Модель урока "Преобразующая сила музыки Александра Скрябина"
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
8 класс.
(За основу урока использован опыт работы кандидата педагогических наук Л.П. Масловой. Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования).
Тема I полугодия: «Преобразующая сила музыки».
Тема урока: Преобразующая сила музыки Александра Скрябина.
Цель урока: Показать, как музыка может воздействовать на человека, поддерживая в людях надежду на победу.
Художественно-педагогическая идея урока: «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего!»
Задачи урока.
Образовательные.
- Через характер музыки раскрыть образ композитора, как личности.
- На примере оперетты И. Штрауса «Летучая мышь» показать внимание ребят на то, как музыка может воздействовать на человека, поддерживая в людях надежду на победу.
- На примере «Песни о снежинке» учить обращать внимание ребят на то, как песня может влиять на настроение человека.
Развивающие.
- На основе материалов урока развивать у учащихся умение анализировать, размышлять, делать выводы.
Воспитательные
- Через знакомство с музыкальными произведениями Иоганна Штрауса воспитывать любовь к своей земле, своему народу, воспитывать патриотов своей страны.
Методы, применяемые на уроке:
- метод эмоциональной драматургии;
- метод размышления о музыке;
- метод диалога;
- метод обобщения.
Технологии:
- технология проблемного обучения;
- технология художественно-образного преподавания;
- технология развивающего обучения.
Музыкальный материал:
- А. Скрябин. Прелюдия № 4; этюд № 12;
- Е. Крылатов «Ты – человек!»;
- Я. Френкель «Баллада о гитаре и трубе».
Ход урока.
Учитель: Представьте себе: вы идете по улице, а навстречу вам идет человек (учитель изображает медленно идущего человека, плечи которого опущены, голова понурая). Можно ли по походке определить, как чувствует себя этот человек, какое у него настроение, о чем он думает?
0.- Он грустный, печальный. Настроение тревожное, он сосредоточен на своих тяжелых мыслях.
Учитель: А если он идет так? (Идёт пружинистой походкой, голова вскинута).
0.- Сердце его ликует!.. Лицо освещено улыбкой, настроение хорошее.
0.- Значит у человека удачный день, всё получается.
Учитель: А теперь давайте попробуем изобразить одним жестом радостного, ликующего человека. (Дети изображают, вскинув руки к солнцу).
Учитель: А печального, скорбного? (Опускают головы, руки, как плети, или прикладывают руки к плечам).
Глядя на идущего человека, таким образом, мы можем почувствовать его внутреннее состояние, его настроение. Мы начинаем видеть не только глазами, но и сердцем. Мне пришла на память одна мысль: "Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце". Как вы понимаете ее?
0.- Сердцем можно больше почувствовать, чем головой. Иногда человек говорит, а мы чувствуем, что он лжет.
Учитель: Сейчас настройте свои сердца и постарайтесь почувствовать человека, которого вы никогда не видели, ничего о нем не читали, но который прислал нам звуковое письмо о себе.
(звучит прелюдия № 4 А.Н. Скрябина)
В.- Что вы можете сказать об этом человеке?
0.- Он пережил какие-то трагические дни в своей жизни.
0.- Он одинок, жизнь его давит, он не может подняться... Погребальный колокол звучит монотонно и давит.
Учитель: (играя третью фразу прелюдии) А пытается ли этот человек вырваться из сетей обстоятельств?
0.- Да, мелодия пытается подняться, ощутить свою свободу.
В.- Но смог ли этот человек справиться с обстоятельствами?
(в исполнении учителя звучит четвертая фраза прелюдии).
0.- Нет, он остался один.
Учитель: Молодцы! Вы ведь и вправду сердцем увидели человека. Но жизнь состоит из разных дней, о человеке нельзя судить по одному дню из его жизни. Давайте перевернём ещё одну звуковую страницу жизни композитора.
(звучит Этюд № 12 А.Н. Скрябина).
В. - Что вы можете теперь сказать об этом человеке?
О.- Он целеустремленный, борец. Музыка рвётся вперёд. Призывная, сильная. Это мужественный человек.
