Модель урока "Преобразующая сила музыки Иоганна Штрауса"
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема I полугодия: «Преобразующая сила музыки».
Тема урока: Преобразующая сила музыки Иоганна Штрауса.
Цель урока: Показать, как музыка может воздействовать на человека, поддерживая в людях надежду на победу.
Художественно-педагогическая идея урока: «Волшебство его звуков иссякнет лишь тогда, когда не будет больше жизнерадостности, когда человечество разучится смеяться, петь и танцевать!» (Франц Ленар)
Задачи урока.
Образовательные.
- Через характер музыки раскрыть образ композитора, как личности.
- На примере оперетты И. Штрауса «Летучая мышь» обратить внимание ребят на то, как музыка может воздействовать на человека, поддерживая в людях надежду на победу.
- На примере «Песни о снежинке» учить обращать внимание ребят на то, как песня может влиять на настроение человека.
Развивающие.
- На основе материалов урока развивать у учащихся умение анализировать, размышлять, делать выводы.
Воспитательные
- Через знакомство с музыкальными произведениями Иоганна Штрауса воспитывать любовь к своей земле, своему народу, воспитывать патриотов своей страны.
Методы, применяемые на уроке:
- метод эмоциональной драматургии;
- метод размышления о музыке;
- метод диалога;
- метод обобщения.
Технологии:
- технология проблемного обучения;
- технология художественно-образного преподавания;
- технология развивающего обучения.
Музыкальный материал | Оборудование |
1. Полька «Трик-трак» И. Штраус | - портрет И. Штрауса; - плакат с х./п. идеей урока; - плакат с названием польки; - CD. |
2. Вальс из оперетты «Летучая мышь» И. Штраус | - плакат «оперетта»; - DVD; - CD. |
3. Е. Крылатов «Песня о снежинке» | - плакат с текстом песни; - фонограмма (-). |
Ход урока.
Учитель: Сегодня, ребята, я опять хочу предложить вам побыть в необычной роли – роли психологов. Сейчас вы услышите музыку, которая на уроках никогда не звучала. Я не буду вам называть имя композитора, эпоху, в которую он жил. Но он оставил нам своё звуковое письмо.Именно из него мы узнаем, каким он был человеком, потому что музыка – это зеркальное отражение своего творца. Итак, звуковое письмо из прошлого.
В.- Послушайте и подумайте, каким перед нами предстаёт человек, написавший эту музыку?
(слушание польки «Трик-трак»)
В.- Каким вы себе представили человека, который написал эту музыку?
0.- Он добрый, весёлый, жизнерадостный, активный, любит быть навиду и т. д..
Учитель: Действительно, человек, который написал эту музыку (смотри ответы детей) ощущает жизнь в ритме танца.
В.- Как вы думаете, кто из известных вам композиторов мог написать вот такую излучающую радость музыку?
0.- Иоганн Штраус.
Учитель: Совершенно верно. Эту замечательную музыку, с которой мы начали наш урок, написал великий австрийский композитор Иоганн Штраус-сын.
В.- А почему, ребята, я сказала Иоганн Штраус-сын?
0.- История знает двух Штраусов: отца и сына. Оба музыканты.
Учитель: Одной из особенностей творчества И. Штрауса является то, что многие его произведения имеют какое-либо программное название: «Гром и молнии», «Сказки венского леса», «На прекрасном голубом Дунае» и так далее. Как и полька, которая прозвучала вначале нашего урока. Называется она «Трик-Трак». «Трик-Трак» - это название карточной игры.
В.- А как вы думаете, почему И. Штраус дал своему произведению именно такое название, сравнил с карточной игрой?
0.- (?)
В.- Когда человек играет в карты, какое чувство им овладевает? Оно захватывает всю его сущность, и он не в силах остановиться?
0.- Азарт.
В.- А как это выражено в музыке?
0.- Стремительные взлёты – как будто тасуют карты. Повторы.
Учитель: И. Штраусом написано более 500 различных произведений танцевального характера: польки, галопы, мазурки.
В.- А какому танцу он отдаёт предпочтение?
0.- Вальсу.
Учитель: Да, вальс занимает в творчестве И. Штрауса главное место. Его даже называют «королём вальса».
Не многим великим композиторам судьба принесла в дар признание и любовь современников. К их числу относится Иоганн Штраус. Его вальсы звучали повсюду: в ансамблях, капеллах, оркестрах, театрах. Не обходилось без них ни в домашнем музицировании, ни на концертной эстраде. Это был шлягер 19 века, несмотря на то, что сейчас мы относим его музыку к классике. Её одинаково воспринимали и в народе и в высших кругах общества. Что же было особенного в его музыке? Может быть мелодическая щедрость?! Сам Штраус говорил: «Мелодии текут из меня как вода из крана».
Говорят, что Штраус записывал музыку, где придётся и на чём придётся. Что попадалось под руку, на том всегда можно было увидеть небольшие отрывки музыкальных сочинений (ресторан – на счёте). Зная за своим мужем такую особенность фрау Штраус всегда проверяла карманы мужа. Один раз она увидела ноты, написанные на манжете, отнесла и к издателю и получила деньги. Так, благодаря фрау Штраус, весь мир узнал вальс «На прекрасном голубом Дунае».
