Урок музыки " Сила музыки С. Рахманинова"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Тема урока: «Сила музыки С. В. Рахманинова»
Цель урока: показать силу духа русской музыки на примере Первой части Второго концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.
Задачи урока:
1. Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
3. Способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве, пении, музыкально-пластическом движении, подборе поэтических произведений к изучаемой музыке;
4. Сформировать систему, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Жанр урока: творческий портрет композитора.
Музыкальный материал: «Среди русских берез» В. Азарова, Первая часть Второго концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.
Дополнительный материал: портреты С. В. Рахманинова, книги, фотографии, ноты.
Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации в PowerPoint.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока музыки «Сила музыки С. В. Рахманинова»
для учащихся 6-го класса
Автор:
Овсянникова Светлана Евгеньевна,
учитель музыки 1-й квалификационной категории
МОУ СОШ с УИОП №16
г. Комсомольск-на-Амуре
Тема урока: «Сила музыки С. В. Рахманинова»
Цель урока: показать силу духа русской музыки на примере Первой части Второго концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.
Задачи урока:
- Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- Способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве, пении, музыкально-пластическом движении, подборе поэтических произведений к изучаемой музыке;
- Сформировать систему, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Жанр урока: творческий портрет композитора.
Музыкальный материал: «Среди русских берез» В. Азарова, Первая часть Второго концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.
Дополнительный материал: портреты С. В. Рахманинова, книги, фотографии, ноты.
Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации в PowerPoint.
Ход урока
В исполнение учителя звучит песня «Среди русских берез» В. Азарова.
Учитель: Какие чувства подарила песня?
- Что значит слово «Россия» для русского человека?
-Что значит слово «Россия» для вас?
Сегодня мы узнаем, какое место занимала Родина в судьбе русского композитора, пианиста, дирижера С. В. Рахманинова.
Чтение стихов учащимися.
Над огромной страною раскинулись радуги света.
Белизною ромашки, сирени от села до села.
Пыльным запахом трав полнилось томное лето,
И блестели под солнцем на церквах купола.
Все дышало любовью, вселенским добром и покоем,
Зеленели леса, на полях наливались хлеба.
И, казалось, что жизнь будет литься широкой рекою,
Но его ожидала иная судьба.
Вадим Борисов
Показ портрета С.В. Рахманинова (юноши).
Учитель: Как выглядит композитор?
- О чем думает? О чем мечтает?
- Как узнали? (По выражению лица).
- Каким видится ему будущее?
- Юность Сергея Рахманинова совпала с началом XX века. Тогда многие мечтали о новой жизни, свободной и счастливой.
- Суждено ли было осуществиться мечтам молодого Рахманинова?
Сегодня мы ответим на этот вопрос. А поможет нам в этом музыка. Художник выражает свои мысли, чувства с помощью красок; поэт, писатель с помощью слов. Композитор сокровенное доверяет музыкальным звукам.
Давайте вслушаемся в начало Второго концерта для фортепиано с оркестром.
Слушание. Вступление из Первой части Второго концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.
Учитель: Как начинается произведение?
-Какое вступление по настроению, характеру?
(Взволнованное, наряженное, тревожное, щемящее).
- Что напоминает по звучанию?
- Сразу звучит громко? (Как бы приближается издалека, тихие вступительные аккорды фортепиано ширятся, растут).
- Когда приблизилось, какое возникло ощущение?
Давайте попробуем найти жест к вступлению.
О начале концерта композитор Н. К. Метнер писал: «С первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия».
Сегодня мы постараемся услышать мысли композитора, записать их в стихах и прозе.
Слушание, творческая работа. Первая часть Второго концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова
Учитель: Сейчас мы услышали запись Первой части Второго концерта для фортепиано с оркестром в исполнении С. В. Рахманинова, в котором талант композитора сочетался с талантом исполнителя.
- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
Творческие работы учащихся.
Учитель: Как точно вы почувствовали музыку! Сергей Васильевич писал: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка… Единственное, что я стараюсь делать, когда сочиняю, - это заставить ее прямо и просто выражать то, что у меня на сердце»?
- Как музыка рассказала об этом?
- Первая часть Второго концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова начинается тихими вступительными аккордами фортепиано, звучание которых растет и ширится. Создается впечатление нарастающего, призывно-торжественного набата. «Колокольность» звучания сохраняется во взволнованном аккомпанементе. На его фоне появляется широкая распевная мелодия. Мужественная суровость сочетается в ней с задушевной лиричностью. Вторая побочная тема этой части более спокойная, мечтательная. Как лирический монолог солиста, полна упоительного восторга перед красотой мира. В сопоставлении этих двух тем происходит развитие всей музыки I части, приводящее к кульминации (разработке). К рождению интонаций чеканного, упругого, маршевого характера с особой напряженностью и приподнятостью. У Рахманинова душа болела за Россию.
Учитель: Сбылись ли надежды на будушее?