В.- Если бы вы были кинорежиссёрами, какой бы фильм озвучили вы этой музыкой?
0.- С революционными событиями... Повесть о настоящем человеке... Про весенний ледоход... Прорыв человека в космос…
Учитель: Это очень интересно. Во всех ваших фильмах есть общее - музыка озвучила бы кадры, где человек через все преграды идет к цели. Почему?
О. - В этой музыке есть порыв, стремление. Интонации драматические и героические перемешиваются. Музыка бунтует, рвётся вперёд и протестует.
В.- Да, в ней преодоление... А как вы думаете, прослушав прелюдию и этюд, какая главная черта в характере этого композитора?
0.-Главное – он мужественный, целеустремлённый человек.
В.- Этот человек верит в победу жизни над смертью?
0.- Да.
В.- А как таких людей называют?
0. - Оптимистами!
УЧИТЕЛЬ (читает слова Скрябина): "Оптимист - это человек, переживший отчаяние и сумевший его преодолеть". Да, мы можем назвать этого композитора – оптимистом, и эта его жизненная позиция прекрасно просматривается в прослушанных произведениях.
В.- А как вы думаете, когда жил этот композитор?
0. - Во время французской революции, во время какой-нибудь войны.
УЧИТЕЛЬ: Все ваши ответы сводятся к одному: это время грядущих перемен, попытка сбросить с себя тяжесть, это «прорыв духа к свободе и жизни». Недаром этого композитора называли, как Горького, «буревестником революции».
Имя его Александр Скрябин!
«В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего!»
Эти слова Софокла, жившего в эпоху античности, перекликаются со словами современного поэта Юрия Энтина:
«Но ты человек, ты и сильный и смелый,
Своими руками судьбу свою делай,
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой!»
Давайте, исполним эту песню так, чтобы чувствовалось оптимистическое начало.
(Исполнение песни «Ты – человек!»)
УЧИТЕЛЬ: Близка идее нашего урока и песня на стихи Ю. Левитанского. Ю. Левитанского – поэт-философ. Его стихи – это размышление о смысле жизни, – каково предназначение человека, каким должен быть человек. Сегодня мне хотелось бы сделать вам подарок – дать послушать эту песню в исполнении композитора Яна Френкеля. Мне думается, что данная запись дорога нам ещё и тем, что композитора уже нет в живых.
(Слушание песни «Баллада о гитаре и трубе» в исполнении автора)
Я уже говорила, что поэзия Ю. Левитанского – это философское размышление о смысле жизни.
В.- Как вы думаете, кого подразумевал поэт под конкретными образами гитары и трубы?
- – Людей с разными характерами: оптимиста и романтика.
На примере творчества Александра Скрябина мы видим, что в человеке живёт как лирическое, так и оптимистическое начало.
В.- Так какое важнее? «Две дороги, две песни,
Две тропы, две судьбы.
И нельзя без гитары,
И нельзя без трубы!»
(Исполнение песни «Баллада о гитаре и трубе»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
6 класс тема "Преобразующая сила музыки" 2 урока (Скрябин, обобщающий))
Разработка 2-х уроков. "Творчество А.Н.Скрябина было его временем...", обобщающий урок по теме "Преобразующая сила музыки"...
Урок музыки в 6 классе по теме "Жизненная сила музыки И. С. Баха".
Урок музыки в 6 классеЦели и задачи урока:1. Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;2....
Урок музыки в 6-м классе "Волшебная сила музыки"
Тема урока: «Волшебная сила музыки» Тип урока: мультимедийный, экспериментальный, проектный. Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, проектные. Цель...
"Мир музыки А. Скрябина".
Урок посвящён творчеству композитора Александра Скрябина. Музыкальный материал урока позволяет способствовать раскрытию значения музыки в жизни человека, и направлен на развитие осознанного восприятия...
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...
Модель урока по музыке 6 класс "Преобразующая сила музыки Л.В. Бетховена"
Конспект урока по проамме Д.Б. Кабалевского"Преобразующая сила музыки" 6 класс...
Модель урока "Преобразующая сила музыки Иоганна Штрауса"
Развёрнутая модель урока...