу,
Не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом.
Все мы получившие профессиональное музыкальное образование получили и возможность научиться преодолевать волнение и страх во время выступления. Проанализировав проблемы, которые ведет за собой психологическая зажатость, можно сделать вывод, что если от нее не избавляться, то ребенок вряд ли научится петь. Сколько раз у меня возникала ситуация, когда ребенок, просто придя ко мне на индивидуальное занятие или на одно из первых занятий не может начать петь из-за чувства зажатости, стеснения и страха. Моей задачей является то, чтобы этот процесс адаптации прошел максимально быстро и безболезненно для ребенка. Одним из моих излюбленных приемов является игра. Я имею ввиду театрализованную игру, когда песню мы представляем, как некий спектакль. Каждый обучающийся получает роль, и, вот, тогда уже не сам ребенок, но его персонаж поет, двигается, что-то изображает. Конечно, преодоление дается не сразу, но даже на первых занятиях уже заметен результат, хоть, зачастую и не продолжительный, а лишь на то время, когда ребенок забывается увлеченный игрой и работой. Такие занятия помогают и формированию четкой дикции и правильного дыхания, ведь это является общей задачей музыкального и театрального развития детей, с этой целью проводится артикуляционная гимнастика.
- Упражнение «Футбол» - при закрытом рте языком натягиваем по очереди щечки.
- Упражнение «Лягушка - слон» - вытягиваем губы вперед «в трубочку» и, затем, растягиваем в широкой улыбке.
- Всевозможные скороговорки, которые сначала разучиваются по отдельности, а потом объединяются в одну и применяются в распевках.
Здесь затрагивается другая важная неотъемлемая часть вокальной работы – это работа над дыханием. Помимо скороговорок – распевок использую следующие упражнения, направленные на работу с дыханием:
- «Букет цветов» - представить, что в руках букет цветов. Теперь медленно, спокойно вдохнули через нос – понюхали букет.
Задержали на секунду дыхание и медленно, тихо выдохнули ртом.
- Положили руки на живот, глубоко вдохнули через нос, при этом надувая живот. Губы сложили в небольшую щёлочку и через неё медленно выдыхаем живот подтягивая к позвоночнику.
- «Ух» - делаем вдох через нос. И при помощи диафрагмы на стоккато произносим три раза звук «у», последний звук «у» продолжительный и заканчивается на «х», причем с резким выдохом оставшегося воздуха по сигналу преподавателя.
При работе над изучением песни используются следующие приёмы:
- Игра «Эхо» – учитель поет фразу из песни, а дети повторяют её тише, как эхо.
- Используется подражание или имитирование исполнителю. Я прошу как можно ближе к оригиналу исполнить песню. При этом не просто спеть чисто интонационно, но и передать манеру исполнения, повторить в точности все форшлаги, перенять манеру брать дыхание и в общем поведение, жесты, движения. Этакая пародия исполнителя. Для этого не единожды приходится обращаться к просмотру и прослушиванию первоисточника очень внимательному и тщательному, крайне осмысленному. Дети самостоятельно учатся работать с произведением впитывая и вбирая лучшее. Когда процесс доходит до нужного уровня ребята уже сами делают предложения что-либо изменить в исполнении песни. Дабы так будет лучше звучать и интереснее выглядеть.
- Для того чтобы дети могли лучше понять образ песни и, соответственно, наиболее искренно передать и выразить чувства и эмоции, раскрыть замысел авторов песни я предлагаю им сочинить какую-либо историю о том в каких обстоятельствах могла бы исполняться эта песня или представить себя самого участником этой истории, а лучше главным героем. Конечно, чтобы добиться нужного результата необходимо самому корректировать ход мыслей детей. История неоднократно может изменяться, в зависимости от того, какие конкретно эмоции и чувства ребенка в данный момент вам нужно вытащить из него.
Основная идея, программы, которую я использую – ориентированность на личность. По-другому просто, мне кажется не получится, ведь чтобы ребенку реализовать творческие компетенции собственной индивидуальности, необходимо применять принципы и правила личностно – ориентированного подхода. Творчество – это реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя. Отсюда деятельностный подход в моей практике. Кроме того, творчество всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому оно развивает прогрессивную самооценку ребёнка. Создать атмосферу нравственных переживаний на занятиях помогает и духовная музыка. Ребятам трудно бывает принять её сразу. Я считаю, что духовная музыка воспринимается еще сложнее, чем классическая, поэтому, я включаю её невзначай. Ну, например, под предлогом: «Дети, я недавно слышала по телевидению такую чудесную музыку, послушайте, может и вам понравиться. Хочется послушать ваше мнение.». Это сразу играет на самолюбии детей, и они внимательно слушают то, чем сами бы никогда не заинтересовались. Более того они рассуждают и пытаются осмыслить сложные произведения. И здесь снова мы возвращаемся к связи урока и внеурочного занятия, ведь Изучение музыкальной культуры русской православной церкви изучается главным образом на уроках, где основывается на доступных детям сочинениях, их воплощении в классической музыке, церковных праздниках. Конечно же, главным образом, музыкальное образование на внеурочных занятиях направленно и на знакомство учащихся со стилями и жанрами современной музыки.
