Интегрированный урок по изобразительному искусству и психологии с элементами арт-терапии на тему: "СТРАНА ЦВЕТА.ИЗОБРАЖЕНИЕ РАДУГИ."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме
Урок проводился совместно с психологом нашей школы Ермаковой Мариной Юрьевной в 4 классе.
В статье раскрываются возможности проведения интегрированных уроков изобразительного искусства и психологии в коррекционной школе VIII вида. Предлагается разработка одного из таких уроков.
Межпредметная интеграция может быть многовариантна. Первый вариант, когда урок ведет один учитель, используя элементы двух, а возможно трех областей науки. Второй вариант, когда урок ведут совместно два учителя. Мы предполагаем, что в специальной (коррекционной) школе, где в одном ряду с обучающими и воспитательными целями стоят коррекционные, возможно интегрирование учебного предмета с методами и приемами психологического развития когнитивной и эмоционально-волевой сфер.
Многие методы и приемы обучения рисованию благоприятно влияют на развитие познавательной сферы ребенка. И еще, ученые выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Поэтому интегрирование изобразительного искусства и психологии в коррекционной школе мы посчитали не только возможным, но и благоприятно влияющим фактором на развитие детей с особыми потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛЬ:
Создать благоприятные комфортные условия для ознакомления с цветовым спектром радуги.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩИЕ:
- Научить детей дифференцировать цвета и изображать цветовой спектр радуги.
- Научить четко и ясно излагать свои мысли, делать выводы и обобщать.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развитие слухового и зрительного внимания.
- Развитие мелкой моторики пальцев и координации движения.
- Развитие фантазии и творческого воображения.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
- Формирование вкусовых образов.
- Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Цветные круги из бумаги, иллюстрации с изображениями природы, стенд с цветиком-семицветиком, карточки с зашифрованным словом «радуга», картинка с радугой, картинка с фазаном, разноцветный мяч, музыкальное сопровождение.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
-Начнем занятие с хорошего настроения, посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу и всем окружающим.
2. ВСТУПЛЕНИЕ:
-Сегодня нам предстоит совершить необычное путешествие- путешествие в страну цвета.
-Давайте вспомним, какие цвета вы знаете?
-Назовите ваш любимый цвет, почему он вам нравится больше других?
-Зачем нужны разные цвета?
-Давайте представим , что на земле исчезли все краски, кроме черной и белой. Какое настроение вызывает черно-белый мир?
(Демонстрация черно-белых и цветных пейзажей.)
-Рассмотрим черно-белые и цветные пейзажи, сравним их. Какие пейзажи интереснее и приятнее рассматривать? Почему?
3. ПОГРУЖЕНИЕ В ЦВЕТ:
Сказка о том, как появился разноцветный мир:
Давным-давно, когда весь мир был только белым и черным, жили на Земле две могущественные феи: фея Тьмы и фея Света.
Фея Света озаряла весь мир чудесным искрящимся светом. Когда же наступала ночь, то приходила фея Тьмы, укрывала Землю черным покрывалом, и все предметы становились черными.
Так они сменяли друг-друга долгие годы и века. Но всему на свете приходит конец. И в один прекрасный день фея Света решила подарить Земле краски.Взмахнула она своим волшебным светящимся лучом, и предстали перед нею цветные феи, словно сотканные из разноцветных сверкающих искорок. Одна фея была голубой, другая-розовой, третья-фиолетовой, четвертая-оранжевой…Фей было много: всех цветов и оттенков.
-Дорогие феи,-сказала могущественная фея Света,-нам предстоит нелегкая работа: осветить своими цветными лучами Землю и сделать ее разноцветной, нарядной и радостной.
Только взмахнула Голубая фея волшебным голубым лучом, как посыпались на Землю голубые искры света- и сразу заголубели васильки и незабудки, вода в озерах и небо над Землей.
Только взмахнула Розовая фея своим волшебным лучом, как полились на Землю розовые потоки света- и сразу порозовели щеки у детей, розы в садах и лесные гвоздики, а розовый рассвет осветил облака в утреннем небе.
Славно потрудились феи…С той поры преобразилась Земля и расцвела яркими красками, радуя людей пестротой своих роскошных и разноцветных нарядов.
-Понравилась ли вам сказка?
-Что интересного вы узнали из этой сказки?
-А теперь немного поиграем.
ИГРА С КРУЖКАМИ «ФЕИ»:
-У каждого из вас есть любимый цвет. Выберете себе кружок любимого вами цвета.(Дети выбирают кружки из картона).
-Теперь вы феи. Назовите себя. (Я-синяя фея, я-красная фея….)
-Посмотрим, насколько внимательны феи цвета. Сейчас я буду называть разные предметы. Если это синий предмет, то свой кружок поднимает «синяя фея», если он красный- то «красная»…А если предмет бывает разных цветов, то свои кружки поднимаю сразу несколько фей. Например, какого цвета роза? Правильно, она бывает и белой , и красной, и желтой…
-Приготовились? Слушайте.
Апельсин, снег, море, небо, василек, лимон, лиса, вишня, банан….