В книге «Воспоминания о Рахманинове» (т.1, стр. 47) есть строки: «Февральская революция 1917 года, встреченная общим ликованием в России, была радостным событием и для композитора».
- Почему радостно встретил революцию Сергей Васильевич?
Но прочтем другую запись (стр. 47, п. 2, 3,4).
- Что произошло?
- Газеты тогда писали: «Предатель, отщепенец Рахманинов покинул Родину и мы рады, что его с нами нет».
Показ портрета С. В.Рахманинова.
- Что можете сказать о его внешности?
(Высокий, худощавый, широкий в плечах, с лучистыми глазами).
- Похож на предателя?
(Внешне строг, сдержан, на первый взгляд, даже замкнут).
- Это внешний облик, а что внутри?
- Что можете сказать о его душе?
(Внутренняя глубина и доброта, пламя сильных чувств).
Сообщения учащихся. Революция 1917 года проходила бурно, сметая и хорошее, и плохое. Представители власти большевиков громили, жгли усадьбы, уничтожали ценности. Однажды ворвались в усадьбу Рахманинова в деревне Ивановка. Сбросили со второго этажа рояль. В декабре 1917 г. он навсегда покинул Родину. Этот разрыв стал для композитора огромной личной трагедией.
Шли годы. Они умножили славу величайшего пианиста XX века. Ему рукоплескали Европа и Америка. Но многочисленные концерты не приносят подлинного удовлетворения. Рахманинов пишет мало и с большими перерывами. Позднее он сказал: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя».
И еще одно событие, связанное с именем Рахманинова, всколыхнуло весь музыкальный мир. 1942год. В России идет Великая Отечественная война. Сергей Васильевич давно основался в Калифорнии, но его мысли все чаще обращаются к далекой Родине. После очередного концерта его вновь окружила репортерская команда. Десятки вопросов - самых различных и неожиданных. Их озвучит корреспондент……………………….. ……………
В роли Сергея Рахманинова выступит………………………………………….
Интервью. (Входит корреспондент. Рахманинов встает ему на встречу, пожимает руку. Корреспондент вскрикивает и морщится от боли).
Корреспондент: Ой! (Потирает руку). Ну и рука у вас, мистер Рахманинов.
Рахманинов: Какие у вас ко мне вопросы?
Корреспондент: О вашем заявлении давать концерты в пользу Красной Армии говорят повсюду. Вы не боитесь, что публика не пойдет на ваши концерты?
Рахманинов: Напротив, я поднимаю цены на билеты. Я буду играть. В помощь армии моей родины.
Корреспондент: Разве Америка не стала для вас второй родиной?
Рахманинов: Я благодарен Америке за приют, но второй родины не бывает, как и второй матери. И потом, разве Америка не союзница России в этой войне?
Корреспондент: Влиятельные круги Америки не хотят помогать России и препятствуют всякой помощи.
Рахманинов: В России решается быть или не быть человечеству. Пишите: весь сбор от моих концертов пойдет в фонд Красной Армии.
Хочу верить, верю в ее полную победу!
Учитель: С.В. Рахманинову не суждено было разделить радость победы над фашизмом. Его сердце остановилось 28 марта 1943 года вдали от отчего дома, от родных берез, от куп сирени милой Ивановки. А музыка, самобытная, глубокая, русская по духу и содержанию, продолжает жить. Музыка, язык которой он оттачивал ежедневно, стремясь сделать его понятным каждому.
Видеопросмотр . Первая часть Второго концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.
Учитель. Искусство С. В. Рахманинова в наши дни становится еще более близким и волнующим.
- В чем его сила? Почему она так волнует миллионы людей?
«Сочинения Рахманинова содержат в себе простые, но возвышенные чувства: любовь, восторг перед красотой мира, радость, скорбь и веру. Его музыка открыто обращена к человеку, к самому сокровенном в нем, и всегда исполнена вдохновения. Слава и гордость Русской музыки – Сергей Васильевич Рахманинов всегда будет жить в истории отечественного и мирового искусства».
Г. Свиридов
Исполнение песни учащимися. «Среди русских берез» В. Азарова.
Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Какой ты видишь Россию в будущем?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Урок "Волшебная сила музыки" (по рассказу К. Г. Паустовского "Старый повар")
Урок литературы с использованием элементов технологии развития критического мышления (чтение с остановками)...
«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».
«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».Учитель музыкиО.Ю. Манькова...
Тема урока: «Преобразующая сила музыки»
Предмет: музыка класс 6 УМК В. Алеев, Т. НауменкоТема урока: «Преобразующая сила музыки»Обор...
Модель урока "Преобразующая сила музыки Иоганна Штрауса"
Развёрнутая модель урока...
Модель урока "Преобразующая сила музыки Александра Скрябина"
Развёрнутая модель урока....
Презентация к уроку музыки "Сила патриотической песни"
Презентация предназначена для учителей музыки, реализующих АООП (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью....