Интегрированный урок (музыка+изобразительное искусство)
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Разработка подходит для уч-ся 5 -го класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
impressionizm_v_muzyke_i_zhivopisi.doc | 48.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Импрессионизм в музыке и живописи
Цель урока: раскрыть понятие и особенности импрессионизма как художественного стиля и рассмотреть особенности проявления импрессионизма в живописи и музыке.
Задачи:
Предметные:
- изучить одно из направлений в изобразительном искусстве и музыке – импрессионизм
- познакомиться с творчеством основоположника импрессионизма в музыке – Клодом Дебюсси
- усвоить понятия: импрессионизм, живописная музыка, прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита
- познакомиться с творчеством художников-импрессионистов
- научиться понимать связь между музыкой и изобразительным искусством
Метапредметные:
Регулятивные: совершенствование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию
Коммуникативные: умение выражать свое мнение, обосновывать свою точку зрения, умение сделать выбор
Познавательные: извлечение необходимой информации из просмотренного материала, услышанных музыкальных фрагментов
Личностные: научиться проявлять эмоциональную отзывчивость, свое отношение к восприятию живописи и музыки.
Ход урока
1 этап: Проверка знаний предыдущего урока.
_ Ребята! Вспомните, пожалуйста, какую тему мы с вами изучаем с начала 111 четверти?
ДЕТИ: «Связь музыки и изобразительного искусства.»
_ Хорошо, с творчеством какого композитора мы познакомились на прошлом уроке?
ДЕТИ: Фридерик Шопен.
_А в каком жанре написаны его произведения?
ДЕТИ: Романтизм.
_А из какой страны был этот композитор?
ДЕТИ: Польша
_ Молодцы! Сегодня я приглашу вас в другую страну.
2 этап: Подведение под тему урока.
_ Посмотрите, пожалуйста, на экран(Слайд 1):
Назовите, пожалуйста, композиторов, которые вам известны
ДЕТИ: Чайковский, Бетховен, Шопен,……..
_ Этот композитор, нам не известен(Клод Дебюсси)
_ Посмотрите, пожалуйста на этот слайд (Слайд 2), и назовите, если узнали эти картины:
ДЕТИ: «Богатыри» Васнецова, «Утро в сосновом бору» Шишкина, «Март» Левитана,……….
_ Эта картина нам не известна (Впечатление. Восход солнца)
_ Здесь всё вам знакомо, или есть что-то новое?
ДЕТИ: Появились незнакомые картина, незнакомый композитор
_ ИТАК:
- нам известен композитор и жанр, котором он работал?(НЕТ)
- нам известен художник, написавший эту картину, и жанр, в котором он создавал свои творения?(НЕТ)
- нам известна страна, в которой жили и трудились представители этого неизвестного нам жанра?(НЕТ)
Для того, чтобы ответить на все эти вопросы и наконец узнать тему сегодняшнего урока, быстро отгадаем кроссворд (Слайд 3,доска):
- струнный смычковый инструмент(СКРИПКА)
- 1 из 2ух предметов, который вы изучаете в этом кабинете(Музыка)
- Второе название фортепиано(ПИАНИНО)
- Руководитель оркестра(ДИРИЖЁР)
- Жанр ИЗО, изображающий природу(ПЕЙЗАЖ)
- Предмет, которым мы пользуемся на уроках ИЗО(КРАСКИ)
- Предмет для рисования красками(КИСТОЧКА)
- Струнный инструмент, больше скрипки(ВИОЛОНЧЕЛЬ)
- Польский композитор(Шопен)
- Ударный инструмент(БАРАБАН)
- Предмет для удаления ненужный линий(РЕЗИНКА)
- Сокращённое название изобразительного искусства(ИЗО)
- Жанр спектакля «Кошки»(МЮЗИКЛ)
_ Какое получилось слово ИМПРЕССИОНИЗМ
Тема сегодняшнего урока «ИМПРЕССИОНИЗМ В МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»(Слайд4)
3 Этап урока. Знакомство с жанром « импрессионизм»
Я приглашаю вас во Францию, где гуляя по Парижу, можно попасть в национальный художественный музей «Лувр»(Слайд 5). Здесь находятся картины разных жанров и разных времён. Но мы с вами посетим всего два зала.
Эти картины находятся в первом зале (Слайд 6):
- Леонардо Да Винчи «Мона Лиза»
- Филип Де Шампень «Тайная вечеря»
- Питер Пауль Рубенс « Маркиза Дориа»
- Жан Огюст Энгр «Мадам Ривьер»
А вот эти картины находятся во втором зале (Слайд 7):
- Поль Сезанн «Гора Сент-Виктуар»
- Поль Сезанн «Пейзаж в Эксе»
- Клод Моне «Дикие маки»
- Клод Моне «Парламент в Лондоне»
Как вы думаете, почему они находятся в разных залах?
В каком зале картины проработаны более точно (1 зал), а в каком зале- изображено ВПЕЧАТЛЕНИЕ (2 зал).
Во втором зале картины отличаются тем, что художники стремились изобразить не столько сюжет, содержание, сколько своё впечатление, показать свои эмоции от увиденного.
