Интегрированный урок "Музыка, поэзия, изобразительное искусство, мордовский язык (эрьзя), окружающий мир".
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Интегрированный урок "Музыка, поэзия, изобразительно искусство, мордовский язык (эрьзя), окружающий мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 257.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
5 класс
(интегрированный урок)
Липатова Т.Н.
2011 уч.г.
Интегрированный урок:
«Музыка, поэзия, изобразительное искусство,
мордовский язык (эрьзя), окружающий мир».
Класс: 5 класс
Тема: Музыка моего народа.
Цели:
1. Рассмотреть общность и своеобразие русской и мордовской музыкальных культур;
2. Формулировать нравственные основы уважительного отношения к художественным ценностям мордовского народа;
3. Продолжить работу по изучению эрзянского языка на материале из курса окружающего мира;
4. Развивать вокально-хоровые навыки учащихся;
5. Воспитывать чувство национального достоинства.
Оборудование: Записи на доске, компьютер, баян (или фортепиано), репродукции картин художников, глобус, карта.
Эпиграф к уроку: «Между мной и музыкой моего народа
и музыкой других народов
нет непереходимых границ».
Д.Б. Кабалевский.
ХОД УРОКА:
- Объяснить тему урока, эпиграф. Записать в тетради. Раскрыть задачи и цели.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над нашей общей темой «Музыка моего народа». У нас урок нестандартный – интегрированный, то есть помогать нам будет весь материал, изученный на уроках окружающего мира, музыки, изобразительного искусства. При этом познакомимся с ещё несколькими словами и выражениями, названиями растений, птиц, животных. Подготовим наши голоса к пению (распевка). Вспомним, какую же мордовскую народную песню мы уже знаем?
(Ответ: «Луганясо келунясь»)
Учитель: Верно. Давайте вместе эту песню и исполним. О чём эта песня?
(Ответ учеников. Исполнение песни).
Учитель: Да, верно. О берёзке, о русской и мордовской берёзоньке, растущей на красивой полянке. Эта картина природы радует глаз, создаёт весёлое настроение.
Учитель: А кто скажет как по-мордовски называется берёза?
Учитель: Да, правильно: берёза – келу – килей.
Учитель: Ребята, весёлое настроение может создавать композитор своим музыкальным произведением. Все вы знаете мордовского композитора Нину Кошелеву. Её пьеса так и называется – «Весёлое настроение».
(Учитель исполняет фортепианную пьесу Н. Кошелевой «Весёлое настроение»).
Слушание музыки.
На мониторе: репродукция картины Ф.Сычкова «Праздничный день».
Беседа учителя по картине.
На мониторе: географическая карта Мордовии.
Учитель: Ребята, посмотрите на глобус и карту. На них изображена наш общий дом - планета Земля. На ней широко раскинулась Россия - наше Отечество, Родина наша. Республика Мордовия - наш родной край, составная часть России. Помните, президент В.В.Путин назвал Мордовию сердцем России? Это дорогого стоит. Мы с вами должны гордиться этим. С чего начинается отчий край, милая родина? Да с той полянки, где стоит красавица белая березонька, по - эрзянски - килей, о ней мы только что песенку спели. Родная полянка - живительный источник одного из самых чистых и светлых чувств человека - патриотизма.
II. На мониторе: текст песни «Полянка» Н.Кошелевой на слова Н.Норкина.
Полянка есть - Мордовия моя. Она как песня матери, с которой За горы уходила, за моря. Припев: В России, в России полянка есть моя. В России, в России - Мордовия моя.
Кормилец мой и вдохновитель мой... Над Мокшею там наклонились ивы, Такие же, как рядом над Окой. Припев тот-же.
И вот уже журчит одна струя... Мордовия! Любимая навеки! Моя полянка - сторона моя! |
Учитель: такую полянку воспели композитор Н.Кошелева и поэт Н. Норкин. Их
песня так и называется «Полянка». Давайте мы сейчас её разучим. Вот на ваших
экранах компьютеров – текст:
(Разучивание песни «Полянка» под баян).
