Модель урока "Преобразующая сила музыки Александра Скрябина"
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Ильина Юлия Александровна

Развёрнутая модель урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6_skryabin.docx21.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

8 класс.

(За основу урока использован опыт работы кандидата педагогических наук Л.П. Масловой.  Новосибирский институт повышения квалификации и  переподготовки работников образования).

Тема I полугодия: «Преобразующая сила музыки».

Тема урока: Преобразующая сила музыки  Александра Скрябина.

Цель урока: Показать, как музыка может воздействовать на человека, поддерживая в людях надежду на победу.

Художественно-педагогическая идея урока: «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего!»

Задачи урока.

Образовательные.

  • Через характер музыки раскрыть образ композитора, как личности.
  • На примере оперетты И. Штрауса «Летучая мышь» показать внимание ребят на то, как музыка может воздействовать на человека, поддерживая в людях надежду на победу.
  • На примере «Песни о снежинке» учить обращать внимание ребят на то, как песня может влиять на настроение человека.

Развивающие.

  • На основе материалов урока развивать у учащихся умение анализировать, размышлять, делать выводы.

Воспитательные 

  • Через знакомство с музыкальными произведениями Иоганна Штрауса  воспитывать любовь к своей земле, своему народу, воспитывать патриотов своей страны.

Методы, применяемые на уроке:

  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод размышления о музыке;
  • метод диалога;
  • метод обобщения.

Технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • технология художественно-образного преподавания;
  • технология развивающего обучения.

Музыкальный материал:

  1. А. Скрябин. Прелюдия № 4; этюд № 12;
  2. Е. Крылатов «Ты – человек!»;
  3. Я. Френкель «Баллада о гитаре и трубе».

Ход урока.

Учитель: Представьте себе: вы идете по улице, а навстречу вам идет человек (учитель изображает медленно идущего человека, плечи которого опущены, голова понурая). Можно ли по походке определить, как чувствует себя этот человек, какое у него настроение, о чем он думает?

 0.- Он грустный, печальный. Настроение тревожное, он сосредоточен на своих тяжелых мыслях.

Учитель: А если он идет так? (Идёт пружинистой походкой, голова вскинута).

0.- Сердце его ликует!.. Лицо освещено улыбкой, настроение хорошее.

0.- Значит у человека удачный день, всё получается.

Учитель: А теперь давайте попробуем изобразить одним жестом радостного, ликующего человека. (Дети изображают, вскинув руки к солнцу).

Учитель: А печального, скорбного? (Опускают головы, руки, как плети, или прикладывают руки к плечам).

Глядя на идущего человека, таким образом, мы можем почувствовать его внутреннее состояние, его настроение. Мы начинаем видеть не только глазами, но и сердцем. Мне пришла на память одна мысль: "Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце". Как вы понимаете ее?

0.- Сердцем можно больше почувствовать, чем головой. Иногда человек говорит, а мы чувствуем, что он лжет.

Учитель: Сейчас настройте свои сердца и постарайтесь почувствовать человека, которого вы никогда не видели, ничего о нем не читали, но который прислал нам звуковое письмо о себе.

(звучит прелюдия № 4 А.Н. Скрябина)

В.- Что вы можете сказать об этом человеке?

0.- Он пережил какие-то трагические дни в своей жизни.

0.- Он одинок, жизнь его давит, он не может подняться... Погребальный колокол звучит монотонно и давит.

Учитель: (играя третью фразу прелюдии) А пытается ли этот человек вырваться из сетей обстоятельств?

0.- Да, мелодия пытается подняться, ощутить свою свободу.

В.- Но смог ли этот человек справиться с обстоятельствами?

(в исполнении учителя звучит четвертая фраза прелюдии).

0.- Нет, он остался один.

Учитель: Молодцы! Вы ведь и вправду сердцем увидели человека. Но жизнь состоит из разных дней, о человеке нельзя судить по одному дню из его жизни. Давайте перевернём ещё одну звуковую страницу жизни композитора.

(звучит Этюд № 12 А.Н. Скрябина).

В. - Что вы можете теперь сказать об этом человеке?

 О.- Он целеустремленный, борец. Музыка рвётся вперёд. Призывная, сильная. Это мужественный человек.