-А теперь давайте посмотрим на картины природы (демонстрация иллюстраций с изображением цветов, животных, заката, моря, гор…и.т.д.) Расскажите, дорогие феи, какую работу вы совершили на Земле, что вы окрасили в свой цвет?
Синяя фея: Я окрасила в синий цвет небо, море, васильки…
Желтая фея: Я окрасила в желтый цвет солнце, цыплят, одуванчики… 4. ИГРА «ЦВЕТИК-СКМИЦВЕТИК»:
-Сегодня мы вспомнили цвета, поиграли с цветами, выяснили, какую роль играют цвета в нашей жизни. А теперь я хочу предложить вам еще одну игру: (на стенде цветик-семицветик со съемными лепестками.)
-Посмотрите на волшебный цветок, кто знает название этого цветка?
-Почему его так называют?
-Определите, какого цвета лепестки у этого цветка?
-Знаете ли вы,из какой сказки этот цветок? Почему он считается волшебным?
( Он из сказки «Цветик-семицветик», а волшебный он потому, что может исполнять желания, надо только произнести «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север,через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли- быть по-моему вели…»
УПРАЖНЕНИЕ №1: Дыхательная гимнастика.
-А теперь вы по очереди выходите к доске, загадываете желание (можете загадать про себя, а можете рассказать о нем вслух), отрываете лепесток от волшебного цветка. Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно. Вдох делаем носом, а выдох ртом. Выдыхая чуть-чуть втягиваем в себя животик. Кто старается, у того желание сбудется быстрее. В любом случае ваше желание сбудется обязательно. (Упражнение на дыхание выполняется несколько раз.)
УПРАЖНЕНИЕ №2: Разбиваем слово на слоги.
-У волшебного цветка все лепестки разных цветов. А как одним словом описать его цвет? (Разноцветный).
-Правильно,он разноцветный, длинное слово. Поделим его на части, чтобы было легче произносить.
(Сначала дети проговаривают слово вместе с педагогом, отхлопывают части слова, подсчитывают количество частей в слове.После этого дети перебрасывают друг другу разноцветный мяч, поочередно называя каждый последующий слог.)
- ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА:
-А теперь настало время порисовать. А что мы будем изображать, вы поймете, когда расколдуете слово на доске. (Ребус «Радуга»)
-Посмотрим на цветик-семицветик. Сколько в нем разных цветов? (семь)
-А где мы еще можем встретиь семь разных цветов? (в радуге)
-Что это за явление природы,когда оно появляется?
-Давайте вспомним, какая фраза помогает нам определить последовательность расположения цветов в радуге? (Каждый охотник желает знать где сидит фазан)
(Дети медленно проговаривают фразу, учитель по ходу вывешивает на доску таблички).
-Теперь проговорим последовательность цветов еще раз. (Учитель вывешивает на доску готовую радугу.)
6. ОБУЧЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЮ РАДУГИ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.
-Я раздаю вам листы с заготовками, а вам нужно придать цвет в правильной последовательности.
-Что помогает нам придавать цвет рисунку? (акварельные краски,кисти,вода, чтобы мыть кисточку)
-Какими еще инструментами и материалами мы работаем на наших уроках? (гуашь, восковые мелки, фломастеры, карандаши)
-Сегодня мы работаем акварельными красками.Приступаем к работе.(Во время рисования ставится музыка, учитель использует прием визуализации цветов)
7. ФИЗМИНУТКА:
Мыло бывает разным-преразным:
Синим, зеленым, оранжевым, краснным…
Но не пойму, отчего же всегда
Черной-пречерной бывает вода!
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:
-Посмотрите, какие разные получились у нас рисунки, как они поднимают нам настроение!
-Итак, что мы сегодня научились изображать?
-Как нам легко можно запомнить последовательность цветов в радуге?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «МАТЕМАТИКА – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Создание и развитие инновационной образовательной среды Оренбургского президентского кадетского училища актуализировало проблему меж-предметной интеграции, обеспечивающую преодоление предметноцентризм...
Интегрированный урок по изобразительному искусству: "Сказочная страна. Иллюстрирование русской народной сказки"Маша и медведь".
Как можно помочь ребенку найти себя и поверить в свои возможности? Ответ- с помощью творчества! Театрализованное представление расширяет кругозор детей, создает особую атмосферу. Интегриров...
Виноградова С.Ю., Гончарова Л.Д. Интегрированный урок по изобразительному искусству и английскому языку по теме "Твои игрушки./ Your toys."
Цели и задачи: Образовательные – знакомство с образной стороной игрушек. Знакомство с работой Мастеров в создании заводских и народных игрушек. Формирование знаний об основных приемах изображения игру...
Интегрированный урок /Литература – изобразительное искусство – музыка./в 5 классе.«Зимний пейзаж в русской культуре девятнадцатого века».
Интегрированный урок по литературе в 5 классе...
Интегрированный урок (музыка+изобразительное искусство)
Разработка подходит для уч-ся 5 -го класса...
План – конспект интегрированного урока по изобразительному искусству и технологии.
Тема урока: «Праздник Масленица».Тип урока: интегрированный урок.Цель урока: знакомство с народными традициями в проведении праздника масленицы....
Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»
Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»...