На мониторе: Родина - чачома мастор, тиринь мастор;
Родник - лисьма пря;
Скворец - письмар;
Грач - граць.
(Дети повторяют слова и записывают в тетради).
III. Учитель: Вернемся, ребята, на нашу полянку. Посмотрите-ка, здесь расхаживают и другие птицы и звери. Названия этих птиц и животных на ваших экранах: чибис, карго, письмар, мацей, сараз - птицы; нумоло, ривезь, катка, овто, пине, лишме - животные.
Вы видите, что здесь смешались дикие и домашние птицы и животные. Вместе находиться они не могут, так как дикие могут съесть домашних. Отправьте домашних животных в хлев, а диких - в лес
(Пока дети выполняют эту работу на своих компьютерах, звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)
Варианты ответов учащихся:
В хлеву: В лесу:
Мацей - Чибис -
Сараз - Карго-
Катка - Письмар -
Пине - Нумоло-
Лишме - Овто-
(Учитель проходит по рядам, оценивает работу учащихся на компьютере).
Учитель: Ребята, если речь на сегодняшнем уроке идет речь о любви к природе,
а значит, и к Родине, в заключение прослушаем еще одну песню русских авторов.
Слова А.Пришельца, музыка М.Иорданского «У дороги чибис».
У дороги чибис, У дороги чибис, Он кричит, волнуется, чудак: -А скажите, чьи вы? И зачем, зачем идете вы сюда? - Не кричи, крылатый, Не тревожься зря ты - Не войдем мы в твой зеленый сад! Видишь: мы ребята, Мы друзья пернатых, Мы твоих, твоих не тронем чибисят. Небо голубое, Луг шумит травою, Тут тропу любую выбирай. Это нам с тобою, Всем нам дорогое, - Этот наш родной, родной любимый край. И когда цветет он, И когда зовет он, Мы уходим в дальние пути: По степным широтам, Через реки бродом - Всю страну, страну нам хочется пройти. |
На мониторе - текст песни
IV. Обобщение учителя.
Итак, ребята, сегодня мы отметили приход весны песнями и стихами о птицах, познакомились, как некоторые птицы и животные называются по-эрзянски.
Вспомним одну из самых красивых мордовских песен «Луганясо келуня».
Разучили одну из многочисленных песен мордовского композитора Нины
Кошелевой «Полянка». Я надеюсь, вы полюбили эту песню и с удовольствием ее
исполняли. Это небольшая часть культуры народа, среди которого вы живете.
Песенной культуры, музыкальной культуры.
Мы много говорили о природе, о весне, о птицах и животных. Прослушали о них песни русских композиторов. «У мордвы и русских корни перевиты», - сказал поэт В.Юшкин о связи мордовского народа с русским. Красота родного края должна вас восхищать. Учитесь умению видеть эту красоту, любите родную живую и неживую природу. Я думаю, после этого урока каждый из вас, прежде чем сломать деревце, сорвать цветок или выстрелить из рогатки, крепко задумается. Мне хотелось бы, пока птицы не прилетели, каждый из вас пусть смастерит скворечник и сделает кормушку для птиц.
V. А теперь задаю домашнее задание:
- Выучите эрзянские слова - названия птиц, животных. Вспомните другие названия.
- Вспомните песни о других представителях мордовской флоры и фауны.
- Запишите в тетрадь несколько пословиц и поговорок о птицах и животных.
Учитель: Надеюсь, понравилась всем эта песня? А вот представьте, ребята, на эту чудесную полянку прилетели зимующие в теплых краях птицы, прибежали звери.
Чу! Что мы слышим? Пение скворцов. Из уроков окружающего мира вы знаете, что они прилетают одними из первых перелетных птиц. Это заметили русский композитор Исаак Дунаевский и поэт Михаил Матусовский. Свою песню они так и назвали: «Скворцы прилетели».
Послушаем её.
(Прослушивание песни «Скворцы прилетели»)
На мониторе текст песни И.Дунаевского:
В зеленых побегах леса. И нас на заре разбудили Веселых скворцов голоса. Знакомые звонкие трели Мы сразу узнать не смогли. Припев: Ребята! Ребята! Скворцы прилетели, Скворцы прилетели, На крыльях весну принесли!
