Модель урока "Преобразующая сила музыки Иоганна Штрауса"
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Ильина Юлия Александровна

Развёрнутая модель урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6_shtraus.docx31.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема I полугодия: «Преобразующая сила музыки».

Тема урока: Преобразующая сила музыки  Иоганна Штрауса.

Цель урока: Показать, как музыка может воздействовать на человека, поддерживая в людях надежду на победу.

Художественно-педагогическая идея урока: «Волшебство его звуков иссякнет лишь тогда, когда не будет больше жизнерадостности, когда человечество разучится смеяться, петь и танцевать!» (Франц Ленар)

Задачи урока.

Образовательные.

  • Через характер музыки раскрыть образ композитора, как личности.
  • На примере оперетты И. Штрауса «Летучая мышь» обратить внимание ребят на то, как музыка может воздействовать на человека, поддерживая в людях надежду на победу.
  • На примере «Песни о снежинке» учить обращать внимание ребят на то, как песня может влиять на настроение человека.

Развивающие.

  • На основе материалов урока развивать у учащихся умение анализировать, размышлять, делать выводы.

Воспитательные 

  • Через знакомство с музыкальными произведениями Иоганна Штрауса  воспитывать любовь к своей земле, своему народу, воспитывать патриотов своей страны.

Методы, применяемые на уроке:

  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод размышления о музыке;
  • метод диалога;
  • метод обобщения.

Технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • технология художественно-образного преподавания;
  • технология развивающего обучения.

Музыкальный материал

Оборудование

1. Полька «Трик-трак» И. Штраус

- портрет И. Штрауса;

- плакат с х./п. идеей урока;

- плакат с названием польки;

- CD.

2. Вальс из оперетты «Летучая мышь»

И. Штраус

- плакат «оперетта»;

- DVD;

- CD.

3. Е. Крылатов «Песня о снежинке»

- плакат с текстом песни;

- фонограмма (-).

Ход урока.

Учитель: Сегодня, ребята, я опять хочу предложить вам побыть в необычной  роли – роли психологов. Сейчас вы услышите музыку, которая на уроках никогда не звучала. Я не буду вам называть имя композитора, эпоху, в которую он жил. Но он оставил нам своё звуковое письмо.Именно из него мы узнаем, каким он был человеком, потому что музыка – это зеркальное отражение своего творца. Итак, звуковое письмо из прошлого.

В.- Послушайте и подумайте, каким перед нами предстаёт человек, написавший эту музыку?

(слушание польки «Трик-трак»)

В.- Каким вы себе представили человека, который написал эту музыку?

0.- Он добрый, весёлый, жизнерадостный, активный, любит быть навиду и т. д..

Учитель: Действительно, человек, который  написал эту музыку (смотри ответы детей) ощущает жизнь в ритме танца.

В.- Как вы думаете, кто из известных вам композиторов мог написать вот такую излучающую радость музыку?

0.- Иоганн Штраус.

Учитель: Совершенно верно. Эту замечательную музыку, с которой мы начали наш урок, написал великий австрийский композитор Иоганн Штраус-сын.

В.- А почему, ребята, я сказала Иоганн Штраус-сын?

0.- История знает двух Штраусов: отца и сына.  Оба музыканты.

Учитель: Одной из особенностей творчества И. Штрауса является то, что многие его произведения имеют какое-либо программное название: «Гром и молнии», «Сказки венского леса», «На прекрасном голубом Дунае» и так далее. Как и полька, которая прозвучала вначале нашего урока. Называется она «Трик-Трак».  «Трик-Трак» - это название карточной игры.

В.- А как вы думаете, почему И. Штраус дал своему произведению именно такое название, сравнил с карточной игрой?

0.- (?)

В.- Когда человек играет в карты, какое чувство им овладевает? Оно захватывает всю его сущность, и он не в силах остановиться?

0.- Азарт.

В.- А как это выражено в музыке?

0.- Стремительные взлёты – как будто тасуют карты. Повторы.

Учитель: И. Штраусом написано более 500 различных произведений танцевального характера: польки, галопы, мазурки.  

В.- А какому танцу он отдаёт предпочтение?

0.- Вальсу.

Учитель: Да, вальс занимает в творчестве И. Штрауса главное место. Его даже называют «королём вальса».

 Не многим великим композиторам судьба принесла в дар признание и любовь современников. К их числу относится Иоганн Штраус. Его вальсы звучали повсюду: в ансамблях, капеллах, оркестрах, театрах. Не обходилось без них ни в домашнем музицировании, ни на концертной эстраде. Это был шлягер 19 века, несмотря на то, что сейчас мы относим его музыку к классике. Её одинаково воспринимали и в народе и в высших кругах общества. Что же было особенного в его музыке? Может быть мелодическая щедрость?! Сам Штраус говорил: «Мелодии текут из меня как вода из крана».

