Интегрированный урок /Литература – изобразительное искусство – музыка./в 5 классе.«Зимний пейзаж в русской культуре девятнадцатого века».
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Интегрированный урок по литературе в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_literatury_i_izo_muzyki_v_5_klasse_zim.doc | 40 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
/Литература – изобразительное искусство – музыка./
в 5 классе.
«Зимний пейзаж в русской культуре девятнадцатого века».
Учитель русского языка и литературы МОУ Желтинская СОШ Агаповского района Челябинской области: Шаульская Евгения Леонидовна.
Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с произведениями поэзии, живописи и музыки о родной природе. Воссоздать целостную картину восприятия родной природы в русской культуре девятнадцатого века.
- Развивать творческие способности и мышление учащихся.
- Развивать умение анализа лирического произведения.
- Развивать умение сопоставлять разные произведения на одну тему и произведения разных видов искусства.
- Развивать умение размышлять по заданной теме.
- Развивать умение выразительного чтения.
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к родной природе.
Оборудование:
- Учебник
- Сборник упражнений по литературе.
- Портреты русских поэтов: А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев.
- Репродукции картин И.Грабаря «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь», Г.Г.Нисский «Февраль. Подмосковье».
- Фонозапись «Музыка о природе».
Ход занятия.
Тема записана на доске.
« Зимний пейзаж в русской культуре девятнадцатого века».
- Словарная работа. Слово ПЕЙЗАЖ. Что называется пейзажем?
- Постановка целей: Познакомимся с произведениями русской поэзии, живописи и музыки о зиме, ответим на вопрос: почему поэты, художники и музыканты обращались к этой теме?
- Чтение эпиграфа. «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране». (К.Г.Паустовский)
Вопрос: Почему русских поэтов привлекала русская природа?
Чтение: Русские поэты о родине, родной природе и о себе.
( стр. 283 два абзаца)
Ответы учащихся.
Учитель: Поэты писали о русской зиме, их притягивала к себе зима своей сказочной загадочностью и таинственностью.
Познакомимся со стихотворениями о зиме русских поэтов Ивана Савича Никитина, Ивана Захаровича Сурикова, Александра Сергеевича Пушкина, Фёдора Ивановича Тютчева.
- Задание: Прочитать и ответить на вопрос: Какие картины русской зимы рисуют поэты? (Чтение. Ответы на вопрос.)
- Вопрос: Какие изобразительные средства языка помогают поэтам создать картины родной природы и одновременно высказать свои собственные чувства и настроения?
- Задание № 62 по сборнику упражнений.
Прочитать стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится» и статью «Славянская мифология». Найти в стихотворении олицетворение. С какой целью поэт использует этот приём?
- Заполнение таблицы на доске. (Первая графа)
- Учитель: Мы познакомились с произведениями русских поэтов, но я знаю, что и вы к сегодняшнему уроку написали этюды о зиме и стихотворения.
- Чтение творческих работ учащихся.
- Вы нарисовали прекрасные иллюстрации к своим стихотворениям, в которых представили своё видение зимы и родной природы. В девятнадцатом веке родную природу изображали на своих полотнах художники-пейзажисты.
Демонстрация картин.
- Игорь Эммануилович Грабарь. / Устное сообщение учащегося о творчестве/. Картина «Февральская лазурь» - чудо, подаренное художником. Что же это за чудо?
Ответы учащихся.
В.П.Азаркович сказал: «Картина Грабаря «Февральская лазурь» - это гимн во славу природы». Почему?
Ответы учащихся.
- Заполнение таблицы на доске. (Вторая графа).
- Мироощущение природы музыкально. Среди русских композиторов девятнадцатого века есть композитор, создавший цикл «Времена года» - это П.И.Чайковский.
- Устное сообщение учащегося о П.И.Чайковском.
- Слушание отрывка «Святки» (декабрь).
- Беседа по вопросам:
- Какие картины, образы вы представляли во время слушания музыки?
- Какое впечатление произвела на вас музыка П.И.Чайковского?
- Как, с помощью чего создаёт образ зимы композитор? Какие строки стихотворений созвучны с музыкой Чайковского?
- Заполнение таблицы. (Графа третья).
- Сделайте выводы по таблице.
- Чтение стр. 252 «Духовное родство со своей землёй». Ответ на вопрос.
- Домашнее задание. Одно стихотворение о весне наизусть. Написать этюд о весне.
- Итоги урока.
Таблица, оформленная в ходе урока на доске.
Средства создания пейзажа.
В поэзии | В изобразительном искусстве | В музыке. |
Поэтический образ Эпитеты Олицетворения | Конкретный зримый образ Детали Краски Тон фон | Отвлечённый образ Сочетание звуков Темп Музыкальные инструменты |
Цель: Вызвать сопереживание, любовь к родной природе, родине, единение с окружающим миром. | Цель: Вызвать сопереживание, любовь к родной природе, родине, единение с окружающим миром. | Цель: Вызвать сопереживание, любовь к родной природе, родине, единение с окружающим миром. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс
Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Зимняя пора" (конспект урока с приложениями)
Урок "Зимняя пора" проведен по программе Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство. 5-9 классы» в 5 классе. Программа разбита на блоки. Этому уроку предшествовало изучение ...
Интегрированный урок по изобразительному искусству: "Сказочная страна. Иллюстрирование русской народной сказки"Маша и медведь".
Как можно помочь ребенку найти себя и поверить в свои возможности? Ответ- с помощью творчества! Театрализованное представление расширяет кругозор детей, создает особую атмосферу. Интегриров...
Интегрированный урок (литература и искусство) в 9 классе "Золотые" и "сербряные" пушкинские нити в русской культуре XIX - XX веков".
Данный урок создан в содружестве с учителем искусства Ахмедовой Г.Н. Он проводится в 9 классе после изучения монографической темы "Жизнь и творчество А.С.Пушкина". Известный русский философ И.А.Ильин ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по изобразительному искусству в 6 классе "Жанр пейзажа в технике пуантилизма" по программе Б.М. Неменского »
"Жанр пейзажа в технике пуантилизма" по программе Б.М. Неменского »...
Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»
Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»...
Презентация интегрированного урока чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Белая береза»
Презентация интегрированного урока чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Белая береза»...