Запахло прохладой лесной, Становится Родина наша Прекраснее с каждой весной. В полях трактора загудели, По рекам пошли корабли. Припев: тот же.
Приладил с товарищем я, - Летите к нам стайкой веселой, Крылатые наши друзья! И мы эту песню запели, И вторят нам птицы вдали. Припев: тот же. |
На мониторе: картина Саврасова «Грачи прилетели»
Учитель: Ребята, обратите внимание на картину Саврасова. В отличии от песни, она называется немножко по-другому: «Грачи прилетели». Но это неважно. Главное, они тоже прилетели на нашу поляну, символизируют приход весны, и картина тоже показывает пробуждение природы весной. Вы уже знаете - природа - родина - родной - родник - родители - слова однокоренные. От любви к родной природе любовь передается к Родине, родителям.
А теперь давайте вспомним, как эти слова звучат по-эрзянски.
На мониторе - словарная работа:
Флора - растительный мир
Фауна — животный мир.
Урок мне хотелось бы закончить словами: у каждого человека
«...должно быть обязательно, кроме родителей, четыре корня, как четыре матери: родная земля, родной язык, родная культура, родная история... И все они - в облике одной собственной матери родной. Когда любишь свой корень, ценишь его, понимаешь боль и любовь всех и всего, приобретаешь такое же чувство: к другой земле, к другому языку, к другой культуре, к другой истории». |
VI. Выводы об уроке, об активности учащихся. Выставление оценок. Учитель: Наш урок окончен. Но прежде чем попрощаться с вами, мне хотелось бы услышать ваши суждения по поводу того, для чего был проведен этот урок, почему мы слушали русскую и мордовскую музыку в сопоставлении, как бы вы объяснили эпиграф к уроку и слова М.Шаханова?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Мы слушаем музыку о природе, о родном крае. Этим подчеркнута необходимость любить свою Родину, бережно относиться к природе.
- Мы сопоставляем русскую и мордовскую музыку, убедились, что между ними нет границ. Об этом говорит и композитор Кабалевский, чьи слова вынесены в эпиграф.
- Мы поняли взаимосвязь русского и мордовского музыкального искусства. Подчеркнуты древние корни добрососедских отношений разных народов, взаимосвязь их культур.
Урок учит нас уважать культуру мордовского народа, его язык, обычаи и традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «МАТЕМАТИКА – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Создание и развитие инновационной образовательной среды Оренбургского президентского кадетского училища актуализировало проблему меж-предметной интеграции, обеспечивающую преодоление предметноцентризм...
Интегрированный урок по изобразительному искусству: "Сказочная страна. Иллюстрирование русской народной сказки"Маша и медведь".
Как можно помочь ребенку найти себя и поверить в свои возможности? Ответ- с помощью творчества! Театрализованное представление расширяет кругозор детей, создает особую атмосферу. Интегриров...
Виноградова С.Ю., Гончарова Л.Д. Интегрированный урок по изобразительному искусству и английскому языку по теме "Твои игрушки./ Your toys."
Цели и задачи: Образовательные – знакомство с образной стороной игрушек. Знакомство с работой Мастеров в создании заводских и народных игрушек. Формирование знаний об основных приемах изображения игру...
Интегрированный урок по изобразительному искусству и психологии с элементами арт-терапии на тему: "СТРАНА ЦВЕТА.ИЗОБРАЖЕНИЕ РАДУГИ."
Урок проводился совместно с психологом нашей школы Ермаковой Мариной Юрьевной в 4 классе.В статье раскрываются возможности проведения интегрированных уроков изобразительного искусства и психологии в к...
Интегрированный урок /Литература – изобразительное искусство – музыка./в 5 классе.«Зимний пейзаж в русской культуре девятнадцатого века».
Интегрированный урок по литературе в 5 классе...
Интегрированный урок (музыка+изобразительное искусство)
Разработка подходит для уч-ся 5 -го класса...
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....