В.- Если бы вы были кинорежиссёрами, какой бы фильм озвучили вы этой музыкой?

0.- С революционными событиями... Повесть о настоящем человеке... Про весенний ледоход... Прорыв человека в космос…

       Учитель: Это очень интересно. Во всех ваших фильмах есть общее - музыка озвучила бы кадры, где человек через все преграды идет к цели. Почему?

О. - В этой музыке есть порыв, стремление. Интонации драматические и героические перемешиваются. Музыка бунтует, рвётся вперёд и протестует.

В.- Да, в ней преодоление... А как вы думаете, прослушав прелюдию и этюд, какая главная черта в  характере этого композитора?

0.-Главное – он мужественный, целеустремлённый человек.

В.- Этот человек верит в победу жизни над смертью?

0.- Да.

В.- А как таких людей называют?

0.  - Оптимистами!

УЧИТЕЛЬ (читает слова Скрябина): "Оптимист - это человек, переживший отчаяние и сумевший его преодолеть". Да, мы можем назвать этого композитора – оптимистом, и эта его жизненная позиция прекрасно просматривается в прослушанных произведениях.

 В.- А как вы думаете, когда жил этот композитор?

 0.  - Во время французской революции, во время какой-нибудь войны.

УЧИТЕЛЬ: Все ваши ответы сводятся к одному: это время грядущих перемен, попытка сбросить с себя тяжесть, это «прорыв духа к свободе и жизни». Недаром этого композитора называли, как Горького, «буревестником революции».

 Имя его Александр  Скрябин!

«В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего!»

Эти слова Софокла, жившего в эпоху античности, перекликаются со словами современного поэта Юрия Энтина:

«Но ты человек, ты и сильный и смелый,

Своими руками судьбу свою делай,

Иди против ветра, на месте не стой,

Пойми, не бывает дороги простой!»

Давайте, исполним эту песню так, чтобы чувствовалось оптимистическое начало.

(Исполнение песни «Ты – человек!»)

УЧИТЕЛЬ: Близка идее нашего урока и песня на стихи Ю.  Левитанского. Ю. Левитанского – поэт-философ. Его стихи – это размышление о смысле жизни, – каково предназначение человека, каким должен быть  человек. Сегодня мне хотелось бы сделать вам подарок – дать послушать эту песню в исполнении композитора Яна Френкеля. Мне думается, что данная запись дорога нам ещё и тем, что композитора уже нет в живых.

(Слушание песни «Баллада о гитаре и трубе» в исполнении автора)

Я уже говорила, что поэзия Ю. Левитанского  – это философское размышление о смысле жизни.

В.- Как вы думаете, кого подразумевал поэт под конкретными образами гитары и трубы?

  1. – Людей с разными характерами: оптимиста и романтика.

На примере творчества Александра Скрябина мы видим, что в человеке живёт как лирическое, так и оптимистическое начало.

В.- Так какое важнее?     «Две дороги, две песни,

Две тропы, две судьбы.

И нельзя без гитары,

И нельзя без трубы!»

(Исполнение песни «Баллада о гитаре и трубе»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс тема "Преобразующая сила музыки" 2 урока (Скрябин, обобщающий))

Разработка 2-х уроков. "Творчество А.Н.Скрябина было его временем...", обобщающий урок по теме "Преобразующая сила музыки"...

Урок музыки в 6 классе по теме "Жизненная сила музыки И. С. Баха".

Урок музыки в 6 классеЦели и задачи урока:1.      Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;2....

Урок музыки в 6-м классе "Волшебная сила музыки"

Тема урока:  «Волшебная сила музыки»   Тип урока: мультимедийный, экспериментальный, проектный.   Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, проектные.   Цель...

"Мир музыки А. Скрябина".

Урок посвящён творчеству композитора Александра Скрябина. Музыкальный материал урока позволяет способствовать раскрытию значения музыки в жизни человека, и направлен на развитие осознанного восприятия...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Модель урока по музыке 6 класс "Преобразующая сила музыки Л.В. Бетховена"

Конспект урока  по проамме Д.Б. Кабалевского"Преобразующая сила музыки" 6 класс...