П е д а г о г и ч е с к а я к о н ц е п ц и я о п ы т а ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка по музыке
П е д а г о г и ч е с к а я к о н ц е п ц и я о п ы т а
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogichekaya_kontseptsiya.doc | 59.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
П е д а г о г и ч е с к а я к о н ц е п ц и я о п ы т а
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
КАК ФАКТОР ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Мартынцова Наталья Ильинична
учитель музыки МБОУ
«Школа им.Ярослава Василенко»
города Губкинского
Зачем ребенку нужна музыка? Странный, на первый взгляд, вопрос, ответ на который с готовностью дадут не только педагоги, но и родители. Естественно, скажут они, мы хотим видеть своих детей духовно богатыми людьми. По давней традиции, в эстетическом воспитании принято видеть «средство формирования разносторонне развитой, гармоничной личности». Иногда еще добавляют «целостной». Но что стоит за этой привычной фразой, которая превратилась в словесный штамп, трафарет? Интуитивное представление есть, конечно, у всех, но у каждого оно свое. А научные толкования настолько громоздки и сложны, что сами их авторы едва ли смогут в двух предложениях объяснить простому педагогу и родителю, какой результат должен получиться в конце этого самого «процесса формирования гармоничной личности».
Положение детской музыкальной педагогики в условиях современной общеобразовательной школы в свете вышесказанного напоминает мне русскую народную сказку «Пойди туда, не знаю куда…» И приходится, как в сказке, идти и находить… И только тогда дети с благодарностью смогут распахнуть свои сердца, превратиться в эльфов, понимающих язык ветра и цветов, умеющих видеть музыку и танцевать стихи. Такие кудесники несут в педагогическую практику свой волшебный опыт, и родители каждого ребенка в глубине души мечтают именно им отдать свое чадо.
Как стать таким кудесником, настоящим волшебником для детей? Выход один: нужно научиться работать по-другому - принять педагогику, в которой не ребенка приспосабливают к методике, а методику к ребенку. Необходимым индикатором правильности выбранного пути должен стать ребенок, который протестует скучающими глазами, невниманием, баловством, а затем и откровенным цинизмом. Когда я представляю себе первоклассника и вижу его полные счастливого ожидания глаза, в которых спрятана тревога: «А вдруг у меня ничего не получится?»- тогда я думаю о том, что урок музыки – это оазис в современной школе. Вернее, он может быть тем чудесным оазисом, встречи с которым дети ждут, чтобы ощутить радость и удовольствие от удивительной игры звуков. Здесь они могут и должны быть естественными, такими, какими они есть.
Инновационные процессы в сфере образования осуществляются в условиях социально-экономической нестабильности в стране, когда общество социально дезориентировано, большое количество семей сосредоточено лишь на проблеме экономического выживания. Отмечается снижение уровня духовно-нравственного уровня детей. Растет детская преступность, социальное сиротство, наркомания.
Жители маленького северного поселка Пурпе испытывают на себе груз проблем общероссийских, которые усугубляются отдаленностью от крупных научных, социокультурных центров. Традиционно сложившаяся задача школы – поиск путей развития интеллекта, усовершенствование способов передачи и усвоения информации.
Сегодня школа может и должна решать важнейшую для экономики, нравственности, культуры общества задачу: передачу творческого опыта народа и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Для решения этой задачи необходимо пересмотреть не только методы преподавания, но и содержание учебных программ по различным образовательным областям. В школе на паритетных условиях должны существовать как науки (естественнонаучные, гуманитарные, общественные), так и искусство. Из всех сфер школьной жизни та, что связана с искусством, находится в наиболее сложном положении, а ведь именно она по смыслу и духу своему предполагает свободу самовыражения личности. Только через искусство возможно обеспечить гармонию мышления, духовного мира, отношения к жизни школьников.
В. М. Неменский в статье «Пути очеловечения школы» пишет, что способность воспринимать язык каждого вида искусства должна и может формироваться именно в школьные годы как элементарная грамотность, как способность читать, писать, считать. «То, что и школа, и общество в целом не осознают глубокой опасности именно для воссоздания в новых поколениях нравственно-эстетических критериев своего народа, сегодня, быть может, не менее опасно, чем надвигающаяся экологическая катастрофа».
Предметы художественно-эстетического цикла, и в частности уроки музыки, развивают память, внимание, воображение, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость, интеллектуальные способности учащихся, способствуя более прочному овладению основами наук. Именно музыкальное образование призвано сделать личным достоянием человека вечные, истинные ценности культуры. Ведь цели образования и искусства совпадают: формирование личности, обладающей определенным уровнем культуры.