Это связано с потребностью и интересами школьников, для которых современная популярная музыка является важным компонентом в досуговой деятельности. Также важнейшим компонентом является мультимедиа: применяются просмотры видеофрагментов, концертных номеров, электронные варианты текстов, анимация, клипы и т.д. Но тем не менее применяю я их ограниченно, ведь ребенок может оказаться неспособным к усвоению материала, предложенного в традиционной вербальной форме. Ко всему прочему занятия строятся таким образом, что большую часть времени необходимо уделять упражнениям и обучению вокалу. Моё мнение таково, что мультимедиа - это, прежде всего, инструмент для решения образовательных задач и не более того.
Понятно, что проводимая работа не может оставаться только в пределах стен кабинета, специфика такой деятельности такова, что нужен выход на публику. Здесь мы находим площадку для выступлений в ДК, где ежегодно проводится традиционный для нашей школы «Праздник песни», различные фестивали, конкурсы, утренники и смотры. Кружковые занятия имеют большие возможности для развития творческих способностей учащихся к каждому исполнению, выступлению стараемся подойти творчески: от продумывания костюмов до исполнительского мастерства. Награда за труд-аплодисменты зрителей.
- Рефлексия
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности. Понятно, что ребенок сразу не может этому научиться. Одно дело, когда ты имеешь видимый результат своей деятельности, другое, когда у тебя нет возможности увидеть, пощупать и осмотреть – найти изъяны своей работы. Тем не менее обучающиеся постепенно учатся анализировать свое исполнение, что получилось, а что не очень, пытаются осмыслить и понять собственное состояние, переживания, анализируют мысли вовремя и по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Цель рефлексии не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Для меня важно научить учащихся высказывать свои мысли, научить их размышлять и понять, почему они так думают. Путём постановки вопросов постепенно подвожу их к нужному ответу, используя жизненный опыт, хотя он еще и небольшой.
Используемые методы в работе
На своих занятиях я ориентирую работу на личностные возможности учащихся, их непрерывное "наращивание", предметные знания и умения рассматриваю как средства их достижения. При этом большую роль уделяю сотрудничеству, так как это необходимо для формирования способности строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать и принимать мнение друг друга, обладать инициативностью, способностью добывать недостающую информацию; обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия. Ученики становятся друзьями не только на время общих занятий, но их доброжелательное отношение друг к другу, их симпатии и заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности. А это — уже успехи нравственного воспитания. Для создания потребности в приобретении знаний и навыков, для развития интереса учащихся к самому предмету я использую различные нетрадиционные формы и методы обучения, инновационные технологии: технологии проектно-исследовательского обучения, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, педагогику сотрудничества, что позволяет формировать все виды универсальных учебных действий.
Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, а ученика – ответственным и целеустремленным и целенаправленным; учит детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни; обеспечивая каждому ребёнку свой уровень развития. В основе создания проекта лежит процесс творчества и сотрудничества учителя и ученика.
Что касается здоровьесберегающих технологий, то понятно, что дети на подобных занятиях не могут заниматься монотонной и однообразной работой в сидячем состоянии. Здесь в помощь и пластическое интонирование и вокальные упражнения. Вообще весь процесс одна сплошная здоровьесберегающая технология.
В моем кабинете над доской весит высказывание Д. Кабалевского «Прекрасное пробуждает доброе.». Я стараюсь помочь познать детям это «прекрасное», чтобы пробудить в них «доброе».
А закончить мне бы хотелось словами Нейгауза: «Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
План-конспект проведения внеурочного занятия в разделе Физическая культура по теме: «Фитнес – аэробика, как содержание третьего урока или внеурочного занятия»
Технологическая карта урока (10 класс)...
Методические материалы для организации обучающихся на теоретических занятиях по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
Фрагмент методических материалов, разработаных для теоретических занятий по теме «Инструментальное исполнительство в профессиональной деятельности музыканта» (2 часа). Используются те...
Методические материалы для организации обучающихся на практических занятиях по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
Фрагмент методических материалов, разработанных для организации обучающихся на практических занятиях во втором семестре по теме 1.3 «Культура инструментального исполнительства в профессиональной...
Развитие логического мышления обучающихся на внеурочных занятиях по математике
В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом зада...
Развитие музыкальных способностей обучающихся на индивидуальных занятиях по вокалу Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования
Учебный процесс в объединении дополнительного образования по вокалу должен предусматривать как коллективное пение, которое, конечно же, развивает детей музыкально, так и индивидуальные занятия вокалом...
«Фольклор как средство развития музыкальной культуры обучающихся с ОВЗ»
Презентация к выпускной квалификационной работе....