(звучит фрагмент вальса «На прекрасном голубом Дунае»)
Кроме танцевальной музыки И. Штраус сочиняет музыку для театра-оперетты. Он создаёт новый тип танцевальной оперетты – жанра, целиком подвластного стихии танца. Всего им написано 16 оперетт. Обращение к жанру оперетты неслучайно, ведь в театр приходит множество народа. А мы уже говорили, что Штраус любил быть навиду, в центре внимания.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с вальсом, который по праву считается одним из лучших (по-крайней мере одним из самых знаменитых). Вальс это звучит в одной из самых знаменитых оперетт Штрауса.
В.- Вспомните, пожалуйста, название этой оперетты.
0.- «Летучая мышь».
Учитель: Как я уже сказала, это одна из самых знаменитых оперетт Штрауса. В Вене, в Венском театре уже стало традицией в последний день года исполнять эту оперетту. Мы с вами не только ещё раз послушаем эту замечательную музыку, но и посмотрим видеофрагмент из фильма-оперетты, в котором она звучит.
(DVD – фрагмент оперетты «Летучая мышь», бал-маскарад)
В.- Ребята, какие чувства вызывает в вашей душе эта музыка?
0.- Радость, счастье, любовь.
В.- А как вы думаете, такую музыку может слушать человек, когда у него на душе тяжело? Или она должна звучать лишь тогда, когда легко и весело?
0.- Можно и даже нужно!
В.- Зачем? Почему?
0.- Она даёт радость, помогает избавиться от тяжёлых мыслей.
В годы блокады Ленинграда в городе непереставал работать театр оперетты. И на его сцене, несмотря на военное время, часто ставили оперетты, в том числе и оперетты И. Штрауса.
( учитель читает стихотворение Леонида Хаустова)
«Пусть зрители по-зимнему одеты,
Пусть в треть накала лампочки горят,
Спектаклями театра оперетты
Бросает вызов смерти Ленинград.
Воздушные тревоги повторялись,
Враги бессильной злобой налиты.
Но вот в конце спектакля появились,
Как это и положено, цветы.
Они, конечно, были неживые,
И это каждый в зале различал.
О розы самодельные, такие,
Что ни один артист не получал!
Бумажные бутоны и побеги,
Непризнанные дети красоты.
Не клейстером, а запахом победы
Неистребимо пахли те цветы!»
(Леонид Хаустов)
В.- Так почему же в военное время в блокадном Ленинграде, где люди тысячами умирали от голода и холода, ставили на сцене театра оперетты Иоганна Штрауса?
0.- Они помогали людям отдохнуть душой, «уйти» от тяжёлых мыслей, радоваться, смеяться. Поддерживали в людях надежду на победу.
Учитель: Мы с вами уже знакомились с примерами воздействия музыки на человека. Когда музыка становилась другом, давала силы не только тому, кто являлся её автором, но и всем тем, кто призывал её к себе на помощь. Давайте вспомним такие примеры.
(ответы детей)
Учитель: На прошлом уроке я задала вам домашнее задание – узнать, как переводится на русский язык немецкое слово «штраус»?
0.- Букет.
Учитель: Совершенно верно. Слово «штраус» переводится как «букет». Не правда ли, как подходит композитору это имя: букет, танцевальный букет, букет радости, счастья, веселья. «Жизнь прекрасна!» - вот, что говорит И.Штраус своей музыкой. И сегодня, как и прежде, музыка И. Штрауса несёт в себе радость и веселье. Ведь «волшебство его звуков иссякнет лишь тогда, когда не будет больше жизнерадостности, когда человечество разучится смеяться, петь и танцевать!»
Мне бы хотелось, чтобы и вы (в душе) сохранили в себе ощущение радости и счастья, ощущение праздника. А поможет нам в этом песня.
(звучит «Песня о снежинке» Е. Крылатова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 6 классе по теме "Жизненная сила музыки И. С. Баха".
Урок музыки в 6 классеЦели и задачи урока:1. Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;2....
Иоганн Штраус в Петербурге и Павловске
Презентация с кратким описанием жизни Иоганна Штрауса в период, когда он приехал в Россию, В Петербург и Павловск. Музыку можно вставить по желанию в презентацию. Это Большой вальс, Вальс "Сказки Венс...
Урок - презентация по теме "Творчество Иоганна Штрауса".
Урок - презентация по теме "Творчество Иоганна Штрауса"...
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА "РОМАНТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ИОГАННА ШТРАУСА"
Данная презентация поможет учителям музыки в подготовке к уроку по творчеству Йоганна Штрауса (сына)....
Модель урока по музыке 6 класс "Преобразующая сила музыки Л.В. Бетховена"
Конспект урока по проамме Д.Б. Кабалевского"Преобразующая сила музыки" 6 класс...
Модель урока "Преобразующая сила музыки Александра Скрябина"
Развёрнутая модель урока....