Говорят, что Штраус записывал музыку, где придётся и на чём придётся. Что попадалось под руку, на том всегда можно было увидеть небольшие отрывки музыкальных сочинений (ресторан – на счёте). Зная за своим мужем такую особенность фрау Штраус всегда проверяла карманы мужа. Один раз она увидела ноты, написанные на манжете, отнесла и к издателю и получила деньги. Так, благодаря фрау Штраус, весь мир узнал вальс «На прекрасном голубом Дунае».

(звучит фрагмент вальса «На прекрасном голубом Дунае»)

Кроме танцевальной музыки И. Штраус сочиняет музыку для театра-оперетты. Он создаёт новый тип танцевальной оперетты – жанра, целиком подвластного стихии танца. Всего им написано 16 оперетт. Обращение к жанру оперетты неслучайно, ведь в театр приходит множество народа. А мы уже говорили, что Штраус  любил быть навиду, в центре внимания.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с вальсом, который по праву считается одним из лучших (по-крайней мере одним из самых знаменитых). Вальс это звучит в одной из самых знаменитых оперетт  Штрауса.

В.- Вспомните, пожалуйста, название этой оперетты.

0.- «Летучая мышь».

Учитель: Как я уже сказала, это одна из самых знаменитых оперетт Штрауса. В Вене, в Венском театре уже стало традицией в последний день года исполнять эту оперетту. Мы с вами не только ещё раз послушаем эту замечательную музыку, но и посмотрим видеофрагмент из фильма-оперетты, в котором она звучит.

(DVD – фрагмент оперетты «Летучая мышь»,  бал-маскарад)

В.- Ребята, какие чувства вызывает в вашей душе эта музыка?

0.- Радость, счастье, любовь.

В.- А как вы думаете, такую музыку может слушать человек, когда у него на душе тяжело? Или она должна звучать лишь тогда, когда легко и весело?

0.- Можно и даже нужно!

В.- Зачем? Почему?

0.- Она даёт радость, помогает избавиться от тяжёлых мыслей.

        В годы блокады Ленинграда в городе непереставал работать театр оперетты. И на его сцене, несмотря на военное время, часто ставили оперетты, в том числе и оперетты И. Штрауса.

( учитель читает стихотворение Леонида Хаустова)

«Пусть зрители по-зимнему одеты,

Пусть в треть накала лампочки горят,

Спектаклями театра оперетты

Бросает вызов смерти Ленинград.

Воздушные тревоги повторялись,

Враги бессильной злобой налиты.

Но вот в конце спектакля появились,

Как это и положено, цветы.

Они, конечно, были неживые,

И это каждый в зале различал.

О розы самодельные, такие,

Что ни один артист не получал!

Бумажные бутоны и побеги,

Непризнанные дети красоты.

Не клейстером, а запахом победы

Неистребимо пахли те цветы!»

(Леонид Хаустов)

В.- Так почему же в военное время в блокадном Ленинграде, где люди тысячами умирали от голода и холода, ставили на сцене театра оперетты Иоганна Штрауса?

0.- Они помогали людям отдохнуть душой, «уйти» от тяжёлых мыслей, радоваться, смеяться. Поддерживали в людях надежду на победу.

Учитель: Мы с вами уже знакомились с примерами воздействия музыки на человека. Когда музыка становилась другом, давала силы не только тому, кто являлся её автором, но и всем тем, кто призывал её к себе на помощь. Давайте вспомним такие примеры.

(ответы детей)

Учитель: На прошлом уроке я задала вам домашнее задание – узнать, как переводится на русский язык немецкое слово «штраус»?

0.- Букет.

Учитель: Совершенно верно. Слово «штраус» переводится как «букет».  Не правда ли, как подходит композитору это имя: букет, танцевальный букет, букет радости, счастья, веселья.  «Жизнь прекрасна!» - вот, что говорит И.Штраус своей музыкой. И сегодня, как и прежде, музыка И. Штрауса несёт в себе радость и веселье. Ведь «волшебство его звуков иссякнет лишь тогда, когда не будет больше жизнерадостности, когда человечество разучится смеяться, петь и танцевать!»

Мне бы хотелось, чтобы и вы (в душе) сохранили в себе ощущение радости и счастья, ощущение праздника. А поможет нам в этом песня.

(звучит «Песня о снежинке» Е. Крылатова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 6 классе по теме "Жизненная сила музыки И. С. Баха".

Урок музыки в 6 классеЦели и задачи урока:1.      Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;2....

Иоганн Штраус в Петербурге и Павловске

Презентация с кратким описанием жизни Иоганна Штрауса в период, когда он приехал в Россию, В Петербург и Павловск. Музыку можно вставить по желанию в презентацию. Это Большой вальс, Вальс "Сказки Венс...

Урок - презентация по теме "Творчество Иоганна Штрауса".

Урок - презентация по теме "Творчество Иоганна Штрауса"...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА "РОМАНТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ИОГАННА ШТРАУСА"

Данная презентация поможет учителям музыки в подготовке к уроку по творчеству Йоганна Штрауса (сына)....

Модель урока по музыке 6 класс "Преобразующая сила музыки Л.В. Бетховена"

Конспект урока  по проамме Д.Б. Кабалевского"Преобразующая сила музыки" 6 класс...