_ Мы видим чёткое изображение?(НЕТ)Какое изображение? (немного размытое, смазанное, фантастическое)
_ Художники, которые создавали такие картины стали называть себя ИМПРЕССИОНИСТАМИ
Жанр ИМПРЕССИОНИЗМ произошло от французского слова impression, которое переводится ВПЕЧАТЛЕНИЕ, и появился этот жанр в конце 19 века (Слайд 8). Художники этого жанра: Клод Моне, Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо, Эдуард Моне и другие.(Карточка 1)
Их картины необычайно музыкальны. Ведь не зря говорят: «Живопись- это застывшая музыка».
4 этап урока. Знакомство жизнью и творчеством Клода Дебюсси
Вслед за художниками, импрессионизмом увлекаются и музыканты.
Музыка, с которой мы сегодня познакомимся, написана французским композитором, человеком, который первый в жанре импрессионизма создал такую необычную музыку (Слайд 9)
Клод Дебюсси—родился в 1862 году в не очень богатой семье. Музыкой начал заниматься не в раннем детстве, но достиг больших успехов в игре на фортепиано и поступил в Парижскую консерваторию (Слайд 10). Уже там он отличается необычными музыкальными мыслями, именно из-за этого у него возникают проблемы, потому что творчество его необычно. Всю жизнь он интересуется музыкой других народов. А особенно ему нравится русская народная и композиторская музыка. Он часто приезжает в Россию по приглашению меценатки(человек, который занимается благотворительством) Надежды Фон Мек (Слайд 11), которая была близким другом Петра Ильича Чайковского (Слайд 12). Творчество Клода Дебюсси- это искусство ощущений, а точнее сказать воспоминания о пережитых ощущениях.(Карточка 2)
А сейчас можете немного расслабить корпус своего тела, потянитесь, сядьте удобно или слегка облокотитесь на парту, можете закрыть глаза и слушая музыку пофантазируйте, представьте образ, который как вам кажется больше всего подходит данным звукам.
СЛУШАНИЕ «ЛУННЫЙ СВЕТ»Клод Дебюсси
А теперь возьмите КАРТОЧКИ № 3, отметьте галочками те слова, которые на ваш взгляд больше всего подходят для характеристики данного музыкального произведения. Поменяйтесь друг с другом карточками, и посмотрите- подходят ли отмеченные слова для этого произведения? Поставьте оценку друг другу, верните обратно.
Вызываю нескольких учащихся, прослушиваем варианты ответов
А композитор назвал своё произведение «Лунный свет»
5 этап урока Волшебные краски
Мне сегодня так же важна ваша импрессия, ваше впечатление от увиденного творчества художников импрессионистов, и от услышанной музыки. Сейчас я ещё раз включу эту музыку, а вы выберите из всего многообразия цветов, находящихся перед вам, именно те, которые больше всего подходит под ваше настроение , можете смешивать краски на отдельных листочках(политрах), фантазировать, одним словом, вы сегодня «Самые великие художники», можете помогать друг другу, если вдруг не получается, если нужна помощь от меня, я в вашем распоряжении Рисование под музыку
6 этап. Подведение итогов
Обобщение понятия «импрессионизм» в живописи и музыке
Сегодня на уроке мы встретились с картинами художников-импрессионистов, а так же музыкальными картинами композитора-импрессиониста. Как вы думаете, есть ли что-то, что объединяет эти картины?
В них важен те столько сюжет, сколько чувства, ощущение, возникшие от соприкосновения с этими произведениями искусства. А музыка и живопись очень дополняют друг- друга.
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке, оценку поставьте на своём шедевре
5. Домашнее задание:
С композиторами-импрессионистами мы встретимся ещё и на следующих уроках. А вы подготовитесь к этой встрече и подготовите сообщения о других композиторах-импрессионистах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Металлы в искусстве"
Интегрированный урок в 9 классе по химии и мировой художественной культуреТема урока: металлы в искусствеУчитель химии:Горват Е.И., высшая квалификационная категория;Учитель мировой художественн...
Интегрированный урок "Металлы в искусстве"
Интегрированный урок в 9 классе по химии и мировой художественной культуреТема урока: металлы в искусствеУчитель химии:Горват Е.И., высшая квалификационная категория;Учитель мировой художественн...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «МАТЕМАТИКА – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Создание и развитие инновационной образовательной среды Оренбургского президентского кадетского училища актуализировало проблему меж-предметной интеграции, обеспечивающую преодоление предметноцентризм...
Интегрированный урок по изобразительному искусству: "Сказочная страна. Иллюстрирование русской народной сказки"Маша и медведь".
Как можно помочь ребенку найти себя и поверить в свои возможности? Ответ- с помощью творчества! Театрализованное представление расширяет кругозор детей, создает особую атмосферу. Интегриров...
урок музыки "Изобразительные средства музыки"
Урок музыки для 5 класса по программе Е.Критской по теме "Музыка и изобразительное искусство". Включает в себя коспект урока и презентацию....
«Сценарные планы уроков музыки/ изобразительного искусства в 5-7 классах (с формулировкой личностных, метапредметных, предметных результатов). Натюрморт - изображение предметного мира.6 класс.»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» Кафедра методики преподавания дисциплинхудожественно-эстетическо...
Использование инновационных технологий на уроках музыки, изобразительного искусства и технологии в школе.
Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над использованием инновационных технологий на уроках музыки, изобразительного искусства и технологии в школе....