«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».
методическая разработка на тему
«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».
Учитель музыки
О.Ю. Манькова
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1»
«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».
Учитель музыки
О.Ю. Манькова
Урок музыки в общеобразовательной школе - наиболее полно предоставляет благоприятные возможности для организации условий работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено тем, что:
во-первых, в жизни ребёнка музыка занимает особое место, она становится постоянным фоном его жизни, музыка не просто развлечение, она помогает формированию нравственных качеств.
Во-вторых, потребность в музыке имеет связь с очень важной потребностью в общении, которая не всегда легко осуществима для детей с ОВЗ.
В-третьих, с древнейших времен известно благотворное влияние музыки на здоровье человека.
В-четвертых, структура урока музыки, как урока искусства, достаточно гибкая, что позволяет организовать работу на основе взаимодействия и взаимосвязи средств музыки с приемами коррекции, не меняя главной цели урока – формирование общей музыкальной культуры детей с ОВЗ.
Уровень музыкального развития учащихся коррекционной школы значительно ниже соответствующего уровня их сверстников из массовой школы. Звуковысотный слух, ладовое и музыкально – ритмические чувства развиты у них значительно слабее.
В начале обучения многие дети оказываются не в состоянии воспроизвести даже отдельные фразы мелодии простой детской песенки, не могут назвать знакомых песен и тем более спеть их.
Специфика музыкально - слуховых данных детей с ОВЗ ярко проявляется при обучении их пению: нечистое интонирование, плохая память - (с трудом усваивают мелодию и текст), отсутствие музыкальной выразительности. Речевые и артикуляционные недостатки вызывают затруднения в дикции, дефекты моторики мешают выработке правильной позиции корпуса, головы, рук, ног при пении.
Отклонения от нормы в познавательной деятельности, эмоционально – волевом развитии детей с ОВЗ сказывается и на их музыкальной восприимчивости.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы по сравнению с учащимися общеобразовательной школы более упрощённо реагируют на музыкальные произведения. Музыка не вызывает у них «тонких» переживаний.
Без проведения специальной работы дети не могут следить за «течением» музыки, слушать произведение до конца, часто отвлекаются, утомляются. Характер музыкального произведения и тем более его содержание усваиваются ими со значительными трудностями, собственные высказывания о музыке крайне бедны и стереотипны.
Педагогические условия организации работы с детьми с ОВЗ отличаются от работы учителя-музыканта в средней общеобразовательной школе со здоровыми детьми. В отличие от традиционного урока музыки внедряются специальные методы, приемы и формы работы, оказывающие позитивное коррекционное воздействие на учеников с ОВЗ;
создание эмоциональной, комфортной атмосферы на основе интеграции разнообразных форм творческой деятельности на уроке.
Основными видами музыкальных занятий специальной (коррекционной) школы являются пение и слушание музыки.
При подготовке музыкального материала к уроку, необходимо обязательно учитывать:
- простоту и выразительность композиций
- доступностью восприятия и исполнения песни
- небольшой объём произведений
- наглядность и эмоциональность
А также соблюдать основные педагогические принципы работы с детьми с ОВЗ:
- многократное повторение пройденного материала с элементами новизны, (т.к. старые рефлекторные связи изменяются с трудом, а новые быстро разрушаются)
- частой смены видов деятельности
- дозировки заданий
- темп работы, соответствующий работе детей
Спланировать, продумать все возможные вопросы при подготовке к уроку практически не возможно, нужно быть готовым к совершенно неожиданным вопросам и ситуациям.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Схема уроков музыки построена с учетом равномерного распределения психофизической нагрузки детей – 4 основных раздела.
1. Вводная часть. /2-4 мин./
Помогает сконцентрировать внимание, настроить, подготовить детей к восприятию музыки. Это могут быть: музыкальные загадки, пословицы, поговорки, которые увлекают детей, помогают открыть, познать и пережить радость. Они оживляют урок, обогащают речь, развивают мышление и память.
2. Слушание музыки. /12-15 мин./
Способствует расширению кругозора, словарного запаса, развитию музыкального слуха, развитию умения различать разнохарактерные музыкальные произведения, части произведений.
Неотъемлемой частью каждого урока должно быть слушание музыки,
которое способствует расширению музыкального кругозора учащихся и
воспитывает у них музыкальный вкус. Поэтому слушание музыки имеет большое значение в коррекционно-развивающей работе с этими детьми.