Современная психолого-педагогическая наука располагает данными, что искусство развивает у детей не только «специфическую» (художественную) способность, что само по себе очень важно, но и «всеобщую, универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности, в поведении и науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде». (Э.И. Ильенков «О специфике искусства. Вопросы этики»)
Только искусство способно приобщить детей к творчеству, т.к. оно предлагает ребенку две важные формы развития: деятельность и восприятие.
Научные исследования показывают, что развитие учебно-познавательных способностей (интеллекта) школьников связано и с их интересом к искусству, с накоплением искусствоведческих знаний, расширением круга художественных впечатлений, тогда как их творческие проявления в области точных наук в большей мере соотносятся с художественно-творческими способностями, с умением сочинить стихотворение, создать рисунок, выполнить режиссерское задание. («Роль искусства в развитии способностей школьников»).
Вот почему так важно формировать ту актуальную совокупность знаний, потребностей, качеств личности школьника, которая определяется интегрированным понятием «музыкальная культура личности». Под музыкальной культурой личности ученика я подразумеваю:
- индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение музыкальных потребностей;
- музыкальную развитость (любовь к музыкальному искусству и эмоциональное к нему отношение, потребность в его различных образцах, музыкальная наблюдательность) и музыкальную компетентность (владение различными способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально – ценностное отношение к искусству и жизни, способность восприятия новой музыки, новых знаний об искусстве, критически – избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).
Высшей целью музыкального образования является передача духовного опыта народов мира, сконцентрированного в музыке как искусстве, и развитие на этой основе положительных свойств личности ребенка.
Основное средство достижения этой цели – создание единой целостной системы музыкального образования учащихся в условиях общеобразовательной школы .
Пути достижения цели:
- формирование музыкальной культуры личности школьника;
- развитие у школьников музыкальных способностей, певческого голоса, приобретение ими знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной, грамоты;
- совершенствование эмоциональной сферы учащихся, формирование их музыкального вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять ее;
- привитие желания слушать образцы национальной музыки своего народа, региона, стремление познать музыку других народов как в подлинных, фольклорных, образцах, так и творчество композиторов – профессионалов;
- активизация общественно полезной направленности музыкальных занятий для использования знаний и умений, приобретенных на уроках, в деятельности классного и школьного коллективов, для успешной социализации личности по окончании школы.
Основные принципы моей педагогической деятельности:
- Принцип активности всех субъектов образовательного процесса. Для меня самый злой и опасный враг в обучении и воспитании детей – пассивность учащихся, которую Д. Кабалевский называл «микробом скуки». Если я хочу, чтобы ребята были активны, мне самой необходимо быть активной; если я хочу, чтобы они проявляли интерес к музыке, нужно самой проявлять этот интерес; если я хочу, чтобы они полюбили музыку, любовь обязательно должна жить в моем сердце; если я хочу научить их размышлять о музыке, нужно размышлять вместе с ними и не подменять живого движения своей мысли чтением или произнесением хорошо «отработанного» текста.
- Принцип интеграции. Известно, что музыка эмоционально воздействует на человека с помощью звуков. Наряду с музыкой, важнейшими видами искусства, способствующими художественно – эстетическому воспитанию школьников, являются литература и изобразительное искусство. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусства не только неотделимы друг от друга, но, наоборот, связаны многими нитями, и знание одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию других. Поэтому неотъемлемой частью уроков музыки считаю использование репродукций картин, видеофильмов, сравнение, сопоставление произведений литературы, живописи и музыки. С этой же целью проводятся интегрированные уроки ИЗО и музыки, литературы и музыки.
- Принцип направленности обучения на комплексное решение задач. Каждый урок музыки обеспечивает достижение как специфических, так и общепредметных целей. К специфическим можно отнести те, которые формируют комплекс знаний и умений, называемых музыкальной компетентностью. К общепредметным – цели, способствующие развитию личности, созданию условий для ее самореализации, формирования ее нравственного потенциала.
- Принцип креативности включает не только творческий подход педагога к подготовке и проведению урока. Каждый урок должен помочь ребенку осознать свои силы, применить их в коллективной деятельности, ощутить чувство сопричастности к процессу творчества, что влияет на формирование его положительной «Я-концепции», на его развитие в целом.
- Принцип целесообразности, который предполагает организацию таких способов музыкальной деятельности, которые соответствуют возрастным особенностям и сензитивным периодам развития способностей ребенка (игра на детских и народных музыкальных инструментах, пение, слушание).