Слушание музыки в записи дает возможность услышать лучших исполнителей: вокалистов, инструменталистов, различные оркестры. Все это
Недостаточность интеллектуального развития детей затрудняет восприятие и анализ произведений, сопоставление музыкальных образов с образами реальной действительности.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - так говорит народная мудрость.
Применяю Объяснительно – иллюстративные технологии.
Использование наглядности оказывают корригирующее воздействие на некоторые дефекты развития детей с ОВЗ. К таким дефектам относятся: неустойчивое внимание, плохая память, низкая работоспособность, недостатки мышления и речи. Воздействуя на зрение, слух и осязание, средства наглядности способствуют лучшему усвоению знаний, умений и навыков.
Во всех разделах урока музыки, включая распевание, пение, слушание музыки, используются средства наглядности: различные картины, карточки, фотографии, рисунки, таблицы, открытки, игрушки, видеофильмы, презентации.
Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся и интересным.
Наблюдения показали, что благодаря применению наглядности, даже самые замкнутые и застенчивые школьники втягиваются в музыкальную работу.
Инструментальную программную музыку дети с ОВЗ слушают, понимают и воспринимают с большими трудностями. Чтобы побудить школьников сосредоточеннее слушать музыку, оживить у них некоторые ассоциации, иногда используются лаконичные поэтические образы. Например, перед прослушиванием «Марша Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» можно прочитать отрывок из поэмы А.С.Пушкина, где описывается внешний облик уродливого карлика Черномора и просмотреть видео отрывок из фильма-сказки.
3. Подготовка к пению. (3-4мин)
Помогает подготовить речевой аппарат к пению. В этом разделе используются: элементы артикуляционной и дыхательной гимнастики. На уроке я использую некоторые виды дыхательной гимнастики: упражнение "Свеча", которое дети делают с удовольствием. На команду учителя ребенок делает быстрый вдох носом, затем пауза (затаиваем дыхание), по команде учителя долгий выдох на воображаемую свечу, которую нужно задуть. Данное упражнение эффективно для максимальной вентиляции легких, учит детей задержке дыхания на вдохе, также при этом активно задействованы мышцы живота.
4. Пение. (10-12 мин.)
Корригирует темп речи, нормализует дыхание, формирует тембр и силу голоса. Дети с ОВЗ в отличие от здоровых детей плохо запоминают название разучиваемой песни, с трудом, лишь после многократных повторений, усваивают её текст и последовательность куплетов. На помощь приходит - творческая активность, которая начинается с уроков в начальном звене и продолжается в среднем. И только в пятом, а то и в шестом классе дети начинают сознательно искать и находить движения и ритм, отвечающие музыке.
Применение игровых технологий.
Наиболее эффективной формой, которую я использую на данном этапе урока – это музыкально-ритмические движения и ритмическая жестикуляция. Они активизируют развитие музыкальности и творческие способности учащихся с ОВЗ. Имеют большое коррекционное и воспитательное значение. Движения должны быть простыми, легко выполнимыми без специальной тренировки, соответствовать настроению музыки и выполняться в такт заданному ритму и характеру. Сюда относятся разные виды ходьбы (спокойная, энергичная, осторожная), энергичное марширование, движения рук и кистей, выполнение хлопков в ладоши, движения головы и.т.д.
Одна из успешных («С удовольствием!») эффективной формой работы с детьми ОВЗ является - игра на детских музыкальных инструментах.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, развивать ритмичность и координацию движения рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей ОВЗ часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук.
В заключении отмечу, что систематическое, методически правильное использование различных приёмов воздействия помогают детям лучше понять, осознать, разобраться в звучащей музыке, полюбить ее.
Урок музыки снимает у детей напряжение и способствует усвоению познавательного материала.
Для ребёнка с ОВЗ музыкальные занятия являются своеобразным лекарством
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы на коррекционных часах....
Мой мастер-класс "Организация проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и во внеурочной работе по географии."
P { margin-bottom: 0.21cm; } Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проектной методики на уроках географии во внеурочной деятельности, выявление положительных резуль...
Доклад и презентация на тему "Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения, и во внеурочной деятельности".
В материале представлены доклад и презентация на актуальную тему нашего современного общества: "Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения, и во вн...
"Педагогические условия организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами на уроках музыки"
Выступление на методическом объединении учителей предметов эстетического направления ГБОУ Школа № 2083 г. Москвы 12 апреля 2019 г....
Развитие творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения.
laquo;Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека». В.А. Сухомлинский Наличие дефекта умственно-отсталых школьни...
Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...