Методы обучения и приемы их реализации на уроках музыки. Методы и приемы, используемые мною на уроках, способствуют формированию познавательного интереса к художественно - эстетическим видам деятельности, повышают мотивацию творчества, формируют художественно - эстетические знания, умения и навыки.
Важнейшие из них:
- метод «забегания вперед» и «возвращения назад» к пройденному материалу ( в дидактике – методы перспективы и ретроспективы);
- метод обобщения (каждый новый вывод должен обобщить накопленное);
- метод импровизации ( предполагает не столько умение создавать музыкальные конструкции, сколько потребность и готовность к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления);
- частично – поисковые и эвристические методы (используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем);
- словесно – наглядные методы ( беседа, пояснение учителя, демонстрация иллюстраций, портретов композиторов);
- деятельностные методы (включение движений с целью быстрейшего вхождения в образ, передача настроения через мимику; игра в оркестр; ритмическая импровизация; рисование).
Этим же целям подчинено и проведение нетрадиционных уроков. В своей практике использую следующие типы:
- урок фантазирования;
- урок – соревнование;
- урок открытых мыслей;
- урок творчества;
- урок – спектакль;
- урок – конкурс;
- урок – концерт;
- интегрированный урок;
- урок – игра;
Урок-квест;
- урок – сказка;
- урок – путешествие и другие.
Основной принцип построения урока – его эмоциональная насыщенность. Разнообразные формы работы (фронтальные, групповые, индивидуальные) позволяют вовлечь в активную учебную деятельность всех учащихся класса.
Мне всегда хотелось работать в школе. Не в музыкальной школе, не в студии, а именно в общеобразовательной школе: ведь в музыкальную школу идут не все дети, а прежде всего те, у кого есть способности. А тут… Вот они, дети, все твои, и ты на равных с ними. И примут они тебя или нет – это еще вопрос. Учителем музыки работаю вот уже 7 лет, но до сих пор перед каждым уроком я испытываю чувство трепетного волнения. Конечно, волнением своим можно научиться управлять, но бояться его не следует. Один из выдающихся дирижеров прошлого века Шарль Мюнш говорил: «Когда, выходя на эстраду, я почувствую, что не волнуюсь, - это будет означать, что как музыкант я кончился». В моем случае, волнение становится не только естественным, но и необходимым чувством, сопровождающим любое публичное выступление, одухотворяет его, стимулирует все лучшее, на что я способна. И, что очень важно, такое подлинно артистическое волнение передается ученикам и тоже их вдохновляет, пробуждает в них лучшие чувства. Научить детей понимать музыку, слышать в ней мысль, видеть за каждой интонацией человеческое чувство – это счастье!
Музыка лечит душу и тело, я убеждена в этом. Я заметила: прослушивание произведений Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных мыслях, лучше познать себя. Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний, музыка Шостаковича – держать под контролем отрицательные эмоции. Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса и Кальмана формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение к окружающему миру более положительным и радостным. Поэтому я не верю, чтобы ребенок, любящий музыку, был способен на плохой поступок.
Профессия учителя музыки уникальна и характеризуется многоплановостью деятельности: нужно уметь интересно и увлеченно рассказывать о музыке, ее формах и жанрах, квалифицированно исполнять на музыкальных инструментах аккомпанемент песен, давать теоретические знания в доступной и увлекательной форме, вести внеклассную работу.
Нелегкая профессия – учитель, но когда видишь глаза детей, полные светящимися искорками любопытства, заинтересованности, поиска – это ли не самая большая награда в работе учителя.
Мне доверяют самое дорогое – детей. Хочу учить их только доброму, человечному. Чтобы жизнь их была ярким пламенем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ...
Научная статья ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Пособие для учителей. Российское общество находится на переломном этапе своего развития. . Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей це...
Взаимодействие семьи и школы, как средство гуманизации образования.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики в области образования назван его гуманистический характер. Мне кажет...
Презентация на тему: "Гуманизация образования"
В данной презентации раскрывются принципы гуманизации образования, обосновывается актуальность их применения в современном образовательном процессе....
Презентация "Гуманизация образования"
Презентация для педсовета...
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК УСЛОВИЕ ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Культура – это производство самого человека во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений во всей целостности его общественного бытия»....
Статья Психологическая адаптация к школе учащихся 10-х классов: результаты диагностики в МОУ Лицей № 10, рекомендации педагогам (из сборника Образование и культура как фактор развития региона)
Статья Психологическая адаптация к школе учащихся 10-х классов: результаты диагностики в МОУ Лицей № 10, рекомендации педагогам (из сборника Образование и культура как фактор развития региона)...